Роль уроков внеклассного чтения для формирования читательской активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка по чтению (3, 4 класс) на тему

Корнева Ирина Николаевна

В данной методической разработке представлен материал по проведению уроков внеклассного чтения в 3-4 классах специальных (корекционных) школ VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой школы, а для специальной (коррекционной) школы VIII вида  это имеет особое значение. От заложенных  навыков чтения зависят успехи обучения по всем предметам в дальнейшем, то есть навык чтения - это межпредметный навык.

Формирование навыков чтения у детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется замедленно. Затруднение вызывает и овладение техникой чтения, и понимание  прочитанного.

Читая доступные рассказы, стихотворения, сказки обучающиеся учатся понимать общее содержание и главную мысль произведения, учатся давать оценку прочитанному, видеть отношение автора к событиям и героям произведений. Именно на уроках чтения у ребят развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, любовь к родному языку, художественной литературе, интерес к чтению. На уроках в процессе работы над художественными текстами они учатся отличать главное от второстепенного, выявлять взаимосвязь описываемых явлений и событий, понимать их смысл; учатся делить текст на части, составлять план прочитанного и пересказывать в соответствии с ним. Всё это способствует развитию логического мышления учащихся.

Работая на уроках чтения с книгой, дети формируют необходимые умения: нахождение ответов на вопросы, учатся соотносить иллюстрации с текстом, находить в произведении необходимые эпизоды, составлять короткие рассказы по рисункам.

Уроки чтения формируют умения и навыки работы с книгой, необходимые для дальнейшего обучения и самообразования.

Развитие речи, овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений ученика коррекционной школы, что впоследствии позволит ему социально адаптироваться. Наряду с навыками чтения, важной задачей уроков является овладение связной речью, как основной коммуникативной функцией. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает обучающимся устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения людей в обществе, что является  одним из главных условий адаптации выпускников коррекционной школы VIII вида.

Переоценить значение обучения  чтению невозможно, так как чтение, кроме его большого общевоспитательного значения, на конкретных примерах учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, являясь, таким образом, одним из незаменимых инструментов развития и коррекции речи и мышления учащихся.

При обучении  чтению детей  коррекционной школы VIII вида большое внимание уделяется правильному выбору методов и приемов организации урока, подбору   дидактических материалов,  дифференцированному  и индивидуальному подходу к  учащимся,  испытывающим  затруднения в овладении чтением.

Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи, а как следствие, адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет внеклассное чтение.

Цель внеклассного чтения: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам. Руководство учителя внеклассным чтением детей в специальной (коррекционной) школе направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Ребенку необходимо внеклассное чтение для того, чтобы ему было интересно.

С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже в начальной школе. Едва научившись читать, он приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с родителями. В старшей школе в соответствии с программой уроки внеклассного чтения проводятся регулярно - один раз в месяц. Роль учителя здесь очень важна – он может помочь ученику стать самостоятельным читателем, привить любовь к чтению.      Важно, чтобы уроки внеклассного чтения проходили не только в классе, но и в школьной библиотеке. Сама атмосфера библиотеки и различные  формы работы, которые здесь проводятся, способствуют лучшему восприятию литературы, укрепляют, а главное, развивают читательские навыки ребят.

Подбирая литературу ученикам, учитывается: объем произведения, текстовая  доступность, актуальность произведения для данной категории учеников.

Для того чтобы уроки внеклассного чтения выполняли не только функцию контроля над пониманием прочитанного, но и работали на развитие читательских интересов, они зачастую отличаются от уроков чтения по методике проведения: праздничность уроков (нетрадиционные формы работы: различные игровые задания, заранее подготовленные выступления учеников, ребусы, кроссворды и т. д.).

Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются мероприятия, которые подводят итог чтения одной или нескольких книг, рассказов одного автора, книг по одной теме. Это могут быть: игра-конкурс, конкурс рисунков, конкурс чтецов, викторина, просмотр фильма, снятого на основе литературного произведения и т. д. В процессе таких занятий создаются широкие возможности для организации работы над   связной речью, над развитием мыслительных способностей, коррекцией таких психических процессов, как память, воображение, внимание.

В нашей школе-интернате стало традицией проводить заключительные уроки по внеклассному чтению в виде мероприятий, на которых используются разнообразные формы работ, позволяющие в доступной для учеников форме проверить, насколько они поняли прочитанное, еще раз пережить некоторые моменты с героями литературных произведений, сопоставить поступки героев со своими, оценить их критически. Ребятам очень нравятся такие мероприятия, а учитель имеет возможность увидеть плоды своего кропотливого каждодневного труда.

В свое практике ввожу уроки внеклассного чтения с третьего класса. В классе действует уголок внеклассного чтения, в котором отражается тема, рекомендуемые для чтения произведения,  организуются выставки рисунков к прочитанным произведениям.

(Привожу образец листа учета чтения произведений учащимися)

              Самостоятельное чтение

                    Коллективное чтение

Чтение способом "учитель + ученик"

Сказки или рассказы о детях.

«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»

Фамилия, имя ученика

Названия книг

«Добрая хозяюшка»

«Три товарища»

«Обидчики»

1.Антонюк Сергей

2.Быков Никита

3.Гета Игорь

4.Дачевский Александр

5.Корчагин Павел

6.Круглов Виктор

7. Ожгихин Андрей

8.Шевченко Владислав

В качестве примера привожу календарно-тематическое планирование уроков внеклассного чтения для 3-4 класса школы VIII  вида и разработки уроков.

3 класс

№/п

Дата

Тема произведений (произведения рекомендованные для внеклассного чтения)

Групповая работа

Индивидуальная работа

I.

сентябрь

Сказки, рассказы о детях. «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»

В.Осеева «Три товарища», «Обидчики», «Долг», «Сторож».

Постановка живых картин по прочитанному. Пересказ прочитанных рассказов. Коллективное чтение рассказа «Добрая хозяюшка».

Лепка и рисование к прочитанным произведениям.

II.

октябрь

Чтение и заучивание наизусть стихотворений по теме «Славная осень».

А.Блок «Зайчик», Е.Благинина «Осенний дождик», И.Бунин «Льёт дождь холодный…»

Конкурс «Читаем стихи о природе»

Подбор с помощью библиотекаря, воспитателя стихов и загадок об осени.

Рисование а прочитанную тему.

III.

ноябрь

Чтение стихов и рассказов о том, что в шутку сказано, да всерьёз задумано. «Умел ошибиться – умей и поправиться!»

Л.Толстой «Косточка», Я.Аким «Неумейка»,

Инсценировка стихотворения Я.Акима.

Рисование иллюстраций к прочитанному.

Лепка, аппликация.

IV.

декабрь

Чтение народных сказок. «Как хорош тот у кого умная голова и доброе сердце».

Казачья сказка «Тройная благодарность», сборники «Народные сказки», «Сказки народов мира».

Коллективное чтение и пересказ сказок. Инсценирование эпизодов сказок.

Изготовление макетов к сказкам из природного материала и материалоотходов.

Рисование рисунков.

V.

январь

Чтение рассказов и стихов о дружбе и взаимной выручке.

«Все за одного, а один за всех, - тогда и в деле будет успех».

Б.Житков «Почта», «Обвал», Сахарнов «Злой узел».

Коллективное чтение рассказа «Почта».

Отбор книг на заданную тему.

Рисование иллюстраций к понравившемуся рассказу.

VI.

февраль

Чтение рассказов об армии. «Родину-мать учись защищать».

Никольский «Про тренировку», Баруздин «Сложное поручение»

Озаглавливание выставки книг. Пересказ прочитанных рассказов.

Изготовление поздравительной открытки к о Дню защитника Отечества.

VII.

март

Чтение художественных произведений о матерях и детях.

«Нет милее дружка, чем матушка».

Е.Благинина «Вот какая мама»,

Виеру «Мамин день».

Конкурс  стихов «Для мамы и о маме».

Изготовление поздравительной открытки  для мам.

VIII.

апрель

Рассказы о животных.

 «Знай и люби родную природу»

Е.Чарушин

Пересказ прочитанных рассказов.

Составление книжек-малышек для 1 класса.

Рисунки к прочитанным рассказам.

IX.

май

Чтение рассказов о защитниках нашей Родины в Великой Отечественной войне.

«Любовь к Родине сильнее смерти».

Жариков «На земле,  в небесах и на море».

Коллективное чтение рассказов.

Инсценировка отрывков из рассказов.

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов В.О.в.

Операция «добрые руки».

4 класс

№/п

Дата

Тема произведений (произведения рекомендованные для внеклассного чтения)

Групповая работа

Индивидуальная работа

I.

сентябрь

"Кубанские поэты детям"

 Конкурс чтецов.

Игра "Поле чудес."

Выставка рисунков к прочитанным стихам.

II.

октябрь

Внеклассное чтение. К.И.Чуковский «Стихотворения, загадки, сказки»

Инсценировка отрывков из произведений.

Рисование на прочитанную тему.

Составление книжки-малышки "Загадки"

III.

ноябрь

Чтение рассказов и стихов о дружбе и взаимной выручке.

«Все за одного, а один за всех, - тогда и в деле будет успех».

Б.Житков «На льдине», «Наводнение»,

Коллективное чтение рассказа "На льдине"

Рисование иллюстраций к прочитанному.

IV.

декабрь

"Делу время- потехе час". Внеклассное чтение по теме: «Стихи о празднике Новый год».

Конкурс чтецов.

Изготовление карнавальных масок.

Рисование рисунков.

V.

январь

Внеклассное чтение. Чтение стихов и рассказов  по теме: «Умел ошибиться – умей и поправиться!» А.Барто «Ку-ку!», В.Логинов «Жалеевские яблоки».

Чтение по ролям диалога мамы и Витюшки из рассказа «Жалеевские яблоки».

Отбор книг на заданную тему.

Рисование иллюстраций к рассказу «Жалеевские яблоки».

VI.

февраль

Чтение рассказов об армии. «Родину-мать учись защищать».

Л.Кассиль  сборник «Славное войско» (рассказы по выбору)

Озаглавливание выставки книг. Пересказ прочитанных рассказов.

Изготовление поздравительной открытки к о Дню защитника Отечества.

Участие в акции "Письмо солдату"

VII.

март

Чтение художественных произведений о матерях и детях.

«Нет милее дружка, чем матушка».

Панькин «Легенда о матерях», Е.Благинина «Бабушка забота»,

Коллективное чтение и обсуждение «Легенды о матерях».

Конкурс  «Подарки для мамы».

Изготовление поздравительной открытки  для мам.

VIII.

апрель

Рассказы о животных.

 «Знай и люби родную природу»

Е.Чарушин "Томкины сны"

Пересказ прочитанных рассказов.

Составление книжек-малышек для 1 класса.

Рисунки к прочитанным рассказам.

IX.

май

Чтение рассказов о защитниках нашей Родины в Великой Отечественной войне.

«Любовь к Родине сильнее смерти».

Л.Кассиль «Сестра», «Таран», «Кто у телефона?».

Коллективное чтение рассказов.

Инсценировка отрывков из рассказов.

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов В.О.в.

Операция «Спеши творить добро».

Литературная викторина

 по рассказам и сказкам В.В.БИАНКИ.

Цель мероприятия:

-вызвать интерес к творчеству В.В.Бианки;

-развивать устную речь учащихся;

-развивать активный  словарный запас учащихся;

-развивать представления об окружающем мире;

-научить учащихся работать в группах;

-систематизировать знания, приобретенные на уроках  литературного чтения,

  окружающего мира и занятий в библиотеке.

Оформление:  

-Плакат «Лесные объявления».

-Рисунки детей (иллюстрации к произведениям  В.В.Бианки).

-Портрет В.В.Бианки, выставка книг «Поляна Бианки».

-Звуковое сопровождение – «Звуки леса».

-ММО для просмотра презентации.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Звуки птичьих голосов.
  3. Вступительное слово.

Дорогие ребята, на наших уроках   мы с вами много говорили о природе, о красоте окружающего нас мира. На уроках чтения, которые проводили в классе и библиотеке узнали имя замечательного писателя Виталия Валентиновича Бианки.

Сегодня на нашем мероприятии мы ещё раз вспомним названия  произведений В.В.Бианки и  героев, которые живут в них.

слайд – ПОРТРЕТ В.В. БИАНКИ И ЕГО КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ.

4.  Рассказывается биография В.В. Бианки.

 БИОГРАФИЯ В.В.БИАНКИ.

Будущий писатель родился в Санкт-Петербурге в семье биолога. С детства Виталий Бианки много времени проводил в лесу. Отец часто брал сына с собой на прогулки. Своего отца писатель называл первым и главным  «лесным учителем».

 Отец научил Виталия любить всё, «что дышит, цветёт и растёт». Окончив университет, Виталий Бианки побывал во многих уголках нашей  Родины.

За свою жизнь он написал более 300 рассказов, сказок, повестей. А самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной не существует. Её перевели на многие языки мира.

Сколько доброты, любви к природе чувствуем мы, когда читаем эти произведения. Перед нами оживают картины родной природы.

И те, для кого он писал свои произведения, и те, кто рисовал иллюстрации к его книгам, на всю жизнь влюблялись в творчество Бианки.

   слайд – СТИХОТВОРЕНИЕ.

 Читается стихотворение учеником.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

   
Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох,  так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.

Задание1.  

На страницах книг В.В.Бианки живёт много разных животных. Сейчас мы постараемся вспомнить их названия. Для этого разгадаем кроссворд.

     слайды – КРОССВОРД (Смотри приложение).

     слайд – ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ.

Задание2.

         Наступила золотая осень. Как красива природа в её убранстве. Но осень принесла и много хлопот и забот. Все происходящие изменения вокруг подмечает мудрый народ и говорит об этом в пословицах.

         В конвертах, которые вы получите, находятся пословицы, но их начало и конец написаны на разных карточках. Вам нужно из двух половинок сложить  целую пословицу.

(Дети составляют пословицы и объясняют их смысл)

В СЕНТЯБРЕ И ЛИСТ НА ДЕРЕВЕ   …….     НЕ ДЕРЖИТСЯ.

В СЕНТЯБРЕ ЛЕТО КОНЧАЕТСЯ, А ОСЕНЬ    ……  НАЧИНАЕТСЯ.

СЕНТЯБРЬ   В ДОРОГУ  …..   ПОГНАЛ.

В ОКТЯБРЕ НИ НА КОЛЁСАХ, НИ НА ….. САНЯХ.

БЫСТРО ТАЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ  ДЕНЬ   - НЕ ПРИВЯЖЕШЬ ЗА  …ПЛЕТЕНЬ.

ВНОЯБРЕ ЗИМА С ОСЕНЬЮ … БОРЕТСЯ.

В НОЯБРЕ СНЕГА НАДУЕТ, ХЛЕБА … ПРИБУДЕТ.

В ОКТЯБРЕ С СОЛНЦЕМ РАСПРОЩАЙСЯ, … БЛИЖЕ К ПЕЧКЕ ПОДБИРАЙСЯ.

Задание 3     

      Осень… Как она красива.  Гуляя по осеннему лесу люди собирают грибы, ягоды, и мы набрали целую корзину. Что же в ней?  Она целая загадок. Сейчас мы их разгадаем.

(ученики по очереди подходят к корзинке, достают карточки с загадками и отгадывают их).

Есть на речках лесорубы

В серебристо-темных шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.       (Бобры)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.      (Лягушка)

Вьётся верёвка,
На конце головка.    (Змея)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине?        (Улитка)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает.      (Крот)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?        (Волк)

Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги.      (Черепаха)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.           (Олень)

В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт.       (Лиса)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.   (Заяц)

У корней мохнатой ели

Темнокожий карапуз

Не по росту тащит груз.   (Муравей)

        А сейчас посмотрите на экран. Вы увидите небольшой отрывок из мультфильма, где главный герой муравей.

           (просмотр отрывка из мультфильма)

Вы посмотрели мультфильм, а как называется рассказ, где живёт его герой?

Как муравьишка домой спешил»)

Задание 4.

Давайте вспомним названия других сказок и рассказов В.В.Бианки.

Каждая команда получает конверт, в нём лежат 5 карточек с текстом. На четырех карточках текст из одного рассказа, а одна карточка с текстом из другого рассказа. Вам нужно прочитать все карточки, убрать лишнюю, а остальные четыре разложить в такой последовательности, чтобы получился небольшой отрывок из рассказа.

(Ученики читают получившиеся отрывки и называют рассказ).   

                  «Первая охота», «Люля».

  Задание 5.

   Посмотрите внимательно на доску. Нужно расшифровать  2 названия произведений В.В.Бианки.

Команды получают шифр, в котором каждая цифра соответствует квадрату со слогом.

Х                1

ТЕ                   2

ВОС         3

ЛЮ              4

Портрет Бианки

РЕ            6

ТЫ              7

МОК               8                          

ЛЯ           9

Шифры:    1-3-7 «Хвосты»;                   2-6-8 «Теремок»;                

Для обеих команд:  4-9 «Люля».                   

                

Задание 6.

   Хорошо живётся животным в рассказах и сказках В.В.Бианки. Они  хотят поделиться своими радостями, а иногда попросить помощи. Только очень забывчивы зверьки в лесу. Забыли они подписать свои объявления. Давайте поможем им.

                       (Ученики по очереди читают объявления и говорят, герой какого рассказа их написал).

-Меняю теремок на скворечник!

-Обучаю   заметанию     следов. 

-Открываю фабрику   по очистке  лесных орехов.

-Провожу конкурс на лучший нос.

-Покрываем стены   воском. Качество  гарантируем.

-Я инвалид - ножка   болит! Помогите добраться до дома.

-Учусь охотиться, пока не получается!

-Две недели отроду, а уже мореплаватель!

Задание 7.

К концу подходит наша игра. Пришло время проверить,  внимательно ли вы слушали  и что запомнили.

           (На экране тест по  произведениям В.В.Бианки) 

- Сказка “Теремок”. Какие звери и птицы в нём живут?

(Дятел, белка, куница, медведь, сыч, скворец)

   - Какие птицы спорили о том, чей нос лучше?

(Мухолов - тонконос, дубонос, клёст - крестонос, бекас - долгонос, кулик: шилонос и кроншнеп-серпонос, широконос, козодой - сетконос, пеликан, дятел, ястреб)

  - Какие лесные разведчики действуют в одноимённом рассказе Бианки?

(Корольки)

Какое растение Бианки назвал “комариная смерть”?

(Росянка)

Сказка “ Кто чем поёт”. Какая птица использует свой хвост для того, чтобы спеть песню?

(Бекас)

  1. Заключительное слово учителя.

      Сегодня мы поговорили о тех сказках и рассказах Бианки, которые вы недавно прочитали – это очень маленькая частичка того, что Бианки написал о природе. В скором будущем мы с вами познакомимся с удивительной и самой знаменитой книгой В.В.Бианки – «Лесная газета». Прочитав её, вы узнаете о поведении и повадках животных и птиц в разные времена года, о народных приметах погоды. Найдете ответы на многие вопросы :

- С какого дня по календарю считается начало весны?

- Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?

- Какой в России самый маленький зверь?

- Какая у нас самая маленькая птица?

- Вместе с произведениями В.В.Бианки вы окунетесь в чудесный мир русской природы.

Приложение.

Вопросы-загадки  к кроссворду.

По вертикали.

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?            (Белка).

  1. У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней?   (Лиса).

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.           (Олень).

  1. Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.                 (Сорока).

  1. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.                       (Дятел).

  1. На овчарку он похож –

Что ни зуб, то острый нож.     (Волк).

  1. Бурый косолапый

По лесу бредет,

Любит «одолжить» он

У лесных пчел мёд.                (Медведь).

 

Урок внеклассного чтения  

"Кубанские поэты детям"

Цели:

  • обобщать знания учащихся о творчестве кубанских поэтов, пишущих о детях и для детей;
  • развивать устную речь, словарный запас учащихся;
  • прививать интерес к литературе родного края и желание ее изучать.

Задачи:

1.Развитие познавательного интереса к предмету, формирование поисковой деятельности.

2.Формирование навыков выразительного чтения стихотворных произведений.

3.Воспитание чувства гордости за свою малую родину, любви и уважения к землякам.

             

                                                 

                                   

I.Организационный момент.

(Звучит запись песни «Здравствуй, наша Кубань!».  Ученики  в костюме казачат читают стихотворение К.Обойщикова  «Кубань – земля такая». По ходу чтения стихотворения демонстрируются слайды № 1-14)

Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет –

И поле оживает,

И гром земной плывет,

И землю плуг срезает,

Как масло.

Круглый год

Здесь что-то засевают,

И что-то убирают,

И что-нибудь цветет.

Кубань – земля такая:

От края и до края

Две Дании войдет.

Омытая морями,

Укрытая в леса,

Пшеничными полями

Глядится в небеса.

А снежные вершины –

Как воина седины,

Как мудрость старины.

  Кубань – земля такая:

  В ней слава боевая

  И слава трудовая

  Цементом скреплены.

  Цветет в Новороссийске

 Священная земля.

 И, словно обелиски,

 Застыли тополя.

 Кубань – земля такая:

 От хлеба золотая,

Степная сторона.

Гостей она встречает,

И песни запевает,

И душу открывает,

Прозрачную до дна.

Казачка огневая,

Красива, молода,

Кубань – земля такая:

Однажды приласкает -

Полюбишь навсегда!

Учитель:  Славна наша малая Родина полями, лесами, реками, хлебом,  морями. Но главное богатство - это люди. Интересна, богата событиями история Краснодарского края. Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани.

II.Сообщение темы и цели занятия.

                   Учитель:        Сегодня на занятии мы обобщим знания о творчестве кубанских поэтов, которые свои произведения адресовали детям.  А поможет нам в этом популярная игра «Поле чудес». Итак, встречайте первую тройку игроков.

(Учитель называет игроков первой тройки. Объясняет правила игры.

На доске зашифровано слово к первому заданию.)

Учитель:  (задание первого тура) Этот кубанский поэт создал сборник стихов для детей «Солнышко проснулось». Эту книгу он  посвятил своей дочке Даше. Читая его стихи, вы убедились, что они помогли вам почувствовать и увидеть красоту живой природы, понять, что такое настоящий труд, Родина, семья.

Н

Е

П

О

Д

О

Б

А

(Дети разгадывают фамилию поэта. Демонстрируется слайд №15.)

Учитель: К сегодняшнему уроку каждый из вас подготовил стихотворение кубанского поэта. Послушаем стихотворение Вадима Неподобы «В зоопарке»,  которое подготовил Андрей.

Я с папой в зоопарке

Вчера был полдня.

Олени, леопарды

Смотрели на меня.

Звала меня мартышка

С малышкой на спине.

Ломал решетку мишка,

Чтоб подойти ко мне.

Тигренок р-рыкнул близко,

И лапу подал он.

Раскланивался низко

Передо мною слон.

Лисята подбежали

И стали у дверей…

Ну как они узнали,

Что я        люблю зверей?..

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(Вручение призов первой тройке игроков.)

Учитель: А вот задание для игроков второй тройки.

Эта кубанская поэтесса пишет забавные и веселые стихи для детей. Один из ее сборников назван «Хозяюшка». Стихи поэтессы пронизаны любовью к детям, их маленьким горестям и радостям.

Б

А

Р

Д

А

Д

Ы

М

(Демонстрируется слайд № 16)

Учитель: А теперь послушаем стихотворение Варвары Бардадым «Столяр», его нам представит Саша.

Столяр

На дворе верстак стоял.
– Я строгаю! Я столяр!
Вжих-вжих-вжих…
Стружки змейками шипят,
Извиваются, шуршат:
Шши-шши-шши…

А сучок таращит глаз:
– Вырву зуб рубанку! Ррраз!
Трах-тах-тах…

У рубанка зуб стальной.
– Эй, вперёд, рубанок мой!
Вжих-вжих-вжих…

Прилетят в скворечник мой
Птицы раннею весной!
Вжих-вжих-вжих…

(Вручение призов второй тройке игроков.)

Учитель:  Задание для третьей тройки. Все годы этот поэт собирал песни и поговорки, особенно любил записывать смеховинки, «побрехеньки»  из казачьего быта. Его родовая фамилия в переводе на русский язык обозначает название птицы.

П

И

В

Е

Н

Ь

(Слайд №17)

Учитель: Мы с вами читали стихи Александра Пивня, а вот Паша  и Даниил  приготовили для нас забавную побасенку «Чи кораблi ïдять, чи нi?».

«Зустрились у станицi на базарi два захожих парня, та й завели таку балакачку:

- Здоров, брате!

- Здоров, Кiндрате!

- Вiдкiля iдеш?

- Вiдсиля не видно.

- Хiба дуже далеко?

- А вже ж далеко!

- Як?

- Та так, що ти там зроду не був!

- Чи-ба! А може й був?

- Де тобi там бувать! Тебе й по мордi видно, що iще ти не був у бувальцях!

- Та брешеш! Може бiльше тебе бачив!

- Що ти там бачив?

- Скрiзь бував iвсячину бачив!

- А ти ж у Ананi був?

- А то нi? Ще раньше тебе!

- А де ж вона?

- Протiв неба на землi!

- Не хвастай! Я добре знаю, що ти там не був.

- Ов-ва!

- От тобi й ов-ва!

- Брешеш, був i усе там бачив!

- Що ж ти там бачив?

- Га?

- Що ж ти там бачив, питаю?

- Що я там бачив?

- Э?

-Усе!

- А кораблi бачив?

- Що?

- Кораблi.

- А тож як! Ще б пак не бачив! Может и ïх не бачив? А я ïх ïв!

- Ĭв? Ото дурный! Вони ж деревьянi!

- Хто?

- Кораблi! Хiба ïх ïдять? На ïх ïздять!

- Тю! Так то я забув! Я думав, що то тi раки, що у морi живуть».

             Учитель:  Какое настроение вызвала у вас эта «балачка»? Всё ли вам было понятно? Ребята, о чем спорили парни?

(Вручение призов третьей тройке игроков.)

Учитель: А теперь послушайте задание на финальную игру. Он начал писать свои первые стихи в 4-м классе. В Краснодарском книжном издательстве вышло более 20-ти его поэтических сборников. Из них 5 для детей. Мы познакомились с его книгой «Зайка-пешеход».

О

Б

О

Й

Щ

И

К

О

В

 (Владислав  И Сергей  инсценируют стихотворение Кронида Обойщикова «Хозяин».)

«Хозяин»

Я сегодня не скучал –

Молотком весь день стучал

Доску выправил в заборе,

Два гвоздя забил в скамью

И на стенке в коридоре

Сделал вешалку свою.

Можно звать теперь гостей –

Хватит здесь на всех гвоздей.

Молоток и щипцы

Мо-лод-цы!

Говорит мне отец,

Что и я молодец,

Маленький хозяин.

И на стройке, и в квартире –

Всюду нужен крепкий гвоздь.

В целом мире, в целом мире

Я хозяин,

А не гость!

Учитель: Вот и определен победитель нашей игры. Теперь остается

только выяснить: согласен ли он на суперигру. Согласен! Итак – задание на

суперигру:  Этот поэт является автором шести детских книжек. Он хорошо

знает и понимает жизнь сельских детей, о них и рассказывает он в своем

сборнике стихов «Лошадка». «Раз – загадка, два – отгадка» - это для ребят,

которые очень любят отгадывать загадки.

Н

Е

С

Т

Е

Р

Е

Н

К

О

(демонстрация слайда № 18)

Учитель: Давайте послушаем стихотворение Владимира Нестеренко «Пшеничный цвет» в исполнении Вити.

«Пшеничный цвет»

Пшеничного цвета у брата усы.

Узнал я, что это не ради красы.

И волосы тоже пшеничного цвета.

Наверно, есть тайна какая-то в этом.

Пшеничного цвета у брата ресницы –

Ну что с моим братом

Могло приключиться?

А брат улыбнулся

И гордо сказал:

- Я летом пшеницу

В полях убирал.

- В чем же заключена тайна пшеничного цвета?

(Вручение суперприза . )

Подведение итога.  Рефлексия (Ученики выбирают жетон яркий (со словом «да»)  или темный (со словом «нет») выражая своё отношение к уроку).

      Используемые материалы:

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб.пособие для студентов дефектол.фак.пед.ин-тов.-М.: Просвещение, 1994.
  2. Сканированные рисунки из различных источников.
  3. Интернет- источники: images.yandex.ru, http||ajgul,livekuban.ru

Урок внеклассного чтения по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

ВЕДУЩИЙ: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Бибигона. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.

Ученик: Корней Чуковский – это имя, которым он подписывал свои книжки, а настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпившего за ночь снега. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с детьми, которых встречал во время прогулки. Именно таким детям он посвятил свои книги.

 ВЕДУЩИЙ: Учёный, писатель, переводчик, литературовед Корней Иванович Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок дедушки Корнея.

1) ЗАДАНИЕ: Вспомни, какими словами оканчивается произведение и назови сказку.

Веселится народ-
Муха замуж идёт.
За лихого, удалого
Молодого… (
комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (
ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (
детей)
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (
Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (
воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (
не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (
чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (
темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (
захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

ВЕДУЩАЯ: Ребята, кто эта бабушка? От куда пришла, из какой сказки Корнея Ивановича Чуковского?

ДЕТИ: «Федорино горе»

ВЕДУЩАЯ: Бабушка Федора! А что у тебя в корзинке? Ты что-то принесла нам?

ФЕДОРА: Вот шла, шла и смотрю, стоит корзина на дороге. Сами посмотрите.

 2) ЗАДАНИЕ: 

ВЕДУЩАЯ: достаёт предметы из корзины, а дети определяют из какой они сказки, вспоминают строчки из стихотворения:

-ТЕЛЕФОН – «У меня зазвонил телефон…»

- ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК – «А за ним комарики на воздушном шарике»

- МЫЛО – «Вот и мыло подскочило…»

- БЛЮДЦА – «А за ними блюдца дзинь-ля-ля…»

- КАЛОША – «Пришли мне дюжину новых и сладких калош»

- ТЕРМОМЕТР – « И ставит им градусники»

-МОНЕТА – «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла»

- ШОКОЛАДКА – «И всем по порядку даёт шоколадку»

- МОЧАЛКА – «И мочалку словно галку, словно галку проглотил»

- ПЕРЧАТКИ – «А, потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?

РЕБЁНОК: С ранних лет стихи Корнея Чуковского приносят всем нам радость. Не только мы, но и наши мамы и папы, даже бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Мойдодыра», Телефона», Федорино горя.

ВЕДУЩАЯ: Стихи Корнея Ивановича Чуковского великолепно звучат, легко запоминаются, формируют чувство юмора, делают нас сильнее, умнее и добрее.

Ученик: стихотворение «ХРАБРЕЦЫ»

                           

                                Наши-то портные

                                Храбрые какие:

                                «Не боимся мы зверей –

                                Ни волков, ни медведей!»

                                А как вышли за калитку

                                Да увидели улитку –

                                Испугались, разбежалися!

                                Вот они какие

                                Храбрые портные!

3) ЗАДАНИЕ: Загадки.  В какой сказке спрятана отгадка?

- Скользкое, душистое, вымоет вас чисто (мыло – «Мойдодыр»)

- Его странный длинный нос-

  И рука, и душ, и насос,

  Уши серые лопухи,

  Бивни – белые клыки.

        (слон – «Тараканище», «Телефон»)

- Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь –«Телефон», «Краденое солнце», «Путаница»)

- Мальчишка в сером армячишке

  По дворам шныряет, крохи подбирает,

  По полям кочует, зёрнышки ворует

        (воробей – «Тараканище», «Путаница», «Айболит и воробей»)

- Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да вода.

        (самовар – «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»)

- Убежали от грязнули ложки, чашки и кастрюли.

        (Федора – «Федорино горе»)

- Над нами вверх ногами ходит не страшится, никого не боится.

         (муха – «Муха-Цокотуха»)

- Мал малышок – буян на носок

   Нос-то долог, голос звонок,

  Летит – визжит, а сядет – молчит.

  Кто его убьёт, свою кровь прольёт.

           (комар – «Муха-Цокотуха»)

- В реках Африки живёт злой зубастый пароход.

            (крокодил – «Краденое солнце», «Бармалей», «Мойдодыр»)

4) ЗАДАНИЕ

 

ВЕДУЩИЙ: Стихи Корнея Ивановича Чуковского очень музыкальны.

Музыкальный конкурс отгадай мелодию.

Дети смотрят музыкальные отрывки и отгадывают, из какой сказки.

Дети показывают инсценировку двух отрывков  из любых сказок

К. Чуковского  «Телефон»,    «Краденое солнце»

  - «Я три ночи не спал, я устал,

      Мне бы заснуть, отдохнуть…

      Но только я лёг –

      Звонок!

       - Кто говорит?

       - Носорог.

        - Что такое?

       - Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

       - В чём дело?

       - Спасите!

       - Кого?

       - Бегемота! Наш бегемот провалился в болото…

       - Провалился в болото?

       - Да! И ни туда и ни сюда!

        О, если вы не придёте, - он утонет, утонет в болоте,

         Умрёт, пропадёт бегемот!!!

«Краденое солнце»

 - Подошёл медведь тихонько,

   Толконул его легонько:

   «Говорю тебе злодей,…

   «Если только захочу,

    И луну я проглочу!»

5ЗАДАНИЕ: Собрать картинку из палов, определить из какой сказки сюжет.

6ЗАДАНИЕ: Спринт – кто быстрее ответит на вопросы

 - На чём ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (в трамвайчике)        

- Где муха нашла денежку? (муха по полю пошла, муха денежку нашла)

- Что принесла мухе бабушка пчела? (мухе-Цокотухе мёду принесла)

- Кто спас муху от злого паука? (комар)

- Кто зажёг синее море в сказке «Путаница»? (лисички)    

- Что попросил крокодил по телефону? (калоши)

- Чем лечил Айболит больных зверей в Африке? (гоголем-моголем, шоколадкой)

- Чем объелись цапли в сказке «Телефон»? (лягушками)

- Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (крокодил)

- С кем крокодил по аллее проходил? (с Тотошей и Кокошей)

- От кого убежала посуда? ( от Федоры)

- То кого убежало одеяло, улетела простыня? (от грязнули)

- Как звали детей, которые убежали в Африку? (Танечка и Ванечка)

- Кто проглотил Бармалея? (крокодил)

-Кто довёз Айболита в Африку к больным зверятам? (волки, кит, орлы)

- Кто потушил море в сказке «Путаница»? (бабочка)

- Кто съел таракана? (воробей)

- В какой сказке звери тащили из болота бегемота? («Телефон»)

ВЕДУЩИЙ: В последние годы К. И. Чуковский всенародный любимец, лауреат ряда государственных премий и кавалер орденов. На даче в Переделкино, где он постоянно жил последние годы, он устраивал встречи известных людей, знаменитых лётчиков, писателей, артистов, поэтов. Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче дедушки Корнея (так называли его дети). Сейчас в этом доме действует музей Корнея Ивановича Чуковского.

Ученик: Жалко дедушку Корнея:

                    В сравненье с нами он отстал.

                    Поскольку в детстве «Бармалея»

                    И «Крокодила» не читал,

                    Не восхищался «Телефоном»

                    И в «Тараканище» не вник.

                    Как вырос он таким учёным,

                    Не зная самых главных книг.

ВЕДУЩИЙ: Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Современные подходы к формированию читательской активности обучающихся начальной школы

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно п...

Система работы по формированию письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Одними из наиболее эффективных инновационных методик для решения  проблем обучения письму обучающихся с интеллектуальными нарушениями призваны стать когнитивные и другие технологии нейропедагогик...

Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)

Родительское собрание.В помощь родителям по осознанию ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников и вовлечению родителей в решение проблемы....

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

РОЛЬ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...