Урок по литературному чтению в 3 классе А. Барто "Разлука"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

МУРАШОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.cht_.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗЛУКА

Все я делаю для мамы:

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже.

Для нее, после болезни,

Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,

Ем какие-то морковки...

Только мы теперь в  разлуке.

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор

На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полоски.

Там у них одна артистка

Ходит в маминой прическе...

И сегодня целый вечер

Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,

Только он витает где-то,

Говорит: — Потерпим малость,

Десять дней еще осталось...

И наверно, по привычке

Или, может быть, со скуки

Я кладу на место спички

И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

Урок литературного чтения

ТЕМА: А. Л. Барто  «Разлука».

ТИП урока: получение новых знаний

ПРОГРАММА, РЕЛИЗУЕМАЯ ПЕДАГОГОМ: «Школа России»

АВТОРЫ УЧЕБНИКА: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2009

ЦЕЛЬ: Обучение детей воспринимать и преобразовывать стихотворный текст с учетом поставленной учебной задачи

ЗАДАЧИ: 

Образовательные:

  • познакомить учащихся со стихотворением А.Л. Барто «Разлука»
  • расширять знания о жизни и творчестве поэтессы

Развивающие:

  • развить внимание, память, мышление, воображение, фантазию;
  • развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника

Воспитательные

  • воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;
  • воспитание интереса к предмету, к учению;
  • воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова;
  • воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: компьютер, проектор, экран, авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная  в программе Microsoft Office Power Point, книги с произведениями А.Л. Барто  для организации выставки.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: учебник «Родная речь» 3класс,1 часть.Л.Ф. Авторы:Климанова, В.Г. Горецкий,М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2009 рабочая  тетрадь для составления кластера и синквейна, написании мини-рассуждения «Хорошо ли быть в разлуке?», книги со стихами А.Л. Барто.

Техническое обеспечение урока:

Компьютер, медиапроектор: для просмотра презентации к уроку.

Виды работ, используемые на уроке:

  1. Рассказ учителя.
  2. Смысловое чтение в парах
  3. Высказывания детей.
  4. Чтение стихотворения
  5. Работа в группе по реализации мини – проекта
  6. Рефлексия

Ожидаемые результаты:

 Предметные Умение находить  и изменять в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

  1. формулировать свои мысли
  2. ставить учебные задачи
  3. выстраивать деятельность с помощью алгоритмов
  4. оценивать результаты деятельности

Личностные УУД:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ХОД УРОКА

1 МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Уронили зайку на пол.

Оторвали зайке лапу

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

-Всё ли правильно в стихотворении?

- Исправьте ошибки. Прочитайте правильно.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

 - Как вы думаете, кто автор этого стихотворения?( ответы детей)Что мы о ней знаем?

 Чтобы поближе познакомиться с автором предлагаю поработать в парах.

( Приложение 1)

(Детям необходимо прочитать текст, подчеркнуть ключевые слова, сконструировать смысловые ряды, сформировать доминанту)

 -Послушайте рассказ о жизни и творчестве этой замечательной поэтессы. ( ответы групп каждого ряда по абзацам)

Выставка книг

-А.Л. Барто писала очень много. Её произведения собраны в сборники и отдельные книги. -Какие стихи А.Л.Барто вам  известны? (дети рассказывают стихи, с опорой на иллюстрации в книгах)

-  О ком и для кого она пишет стихи? ( ответы детей)

3.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ ТЕКСТА

- Ребята, мы сегодня познакомимся ещё с одним стихотворением А.Барто. Его название рассыпалось. Попробуйте собрать слово ( анаграмма)

УКРАЛЗА ( РАЗЛУКА)

-Что значит для вас слово разлука? ( высказывания детей, толкование в словаре )

(составление кластера с записью на доске и в тетрадях) ( Приложение  2)

Например:

1.Разлука

2.Долгая, изматывающая

3.Сжигает, тревожит, мучает

4."С любимыми не расставайтесь!"( В разлуке любишь горячей.)

5.Бесконечность (Расставание с близким.)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ.

-Откройте учебники на стр. 112 и рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому стихотворению  Кто станет героем стихотворения?

– Что можно рассказать об этом мальчике?

 

4.  ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА

Чтение  стихотворения учениками.  Обмен мнениями.

-Совпали ли наши предположения с содержанием стихотворения?

-О чём задумались во время прослушивания?  (высказывания детей)

5.АНАЛИЗ ТЕКСТА

– Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)

– Почему мальчику целый вечер нечем заняться?

– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?

– Действительно ли всё это он делает для мамы?

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

-Найдите глаголы. Прочитайте стихотворение, выделяя их голосом.

-Найдите имена существительные. Прочитайте, выделяя их голосом.

-Как, по-вашему, автор относится к мальчику?

- Какое у вас настроение? Покажите в цвете. Почему?

6. РЕАЛИЗАЦИЯ МИНИ_ПРОЕКТА

1. Рождение замысла мини-проекта:

-Ребята, как мы можем поработать над текстом, чтобы наше настроение и настроение героя улучшилось?

(Ответы детей: Придумать другое окончание стихотворения, написать письмо мальчику, поиграть со словом « Разлука))

2. Планирование деятельности

 Работа в группах по 4 человека( выбор сюжета, подбор слов, рифмовка по смыслу)

3. Самостоятельная работа

4. Презентация результатов работы групп

Вариант:1Вдруг  раздался стук в дверь. Снова трое нас теперь

 Вариант 2: Письмо-совет)

Вариант 3:  (раз, лук, злак, рак, зал, кулак, лаз)

5.Физминутка-Встаньте. Повернитесь друг к другу. Покажите мимикой состояние мальчика, когда он остался без мамы. А теперь - с мамой. Без мамы… А теперь после вашего письма. Без мамы… После игры со словом.

7.РЕФЛЕКСИЯ:

-Ребята, что вы  пытались изменить?

- Удалось вам  это? Кто вам в этом помогал?

- Что вы для этого делали? ( читали, думали, составляли, анализировали)

- Оцените свою работу на уроке с помощью цветовых сигнальных карточек

Синяя -  было трудно

Желтая – было приятно работать, много успел сделать

Зеленая – знал ответы на все вопросы

- Вы отлично поработали, многое успели сделать.

-У кого возникло желание продолжить изучение творчества А. Л. Барто?

-Какое домашнее задание вы выберете?

 

Приложение 1

Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книга была опубликована, когда Агнии Барто было 19 лет.

В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт, чтобы выступать перед бойцами , писала статьи и стихи для газет, работала на заводе в токарном цехе

В мае 1945 года в семье Агнии Львовны Барто случилось горе - погиб её сын. Но она не перестала писать для детей и о детях. Несколько лет подряд в передачах радиостанции «МАЯК» звучал негромкий и спокойный женский голос- Агния Львовна вела передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе и о том, что они помнят. Передача выходила в эфир в течение 9 лет и соединила 927 семей, разбросанных по белу свету войной. Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием

Приложение 2

:

Карточка_- помогайка для составления синквейна:

  1. Главное слово: «Разлука»
  2. Два прилагательных (какая?)
  3. Три глагола (что делает?)
  4. Одно предложение из 4 слов( цитата, пословица)
  5. Слово, словосочетание, связанное с 1-ым,синоним, выражающее личное отношение пишущего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...