Урок тлитературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).
Цель: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; относить произведения к жанрам по определённым признакам; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Технологии: Проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов.
Форма организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в паре.
Тип урока: урок знакомства с новым произведением.
Оборудование: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс, фрагменты произведений В. Моцарта, фрагмент мультфильма «Маленький Моцарт», методические рекомендации, презентация Power Point.
Планируемый результат | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
1. Развить умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | 1. Развить умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Уметь работать в паре и в группах. | 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Уметь работать по предложенному учителем плану. |
Этапы урока | Содержание этапа |
I.Организационный момент II. Мотивация к учебной деятельности | -Послушайте стихотворение. (Ученик читает наизусть стихи Юрия Визбора.) Наполним музыкой сердца! Устроим праздники из буден! Своих мучителей забудем, Вот сквер – пройдёмся до конца. Найдём любимейшую дверь, За ней – ряд кресел золочённых, Куда с восторгом увлечённых Внесём мы тихий груз Своих потерь. Какая музыка была, Какая музыка звучала! Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала. - Почему в начале урока прозвучали именно эти поэтические строки Юрия Визбора. (Название раздела «Наполним музыкой сердца») - Наш урок будет посвящён теме «Наполним музыкой сердца» (слайд 1), а эпиграфом к уроку – слова Паустовского «Музыка- это зеркало гения»(слайд 2) - Прослушайте фрагмент музыкального произведения.(В.А.Моцарт Менуэт-ля мажор) - Что вы представили, когда слушали музыку? - Композитором данного музыкального произведения является Вольфганг Амадей Моцарт. (слайд 3) - Как вы думаете, кто помог маленькому Моцарту стать знаменитым композитором? (Родители, учитель) - Узнать об этом нам поможет сегодня произведение Геннадия Цыферова. (слайд 4) - Вспомните произведения Г. Цыферова. (Выставка книг) (слайд 5) -Г. Цыферов очень любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить (а может и не сочинить) маленькие сказки о детстве В. А. Моцарта. -Сегодня мы перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем тайну запечного сверчка. |
III.Работа с текстом до чтения | - Прочитайте заглавие текста на стр. 146. -Какова тема урока? (предположения детей) (слайд 6) - Кто из вас видел сверчка? Кто слышал его песню? – Кто такие сверчки? ( … ) – Послушаем, что узнал о сверчках ваш одноклассник. (Слайд 7) - Где живёт этот сверчок? (За печкой) - Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите?(Мальчика и сверчка) - Чем занимается сверчок? (Играет на скрипке) -Что же это за инструмент? (слайд 8) Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями». - А кто этот мальчик? -Мальчик этот наш современник?(Нет. У него парик. Это XVIII век.) Может это быть маленький Моцарт?(Да) - Какое произведение по жанру мы будем читать (рассказ или сказку)?(Сказку) - Докажите своё предположение.( Сверчки не играют на скрипке.) - Прочитайте ещё раз заглавие. - Какой вопрос вы хотите задать автору? (Какую тайну скрывает сверчок?) - Как вы сами ответите на этот вопрос? (предположения детей) - Проверим наши предположения, прочитав данный текст. - Сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт (слайд 9) |
IV. Работа с текстом во время чтения | - Прочитайте ключевые слова. (Слайд 10) Зальцбург маэстрино волшебная скрипочка Сверчок Знаменитый музыкант - Лексическое значение, каких слов непонятно? Почему слово Зальцбург написано с большой буквы? В какой стране находится этот город? Маэстрино -Прочитаем из толкового словаря значение слова маэстро (слайд 11 ) Догадались, кто такой маэстрино? - Опираясь на ключевые слова, иллюстрации предположите, о чем будет произведение? Чтение вслух «Небольшого вступления» по абзацам, комментарии по ходу чтения. После чтения 1-го абзаца: работа над выразительностью. - С какой интонацией можно прочитать второе предложение? (Торжественно, либо мечтательно ) -Кто из вас был на концерте классической музыки? -Хотите побывать на концерте Моцарта? Звучит запись «Маленькой ночной серенады» (фрагмент) Моцарта. - Что представили? - Что представил автор мы сейчас узнаем. После чтения 2-го абзаца. Рассказ о городе Зальцбурге (рассказ ученика) (слайд 12,13) Музыкальное сопровождение «Фантазия К397»(фрагмент) - Представим себя на улицах Зальцбурга в 18 веке. В те дни он был столицей маленького княжества. Зальцбург – это один из живописнейших уголков Австрии с великолепными садами, дворцами, соборами, расположенными среди пышной зелени альпийских предгорий, на реке Зальцах. Но самым замечательным в этом городке было то, что жители Зальцбурга были очень общительными, весёлыми людьми. Они хорошо играли на музыкальных инструментах, пели, плясали. Поэтому в самой Австрии Зальцбург называли не городом, а музыкальной шкатулкой. Именно в Зальцбурге 27 января 1756 г. родился Вольфганг Амадей Моцарт. После чтения 3-го абзаца. - Что за бутафорское оружие? (Ненастоящее) – Какие запахи и звуки наполняли ночной Зальцбург? После чтения 4-го абзаца. – С кем автор сравнивает музыку? (С живым существом) - Какое слово нужно обязательно вставить в ключевые слова?(Музыка) (Слайд 14) - Какие слова подтверждают мысль о бессмертии прекрасной музыки? (-Спустя столетия помогает вспомнить то, что было раньше) После чтения 5-го абзаца - Что возродила музыка у автора? (Надежду, воспоминание) Чтение части до конца. - Кого вспоминает автор, слушая музыку? – Прочитайте строки, которые помогают нам представить маленького Моцарта? - Почему мальчик сравнивается с веточкой вербы? – Что мы будем читать – сказку или рассказ? Почему? (и сказка, и быль, рассуждения) Чтение главы «О сказочной тайне маленького Моцарта». 1. До чтения. Когда родился Вольфганг Амадей Моцарт, его отец, скрипач Леопольд Моцарт задумался: « А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплётчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст своё сердце музыке». Так и случилось, он стал музыкантом. Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать? Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна? Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов. а) Демонстрация фрагмента мультфильма «Маленький Моцарт» б) Инсценировка учениками диалога Моцарта и Сверчка. – С кем встретился маленький Моцарт? – Что вас удивило в их диалоге? - Каким мы увидели маленького Моцарта? ( Маленький, вежливый, восторженный, немного рассерженный и смущённый) - Какой сверчок? (Настойчивый, мудрый) в) Словарная работа. - Перед тем как начать читать, разберём слова из текста, которые могут оказаться для вас непонятными.(Слайд 15) 2. Самостоятельное чтение. –Сейчас вы самостоятельно прочитаете 1-ю сказку «О сказочной тайне маленького Моцарта» и попробуете найти ответы на следующие вопросы: 1) Сколько лет было Вольфгангу? 2) О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка? 3) С какой трудностью встретился маленький Моцарт? 4) Какую тайну открыл Сверчок Моцарту? - Почему именно ему? - Почему так важно иметь сердце? Физминутка для глаз «Веселый огонек» (лазерный огонек на стене) |
V. Работа с текстом после чтения | Маленький Моцарт, поняв и полюбив всей душой музыку, стал видеть и слышать мир через звуки а) Найдите в тексте образное выражение и объясните его смысл, используя приём «Рисуем словом». («Хрупкий луч луны замёрз и сломался, стукнув в окно…») б) Работа с интонацией. - Найдите последние слова сверчка. Прочитайте их с усмешкой, зло, назидательно, с надеждой! Какая интонация подходит больше? в) Словарная работа. «…откланявшись, удалился…»Каким синонимом можно заменить слово удалился? (ушел, исчез, пропал) Почему автор употребил именно этот глагол? г) Работа по карточкам в парах. -Какими вам представляются герои этого произведения? В карточках соотнесите и допишите характеристику героев. (Слайд 16,17) Так что же мы читали: сказку или быль? (Сказка переплетается с реальностью.) -Почему автор использует такой приём? -Найдём ответ на с.150( Мир музыки, мир звуков-всегда тайна, загадка, всегда немного волшебство.) - О какой тайне маленького Моцарта вы узнали?( О встрече Вольфганга с запечным Сверчком, который научил его слышать и понимать музыку.) -А сейчас я предлагаю вам рассказать эту историю от лица запечного Сверчка. -По какому плану мы будем пересказывать? Организует совместное составление плана пересказа. 1.Вечер в доме Моцартов. 2.Игра на волшебной скрипочке. 3.Диалог маленького Моцарта и Сверчка. 4.Волшебная мелодия. Творческая работа в парах. а) - Всё детство Моцарта было непрерывной чередой музыкальных занятий и выступлений. Будучи ещё ребёнком, Моцарт стал уже знаменитым, и сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: «Музыка – это… - Предположите, как ответил Моцарт. Закончите фразу. (Предположения детей) - Сравним ваши предположения с высказыванием самого Моцарта. «Музыка – это голос нашего сердца» (Слайд 18) |
VI. Рефлексия учебной деятельности | -Продолжите предложения (по желанию) 1.Сегодня на уроке я узнал… 2.Меня удивило… 3.Мне захотелось… Домашнее задание: прочитать главу «О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....