Программа
рабочая программа по чтению (2 класс)
Примерная программа по учебному предмету
Литературное чтение на родном (русском) языке
начального общего образования 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_na_rodnom_russkom_yazyke.docx | 43.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Демидкова Раиса Александровна
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 КЛАССА
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения литературного чтения на родном (русском) языке, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению на родном русском языке, примерное содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана в соответствии:
- с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 06 октября 2009 года № 373 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- с Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- с приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577)
- с Уставом МАОУ «Гимназия №52»;
- с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Гимназия №52
- с положением о рабочей программе учебного предмета МАОУ «Гимназия №52;
- с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
- с материально-техническими возможностями гимназии.
Рабочая программа разработана на основе:
- примерной образовательной программы по литературному чтению на родном (русском) языке и авторской программы «Край родной» Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. («Хрестоматия для чтения младших школьников. Край родной» Составители Бутенко Т.А. и Небратенко В.Б.);
- календарного учебного графика на текущий учебный год;
- учебно-методического комплекта, соответствующего федеральному перечню:
- Бутенко Т.А., Небратенко В.Б., Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале), Ростов н/Д, БАРО-ПРЕСС,2019
Согласно действующему учебному плану МАОУ «Гимназия №52 на 2020-2021 учебный год в рамках реализации ФГОС начального общего образования, рабочая программа для 2 класса предусматривает обучение литературному чтению на родном (русском) языке - в объёме 1 часа в неделю. Программа рассчитана на изучение курса 34 часов.
Цель данной программы: воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне.
Основные задачи программы:
- знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;
- формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
- воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
- создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения донского края;
- введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;
- формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
- расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях;
- обогащение представления младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
В отбор содержания программы положены следующие принципы:
Принцип деятельностного подхода, который означает следующее:
отбор произведений осуществляется с точки зрения формирования личностых качеств обучающихся: ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;
основным методом изучения художественного произведения является целостный анализ текста, а методом развития речи — литературное творчество учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий учёт возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, национальнопсихологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
Принцип культуросообразности, направленный на освоение богатейшего опыта народов, населяющих донской край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.
Структура курса
Отличительной особенностью программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, доступных и интересных по содержанию адаптированных текстов, позволяющих накапливать у детей яркие впечатления о разнообразии и красоте окружающего мира. Содержание программы предполагает взаимодействие с семьёй, с педагогами, преподающими другие предметы в школе.
Содержание программы сконцентрировано в трёх блоках:
- Устное народное творчество.
- Люби и знай свой край. Природа и история.
- Литература Дона и о Доне.
В реализации данной программы уделяется особое внимание проблеме «эмоциональной нагрузки» при решении познавательных и воспитательных задач, подбору ярких запоминающихся фактов.
Логика изложения и содержание примерной программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу в содержательной части из примерной программы изменений не внесено.
При организации образовательного процесс используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные уроки, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом учебного плана МАОУ «Гимназия №52» на 2020-2021 год, в соответствии с которым на изучение учебного предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю из компонента ОУ, поэтому рабочая программа разработана на 34 часа. Данный курс позволяет обучающимся повысить уровень интеллектуального развития и раскрывает содержание образования по литературе, природе и истории донского края.
Содержание и структура программы
Программа 2 класса раскрывает перед детьми увлекательный мир художественного наследия родного края и включает в себя 3 блока, цель которых знакомство учащихся с лучшими образцами литературы Дона и о Доне, что способствует формированию мировоззрения, эстетических и этических качеств личности.
Устное народное творчество (14 ч)
Связь пословиц и поговорок с национальными традициями, образом жизни,
историческим прошлым жителей Дона. Начальное представление о загадке и её
происхождении. Близость и своеобразие содержания и художественной формы
народных сказок различного этноса Дона. Бытовой и игровой фольклор. Праздник
игр и развлечений.
Природа донского края (8 ч)
Произведения о природе, написанные А. Софроновым, Л. Шемпелевичем и
др.
Мир детства в произведениях донских писателей (12 ч)
Стихи для детей Н. Костарева, В. Жака, поэтов Дона.
Учебно-тематическое планирование
Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Устное народное творчество. | 14 ч |
2 | Природа Донского края | 8 ч |
3 | Мир детства в произведениях донских писателей | 12 ч |
Итого | 34 ч |
Планируемые результаты освоения предмета
Обучающиеся научатся:
Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца;
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными
жителями.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится:
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится:
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные результаты
В результате изучения предмета обучающийся научится:
- узнавать народные традиции, обычаи и культурное наследие народов родного края;
- сравнивать произведения донских авторов с произведениями авторов русской и мировой литературы.
- обогащать жизненный опыт для решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения, сбора материала культурно-исторического наследия родного края;
- выполнять изученные правила и нормы поведения на примере народных обычаев и культурных традиций своего народа;
- оценивать воздействие человека на природу края, выполнять правила поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворять познавательные интересы, в результате поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране и планете в целом;
- учиться самосовершенствоваться, в социализации в современном обществе.
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Обучающийся получит возможность научиться:
– обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– относится к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
– овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
– осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
– осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
Курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
- научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, площадей, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.
- интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
- краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
- фольклористика: курс краеведения включает в себя различные направления народного творчества. Самобытность, мудрость сохраняется и передается потомкам в многообразии малых жанров устного народного творчества – пословицах, поговорках, колыбельных песнях, пестушках – приговорах, считалках, загадках. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно – прикладным искусством современности.
- уникальность: наш край по – своему уникален – историческая планировка города, посёлка, хутора, застройка, сетка улиц, ансамблей, природный ландшафт и памятные исторические места.
- экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
- тематические праздники, КТД;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий;
- музейные уроки.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Результаты и система их оценки
Безотметочная система оценивания учащихся 2-х (1 полугодие) классов.
Безотметочная система оценивания учащихся 2-х (1 полугодие) классов введена в школе на основании Методического письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. (No1561/14-15). Основные принципы безотметочного обучения:
-дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
-приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
-гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
-естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся 2 (2-ое полугодие) -4 классов
Отметка как цифровое оформление оценки вводится, когда школьники знают основные характеристики разных отметок. До введения отметок применяется безотметочное обучение. Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения.
В 2-4 классах используется четырехбалльная система цифровых оценок (отметок) для оценивания предметных результатов. Для оценивания используются цифровой балл (отметка) и оценочное суждение.
Чтение наизусть
Оценка «5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка«2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
- правильная постановка логического ударения;
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации;
- безошибочное чтение;
Оценка «5» - выполнены правильно все требования.
Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.
Оценка «3» - допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка «2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова.
2. Подбирать правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка «5» - выполнены все требования.
Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка «3» - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка «2» - допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не может передать содержание прочитанного.
Устный ответ.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка («5», «4», 3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его
умения применять знания на практике.
Проектная деятельность учащихся
Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций.
Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих работ. Результаты подготовки и защиты творческих работ (проектов)
могут учитываться при формировании портфолио учеников.
Оценивание успеваемости осуществлять в виде анализа каждой творческой
работы по составленным критериям.
Критерии, показатели:
- Цели задания приняты обучающимся, конкретны.
- Замысел работы реализован.
- Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно)
- Характер изложения предлагаемого материала доступный,
соответствует возрастным особенностям обучающегося.
- Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, в группе, с помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала).
- Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного общения с одноклассниками, для рефлексии.
- Работа способствовала формированию следующих качеств
обучающегося: любознательность и активность, эмоциональность, отзывчивость.
- Общение с учителем и сверстниками.
- Соблюдение общепринятых норм и правил поведения.
- Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- Владение необходимым и умениями и навыками.
- Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников.
Всего баллов:
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
1. Достигнуто в высокой степени 3 балла
2. Достигнуто частично 2 балла
3. Достигнуто в малой степени 1 баллов
4. Не достигнуто (или не входило в цели) 0 баллов
Вывод:
от 42 до 37 баллов – отметка «5»
от 36 до 28 балла – отметка «4»
от27до 21 балла – отметка «3»
Работы, набравшие менее 21 балла не оцениваются.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит также через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата/ Корректировка (фактическое проведение) | Тема урока | Форма контроля | Кол-во часов |
Устное народное творчество. (14ч) | ||||
1-3 | Связь пословиц и поговорок с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Дона. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
4-6 | Начальное представление о загадке и её происхождении. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
7-9 | Близость и своеобразие содержания и художественной формы народных сказок различного этноса Дона. Казачьи сказки: «Две козы», «Лиса и рак», «Кот и Лиса», Армянская сказка «Кто работает, тот и ест» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
10-11 | Бытовой и игровой фольклор. А. Скрипов «Поречни и жемчуг» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
12-14 | Праздник игр и развлечений. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
Природа Донского края (8 ч) | ||||
15-16 | А. Софронов «От далёких карпатских отрогах», «Кубань, и Дон, и Приазовье…», «Вот снова Дон, луга и поймы» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
17-18 | Л. Шемпелевич «Рыбацкая примета» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
19 | Ю. Жданов «Подсолнух», «Болотце» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
20 | И. Ковалевский «Бычок», «Синева» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
21-22 | Н.Костарев «Золотинки», «Про ершей» и др. | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
Мир детства в произведениях донских писателей (12 ч) | ||||
23-25 | В.Жак «Перемена», «Первый день», «Городок наоборот» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
26-28 | Г.Гасенко «Друзья познаются в беде» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
29-31 | В.Гнутов «Муська, Сёмка, Галка и бабушка» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная | ||
32-34 | М.Шолохов «Нахаленок» | Текущий. Фронтальная, индивидуальная |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
- Бутенко Т.А., Небратенко В.Б., Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале), Ростов н/Д, БАРО-ПРЕСС,2019.
Дополнительная литература:
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2017.
- Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,2017.
- Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII– XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2017.
- Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2018.
- Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,2017.
- Закруткин В.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.2018.
- Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2017.
- Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 2017.
- Моложавенко В.Тайны донских курганов. Ростов,2017.
- Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2018.
- По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.2017.
- Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2018
- Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2017.
- Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2018.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...