Программа по литературному чтению по УМК "Планета Знаний", 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Программа по литературному чтению по УМК "Планета Знаний", 2 класс
Программа содержит разделы:
1) пояснительная записка;
2) общая характеристика учебного предмета;
3) место учебного предмета в учебном плане;
4) результаты освоения учебного предмета;
5) содержание учебного предмета;
6) календарно-тематическое планирование;
7)оценочные и методические материалы;
8) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Средства обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
-Программа: Планета Знаний. Литературное чтение. Э.Э.Кац. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-Приказ Министерства образования Нижегородской области « О Базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года» от 31.07.2013г. №18/30
-Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
2.Общая характеристика учебного предмета
Изучение литературного чтения в начальной школе направленно на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи курса:
— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану 4
Количество часов в год 136
4.Результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
- внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознать (понимать) смысл прочитанного (вслух – не менее 50 слов в минуту, про себя – примерно 70 слов в минуту).
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- создавать рассказ по циклу картинок;
- рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
- выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать по ролям художественное произведение;
- сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
- придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
- создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
- участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
- находить сравнения в тексте произведения;
- определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
- определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
- выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
- определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
- выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
- самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
- планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
- находить объяснение незнакомых слов в словаре;
- находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
- задавать вопросы по тексту произведения;
- сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
- обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
5.Содержание учебного предмета
Осень пришла (12 ч)
Вспомним лето (6 ч)
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень (6 ч)
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Народные песни, сказки, пословицы (30 ч)
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины (12 ч)
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки (35 ч)
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей (32 ч)
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение (15 ч)
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
6.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела, темы урока | Дата проведения | Примечан. | ЭОР | ||||
планируемая | фактическая | |||||||
Раздел:ОСЕНЬ ПРИШЛА (12 ч) | ||||||||
1 | Вспомним лето (6 ч) Знакомство с учебником | Элек.учебник | ||||||
2 | С. П. Щипачев «Подсолнух» | |||||||
3 | И. З. Суриков «Степь» (отрывок) | |||||||
4 | И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка» | |||||||
5 | И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка» | |||||||
6 | Сравнение. О. О. Дриз «Кончилось лето» | |||||||
7 | Здравствуй, осень (6 ч) М. М. Пришвин «Полянка в лесу» | |||||||
8 | А. Н. Майков «Осень» (отрывок) | |||||||
9 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок). | |||||||
10 | К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок) | |||||||
11 | Картинная галерея И. И. Машков «Натюрморт. Камелия» | |||||||
12 | Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей и поэтов. | |||||||
Раздел: НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (30 ч) | ||||||||
13 | Песни (5 ч) Статья о песнях «Как на тоненький ледок…» (русская народная песенка) | |||||||
14 | «Ходит конь по бережку…» (русская народная песенка) | |||||||
15 | «Заинька, где ты был…» (русская народная песенка) | |||||||
16 | «Спляшем!» (шотландская народная песенка). «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки) | |||||||
17 | С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек» (английская народная песенка) | |||||||
18 | Сказки народов России (15 ч) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой. | |||||||
19 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка). Работа над сказкой. | |||||||
20 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка). Чтение по ролям. | |||||||
21 | Картинная галерея. В. М. Васнецов «Аленушка» | |||||||
22 | «Хаврошечка» (русская народная сказка) | |||||||
23 | «Хаврошечка» (русская народная сказка) | |||||||
24 | «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка) | |||||||
25 | «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка) | |||||||
26 | «Каша из топора» (русская народная сказка) | |||||||
27 | «Кукушка» (ненецкая народная сказка) | |||||||
28 | «Три дочери» (татарская народная сказка) | |||||||
29 | «Три дочери» (татарская народная сказка) | |||||||
30 | «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка) | |||||||
31 | «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) | |||||||
32 | «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) | |||||||
33 | Колыбельные песни (3 ч) «Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная) | |||||||
34 | «Нашей Любице…» (сербская колыбельная) «Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская колыбельная) | |||||||
35 | Внеклассное чтение Русский фольклор | |||||||
36 | Сказки народов мира (4 ч) «Золотая рыба» (индийская народная сказка) | |||||||
37 | «Золотая рыба» (индийская народная сказка) | |||||||
38 | «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка) | |||||||
39 | «Два ленивца» (сербская народная сказка) «Век живи — век учись» (хорватская народная сказка) | |||||||
40 | Пословицы (3 ч) Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе | |||||||
41 | Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе | |||||||
42 | Внеклассное чтение Сказки народов мира | |||||||
Раздел: ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (12 ч) | ||||||||
43 | И. С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок) | |||||||
44 | К. Г. Паустовский «Первый зимний день» | |||||||
45 | Картинная галерея А. А. Пластов «Первый снег» | |||||||
46 | С. А. Есенин «Пороша» | |||||||
47 | С. А. Есенин «Пороша» | |||||||
48 | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» (отрывок) | |||||||
49 | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» (отрывок) | |||||||
50 | Н. И. Сладков «Песенки подо льдом» | |||||||
51 | С. Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…» (отрывок) | |||||||
52 | Загадки о зиме. Проверка сформированности навыка чтения. | |||||||
53 | Загадки о зиме. Проверка сформированности навыка чтения. | |||||||
54 | Внеклассное чтение. Зима в произведениях русских писателей. | |||||||
Раздел:АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (6 ч) | ||||||||
55 | К. Д. Ушинский «Мена» | |||||||
56 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство со сказкой. | |||||||
57 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство со сказкой. | |||||||
58 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над сказкой. | |||||||
59 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над сказкой. | |||||||
60 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Инсценирование сказки. | |||||||
2-е полугодие Раздел:АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (29 ч) (продолжение) | ||||||||
61 | Братья Гримм «Храбрый портной». Знакомство со сказкой. | |||||||
62 | Братья Гримм «Храбрый портной». Работа над сказкой. | |||||||
63 | Братья Гримм «Храбрый портной». Чтение по ролям. | |||||||
64 | И. П. Токмакова «Гном» | |||||||
65 | Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок). Знакомство со сказкой. | |||||||
66 | Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок). Знакомство со сказкой. | |||||||
67 | Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок). Работа над сказкой. | |||||||
68 | Внеклассное чтение[1] Х.-К. Андерсен «Сказки» | |||||||
69 | Братья Гримм «Маленькие человечки» | |||||||
70 | А. Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Знакомство со сказкой. | |||||||
71 | А. Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Знакомство со сказкой. | |||||||
72 | А. Н. Толстой.Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Пересказ сказки. | |||||||
73 | Внеклассное чтение А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | |||||||
74 | Картинная галерея А. Муха «Плакат» | |||||||
75 | С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок». Знакомство со сказкой. | |||||||
76 | С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок». Знакомство со сказкой. | |||||||
77 | С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок». Работа над сказкой. | |||||||
78 | С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок». Работа над сказкой. | |||||||
79 | Н. Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей». Знакомство со сказкой. | |||||||
80 | Н. Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей». Знакомство со сказкой. | |||||||
81 | Н. Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей». Работа над сказкой. | |||||||
82 | Внеклассное чтение Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | |||||||
83 | Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» | |||||||
84 | Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» | |||||||
85 | Дж. Родари «Волшебный барабан» | |||||||
86 | Дж. Родари «Волшебный барабан» | |||||||
87 | С. А. Седов «Два медведя» | |||||||
88 | О. О. Дриз «Очень Высокий Человек» | |||||||
89 | О. О. Дриз «Очень Высокий Человек» | |||||||
Раздел:ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ (32 ч) | ||||||||
90 | Л. А. Мей «Баю-баюшки…» | |||||||
91 | А. Н. Майков «Спи, дитя мое, усни…» | |||||||
92 | И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег…» О. О. Дриз «Нашумелись…» | |||||||
93 | А. Л. Барто «Колыбельная» | |||||||
94 | Н. Н. Носов «Фантазеры» | |||||||
95 | Н. Н. Носов«Фантазеры» | |||||||
96 | Проверка сформированности навыка чтения. | |||||||
97 | С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?» | |||||||
98 | А. Л. Барто «Олень» | |||||||
99 | О. Ф. Кургузов «Надоело летать» | |||||||
100 | Ю. М. Владимиров «Чудаки» | |||||||
101 | Л. Н. Толстой «Косточка» | |||||||
102 | А. П. Гайдар «Совесть» | |||||||
103 | В. Ю. Драгунский «Друг детства». Знакомство с рассказом. | |||||||
104 | В. Ю. Драгунский «Друг детства». Знакомство с рассказом. | |||||||
105 | В. Ю. Драгунский «Друг детства». Работа над рассказом. | |||||||
106 | Внеклассное чтение Поэты о детях | |||||||
107 | В. А. Осеева «Волшебное слово» | |||||||
108 | В. А. Осеева «Волшебное слово» | |||||||
109 | Л. Н. Толстой «Птичка» | |||||||
110 | Л. Н. Толстой «Птичка» | |||||||
111 | Л. Пантелеев «Трус» | |||||||
112 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» | |||||||
113 | А. Л. Барто «Снегирь» | |||||||
114 | А. Л. Барто «Снегирь» | |||||||
115 | В. К. Железников «Рыцарь» | |||||||
116 | В. К. Железников «Рыцарь» | |||||||
117 | Внеклассное чтение.Рассказы о детях | |||||||
118 | А. Г. Алексин «Первый день» | |||||||
119 | А. Г. Алексин «Первый день» | |||||||
120 | С. Я. Маршак «Друзья-товарищи» | |||||||
121 | Картинная галерея .В.И. Суриков «Портрет дочери художника» | |||||||
Раздел:ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (15 ч) | ||||||||
122 | «Идет матушка-весна…» (русская народная песня) .«Призыв весны», «Сад» (русские народные песни) | |||||||
123 | «Идет матушка-весна…» (русская народная песня) .«Призыв весны», «Сад» (русские народные песни) | |||||||
124 | «Идет матушка-весна…» (русская народная песня) .«Призыв весны», «Сад» (русские народные песни) | |||||||
125 | А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок) | |||||||
126 | А. Н. Плещеев«Птичка», «Весна» (отрывок) | |||||||
127 | Картинная галерея И. И. Левитан «Март» | |||||||
128 | В. В. Вересаев «Перелетные птицы» | |||||||
129 | Административная комплексная работа. | |||||||
130 | А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…» | |||||||
131 | А. Н. Толстой «Весна» | |||||||
132 | Саша Черный «Зеленые стихи» | |||||||
133 | Л. Милева «Синяя сказка» | |||||||
134 | Л. Милева «Синяя сказка» | |||||||
135 | О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ» | |||||||
136 | Б. В. Заходер «Что красивей всего?» |
7.Оценочные и методические материалы
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
5) использование критериальной системы оценивания;
6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Не достигнут необходимый уровень | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т.п.) |
Необходимый (базовый уровень) | «3» (удовлетворительно) | Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе |
«4» (хорошо) | Выполнение читательского задания с небольшими недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию без помощи учителя, неточное знание авторов произведений по программе | |
Повышенный (программный) уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «5» (отлично) | Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат Выполнение читательского задания самостоятельно и без ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без помощи учителя, знание авторов и произведений без ошибок |
Максимальный уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5» «5» (великолепно) | Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т.п.
Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию. Все данные вносятся в таблицу с помощью знакового обозначения (+).
Мониторинг сформированности навыка чтения
учеников 2 класса за__четверть 20___- 20___учебного года
Фамилия, имя ученика | Скорость чтения (сл./мин.) | Плавность (буквенное, слоговое, целыми | Выразительность (соблюдение пауз, логических | Грамотность (правильное чтение слов) | Понимание (ответы на вопросы по содержанию) | Отметка | Примечание |
Для мониторинга индивидуального развития навыков чтения учащегося можно вести личную таблицу, которая помещается в портфолио ученика.
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________________________ | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Скорость чтения (сл/мин.) |
Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.
Итоговое тестирование проводится в конце учебного года, по вопросами, представленными в учебнике. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.
Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:
• индивидуальную динамику развития скорости чтения;
• индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
• индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
• индивидуальную динамику развития понимания текста;
• индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т.п.
Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетв.) | «2» (неудовлетв.) |
Контрольное чтение | Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев | Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющими на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы | Послоговое чтение либо плавное чтение с серьезными нарушениями литературных норм, влияющими на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя | Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию |
Тестирование | Безошибочное выполнение всех заданий | Безошибочное выполнение более 80 % заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях (неполный или неточный ответ) | Безошибочное выполнение более 50 % заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях | Безошибочное выполнение менее % процентов заданий |
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.
Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик.
Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа.
1. Выразительное чтение.
2. Объяснение новых слов.
3. Связный, выразительный пересказ/чтение наизусть.
4. Ответы на вопросы по содержанию.
5. Ответы на вопросы на понимание смысла.
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
1. Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
2. Разнообразие источников информации.
3. Выразительный устный рассказ.
4. Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
5.Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Проверочная диагностическая работа проводится после изучения каждой темы. Каждая диагностическая работа состоит из основной и дополнительной части. Все задания позволяют установить уровень овладения общеучебными умениями после изучения конкретной темы курса: навыками осознанного чтения, умением работать с художественным текстом, понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно учиться и формироваться как «грамотные читатели». Использование конкретной диагностической работы после освоения определённой темы позволяет проследить динамику формирования предметных навыков, необходимых для всего процесса обучения по предмету «Литературное чтение».
Техника и навыки чтения:
— скорость чтения про себя отрывка из художественного текста;
— умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в задании;
— сформированность навыка поискового, выборочного чтения. Навыки работы с художественным текстом и информацией:
— умение вычленять ключевую информацию и интерпретировать её;
— умение выявлять и анализировать средства выразительности. Навыки понимания художественного текста:
— умение выявлять авторскую позицию в художественном произведении;
— сформированность начальных представлений о литературном жанре;
— сформированность нравственного сознания и чувства, способность осознать свои мысли, переживания;
— сформированность коммуникативных навыков: умение в письменной форме кратко ответить на поставленный вопрос.
В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности следующих способов учебных действий и понятий:
Задание 1.1 проверяет умение соотносить художественный текст с конкретным писателем.
Задание 1.2 проверяет умение определять основную тему текста.
Задание 1.3 проверяет умение определять жанр художественного произведения, находить сходства и различия разных жанров.
Задание 1.4 проверяет умение учащегося выделять слова автора, героев, описание пейзажа, внешности персонажей, их поступков, бытовые описания.
Задание 1.5 проверяет умение определять отношение автора к героям, событиям.
Задание 1.6 проверяет умение работать со словарём, подбирать соответствующие по смыслу синонимы и антонимы к словам, объяснять значение устойчивых сочетаний и оборотов речи.
Задания основной части строятся на основе работы с фрагментом художественного произведения.
В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую степень сложности. Они соотносятся с планируемыми результатами учащегося, формируемыми при изучении предмета «Литературное чтение»:
Задание 1.7 проверяет умение различать прозаический и поэтический текст.
Задание 1.8 проверяет умение сопоставлять и описывать различные объекты и процессы.
Задание 1.9 проверяет умение находить в тексте и грамотно анализировать средства выразительности: сравнения, метафоры.
Задание 1.10 проверяет читательский кругозор третьеклассника, уровень сформированности собственного читательского опыта.
Работа над этими заданиями требует от учащегося более вдумчивого проникновения в художественный текст.
Все умения, проверяемые в основной и дополнительной части работы, оцениваются по указанной диагностической шкале, которая есть после каждой части любого варианта работы:
10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||
Выполнение каждого задания фиксируется учителем в процентном отношении, потом общее число суммируется и делится на количество заданий. Таким образом, учитель получает итоговый результат, который переводит в оценку:
0% — 10% выполненного задания — « »
10% — 45% выполненного задания — «2»
50% — 65% выполненного задания — «3»
65% — 80% выполненного задания — «4»
80% — 100% выполненного задания — «5»
Нормы оценки взяты из письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Диагностические и контрольно-измерительные материалы.
При осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся используется:
Литературное чтение: Проверочные и диагностические работы: 2-ый класс: к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение» / Э.Э.Кац, Н.А.Миронова. – Москва: АСТ, Астрель, 2013
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Средства обучения и воспитания.
Учебно-наглядные пособия | Портреты писателей |
Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства | Интерактивная доска SMARTBoard 680 Проектор Компьютер : i5-3470)/4GB/500GB/DVDR/WNVGT 620(1024)/21.5226V3LSB25/kb/ms/ колонкиSPS-611S\Win7HB Интерактивная система голосования TRIUMPHTBVotingRF 500 пульты с дисплеями, программное обеспечение Документ-камера AverVision (F30) Принтер EPSONL 800 |
Печатные образовательные ресурсы | Программа курса «Литературное чтение» 1-4 классы Кац Э.Э. М.: АСТ. Астрель; 2011. Стандарт начального образования по литературному чтению. Примерная программа начального образования по литературному чтению. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Э. Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. |
Электронные образовательные информационные ресурсы | 1.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2.planetaznaniy.astrel.ru 3. "Детские презентации" viki.rdf.ru 4.Компакт-диск к учебнику Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению содержит в себе тип урока, виды контроля, используемые технологии. Программа создана на основе авторской Э.Э. Кац...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...
рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 2 класс
По требованиям ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 2 класс
По требованиям ФГОС...
Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...
Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...