Урок литературного чтения- Н.Носов "На горке"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Формировать у учащихся целостное представления об основной идее рассказа Н. Носова «На горке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosov_na_gorke.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Класс: 2 класс
УМК: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. – 2. М.: Просвещение, 2012.
Раздел, тема: «Писатели – детям», Н.Н.Носов «На горке» (урок второй)
Тема урока: Н.Н.Носов «На горке».
Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горке”.
Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова «На горке»; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; способствовать формированию информационной культуры учащихся через исследовательскую деятельность; создать условия для формирования выразительного чтения;
Развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
Воспитательные:
- способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, ценности совместной деятельности.
Планируемые результаты
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- пересказывать текст, используя план;
- пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;
- находить нужную информацию, используя несколько источников.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Средства обучения:
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. – 2. М.: Просвещение, 2012.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс
- Информационные источники. Рассказы Н.Н.Носова.
- Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор
- Презентация по теме урока
- Карточки для индивидуальной и групповой работы. Материалы для самооценки учащихся.
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Мотивация учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Итак, начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это лепестки цветов. На какие две группы их можно разделить? (На маленькие и большие). Так вот, после выполнения вами задания на уроке, вы будете оценивать себя лепестками. Будете создавать свой цветок-оценку.
- Речевая разминка. (Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата)
Чтобы грамотно и выразительно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.
- Дыхательная гимнастика «Снежинка»
- Отработка дикции
Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.
Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.
Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.
- прочитайте глазами
- прочитайте шёпотом и медленно
- прочитайте громко и медленно
- прочитайте громко и быстро
- Интонационная разминка
Ребята строили горку во дворе.
- Прочитайте предложение.
- Кто строил снежную горку? (Ребята)
- Прочитаем, выделяя голосом слово «РЕБЯТА».
- Что строили ребята? (Горку)
- Прочитаем, выделяя голосом слово «ГОРКА».
- Что делали ребята во дворе? (Строили)
- Прочитаем, выделяя голосом слово «СТРОИЛИ».
- Где ребята строили горку? (Во дворе)
Прочитаем, выделяя голосом слово «ВО ДВОРЕ».
Поставьте себе первую оценку.
- Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП
- Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.
- Догадайтесь, кто это? (Носов)
- Почему именно он? (Мы читаем его рассказы)
- Разгадайте анаграмму и узнаете тему урока
ан рокег (На горке)
- Восстановите последовательность слов в предложениях и узнаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать.
совершённом, не признаться, признаться, проступке, или, в?
Носова не стареют почему рассказы? Работа в парах
Признаться или не признаться в совершённом проступке?
Почему рассказы Носова не стареют?
-Верно, а ещё сегодня мы будем играть, исправлять ошибки, проведём собственное расследование.
- Работа по теме урока.
- Сегодня мы продолжим работу над рассказом Н.Н.Носова «На горке». И, пришло время проверить ваши знания.
1) Игра «Верно-неверно» Работа в парах
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?
- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)
- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)
- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)
- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)
- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)
- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)
- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)
- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)
- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)
- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)
- Молодцы! Вы справились с заданием! А теперь оцените свою работу.
2) Работа с текстом. Выборочное чтение.
- Откройте учебник на стр. 60-63. Сейчас от вас потребуется хорошее знание текста, внимательность и сноровка.
- Я буду предлагать вам синквейн. Вы должны будете сказать, о каком отрывке рассказа идёт речь, найти его в тексте и прочитать.
1) Ребята
Дружные, трудолюбивые
Трудились, строили, поливали
Хорошо работать дружно
Молодцы!
- Котька
Сообразительный, смешной
Схватил, посыпал, взобрался
Думал, думал и придумал
Фантазёр
- Котька
Трудолюбивый, смекалистый
Понравилось, проделал, взбираться
Котька всё правильно сделал
Изобретатель
- Котька
Смешной, недогадливый
Полез, упал, поднялся
Нелегко по льду подниматься
Сложная ситуация
- Котька
Хитрый, обманщик
Смотрел, выскочил, подъехал
Не работал, а кататься пошёл
Хитрец
- Котька
Смешной, глупый
Скачусь, оттолкнулся, лежит
По песку коньки не едут
Глупая ситуация
- Ребята
Разгневанные, справедливые
Прибежали, возмущались, посоветовали
Нам сегодня кататься надо!
Нетерпеливые
Оцените свою работу
- Физкультминутка
- Работа по теме урока
- Характеристика главного героя
- Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:
- «Как сказать правду?»,
- «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?»
- Как поступил Котька?
- Как вы относитесь к этому поступку героя?
- Кто помог Котьке измениться?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Хотели бы вы иметь таких друзей?
- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).
Работа в парах
- Какая пословица подойдёт к выражению главной мысли всего рассказа.
- Поспешить людей насмешить.
- Берись дружно, не будет грузно.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Умел ошибаться, сумей и поправиться.
Ребята, которые работали вместе с Котькой, помогли ему исправить ошибку.
Оцените свою работу
- Исследовательская работа (Работа в группах)
ЦЕЛЬ: Поиск информации. Проанализировав источники информации, сделать вывод и ответить на поставленный вопрос.
-А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Как вы думаете, почему? Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят. И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.
- Итак, у вас есть возможность провести собственное расследование.
- Что нам для этого потребуется?
- Нам потребуются инструменты для нашего расследования. На столах у вас лежат произведения Н.Н.Носова. Как вы думаете, для чего? (ответы детей) Верно. Рассказы Н.Н.Носова послужат нам инструментами для расследования. Вам нужно будет проанализировать предложенную литературу и выяснить, кто является главными героями рассказов Н.Н.Носова? Книг много, поэтому, ребята, очень важно учиться работать с большим количеством информации.
№ | Название рассказа | Главные герои |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
ВОПРОС: - Кто является главными героями рассказов Н.Носова: | ВЫВОД: |
Действительно, в рассказах основными героями являются мальчишки. Ребята веселые, смешные, задорные.
- А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?
(Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение)
Оцените свою работу.
- Итог урока.
- Вернёмся к началу урока. Каков был второй вопрос?
Почему рассказы Носова не стареют?
- Можем мы ответить на этот вопрос?
- Что нам помогло ответить на этот вопрос? Что мы использовали?
- Для чего нужно уметь работать с источниками информации?
РЕФЛЕКСИЯ (контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Что нового вы узнали?
- Предлагаю составить синквейн к сегодняшнему уроку.
УРОК
2 прилагательных
З глагола
Фраза из 4 предложений
Существительное
- А теперь прошу к доске со своими цветами-оценками. Прикрепите их на доску. Посмотрите, какой красивый город из цветов у нас получился! Вам нравится? Вы довольны? А как назывался город в рассказе Н.Носова о маленьких человечках. (Цветочный).
(вывешивается вывеска «Цветочный город»)
Это ваш Цветочный город, ребята! А вы его маленькие, и такие большие жители!
Урок окончен. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.
Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...
Урок литературного чтения Н. Носов «На горке» 2 класс УМК "Перспектива"
Предмет: литературное чтениеНазвание учебника: Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.Название раздела, темы...
Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива"
Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива ....
Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса по теме Н. Носов "На горке"
Данная презентация поможет провести урок - слушание по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
Флипчарт "На горке" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Урок литературного чтения во 2 классе Н.Носов "На горке"
Содержит конспект урока, соответствующий ФГОС НОО...
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...