Работа над эпическим стихотворением в начальной школе
статья по чтению

Людмила Поздеева

Статья рассказывает о некоторых приемах и формах работы с эпическим стихотворением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.18 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над эпическим стихотворением в начальной школе

Под эпическим стихотворением мы понимаем стихотворение с наличием сюжета. В центре эпического стихотворения находятся образы-персонажи (например, в стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова присутствует образ солдата). Анализ такого стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие характеров действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Также эпическое стихотворение можно разделить на части, составить по нему план, подготовить пересказ.

Особую роль при работе над эпическим стихотворением занимает словарная работа. Учащиеся дома подготовились к выразительному чтению стихотворения, поработали с трудными словами для понимания, и урок можно начать с того, чтобы ученики разбили предложенные слова на группы. В этот словарный ряд войдут слова из стихотворения, а также слова, сходные по тематике со словами из стихотворения, но не входящие в него. Потом можно предложить для работы в парах карточку, в которой учащиеся соотносят слово и изображенный предмет или явление из стихотворения. Согласитесь, что соотнести слова «картечь, лафет, кивер, бивак, булат, сеча, улан, драгун, редут» с изображениями не так-то просто. Слова, которые вошли в другую группу, могут быть материалом для использования в домашнем задании. Например, это могут быть слова из стихотворения по сходной тематике, но автор принадлежит другой исторической эпохе.  

Важное место при работе над эпическим стихотворением занимает работа с отрывком или эпизодом. Особенно это эффективно, если именно анализируемый отрывок учащийся знает наизусть. Учителю необходимо записывать на доске опорные слова, словосочетания, которые звучат во время анализа произведения и раскрывают тему урока. В дальнейшем зафиксированный на доске материал учащийся сможет использовать на уроке при создании письменного ответа на вопрос. Следует обратить внимание, что при анализе эпического стихотворения конечным результатом должен быть продукт, например,  как я уже отметила ранее, письменный ответ на вопрос, который учащиеся создают по алгоритму(тезис, аргумент, пример). Это может быть и рисунок, и аппликация, и сочинение-миниатюра. Хочется отметить, что так называемый продукт нужно создавать на уроке, не рекомендуется предлагать создание продукта в качестве домашнего задания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

В статье раскрыты особенности работы над лирическим стихотворением в начальных   классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Дан план-конспект урока чтения в 3 классе по теме: Стихо...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Стихотворения о начальной школе

Школьные годы одни из самых лучших. А время учебы в начальных классах одно из самых беззаботных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14794207","attributes":{"alt":"","class":"media-...

Работа с лирическими стихотворениями в начальной школе.

Лирические стихотворения входят в круг чтения ребёнка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт К.И.Чуковский пишет: «Среди нас миллионы существ, которые все до единого пламе...

Работа с лирическими стихотворениями в начальной школе.

            Лирические стихотворения входят в круг чтения ребёнка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт К.И.Чуковский пишет: «Среди н...

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания в методически...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА

Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...