Внеклассное чтение ФГОС НОО для слабовидящих обучающихся, вариант 4.2
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ирина 67

Предлагается материал к уроку внеклассное чтение в начальнгой школе  . Урок обучающий, развивающий ,  интересен будет всем .  Мы постоянно ищем способы оживления на уроке , хотим   разнообразить формы  объяснения и найти  обратную связь. Именно не стандартные формы проведения урока повышают  познавательную активность учащихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе. А также лучшему усвоению программного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект   урока  

Учитель нач. классов Канунникова Ирина Викторовна.  

ГОБОУ Мурманская КШИ № 3

 Внеклассное чтение        

4е, ФГОС НОО для слабовидящих обучающихся, вариант 4.2

Тема урока  «О братьях наших меньших»   В. Чаплина «Фомка – белый медвежонок»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, игровая, индивидуальная работа.

 На уроке применяются наглядные средства обучения (презентация, карточки с игрой «Да нетка»,   рисунки обучающихся, выставка книг).

 Обучающиеся учатся работать с информацией при помощи разнообразных источников информации (дополнительная литература, детская энциклопедия). На протяжении всего урока обучающиеся вовлечены в процесс самооценки по разработанным совместно критериям. Обратная связь (учитель-ученик, ученик-ученик) осуществляется с помощью сигнальных карточек, (словарь настроений, светофор)

Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Чаплина «Фомка – белый медвежонок»; продолжить работу над развитием навыка беглого осознанного чтения;

-развивать память, внимание, творческие способности детей, коммуникативную компетентность, умение работать с книгой;

- воспитывать коллективизм и умение оценивать свою и чужую работу; воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

 -создать  условия, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей; стремление учащихся к самостоятельному получению знаний;

-воспитывать вдумчивых читателей ;

Задачи урока (УУД)

Образовательные: учить связно излагать свои мысли;

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным

1. Предметные: умение читать текст осознанно с правильной интонацией, анализировать поведение героев, находить фрагменты текста для ответа.

2.Личностные: умение оценивать поступки героев по отношению к окружающему миру, доброжелательно и бережно относиться к «братьям нашим меньшим».

3.Метапредметные:

Познавательные УУД: умение прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, извлекать необходимую информацию.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя, адекватно воспринимать оценки учителя и одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать.

Контроль и коррекция способа достижения цели урока                                                                                                                                                         - расширить умения уч-ся ориентироваться в микро -  и макро пространстве                                                                                                                  - способствовать развитию прослеживающей  функции глаз                                                                                                                                                  - формирование зрительно- моторной координации 

 Методы:  наглядный, словесный, практический, проблемный,  поисковый, объяснительно-иллюстративный.

 Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Планируемые результаты урока

Предметные: Воспринимать на слух художественный текст; осмысленно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию;

Метапредметные: Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией   и по названию прогнозировать содержание; находить  информацию в тексте для ответов  на вопросы ; делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя; выразительно читать; находить лексическое значение слов в толковом словаре.

Личностные: Эмоционально «проживать» текст во время чтения; понимать эмоции животных; оценивать поступки людей; высказывать свое отношение к героям и их поведению; проявлять интерес к творчеству В.В. Чаплиной.

Уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

 Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические  владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ поступков героев произведения, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения планирование учебного сотрудничества со сверстниками, функций участников и способы взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и

диалогической формами речи

Межпредметные связи: Окружающий мир, ИЗО.

Оборудование: компьютер,  доска Аctiv Bord;  презентация, карточки с заданиями ; игра «Да нет-ка!», словарь настроений; светафор; карточки с отрывками произведений; изображения животных, выставка книг.

                                                                      Технологическая карта урока: образец

Этапы урока

УУД

Время

минуты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль

Методические приемы и формы обучения, в том числе коррекционные

Организационный

Момент.

Цели: положительно  настроить на урок;

 - активизация мыслительной деятельности;

- создание условий для осознанного включения в учебную деятельность

Коммун.

Создание положительного эмоционального настроя в классе

Рег  : положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2 мин.

Организовывает деятельность обучающихся.

-Прозвенел звонок

Начинается урок

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

  Проговаривают вместе с учителем приветствие

-Мы рады приветствовать Вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Контроль над воспроизведением речевого материала

( метод словесный)

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

II. Актуализация знаний, подведение учащихся к изучению новой темы

Дыхательная гимнастика  

Цели: - положительно  настроить на урок; - активизация мыслительной деятельности; - создание условий для осознанного включения в учебную деятельность

Коммун.

Создание положительного эмоционального настроя в классе

Рег  : положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке

   

 

Мысленно положите на ладонь своё хорошее настроение, свою улыбку и  тремя лёгкими дуновениями передайте их своему соседу по парте или нашим гостям.

А на другую ладонь положите мысленно все ваши страхи, сомнения, неуверенность и сдуйте их с ладони быстро, быстро,  

умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием"

Контроль над дыхательной гимнастикой

Речевая разминка

(чистоговорка)

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Ать-ать-ать-я могу рычать! ( весело)

Еть-еть-еть-я страшный медведь!  (грозно,с мимикой)

Су-су-су-лапу я зимой сосу!  (быстро)

Он-он-он-я в берлоге вижу  сон! (медленно)

Лю-лю-лю-рыбку и медок люблю!

( покажи язычком облизываемся)

умение говорить звонко, громко, но без крика; эмоционально.

ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием

Контроль над речевой разминкой

Читать с разной интонацией и темпом;

III. Целеполагание

 

Постановка учебных задач

Цель работы: - Формирование и развитие ценностного отношения к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Как вы готовитесь к этому уроку внеклассного чтения?

.

На уроке мы  читаем не учебник, а библиотечные книги. На эти уроки к нам  приходит  школьный библиотекарь    приносит   что-то новенькое и интересное. А еще мы сами ходим в библиотеки  и берем книги для чтения.  

Устный приём                    

Беседа.

Проверка домашнего задания  

К- планируют сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л- понимают назначение заданий, проявляют интерес

П- развитие смыслового восприятия текста

(Организуется  беседа)  

Я вижу вы добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания, так как на выставке очень много интересных книг, которые вы читали  

В. Бианки

Е. Чарушина, М.Пришвина

Предлагаю рассказать о прочитанной книге, по плану

ПЛАН

1. Название книги

( автор, заглавие )

2. Сколько произведений вошло в книгу?

3. Какой из рассказов больше всего понравился?

4. Расскажи кратко.

Как вы думаете чему в своих произведениях хотели научить авторы прочитанных  книг ?

Ведут организованный диалог, краткий пересказ по плану, выставляют предварительную оценку товарищу и себе.

Участвуют в беседе, задают вопросы, подводящие к целям и плану урока

Работа   под контролем учителя

 

Фронтальная  работа

( метод словесный)

Беседа.

Физминутка

Р: само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Пришло время и нам немного поиграть        « Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.

Облизывает лапу сластёна косолапый,

А пчёлы налетают, медведя прогоняют.

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

Выполняют упражнения с проговариванием

IV Совместное открытие знаний.

Цель: создать условия для развития у обучающихся умения анализировать литературный текст, формулировать с помощью учителя  главную мысль текста

Освоение

нового материала

Лексическая работа

Работа с книгой

Гимнастика для глаз

Первичная проверка понимания.

 

V. Подведение итогов. Контроль и оценка знаний. Определить успешность достижения цели в привычной учебной ситуации;

 -сравнивать

результат  с целью.

Домашнее задание

Предметные: -Формировать приемы понимания прочитанного: воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся; прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации; восстанавливать последовательность событий рассказа.

Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме, строить речевое высказы- вание в соответствии с поставленными задачами; слушать и понимать речь других;

формулировать собственное мнение, уважать позицию другого, находить общее решение. Регулятивные УУД. Находить и исправлять ошибки с помощью образца. (прогнозировать со- держание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. (Предметные УУД) Рассуждать, находить ответ на вопрос, ис- пользуя жизненный опыт, иллюстрации, учебник. Делать выво- ды в результате рабо- ты класса. (Познавательные УУД). Следовать в поведении моральным нормам и этическим требован ям.  (Личностные УУД). Объяснять смысл от- дельных слов с помощью учителя.

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

(Коммуникативные УУД) Пополнять словарный запас.

(Предметные УУД)

Развивать навыки правильного, осмысленного, выра- зительного чтения.

(Познавательные УУД) Находить и исправлять ошибки с помощью образца. Отличать верно выполненное задание от неверного.

 

(Предметные УУД)    

Учиться высказывать свое предположение  . (Коммуникативные УУД) Находить и исправлять ошибки с помощью чтения из текста. Отличать верно выполненное задание от неверного. (Регулятивные УУД) Понимать и оценивать   с помощью учителя.  

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Участвовать в оценке и обсуждении

 полученного  результата. (Коммуникативные УУД)

 Признавать свои ошибки; осознавать причину успеха или неудачи. Сравнивать результат с целью. Делать вывод о результате. (Регулятивные УУД).  

Формировать моти- вацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (Личностные УУД)

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;

 .

1.Беседа  школьного библиотекаря (презентация новых энциклопедий для  детей из серии «Планета  животных» Организует работу с текстом до чтения

2. Знакомство с биографией автора книги В.В. Чаплина

   

Выставка книг автора

3. Словарная работа

 

4.Первичнрое чтение текста  учителем

5.Играют в  игру        « Да-нетка!;»

Организует фиксирование нового в содержании урока, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

выявляет степень усвоения полученных знаний, подводит к формулированию итогов работы и ее анализу.

 .

Откроем же эти книги.

Белый медведь — царь Арктики.

А где находится Арктика?  

 Работа с глобусом. Отличие от Антарктики.

-Северный полюс в центре Северного Ледовитого океана

-мощные ледники, ледяные пустыни

-жизнь кипит на море и в море: микроорганизмы, рыбы, тюлени, моржи, морские зайцы, нерпы, некоторые виды китов.

Демонстрация фотографий

Как удивительна наша планета!

Логическое задание: Как же приспособился белый медведь к такому суровому климату? Ваши предположения, ребята.

Эвристическая беседа.

-Белый медведь — maritimus. Догадайтесь , что означает это латинское слово.-Морской. А почему он так называется? Прекрасный пловец, создал свой стиль плавания, перепонки  между пальцами, уши во время плавания и ныряния, длинная шея, мощные передние лапы. Место обитания — льды Арктики.

–Шерсть. Демонстрация макета шерсти животного. Полые бесцветные шерстинки, наполненные воздухом, сохраняют тепло и поддерживают в воде. Они как маленькие термосики. Черная кожа белого медведя притягивает солнечные лучи.

–Жир. Состав медвежьего жира до конца не изучен. Белый медведь или медведица может обходиться без еды месяцами.

–Обоняние. Чует добычу за 50 км! Как сторожит у полыньи тюленя. Работа по фотографии.

–Замедляет обмен веществ в организме в любое время года. Не впадает в спячку.

–Непредсказуем, умен, коварен. Для человека представляет большую опасность. Это хищник.  

–Медвежата через два годика уже могут вести самостоятельную жизнь.  

Вывод: Белый медведь- удивительное , еще не до конца изученное животное.

Подробнее о нем и о других животных вы узнаете в этих прекрасных книгах.

Беседа по вопросам «Что узнал?»

Глядя на портрет В. Чаплиной  и зная о том, что он писал о животных, как вы думаете, каким она была человеком?

Вера Чаплина (1908 – 1994) –  известная детская писательница. Жизнь и творчество   связаны с Московским зоопарком.

Родилась в Москве в дворянской семье. Мать закончила консерваторию, отец – юрист.

После революции 1917 года, в хаосе Гражданской войны 10 – летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.  Только любовь к животным помогла ей пережить это первое большое горе. Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов…  

Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь

Все книги писательницы рассказывают о жизни животных, как в зоопарке, так и на воле.

      Её повести добры и остроумны. Повествование ведётся от первого лица – от имени самой писательницы. пережившей немало волнений, тревог  радостей со своими питомцами    В.В Чаплина  известна на всю страну – вышла в свет ее первая книга «Малыши с зеленой площадки»

Немало книг написала за свою жизнь Вера Васильевна Чаплина: «Кинули», «Питомцы зоопарка», «Друг чабана», «Медвежонок Фомка», «Случайные встречи» и другие

Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

Организует лексическую работу с трудными словами и словосочетаниями

В тексте встретятся слова, значение которых надо уточнить:

- кубарем;( катился )

 -возился  с азартом;    полярный медвежонок;   рявкнет;  

 -водворил его в клетку.

Прочитайте  название текста. Рассмотрите иллюстрацию к тексту.  Что вы видите?

Как вы думаете о ком  рассказ?

Вы приступаете к чтению одной

из книг Веры Васильевны Чаплиной «Фомка – белый медвежонок».

Вспомните словарь настроений  Когда я буду читать вы следите и простым карандашом подчеркиваете те слова где меняется ваше настроение.                  

 Вам понравилась, рассказ? ……

Нарисуйте  настроение .

Где менялось настроение?

 Кто такой Фомка?

 К какому жанру можно отнести  это произведение?

 Почему так решили ?

Давайте отдохнём с хорошей песней и хорошим настроением. Согласны! Пусть  отдохнут  и наши глазки

Хотите узнать, кто был самый внимательный

  при чтении учителя?

  «Да – нетка!»        

- Фомку привезли в Москву на теплоходе?

- Его поместили в ящик, с одной стороны затянутый сеткой.?

- Как только самолёт оторвался от земли, Фомка тут же уснул?

- Когда медвежонок охрип от крика, его выпустили из клетки?

- Фомка быстро выскочил из ящика и стал бегать по салону самолёта?

- Кожаное кресло стало его любимым местом, где он проводил всё свободное время?

- На остановках его выпускали погулять и он кубарем скатывался на землю?

Оцените свою работу оценкой

Молодцы! Вы все правильно себя оценили

- Какой рассказ мы сегодня читали?

 Назовите автора нового рассказа?

- Что больше всего понравилось? Запомнилось?

Подойдите к рисункам, покажите, свой рисунок.

Медвежонок похож на нашего Фомку

- Какое открытие, Вы сделали на уроке?

-Ребята, люди   придумали символы. Посмотрите.

На доске три символа: символ медицины, символ мира. А этот символ пустой  

А вы видели символ доброты?

И я нет.

Но, я всё же придумала для вас символ доброты. Я считаю, что им вполне может стать сердце. Ведь доброе сердце способно к милосердию, состраданию всему живому, будь то травинка, будь то мышонок или еще кто другой. Я хочу, чтобы вы были не только успешными учениками, но и людьми, которые умеют любить и ценить всё живое.

 Поэтому и  тема урока   называется как?

  Как мы  должны относиться к нашим братьям меньшим?

(Передаю каждому ребёнку шар в виде сердца.)

Чтение стихотворения 

Как можно притеснять тех, кто слабее

И кто тебе отпор не сможет дать…

Давайте, люди, будем к ним добрее

И будем их беречь и защищать

 

Домашнее задание Прочитать  рассказы   В. Чаплиной  продолжение про Фомку. И поработать в  тетради   отвечая на  вопросы  по тексту

Спасибо вам за

хорошую и интересную работу на уроке!

Объясняют, анализируют

Объясняют  смысл отдельных слов с помощью учителя.

Рассматривают иллюстрацию и по ней делают прогноз.

Высказывают свои предположения о содержании произведения.

Следят за чтением учи- теля. Отвечают на вопросы по ходу чтения

 Слушают внимательно .

( веселое  шутливое, тревожное..)

( рассказ)

( Все события происходят в  реальной  жизни)

Играют в  игру « Да-нетка »                    ( карточка)

Проверяют правильность выполнения

Исправляют ошибки.

используют свои сигнальный светофор :  Желтый – «Я выполняю» Зеленый – «У меня все хорошо. Я справился» Красный – «Прошу по- мощи».                                          

Исправляют ошибки.

Оценивают себя самостоятельно,  

анализируют результаты своей деятельности, формулируют вывод, участвуют в обсуждении оценок.

Взаимодействуют с учителем

(отвечают на вопросы).

читает наизусть

уч-ся

(практический метод)

Беседа  

Наглядн: работа со слайдом

Словесн.: объяснение

Беседа.

 

Беседа по восприятию:

Групповая практическая работа с дидактическим материалом

Самостоятельная работа.

Групповая работа, фронтальная работа, рефлексия.

 

   Предметная программа и ее автор: Программа начальной школы для слабовидящих обучающихся.

 Автор   Р. Д. Максютова под редакцией Л.И. Плаксиной  ;

«Рабочая программа по литературному чтению»: составитель Канунникова И. В.., учитель начальных классов.

Список информационных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г. 
  2. Методические рекомендации для учителя. Литературное чтение. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В., М.: Баласс, 2014.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010..
  5. О. Н. Тишурина, Писатели в начальной школе, дидактическое пособие к урокам литературного чтения, издательство «М.: Дрофа», 2005


Предварительный просмотр:

План – конспект   урока  

Учитель нач. классов Канунникова Ирина Викторовна.  

ГОБОУ Мурманская КШИ № 3

 Внеклассное чтение        

4е, ФГОС НОО для слабовидящих обучающихся, вариант 4.2

Тема урока  «О братьях наших меньших»   В. Чаплина «Фомка – белый медвежонок»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, игровая, индивидуальная работа.

 На уроке применяются наглядные средства обучения (презентация, карточки с игрой «Да нетка»,   рисунки обучающихся, выставка книг).

 Обучающиеся учатся работать с информацией при помощи разнообразных источников информации (дополнительная литература, детская энциклопедия). На протяжении всего урока обучающиеся вовлечены в процесс самооценки по разработанным совместно критериям. Обратная связь (учитель-ученик, ученик-ученик) осуществляется с помощью сигнальных карточек, (словарь настроений, светофор)

Цель: познакомить учащихся с рассказом В. Чаплина «Фомка – белый медвежонок»; продолжить работу над развитием навыка беглого осознанного чтения;

-развивать память, внимание, творческие способности детей, коммуникативную компетентность, умение работать с книгой;

- воспитывать коллективизм и умение оценивать свою и чужую работу; воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

 -создать  условия, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей; стремление учащихся к самостоятельному получению знаний;

-воспитывать вдумчивых читателей ;

Задачи урока (УУД)

Образовательные: учить связно излагать свои мысли;

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным

1. Предметные: умение читать текст осознанно с правильной интонацией, анализировать поведение героев, находить фрагменты текста для ответа.

2.Личностные: умение оценивать поступки героев по отношению к окружающему миру, доброжелательно и бережно относиться к «братьям нашим меньшим».

3.Метапредметные:

Познавательные УУД: умение прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, извлекать необходимую информацию.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя, адекватно воспринимать оценки учителя и одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать.

Контроль и коррекция способа достижения цели урока                                                                                                                                                         - расширить умения уч-ся ориентироваться в микро -  и макро пространстве                                                                                                                  - способствовать развитию прослеживающей  функции глаз                                                                                                                                                  - формирование зрительно- моторной координации 

 Методы:  наглядный, словесный, практический, проблемный,  поисковый, объяснительно-иллюстративный.

 Формы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Планируемые результаты урока

Предметные: Воспринимать на слух художественный текст; осмысленно читать, отвечать на вопросы учителя по содержанию;

Метапредметные: Высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией   и по названию прогнозировать содержание; находить  информацию в тексте для ответов  на вопросы ; делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя; выразительно читать; находить лексическое значение слов в толковом словаре.

Личностные: Эмоционально «проживать» текст во время чтения; понимать эмоции животных; оценивать поступки людей; высказывать свое отношение к героям и их поведению; проявлять интерес к творчеству В.В. Чаплиной.

Уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

 Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические  владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ поступков героев произведения, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения планирование учебного сотрудничества со сверстниками, функций участников и способы взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и

диалогической формами речи

Межпредметные связи: Окружающий мир, ИЗО.

Оборудование: компьютер,  доска Аctiv Bord;  презентация, карточки с заданиями ; игра «Да нет-ка!», словарь настроений; светафор; карточки с отрывками произведений; изображения животных, выставка книг.

                                                                      Технологическая карта урока: образец

Этапы урока

УУД

Время

минуты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль

Методические приемы и формы обучения, в том числе коррекционные

Организационный

Момент.

Цели: положительно  настроить на урок;

 - активизация мыслительной деятельности;

- создание условий для осознанного включения в учебную деятельность

Коммун.

Создание положительного эмоционального настроя в классе

Рег  : положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2 мин.

Организовывает деятельность обучающихся.

-Прозвенел звонок

Начинается урок

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

  Проговаривают вместе с учителем приветствие

-Мы рады приветствовать Вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Контроль над воспроизведением речевого материала

( метод словесный)

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

II. Актуализация знаний, подведение учащихся к изучению новой темы

Дыхательная гимнастика  

Цели: - положительно  настроить на урок; - активизация мыслительной деятельности; - создание условий для осознанного включения в учебную деятельность

Коммун.

Создание положительного эмоционального настроя в классе

Рег  : положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке

   

 

Мысленно положите на ладонь своё хорошее настроение, свою улыбку и  тремя лёгкими дуновениями передайте их своему соседу по парте или нашим гостям.

А на другую ладонь положите мысленно все ваши страхи, сомнения, неуверенность и сдуйте их с ладони быстро, быстро,  

умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием"

Контроль над дыхательной гимнастикой

Речевая разминка

(чистоговорка)

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Ать-ать-ать-я могу рычать! ( весело)

Еть-еть-еть-я страшный медведь!  (грозно,с мимикой)

Су-су-су-лапу я зимой сосу!  (быстро)

Он-он-он-я в берлоге вижу  сон! (медленно)

Лю-лю-лю-рыбку и медок люблю!

( покажи язычком облизываемся)

умение говорить звонко, громко, но без крика; эмоционально.

ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием

Контроль над речевой разминкой

Читать с разной интонацией и темпом;

III. Целеполагание

 

Постановка учебных задач

Цель работы: - Формирование и развитие ценностного отношения к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Как вы готовитесь к этому уроку внеклассного чтения?

.

На уроке мы  читаем не учебник, а библиотечные книги. На эти уроки к нам  приходит  школьный библиотекарь    приносит   что-то новенькое и интересное. А еще мы сами ходим в библиотеки  и берем книги для чтения.  

Устный приём                    

Беседа.

Проверка домашнего задания  

К- планируют сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л- понимают назначение заданий, проявляют интерес

П- развитие смыслового восприятия текста

(Организуется  беседа)  

Я вижу вы добросовестно отнеслись к выполнению домашнего задания, так как на выставке очень много интересных книг, которые вы читали  

В. Бианки

Е. Чарушина, М.Пришвина

Предлагаю рассказать о прочитанной книге, по плану

ПЛАН

1. Название книги

( автор, заглавие )

2. Сколько произведений вошло в книгу?

3. Какой из рассказов больше всего понравился?

4. Расскажи кратко.

Как вы думаете чему в своих произведениях хотели научить авторы прочитанных  книг ?

Ведут организованный диалог, краткий пересказ по плану, выставляют предварительную оценку товарищу и себе.

Участвуют в беседе, задают вопросы, подводящие к целям и плану урока

Работа   под контролем учителя

 

Фронтальная  работа

( метод словесный)

Беседа.

Физминутка

Р: само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Пришло время и нам немного поиграть        « Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.

Облизывает лапу сластёна косолапый,

А пчёлы налетают, медведя прогоняют.

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

Выполняют упражнения с проговариванием

IV Совместное открытие знаний.

Цель: создать условия для развития у обучающихся умения анализировать литературный текст, формулировать с помощью учителя  главную мысль текста

Освоение

нового материала

Лексическая работа

Работа с книгой

Гимнастика для глаз

Первичная проверка понимания.

 

V. Подведение итогов. Контроль и оценка знаний. Определить успешность достижения цели в привычной учебной ситуации;

 -сравнивать

результат  с целью.

Домашнее задание

Предметные: -Формировать приемы понимания прочитанного: воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся; прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации; восстанавливать последовательность событий рассказа.

Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме, строить речевое высказы- вание в соответствии с поставленными задачами; слушать и понимать речь других;

формулировать собственное мнение, уважать позицию другого, находить общее решение. Регулятивные УУД. Находить и исправлять ошибки с помощью образца. (прогнозировать со- держание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. (Предметные УУД) Рассуждать, находить ответ на вопрос, ис- пользуя жизненный опыт, иллюстрации, учебник. Делать выво- ды в результате рабо- ты класса. (Познавательные УУД). Следовать в поведении моральным нормам и этическим требован ям.  (Личностные УУД). Объяснять смысл от- дельных слов с помощью учителя.

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

(Коммуникативные УУД) Пополнять словарный запас.

(Предметные УУД)

Развивать навыки правильного, осмысленного, выра- зительного чтения.

(Познавательные УУД) Находить и исправлять ошибки с помощью образца. Отличать верно выполненное задание от неверного.

 

(Предметные УУД)    

Учиться высказывать свое предположение  . (Коммуникативные УУД) Находить и исправлять ошибки с помощью чтения из текста. Отличать верно выполненное задание от неверного. (Регулятивные УУД) Понимать и оценивать   с помощью учителя.  

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Участвовать в оценке и обсуждении

 полученного  результата. (Коммуникативные УУД)

 Признавать свои ошибки; осознавать причину успеха или неудачи. Сравнивать результат с целью. Делать вывод о результате. (Регулятивные УУД).  

Формировать моти- вацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (Личностные УУД)

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;

 .

1.Беседа  школьного библиотекаря (презентация новых энциклопедий для  детей из серии «Планета  животных» Организует работу с текстом до чтения

2. Знакомство с биографией автора книги В.В. Чаплина

   

Выставка книг автора

3. Словарная работа

 

4.Первичнрое чтение текста  учителем

5.Играют в  игру        « Да-нетка!;»

Организует фиксирование нового в содержании урока, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

выявляет степень усвоения полученных знаний, подводит к формулированию итогов работы и ее анализу.

 .

Откроем же эти книги.

Белый медведь — царь Арктики.

А где находится Арктика?  

 Работа с глобусом. Отличие от Антарктики.

-Северный полюс в центре Северного Ледовитого океана

-мощные ледники, ледяные пустыни

-жизнь кипит на море и в море: микроорганизмы, рыбы, тюлени, моржи, морские зайцы, нерпы, некоторые виды китов.

Демонстрация фотографий

Как удивительна наша планета!

Логическое задание: Как же приспособился белый медведь к такому суровому климату? Ваши предположения, ребята.

Эвристическая беседа.

-Белый медведь — maritimus. Догадайтесь , что означает это латинское слово.-Морской. А почему он так называется? Прекрасный пловец, создал свой стиль плавания, перепонки  между пальцами, уши во время плавания и ныряния, длинная шея, мощные передние лапы. Место обитания — льды Арктики.

–Шерсть. Демонстрация макета шерсти животного. Полые бесцветные шерстинки, наполненные воздухом, сохраняют тепло и поддерживают в воде. Они как маленькие термосики. Черная кожа белого медведя притягивает солнечные лучи.

–Жир. Состав медвежьего жира до конца не изучен. Белый медведь или медведица может обходиться без еды месяцами.

–Обоняние. Чует добычу за 50 км! Как сторожит у полыньи тюленя. Работа по фотографии.

–Замедляет обмен веществ в организме в любое время года. Не впадает в спячку.

–Непредсказуем, умен, коварен. Для человека представляет большую опасность. Это хищник.  

–Медвежата через два годика уже могут вести самостоятельную жизнь.  

Вывод: Белый медведь- удивительное , еще не до конца изученное животное.

Подробнее о нем и о других животных вы узнаете в этих прекрасных книгах.

Беседа по вопросам «Что узнал?»

Глядя на портрет В. Чаплиной  и зная о том, что он писал о животных, как вы думаете, каким она была человеком?

Вера Чаплина (1908 – 1994) –  известная детская писательница. Жизнь и творчество   связаны с Московским зоопарком.

Родилась в Москве в дворянской семье. Мать закончила консерваторию, отец – юрист.

После революции 1917 года, в хаосе Гражданской войны 10 – летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.  Только любовь к животным помогла ей пережить это первое большое горе. Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов…  

Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь

Все книги писательницы рассказывают о жизни животных, как в зоопарке, так и на воле.

      Её повести добры и остроумны. Повествование ведётся от первого лица – от имени самой писательницы. пережившей немало волнений, тревог  радостей со своими питомцами    В.В Чаплина  известна на всю страну – вышла в свет ее первая книга «Малыши с зеленой площадки»

Немало книг написала за свою жизнь Вера Васильевна Чаплина: «Кинули», «Питомцы зоопарка», «Друг чабана», «Медвежонок Фомка», «Случайные встречи» и другие

Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

Организует лексическую работу с трудными словами и словосочетаниями

В тексте встретятся слова, значение которых надо уточнить:

- кубарем;( катился )

 -возился  с азартом;    полярный медвежонок;   рявкнет;  

 -водворил его в клетку.

Прочитайте  название текста. Рассмотрите иллюстрацию к тексту.  Что вы видите?

Как вы думаете о ком  рассказ?

Вы приступаете к чтению одной

из книг Веры Васильевны Чаплиной «Фомка – белый медвежонок».

Вспомните словарь настроений  Когда я буду читать вы следите и простым карандашом подчеркиваете те слова где меняется ваше настроение.                  

 Вам понравилась, рассказ? ……

Нарисуйте  настроение .

Где менялось настроение?

 Кто такой Фомка?

 К какому жанру можно отнести  это произведение?

 Почему так решили ?

Давайте отдохнём с хорошей песней и хорошим настроением. Согласны! Пусть  отдохнут  и наши глазки

Хотите узнать, кто был самый внимательный

  при чтении учителя?

  «Да – нетка!»        

- Фомку привезли в Москву на теплоходе?

- Его поместили в ящик, с одной стороны затянутый сеткой.?

- Как только самолёт оторвался от земли, Фомка тут же уснул?

- Когда медвежонок охрип от крика, его выпустили из клетки?

- Фомка быстро выскочил из ящика и стал бегать по салону самолёта?

- Кожаное кресло стало его любимым местом, где он проводил всё свободное время?

- На остановках его выпускали погулять и он кубарем скатывался на землю?

Оцените свою работу оценкой

Молодцы! Вы все правильно себя оценили

- Какой рассказ мы сегодня читали?

 Назовите автора нового рассказа?

- Что больше всего понравилось? Запомнилось?

Подойдите к рисункам, покажите, свой рисунок.

Медвежонок похож на нашего Фомку

- Какое открытие, Вы сделали на уроке?

-Ребята, люди   придумали символы. Посмотрите.

На доске три символа: символ медицины, символ мира. А этот символ пустой  

А вы видели символ доброты?

И я нет.

Но, я всё же придумала для вас символ доброты. Я считаю, что им вполне может стать сердце. Ведь доброе сердце способно к милосердию, состраданию всему живому, будь то травинка, будь то мышонок или еще кто другой. Я хочу, чтобы вы были не только успешными учениками, но и людьми, которые умеют любить и ценить всё живое.

 Поэтому и  тема урока   называется как?

  Как мы  должны относиться к нашим братьям меньшим?

(Передаю каждому ребёнку шар в виде сердца.)

Чтение стихотворения 

Как можно притеснять тех, кто слабее

И кто тебе отпор не сможет дать…

Давайте, люди, будем к ним добрее

И будем их беречь и защищать

 

Домашнее задание Прочитать  рассказы   В. Чаплиной  продолжение про Фомку. И поработать в  тетради   отвечая на  вопросы  по тексту

Спасибо вам за

хорошую и интересную работу на уроке!

Объясняют, анализируют

Объясняют  смысл отдельных слов с помощью учителя.

Рассматривают иллюстрацию и по ней делают прогноз.

Высказывают свои предположения о содержании произведения.

Следят за чтением учи- теля. Отвечают на вопросы по ходу чтения

 Слушают внимательно .

( веселое  шутливое, тревожное..)

( рассказ)

( Все события происходят в  реальной  жизни)

Играют в  игру « Да-нетка »                    ( карточка)

Проверяют правильность выполнения

Исправляют ошибки.

используют свои сигнальный светофор :  Желтый – «Я выполняю» Зеленый – «У меня все хорошо. Я справился» Красный – «Прошу по- мощи».                                          

Исправляют ошибки.

Оценивают себя самостоятельно,  

анализируют результаты своей деятельности, формулируют вывод, участвуют в обсуждении оценок.

Взаимодействуют с учителем

(отвечают на вопросы).

читает наизусть

уч-ся

(практический метод)

Беседа  

Наглядн: работа со слайдом

Словесн.: объяснение

Беседа.

 

Беседа по восприятию:

Групповая практическая работа с дидактическим материалом

Самостоятельная работа.

Групповая работа, фронтальная работа, рефлексия.

 

   Предметная программа и ее автор: Программа начальной школы для слабовидящих обучающихся.

 Автор   Р. Д. Максютова под редакцией Л.И. Плаксиной  ;

«Рабочая программа по литературному чтению»: составитель Канунникова И. В.., учитель начальных классов.

Список информационных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г. 
  2. Методические рекомендации для учителя. Литературное чтение. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В., М.: Баласс, 2014.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010..
  5. О. Н. Тишурина, Писатели в начальной школе, дидактическое пособие к урокам литературного чтения, издательство «М.: Дрофа», 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.3 по ФГОС) МАТЕМАТИКА

Примерная адаптированная основная общеобразоватеьная програма  начального общего образования глухих обучающихся по математике составлена для варианта 1.3 - 1 класс....

Роль уроков внеклассного чтения для формирования читательской активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В данной методической разработке представлен материал по проведению уроков внеклассного чтения в 3-4 классах специальных (корекционных) школ VIII вида....

Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)

В своей работе большее внимание уделяю исследовательской, проектной деятельности обучающихся. Ребята с удовольствием принимают активное участие в научно-практических конференциях, в олимпиадах, конкур...

Коррекционная направленность основных общеобразовательных уроков (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир) по ФГОС в классе слабовидящих детей

Коррекционная направленность основных общеобразовательных уроков (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир) по ФГОС в классе слабовидящих детей...

Программа учителя-дефектолога (по варианту 4 - слабовидящие обучающиеся)

Здесь представлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы для обучающихся с ОВЗ "Развитие и коррекция познавательных процессов" (вариант программы по ФГОС НОО для детей с ОВЗ: 4 д...

АООП НОО для слабовидящих детей (Вариант 4.2) на 2022-2027 уч.год

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (Вариант 4.2)2022-2027...