Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 117.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
4 класс. "Школа России». (102 ч)
№ урока | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты Универсальные учебные действия | ||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | ||||||
1 (1) | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений. Находить нужную главу и произведение в содержании учебника Предполагать на основе названия содержание главы. | Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные: • проявлять интерес к предмету и чтению | |
Летописи, былины, жития (8 ч) | ||||||
2 (1) | «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…» Сравнение текста летописи и исторических источников. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации; Участвовать в проектной деятельности. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом | Предметные: Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Понимать значение слова «летопись». Оценивать свои знания и достижения. Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы . Знать жанр "летопись". Уметь читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале. | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; осмысливать значение летописей для настоящего и будущего | |
3 (2) | «И вспомнил Олег коня своего…» Летопись - источник исторических фактов. | Предметные: Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. | ||||
4 (3) | «Ильины три поездочки». Поэтический и сказочный текст былины. | Предметные: Знать жанр устного народного творчества "былина". Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. Выделять языковые средств выразительности. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | ||
5 (4) | Герой былины - защитник Русского государства. Картина Васнецова В. "Богатыри" | Предметные: Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста , отвечать на них | ||||
6 (5) | «Житие Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – святой земли Русской. | Предметные: Знать произведение "Житие Сергия Радонежского". Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Метапредметные: Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном. | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | ||
7 (6) | Рассказ о битве на Куликовом поле | Предметные: Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. | ||||
8 (7) | Проект: «Создание календаря исторических событий». | Предметные: Создавать календарь исторических событий | ||||
9 (8) | Обобщение по разделу. Оценка достижений. | Предметные: Знать произведения: летописи, былины, жития. (Различать жанры произведений) Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст ; определять тему и главную мысль | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения | Личностные: Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. |
Чудесный мир классики (15 ч) | ||||||
10 (1) | Знакомство с содержанием раздела. П.П.Ершов. «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец скажи. Составлять самостоятельно план Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведении русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Предметные: Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая нормы русского языка. Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Сравнивать народную и литературн. сказки | Метапредметные: Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач | Личностные: Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | |
11 (2) | П.П.Ершов. «Конёк-горбунок». Герои сказки. | Предметные: Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | Метапредметные: Регулятивные: работать в заданном темпе. Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Личностные: Иметь собственные читательские приоритеты | ||
12 (3) | А.С.Пушкин. "Няне", "Туча". Стихи. Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворений. Заучивание наизусть. | Предметные: Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности, отвечать на вопросы по тексту. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству | ||
13 (4) | А.С.Пушкин. Стихи. ("Унылая пора!", "Птичка Божия не знает") .Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворений. Заучивание наизусть. | |||||
14 (5) | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной. | Предметные: Знать название и основное содержание изученного произведения. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию своей речи | ||
15 (6) | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки. | Предметные: Знать название и основное содержание изученного произведения. Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев | ||||
16 (7) | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | Предметные: Знать название и основное содержание изученного произведения. Анализировать поведение героев Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев Составлять план | Метапредметные: Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. Познавательные: обобщение и систематизация. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова. Оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей | ||
17 (8) | М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. | Предметные: Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова Знать название и основное содержание изученного произведения Различать жанры произведений, видеть языковые средства, использованные автором. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение» | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
18 (9) | М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | Предметные: Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. | ||
19 (10) | М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Герои сказок. | |||||
20 (11) | Л.Н. Толстой "Детство". События рассказа. Характер главного героя | Предметные: Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | ||
21 (12) | Л.Н. Толстой Как мужик убрал камень. Особенности басни. Главная мысль. | Предметные: Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка Делить текст на составные части, составлять его простой план. Называть особенности басни | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов | ||
22 (13) | А.П. Чехов "Мальчики". Смысл названия рассказа. | Предметные: Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям. Отличать рассказ от сказки. Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | Метапредметные: Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. | Личностные: Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. | ||
23 (14) | А.П. Чехов "Мальчики". Характер героев | Предметные: Знать отличие рассказа от сказки. Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | Метапредметные: Регулятивные: планировать свои действия Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Личностные: Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. | ||
24 (15) | Урок - обобщение | Предметные: Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Называть литературные произведения и их авторов. Пересказывать основное содержание изученных литературных произведений. Читать осознанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Личностные: Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
Поэтическая тетрадь (9 ч) | ||||||
25 (1) | Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид...». Средства художественной выразительности. | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего cooтветствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение | Предметные: Знать произведения Ф. Тютчева. Уметь выразительно читать. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины | Метапредметные: Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; | Личностные: проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству | |
26 (2) | Ф.И.Тютчев. «Как неожиданно и ярко…». Средства художественной выразительности. | |||||
27 (3) | А.А.Фет. "Весенний дождь", «Бабочка». Картины природы. Ритм. Интонация. | Предметные: Знать произведения А. Фета. Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении. Определять ритм, интонации стихотворения Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | ||||
28 (4) | Е. А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!", «Где сладкий шёпот." Передача настроений и чувств. | Предметные: Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы | Метапредметные: Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | ||
29 (5) | А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | Предметные: Определять ритм стихотворения | ||||
30 (6) | И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы. | Предметные: Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах | Метапредметные: Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: Слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Личностные: Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, любовь к Родине | ||
31 (7) | Н.А.Некрасов. "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки" Выразительное чтение | Предметные: Знать произведения о детстве и дружбе. Читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | Метапредметные: Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. | ||
32 (8) | И.А.Бунин. "Листопад" Картина осени в стихах. Сравнения, эпитеты. | Предметные: Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах. Сочинять маленький рассказ | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | ||
33 (9) | Обобщение по разделу. | Предметные: Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать значение слова «строфа» |
Литературные сказки (12 ч) | ||||||
34 (1) | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.
Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Предметные: Знать отличительные особенности литературной сказки. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки | Метапредметные: Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | |
35 (2) | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. | Предметные: Знать отличительные особенности литературной сказки. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя. Делить текст на части, составлять план сказки | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения | |||
36 (3) | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Подробный пересказ. | Предметные: Называть особенности данного литературного жанра. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; подробно пересказывать | ||||
37 (4) | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. | Предметные: Знать содержание сказки. Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | ||
38 (5) | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Главные герои литературной сказки. Главная мысль. | Предметные: Работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально-эстетическая оценка изображения героев | ||||
39 (6) | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. | Предметные: Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям. Находить текст-описание в содержании художественного произведения | ||||
40 (7) | П.П. Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Предметные: Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. Знать что такое сказ, его особенности. Работать с иллюстрациями Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях | Метапредметные: Регулятивные: анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи. Познавательные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения | Личностные: Оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией. | ||
41 (8) | П.П. Бажов "Серебряное копытце". Главные герои. Авторское отношение к героям произведения. | Предметные: Знать творчество П.П. Бажова. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст сказки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам | Метапредметные: Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: презентовать подготовленную информацию. | Личностные: Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | ||
42 (9) | С. Т. Аксаков "Аленький Цветочек". Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Предметные: Уметь читать осознанно текст художественного произведения "про себя", анализировать особенности речи героев произведения. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | Метапредметные: Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: Строить рассуждения. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Личностные: Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | ||
43 (10) | С. Т. Аксаков "Аленький Цветочек". Главные герои. | Предметные: Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | ||||
44 (11) | С. Т. Аксаков "Аленький Цветочек". Деление текста на части. Составление плана. | Предметные: Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: мыслительный эксперимент. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Личностные: Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | ||
45 (12) | Обобщение по разделу. Проверь себя. Оценка достижений. | Предметные: Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Познавательные: мыслительный эксперимент. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Личностные: Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | ||
Делу время, а потехе час ( 7 ч) | ||||||
46 (1) | Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения | Предметные: Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ориентироваться в жанрах по определенным признакам. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | |
47 (2) | Е.Л.Шварц Сказка о потерянном времени. Жанр произведения. | Предметные: Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||||
48 (3) | В. Ю. Драгунский Главные реки. Особенности юмористического текста. | Предметные: Анализировать характер, мотивы поведения героев; отвечать на вопросы. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | ||
49 (4) | В. Ю. Драгунский. Что любит Мишка. Особенности юмористического текста. | Предметные: Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Читать по ролям.. Пересказывать кратко | Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | ||
50 (5) | В. В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел. Смысл произведения, его герои. Инсценирование | Предметные: Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге | Метапредметные: Регулятивные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Познавательные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | ||
51 (6) | В. В. Голявкин. Никакой я горчицы не ел. Смысл произведения, его герои. Инсценирование | Предметные: Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям | ||||
52 (7) | Обобщение по разделу. Проверь себя. Оценка достижений | Предметные: Иметь собственные читательские приоритеты. Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Задавать вопросы. | Личностные: Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | ||
Страна детства ( 8 ч) | ||||||
53 (1) | Знакомство с разделом | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. | Предметные: Иметь собственные читательские приоритеты. Называть авторов, которые пишут о детстве. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. | Метапредметные: Регулятивные: овладение способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке; формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: развитие умения ориентироваться в книге; в словаре Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками | Личностные: Интерес к чтению, потребность в чтении. | |
54 (2) | Б. С. Житков. Как я ловил человечков. Особенности развития сюжета. | Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Предметные: Различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей. | |
55 (3) | Б. С. Житков. Как я ловил человечков. Герой произведения. | Предметные: Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | Метапредметные: Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: пользоваться монологической и диалогической речью. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать. | ||
56 (4) | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий. | Предметные: Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Личностные: Понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. | ||
57 (5) | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. | Предметные: Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному; оценивать события, героев произведения. | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Личностные: Пользоваться монологической и диалогической речью. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||
58 (6) | М.М.Зощенко. «Ёлка». Герои произведения. | Предметные: Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: принимать иную точку зрения. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков | ||
59 (7) | М.М.Зощенко. «Ёлка». Составление плана, пересказ | |||||
60 (8) | Обобщение по разделу. Оценка достижений | Предметные: Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Называть изученные литературные произведения и их авторов, рассказывать основное содержание изученных литературных произведений | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Личностные: Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | ||
Поэтическая тетрадь (4 ч) | ||||||
61 (1) | В.Я. Брюсов. Стихи ("Опять сон", "Детская") Тема стихотворения. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением | Предметные: Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем | Личностные: проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов Чувствовать красоту художественного слова. Проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов; осознавать ценность детства; читать, передавая своё и авторское отношение к изображаемому | |
62 (2) | С.А.Есенин "Бабушкины сказки". Тема стихотворения. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. | Предметные: Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | ||||
63 (3) | М. И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка", " Наши царства". Тема детства. | Предметные: Уметь выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Личностные: Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. | ||
64 (4) | Обобщение по разделу.
| Предметные: Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | ||
Природа и мы (9 ч)
| ||||||
65 (1) | Д.Н.Мамин – Сибиряк . Приёмыш. Анализ заголовка. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Предметные: Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | |
66 (2) | Д.Н.Мамин – Сибиряк . Приёмыш. Выборочный пересказ | Предметные: Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | ||
67 (3) | А. И. Куприн. Барбос и Жулька. Герои произведения. | Предметные: Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | ||
68 (4) | М.М.Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. | Предметные: Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с ними. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | ||
69 (5) | Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев произведения на основе их поступков. | Предметные: Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | ||
70 (6) | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои произведения. Деление текста на части. | Предметные: Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать иную точку зрения. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству. | ||
71 (7) | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Составление плана. Выборочный пересказ. | Предметные: Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. | ||
72 (8) | Проект «Природа и мы». Проверь себя. | Находить информацию в разных источниках | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Личностные: Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | ||
73 (9) | Обобщение по теме "Природа и мы" | Предметные: Знать и называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе. Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе | ||||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | ||||||
74 (1) | Б. Л. Пастернак. Золотая осень. Картины осени в лирическом стихотворении. | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Регулятивные: под руководством учителя планировать цель учебной задачи. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. | Личностные: проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов. Чувствовать красоту художественного слова. | |
75 (2) | С. А. Клычков. Весна в лесу. Картины природы. | Предметные: Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение) | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | ||
76 (3) | Д. Б. Кедрин. Бабье лето. Картины природы. | Предметные: Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: Пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. | ||
77 (4) | Н. М. Рубцов. Сентябрь. Изображение природы в сентябре. Средства художественной выразительности. | Предметные: Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения. Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом) | ||||
78 (5) | С. А. Есенин. Лебёдушка. Выразительное чтение. Мотивы народного творчества в авторском произведении. . | Предметные: Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Читать стихотворения выразительно. Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: Самостоятельно выбирать и читать детские книги. | Личностные: Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | ||
79 (6) | Обобщение по теме. Проверь себя | Предметные: Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | ||||
Родина (5ч) | ||||||
80 (1) | И. С. Никитин. "Русь". Образ Родины в поэтическом тексте. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Предметные: Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. | |
81 (2) | С.Д. Дрожжин "Родине". Авторское отношение к изображаемому. | Предметные: Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение | ||||
82 (3) | А. В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске". Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. | Предметные: Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | ||||
83 (4) | Проект: «Они защищали Родину». | Предметные: Определять смысл произведения, поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения | ||||
84 (5) | Обобщение по теме. Проверь себя. Оценка достижений | Предметные: Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Слушать и слышать других. | Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова. Любовь и уважение к Отечеству | ||
Страна Фантазия ( 5 ч) | ||||||
85 (1) | Е. С. Велтистов. "Приключения Электроника". Особенности фантастического жанра. | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Предметные: Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем Познавательные: осуществлять мыслительный эксперимент. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | |
86 (2) | Е. С. Велтистов. Приключения Электроника. Необычные герои фантастического рассказа. | Предметные: Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения | ||||
87 (3) | К. Булычёв. Путешествие Алисы. Особенности фантастического жанра. | Предметные: Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Строить рассуждения. Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Личностные: Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. | ||
88 (4) | К. Булычёв. Путешествие Алисы. Сравнение героев фантастических рассказов. | Предметные: Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения | ||||
89 (5) | Обобщение | Предметные: Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории | ||||
Зарубежная литература (13 ч) | ||||||
90 (1) | Знакомство с разделом. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Предметные: Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. | |
91 (2) | Дж. Свифт. «Путе-шествия Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности характеров героев. | Предметные: Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||||
92 (3) | Г.Х.Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. | Предметные: Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | ||
93 (4) | Г.Х.Андерсен. «Русалочка». | Предметные: Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища | ||||
94 (5) | Г.Х.Андерсен. «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | Предметные: Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | ||
95 (6) | Г.Х.Андерсен. «Русалочка». Составление плана | Предметные: Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | ||||
96 (7) | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | Предметные: Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы. Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | ||
97 (8) | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев и их поступков. | Предметные: Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | ||
98 (9) | С.Лагерлёф. «Святая ночь» | Предметные: Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. | Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. | ||
99 (10) | С.Лагерлёф. «В Назарете». Святое семейство. | Предметные: Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения | ||||
100 (11) | Обобщение по разделу | |||||
101 (12) | Урок-отчёт "Путешествие по дорогам любимых книг" | Предметные: Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг. Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения | Метапредметные: Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Строить рассуждения. Коммуникативные: слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | Личностные: Проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Любовь и уважение к Родине, его языку, культуре, истории. | ||
102 (13) | Книги для чтения летом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....