ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по чтению
Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания в методических пособиях, различные рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня надо уделять много внимания. Об этом свидетельствуют требования ФГОС, рекомендации и указания психологов.
В настоящее время педагоги не уделяют достаточного внимания выразительному чтению. Это объясняется, прежде всего нехватке времени на уроке чтения.
Стоит обращать внимание как на внутренний мир героя, переживания человека так и на картины природы.
Надо формировать у учащихся видеть зависимость между главной мыслью и выразительным звучанием художественного произведения.
Особенность стихотворной речи - ее повышенная эмоциональность. В стихотворениях предметом изображения становятся переживания. Учитель проверяет возникшие впечатления детей.
Работу нужно начинать с подготовки детей к чтению лирического произведения. На первом этапе настраиваем ребят на анализ текста, вызываем представления образов и картины стихотворения, знакомим с автором, выясняем значения новых и труднопроизносимых слов.
Теперь можно приступить к первичному осознанному чтению (комбинированное чтение, прослушивание текста, выразительное чтение стихотворения учителем, самостоятельное чтение про себя). Необходимо использовать беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей. Учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность на основе текста художественного произведения. Этому содействует выразительное чтение лирического произведения. Главная цель учителя - добиться того, чтобы учащиеся овладели, почувствовали его верные интонации.
Процесс творческой работы над стихотворением затрудняется тем, что дети имеют ограниченный словарный запас, пассивный словарь, недостаточно у них развита связная речь и затруднены процессы обобщения. [1,79]
Обучение выразительному чтению стихотворения – это прежде всего процесс поиска верной интонации, темпа, тембра и мелодики речи. Это процесс длительный, творческий и сложный, так как интонация рождается на основе глубокого понимания содержание текста.
Обязательным условием обучения выразительному чтению произведений выступает соотносящийся с его природой набор особых дидактических средств. Известно, что лирика как род художественной литературы имеет совокупность отличительных качеств, связанных с особенностями отражения действительности через призму личностно-эмоционального восприятия ее автором. Следовательно, конечный результат обучения выразительному чтению стихов в большой мере зависит от того, насколько полно и осознанно усвоят учащиеся содержание прочитанного.
Первой и самой главной отличительной чертой стихотворного произведения является его особое построение. Мы видим, что столбик, которым располагаются стихи, сразу ориентируют ученика на поиск ритма и рифмы. Поэтому, увидев всего часть, а иногда и строфу, дети готовы продолжать чтение в ритмическом режиме. Для того чтобы дальнейшее чтение не нарушило цельность воспринимаемого стихотворения, каждая стихотворная строка (стих) пишется отдельно. Такое расположение стихотворных строк у начинающего читать, при условии читать вслух, вызывает закономерный вопрос: нужна ли остановка при переходе от одного стиха к другому или же правильно читать безостановочно?
Часто стих - отдельное предложение. Законы членения звучащей речи предполагают паузу в конце предложения. Остановка после чтения стиха обязательна. Однако гораздо чаще стих равен фразе, а одной из ее частей – такту, которая может не только иметь логическую самостоятельность, но и оформляться синтаксически-пунктуационно и интонационно. [2,156]
Иногда встречается и такой стих, который ни равен ни фразе, ни такту, а является лишь фрагментом, отрывком такта. Этот стих характеризуется смысловой и синтаксической открытостью, так как конец его не совпадает с границей такта. Как же должен поступить читающий при совпадении и несовпадении границ стиха с тактовыми границами?
При чтении строфы, которая совпадает с тактом, является целостным синтаксическим и интонационным единством, остановка так же необходима, как и в случае совпадения стиха и фразы. Следовательно, читая такие стихи, мы, подчиняясь закономерностям звучащей речи, не можем перейти к чтению следующего стиха на «едином дыхании», не выдержав паузу. В противном случае чтение может превратиться в бессмысленное «озвучивание» текста.
Бес паузное чтение противоречит природе стихотворной речи, разрушает ее основу – ритмикоинтонационную мерность. Значит, и при переносе, т.е. при несовпадении членения стихотворения на стихи с членением синтаксическим и интонационным, пауза после каждого стиха необходима.
Играя роль «держателя» ритма, указывая размер стиха, пауза после стиха имеет еще и психологическое обоснование. Время короткой остановки после чтения каждого стиха дает возможность и читающему, и слушающим представить себе и пережить то, о чем говорит поэт. [4,286]
Значит, обучая учеников выразительному чтению лирики, нужно показывать им своеобразие речи и написание стихотворных произведений. И самое важное, надо научить умению соблюдать паузу после стихотворной строки. Формирование этого умения надо начинать с 1 класса, систематически отрабатывая его на последующих этапах.
Список использованной литературы:
- Забусова Е.И., Толмачева В.В. /[Текст]. Особенности выразительного чтения стихотворений в начальной школе// Журнал символ науки. 2020. №1
- Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик–Пашаев А.А. /[Текст]. Как развивать художественное восприятие у школьников М.: Просвещение. 1988. – с.79.
- Леонтьев А.А. /[Текст]. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – 156с.
- Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. /[Текст]. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. –378 c.
- Майман Р. Р. /[Текст]. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению // Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977. –286с.
- Малкова М.Н. /[Текст]. Выразительное чтение как средство осмысления литературного произведения // Уроки литературы и проблемы литературного развития учащихся / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 1974. – С. 286.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 57. Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений (4 класс. Чуракова Н. А.)
История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный ист...
Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"
В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения....
Правила выразительного чтения стихотворения
Памятка для учащихся. Правила выразительного чтения стихотворений....
Статья «Выразительное чтение стихотворений»
Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они пронесут через всю свою жизнь и смогут передать другим. А заслуга учителя в этом будет оч...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"
Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС "Гармония" на тему: Ладонщиков "Скворец на чужбине"...
Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения
Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения...