К изучению темы "Устное народное творчество"
статья по чтению (1, 2, 3 класс)

Шурмина Екатерина Александровна

Материал может быть использован учителем на уроках изучения темы "Устное народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_izucheniyu_temy_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Шурмина Екатерина Александровна

Учитель начальных классов

ГБОУ школа № 599 Приморского района

г.Санкт-Петербурга

К изучению темы «Устное народное творчество»

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его.

Чем лучше мы будем знать прошлое,

тем легче, тем более глубоко и радостно

 поймем великое значение

творимого нами настоящего».

А.М. Горький

        Из произведений русского народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далеких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему они стремились и с чем боролись.

        Произведения устного художественного творчества создавались всем народом. Народные песни и сказки не могли складываться сами собой, без авторов. Каждая сказка и песня в основе своей создавались каким-нибудь одним первоначальным певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение безвестного поэта из народа бывало удачным, художественным, правильно передавало народные мысли и чувства, оно тотчас же подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста.

        По дороге случалось, что-то или иное место в песне или в сказке менялось, исполнитель мог забыть какое-нибудь слово или ему казалось, что одно место надо рассказать подробнее, а другое сократить. И поэтому пел песню и рассказывал сказку каждый по-своему, как помнил, как хотел. И катилась песня или сказка все дальше, изменялась и украшалась в устах каждого исполнителя.

        О сказке (песне) прошедшей такой путь, мы говорим: «Она – народная, потому что множество исполнителей внесло в нее что-то свое, освоило ее как родную.

        «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, былины, сборники песен, - советовал А.М. Горький. - Вникайте в прелесть простонародной речи, в строение фразы в песне, в сказе… Вы увидите тут поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя-тремя словами».

        Вот почему мы изучаем народное творчество.

        Большой раздел русского народного поэтического творчества носит название народной календарной поэзии. Это те песни, обряды, поверья, которые издавна были связаны с земледельческим календарем наших предков.

        В каждое время года у наших предков были свои заботы, свои обязанности и даже свои взаимоотношения с природой. Они думали, что с природой можно общаться, договариваться, что на нее можно воздействовать и подчинить ее себе не только силой труда, но и силой слова.

        Весна, весна красная!

        Приди, весна, с радостью, радостью,

        С великою милостью, со льном высоким,

        С корнем глубоким,

        С хлебом обильным!

        В древнем крестьянском быту из года в год устраивались торжественные праздники в честь зимы, весны, лета и осени. На этих праздниках пелись песни, водились хороводы, разыгрывались игры.

        По старинным поверьям, день 9 марта считался днем прилета жаворонков – первых весенних птиц.

        Во многих деревнях ребятишки собирались гурьбой, приносили с собой птичек-куликов, печенье из теста, привязывали их к высоким палкам, чтобы птичка качалась на ветру, и пели песенки:

- Весна, весна,                                Летел кулик

На чем пришла?                                Из-за моря.

- На жердочке,                                Принес кулик

На бороздочке,                                Десять замков.

На овсяном колосочке,                        Кулик, кулик,

На пшеничном пирожочке,                        Замыкай зиму,

А мы весну ждали,                                 Замыкай зиму,

Клочки допрядали.                                Отпирай весну,

                                                        Теплое лето…

        Для нас календарная поэзия и ее обряды давно уже стали пережитком, игрой, и в эту игру сегодня играют только ребятишки.

        Радуга-дуга,

        Не давай дождя,

        Давай солнышко

        Колокольчику.

        Так пели раньше маленькие дети, прыгая после дождя по мокрой деревенской улице, а ведь раньше этой песней крестьяне требовали ясной погоды для зреющего урожая.

        Мы знаем, что Снегурочка, Весна, идущая по полям и оживляющая землю, говорящие птицы, волшебные травы и цветы – это вымыслы народной фантазии. Но в этих вымыслах много поэзии, прекрасной, глубокой.

        Недаром древние календарные песни и обряды интересовали величайших русских поэтов, художников, композиторов: Римского-Корсакова, Чайковского, Пушкина, Гоголя, Некрасова и многих других.

        Изучая «Сказку о царе Салтане…», можно рассказать детям сказку про царевича Нехитера-Немудера и сравнить, что общего в этих сказках. А как много дало А.Пушкину для его творческого развития общение с няней и местными крестьянами! Но послушаем эту сказку!

        «Жили в некотором царстве царь с царицей и с сыном Иваном-царевичем. Пошел Иван-царевич гулять и встретил трех девиц. Одна обещала ему тремя калачами весь город накормить; другая – вышить ему чудесный платок семью разными шелками, семью разными иглами, такой платок, чтобы на одном углу было красно солнце со лучами, со алыми со зорями, на другом – светел месяц со звездами, со небесными лунами, на третьем – сине море со волнами, на четвертом – корабли со белыми парусами. А третья сестра обещала, что родится у нее царевич Нехитер-Немудер – руки по локоть в золоте, ноги по колена в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звезды рассыпаются, уши зорькой замыкаются.

        Женился Иван-царевич на третьей сестре, родился в его отсутствие маленький царевич, а злые тетки заколотили его с матерью в бочку и пустили по волнам во синее море…

        Вот царевич с матерью вышли на берег, построили дворец м начали в нем жить. Появились на их острове чудеса: золоторогий баран, волшебная корова, которая вместо молока давала крупный жемчуг, да семь молодцов-богатырей, исполнявших все приказания царевича и царицы. Проезжие корабельщики донесли Ивану-царевичу об этом дивном острове. Сел Иван-царевич на ковер-самолет, прилетел к жене и к сыну. Зазвонили колокола, загрохотали пушки. Счастьем и торжеством окончилась чудесная сказка. Женился царевич Нехитер-Немудер на царевне Милолике, и зажили они так, что ни в сказке сказать, ни пером описать,- пили пиво солодовое, ели пряники медовые, калачами сахарными закусывали».

        В старой деревне сказки умели рассказывать многие. Были и мастера-сказочники, которые знали немало народных сказок и умели передавать их интересно, талантливо, художественно. Имена особо талантливых рассказчиков славились по деревням. Обычно это были нищие старики и старухи. Они получали подаяние за свое искусство.

        Хорошие сказочники еще в детстве усваивают свои сказки от родителей или других старших родственников. Самых талантливых сказочников знает вся страна.

        Обычно принято считать, что сказка – это отдых, развлечение. Но умная и глубокая народная сказка не только развлекает и веселит, в сказках русского народа издавна отражались свои наблюдения над жизнью, свои думы, чувства и надежды. Сказки учили и воспитывали, заставляли задумываться над сложными вопросами жизни. Народная сказка учит тому, каким должен быть человек.        

        Кроме сказок, песен, живут в народе пословицы и поговорки. В них обобщение, житейская мудрость, выработанная веками и закрепленная в краткой, меткой словесной форме. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» - так говорили предки, приписывая пословице важное значение как выразительнице народной мудрости. Уже в

Х в. Русь знала пословицы и поговорки. Много русских пословиц и поговорок сложилось в крестьянской и рабочей среде.

        Пословица судит о человеческом достоинстве, недостатках, острым словом клеймит злых, жадных, завистливых, утверждает правду, честь, мужество, дружбу. Глубокая жизненная философия народа улеглась в коротенькие изречения – пословицы, оттачивавшие веками свою мысль, свой точный, острый, меткий язык.

        Тысячи русских народных пословиц раскрывают нам духовный мир, идеалы, взгляды на жизнь наших предков.

        Еще в глубокой древности, вероятно, еще раньше, чем пословицы, возникла и другая «мелкая» разновидность народного поэтического устного творчества – загадки.

        Русские загадки очень разнообразны и по содержанию, и по происхождению.

        В основе древнейших загадок лежало желание человека познать мир, объяснить себе явления природы. Гром, молния, дождь, радуга, звездное небо, ветер – все это было непонятно, пугало или радовало человека своим величием, всему этому нужно было найти какое-то объяснение. И пытливый ум человека старался в художественных образах представить себе сущность всех этих явлений.

        Сегодня загадка служит для развлечения, для веселой игры ума. Но в древности роль загадки, была гораздо более серьезной. Сведения об этом сохранили другие произведения народного творчества – мифы и сказки, судя по которым решение загадок было когда-то испытанием мудрости человека и могло иметь значение для сохранения его жизни в минуты опасности. Часто загадка выступала в качестве способа существования. Так, один из мифов Древней Греции рассказывает, что когда-то на проезжей дороге, неподалёку от греческого города Фивы, поселилось на скале страшное чудовище – Сфинкс. Он задавал загадки всем, кто приближался по дороге к городу, и тех, кто не мог разгадать их, пожирал. Это наказание было послано Фивам за то, что горожане чем-то прогневали бога Зевса.

        Подножие скалы Сфинкса было усеяно человеческими костями. Вся страна была в трауре, всюду царило горе и раздавался плач по погибшим.

        Но мудрый юноша по имени Эдип не побоялся сразиться со Сфинксом. Он подошел к скале, и Сфинкс задал ему загадку:

        - Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?

        - Человек, - отвечал Эдип. – В младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на палку.

        Посрамленный Сфинкс кинулся со скалы в море и утонул. Так мудрый человек победил чудовище.

        Этот мир родился в Древней Греции. Но во многих русских народных сказках тоже рассказывается о том, что герой или героиня разгадывают загадку (иногда даже три, одну за другой) и получают в награду жениха, невесту, целые царства и другие желанные сокровища. Из таких сказов и мифов можно понять, что когда-то в старину загадке придавалось гораздо большее значение, чем сегодня, и что она была не только средством развлечения, но и средством существования.

        Но хотя в наши дни за разгадывание загадок не полагается обычно никаких материальных наград, веселую, занимательную загадку знают и любят повсюду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план организации деятельности творческой группы по изучению народного творчества (2011-2012 г. г.)

Планирование работы на год творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....

Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"

Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"...

Формирование духовно-нрвственных ценностей у детей посредством изучения народного творчества на занятиях дополнительного образования МБОУ НШ "Перспектива"

Презентация пректа "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей посредством изучения народного творчества на занятиях дополнительного образования МБОУ НШ "Перспектива""...