Урок по литературному чтению в 3 классе А. Барто "Разлука"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.cht_.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗЛУКА
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе...
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: — Потерпим малость,
Десять дней еще осталось...
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Урок литературного чтения
ТЕМА: А. Л. Барто «Разлука».
ТИП урока: получение новых знаний
ПРОГРАММА, РЕЛИЗУЕМАЯ ПЕДАГОГОМ: «Школа России»
АВТОРЫ УЧЕБНИКА: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2009
ЦЕЛЬ: Обучение детей воспринимать и преобразовывать стихотворный текст с учетом поставленной учебной задачи
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- познакомить учащихся со стихотворением А.Л. Барто «Разлука»
- расширять знания о жизни и творчестве поэтессы
Развивающие:
- развить внимание, память, мышление, воображение, фантазию;
- развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника
Воспитательные
- воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;
- воспитание интереса к предмету, к учению;
- воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова;
- воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: компьютер, проектор, экран, авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, книги с произведениями А.Л. Барто для организации выставки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: учебник «Родная речь» 3класс,1 часть.Л.Ф. Авторы:Климанова, В.Г. Горецкий,М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2009 рабочая тетрадь для составления кластера и синквейна, написании мини-рассуждения «Хорошо ли быть в разлуке?», книги со стихами А.Л. Барто.
Техническое обеспечение урока:
Компьютер, медиапроектор: для просмотра презентации к уроку.
Виды работ, используемые на уроке:
- Рассказ учителя.
- Смысловое чтение в парах
- Высказывания детей.
- Чтение стихотворения
- Работа в группе по реализации мини – проекта
- Рефлексия
Ожидаемые результаты:
Предметные Умение находить и изменять в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:
- формулировать свои мысли
- ставить учебные задачи
- выстраивать деятельность с помощью алгоритмов
- оценивать результаты деятельности
Личностные УУД:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ХОД УРОКА
1 МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Уронили зайку на пол.
Оторвали зайке лапу
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
-Всё ли правильно в стихотворении?
- Исправьте ошибки. Прочитайте правильно.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Как вы думаете, кто автор этого стихотворения?( ответы детей)Что мы о ней знаем?
Чтобы поближе познакомиться с автором предлагаю поработать в парах.
( Приложение 1)
(Детям необходимо прочитать текст, подчеркнуть ключевые слова, сконструировать смысловые ряды, сформировать доминанту)
-Послушайте рассказ о жизни и творчестве этой замечательной поэтессы. ( ответы групп каждого ряда по абзацам)
Выставка книг
-А.Л. Барто писала очень много. Её произведения собраны в сборники и отдельные книги. -Какие стихи А.Л.Барто вам известны? (дети рассказывают стихи, с опорой на иллюстрации в книгах)
- О ком и для кого она пишет стихи? ( ответы детей)
3.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ ТЕКСТА
- Ребята, мы сегодня познакомимся ещё с одним стихотворением А.Барто. Его название рассыпалось. Попробуйте собрать слово ( анаграмма)
УКРАЛЗА ( РАЗЛУКА)
-Что значит для вас слово разлука? ( высказывания детей, толкование в словаре )
(составление кластера с записью на доске и в тетрадях) ( Приложение 2)
Например:
1.Разлука
2.Долгая, изматывающая
3.Сжигает, тревожит, мучает
4."С любимыми не расставайтесь!"( В разлуке любишь горячей.)
5.Бесконечность (Расставание с близким.)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ.
-Откройте учебники на стр. 112 и рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому стихотворению Кто станет героем стихотворения?
– Что можно рассказать об этом мальчике?
4. ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
Чтение стихотворения учениками. Обмен мнениями.
-Совпали ли наши предположения с содержанием стихотворения?
-О чём задумались во время прослушивания? (высказывания детей)
5.АНАЛИЗ ТЕКСТА
– Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)
– Почему мальчику целый вечер нечем заняться?
– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?
– Действительно ли всё это он делает для мамы?
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
-Найдите глаголы. Прочитайте стихотворение, выделяя их голосом.
-Найдите имена существительные. Прочитайте, выделяя их голосом.
-Как, по-вашему, автор относится к мальчику?
- Какое у вас настроение? Покажите в цвете. Почему?
6. РЕАЛИЗАЦИЯ МИНИ_ПРОЕКТА
1. Рождение замысла мини-проекта:
-Ребята, как мы можем поработать над текстом, чтобы наше настроение и настроение героя улучшилось?
(Ответы детей: Придумать другое окончание стихотворения, написать письмо мальчику, поиграть со словом « Разлука))
2. Планирование деятельности
Работа в группах по 4 человека( выбор сюжета, подбор слов, рифмовка по смыслу)
3. Самостоятельная работа
4. Презентация результатов работы групп
Вариант:1Вдруг раздался стук в дверь. Снова трое нас теперь
Вариант 2: Письмо-совет)
Вариант 3: (раз, лук, злак, рак, зал, кулак, лаз)
5.Физминутка-Встаньте. Повернитесь друг к другу. Покажите мимикой состояние мальчика, когда он остался без мамы. А теперь - с мамой. Без мамы… А теперь после вашего письма. Без мамы… После игры со словом.
7.РЕФЛЕКСИЯ:
-Ребята, что вы пытались изменить?
- Удалось вам это? Кто вам в этом помогал?
- Что вы для этого делали? ( читали, думали, составляли, анализировали)
- Оцените свою работу на уроке с помощью цветовых сигнальных карточек
Синяя - было трудно
Желтая – было приятно работать, много успел сделать
Зеленая – знал ответы на все вопросы
- Вы отлично поработали, многое успели сделать.
-У кого возникло желание продолжить изучение творчества А. Л. Барто?
-Какое домашнее задание вы выберете?
Приложение 1
Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книга была опубликована, когда Агнии Барто было 19 лет.
В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт, чтобы выступать перед бойцами , писала статьи и стихи для газет, работала на заводе в токарном цехе
В мае 1945 года в семье Агнии Львовны Барто случилось горе - погиб её сын. Но она не перестала писать для детей и о детях. Несколько лет подряд в передачах радиостанции «МАЯК» звучал негромкий и спокойный женский голос- Агния Львовна вела передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе и о том, что они помнят. Передача выходила в эфир в течение 9 лет и соединила 927 семей, разбросанных по белу свету войной. Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием
Приложение 2
:
Карточка_- помогайка для составления синквейна:
- Главное слово: «Разлука»
- Два прилагательных (какая?)
- Три глагола (что делает?)
- Одно предложение из 4 слов( цитата, пословица)
- Слово, словосочетание, связанное с 1-ым,синоним, выражающее личное отношение пишущего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...