Работа с лирическими стихотворениями в начальной школе.
методическая разработка по чтению
Лирические стихотворения входят в круг чтения ребёнка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт К.И.Чуковский пишет: «Среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие… Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_liricheskimi_stihotvoreniyami_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»
Работа с лирическими стихотворениями в начальной школе.
Выполнила: учитель начальных классов:
Мурсалимова Надежда Ивановна.
Лирические стихотворения входят в круг чтения ребёнка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт К.И.Чуковский пишет: «Среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие… Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».
Став учеником начальной школы, ребёнок часто теряет эту природную тягу к ритмично звучащей речи. Чтобы этого не произошло, учитель должен открыть юному читателю новые грани любимых стихов, не разрушая при этом естественного интереса ребёнка к поэзии. Необходимо помнить, что многие стихотворения, которые включены в круг классного чтения в школе, знакомы ребёнку с детства. Поэтому учитель должен не повторять уже пройденный материал ребёнком путь первичного «узнавания» стихотворений, а расширять и углублять его эстетические представления о поэзии, формируя тонкого ценителя и благодарного слушателя отечественной классики.
Каким образом расширять представления младших школьников о поэзии? Приобщая младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики.
Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души. Поэтому основное содержание лирики – это лирическое переживание лирического героя, т. е. его мысли, чувства, настроения.
Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературного чтения в начальной школе.
На что учителю нужно обращать внимание при работе с лирическим текстом?
Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощённым в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приёмы.
- Обратиться к жизненному опыту детей.
- Активизировать их личные переживания.
- Настроить эмоции детей с помощью творческих заданий.
- Рассказывать о собственном отношении к этому произведению.
- Рассказывать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, нежная дружба, верность, ностальгия и т. д.).
- Рассказывать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родителями, предательство друга и т. д.)
Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. По возможности его лучше читать наизусть самому учителю либо заранее подготовленному ученику. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто это принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом идёт «вхолостую».
В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается ученик, используется приём так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчёркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения – значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя.
Исходя из этого учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного содержания лирического текста – чувств, переживаний, размышлений лирического героя.
Для решения этих задач учитель может активно использовать такие методические приёмы, как словесное и графическое рисование, а также он не должен забывать о таких вопросах, как:
«Какие чувства отражены в этой картине?»
«Какое настроение передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра и т. д.)?»
«Каким настроением проникнут образ берёзки (черёмухи, грозы и т. д.)?»
«Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этим картинам природы?»
С какими трудностями встречается учитель при работе с лирическими произведением?
Назовём наиболее характерные из них. Они связаны со сложностью восприятия лирического текста детьми.
Для читателя младшего школьного возраста художественные исследования невидимых и тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте ребёнок ещё не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира. Эта способность начинает формироваться лишь в период отрочества со становлением самосознания.
Однако работа с лирическими произведениями во многом помогает преодолеть инфантилизм восприятия и понимания человеческого «я», развивать у школьников способность к рефлексии, к проникновению в тайны глубины человеческой души. Лирика как род литературы является оптимальным художественным материалом, развивающим у читателя эту важнейшую человеческую способность.
Другая трудность при работе с лирикой связана с ограниченностью лексики учащихся, выражающей человеческие эмоции и настроения. Поэтому при анализе лирических произведений учащиеся могут прибегнуть к помощи «Словаря настроений». Это методическое открытие Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской можно использовать при работе в любой образовательной системе, поскольку оно помогает читателю как осознать, так и вербализовать те эмоционально-эстетические переживания, которые возникают при чтении лирики, но которые не всегда находят у ребёнка адекватное воплощение в слове.
При анализе пейзажной лирики особую сложность дл юного читателя представляет необходимость воспроизведения в собственном сознании картин природы. Для того чтобы этот процесс был более продуктивным, учитель должен заботиться о постоянном накоплении и расширении зрительных, слуховых, эмоциональных впечатлений младших школьников. Этому способствуют и непосредственное знакомство детей с явлениями природы на прогулках и экскурсиях, и анализ произведений смежных искусств (живопись, графика, музыка) на уроках музыки и изобразительного искусства. Внимательный зритель и слушатель чаще всего становится и вдумчивым читателем. Одним из самых трудных моментов в восприятии и осмыслении лирического текста является необходимость «расшифровки» условных поэтических средств , с помощью которых и творит художник слова. Для учащихся и для учителя начальной школы первостепенную значимость имеют лексические средства выразительности художественной речи, поэтому и остановимся на этой теме более подробно.
Как работать с выразительными средствами языка лирических произведений?
Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Тропа – это слова, употреблённые в переносном значении. Часто ученику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.
К тропам относятся следующие лексические средства.
- Эпитет, или художественное определение.
- Сравнение, или сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить из них с помощью другого. В сравнении обычно используются слова «как», «как будто», «словно».
- Метафора, или скрытое сравнение, в котором присутствует только второй член сравнения, т.е. то явление, с которым сравнивается. Первый член сравнения подразумевается, не называется. Слова «как будто», «как», «словно» обычно отсутствуют.
- Олицетворение, разновидность метафоры, с помощью которого неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.
- Аллегория, или иносказание, т.е. изображение отвлечённого понятия через конкретные образы и предметы.
- Метонимия, сближение понятий по смежности.
- Гипербола, или художественное преувеличение.
- Литота, или художественное преуменьшение.
Все эти лексические средства усиливают эмоциональный смысл художественных образов. Помимо этого, именно сравнения, эпитеты, метафоры возбуждают у читателя художественные ассоциации, открывая тем самым невидимые прежде отношения между различными сторонами и явлениями жизни.
Основные задачи работы с лирическим стихотворением в начальной школе.
- Расширять литературный кругозор школьников за счёт образцовых произведений русской классической поэзии XIX века.
- Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.
- Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукозапись, контраст) и их роль в художественном произведении.
- Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.
- Совершенствовать выразительность чтения.
Литература
- Актуальные проблемы методики обучению младших школьников / Под ред. М.С. Васильевой и др. М., 1994.
- Кудина Г.Н., Мелик-Пашаева А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1998.
- Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие / Урал.гос.пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
В статье раскрыты особенности работы над лирическим стихотворением в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Дан план-конспект урока чтения в 3 классе по теме: Стихо...
Особенности анализа лирических текстов в начальной школе
Основные подходы к анализу лирики в начальной школе (с практической частью)...
ДЕКАБРЬ 2016 г. План работы над лирическим стихотворением.
План работы над лирическим стихотворением....
Стихотворения о начальной школе
Школьные годы одни из самых лучших. А время учебы в начальных классах одно из самых беззаботных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14794207","attributes":{"alt":"","class":"media-...
Работа с лирическими стихотворениями в начальной школе.
Лирические стихотворения входят в круг чтения ребёнка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт К.И.Чуковский пишет: «Среди н...
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания в методически...
Работа над эпическим стихотворением в начальной школе
Статья рассказывает о некоторых приемах и формах работы с эпическим стихотворением...