Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Н.М. Рубцов «Сентябрь»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Печеркина Алена Игоревна

Дата:17.04.2020                                                                                                        ФИО учителя: Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»                                                                        ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс:4 «В»                                                                                                              ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 2                                                                                                                                                                                       

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: Н.М. Рубцов «Сентябрь»

 

 

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Н.М. Рубцов «Сентябрь»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения Н.М. Рубцов «Сентябрь»;

уметь: воспринимать на слух поэтическое произведение; понимать язык поэзии

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  ;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России»  учебник Литературное чтение: 4 класс. В.Г. Горецкий ;презентация.

 

 

 

 

Челябинск, 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 17042020_n.m._rubtsov_sentyabr.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:17.04.2020                                                                                                ФИО учителя: Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»                                                                ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс:4 «В»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К. 

Кабинет: 2                                                                                                                                                                                       

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: Н.М. Рубцов «Сентябрь»

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Н.М. Рубцов «Сентябрь»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности и структуру стихотворения Н.М. Рубцов «Сентябрь»;

уметь: воспринимать на слух поэтическое произведение; понимать язык поэзии

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  ;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК « Школа России»  учебник Литературное чтение: 4 класс. В.Г. Горецкий ;презентация.

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельност

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

-Присаживайтесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация         

Словесный – Беседа

Практический - дыхательная гимнастика

10мин

Прежде, чем приступить к уроку выполним несколько упражнений на дыхание.

«Подышим» Стоя, руки вдоль туловища(вдох носом и выдох ртом)

«Надуй шарик» Стоя, руки лежат ладонями на животе. Сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота и, не надувая щек.

«Ежик» Ребенок делает вдох носом, плечи не поднимаем, а на выдохе произносит: «Ф - ф - ф», не надувая щеки.

Выполняют упражнения в соответствии с заданием учителя)

П: осмысление читаемого  текст

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

К: владение диалогической формой речи

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог 

Словес.: учебный диалог

3мин

Ребята, вспомните, какой раздел мы начали изучать?

Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег, а мы с вами отправимся в гости к осени.

С какого месяца начинается осень?

Что происходит в это время в природе?

Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119.

Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать. Какие его произведения вам знакомы? Что вы знаете об этом поэте?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели вы поставите себе на урок?

-познакомиться…

-научиться…

-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении сегодняшних целей.

Мы начали изучать раздел «Поэтическая тетрадь».

слушают учителя

-С сентября.

-Деревья меняют окраску, сбрасывают листья, дни становятся холоднее и короче.

-Со стихотворением об осени.

высказывают мнение

-Тема урока: Н.М. Рубцов «Сентябрь»

ставят цели на урок

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе.

Л.: самоопределение.

 Р.: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

Словес.: слово учителя

Словес.: выразительное чтение

Словес.: выразительное чтение

2 мин

Слово об авторе.
Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года. Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 года.

Сформируйте пары и расскажите соседу, что нового вы узнали об авторе.

(Учитель читает стихотворение.)

Как я прочитала это стихотворение?Что вы представили, слушая это стихотворение?

А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).

Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией?

Какое настроение у самого поэта?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

слушают выступление

работают самостоятельно в паре

слушают учителя

высказывают мнение

выполняют задания в соответствии с указаниями учителя

высказывают мнение

-Поэт восхищен осенней красотой.

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р.: выполнение учебного действия

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: выполнение учебного действия

П.: извлечение необходимой информации из текста.

Р.: выполнение учебного действия

V. Первичное закрепление

Практический: чтение

Словес.: выразительное чтение

Словес.: учебный диалог

Словес.: учебный диалог

5 мин

1 мин

Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта?

Что, кроме слов, передает радость? Докажите.

Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.

Чему же так радуется поэт?

Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения?

Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду?

Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким?

Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником?

Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней?

Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях?

Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием?

Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске?

Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись.

Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С.

Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным?

Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне?

Будет ли в октябре так же радостно поэту?

-«Слава тебе», «радостный покой»; «солнечный блеск чудесный», «роща багряная», «россыпь ягод», «праздник нагрянул на златогривых конях».

- Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.

(читают вслух по цепочке)

-Красоте осени и покою, который она несет.

-Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.

- Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.

- Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.

- В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.

-Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.

- Сравнение.

-Олицетворение.

-Звук [c].

(читают вслух вполголоса с акцентированием)

- Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.

- Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.

- Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение рассуждения; осуществление синтеза \

Р.: выполнение учебного действия

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П: осмысленное чтение худож. текста

П: поиск и выделение необходимой информации

П:осознанное построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

П: смысловое чтение.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Л: анализ, синтез

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический –фронтальная работа

12мин

- Сейчас прочитайте это стихотворение выразительно самостоятельно вслух в паре.

Кто хочет прочитать его вслух всему классу?

Прочитайте нам это стихотворение.

Ребята, вашим домашним заданием будет:

Творческое задание по выбору: написать сочинение или стихотворение об осени.

 читают стихотворение

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы

2 мин

- Ребята, чье чтение достаточно близко передало настроение стихотворения? Выразительно ли было прочитано?

Согласны ли вы, что этим ребятам можно поставить оценку за выразительное чтение?

оценивают других учащихся

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

Ребята, скажите, какой была тема нашего урока? С каким автором мы познакомились сегодня?

Какие цели мы ставили на урок? Добились ли мы их?

Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите незаконченные предложения. Дополните их:

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Я бы оставил себе отметку…потому что….

Д.Б.Кедрин «Бабье лето.

(делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".

Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы  -  гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе  План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на...

Основы православной культуры 4 класс Технологическая карта урока изучения темы Тема: Подвиг .

Создавать условия для  формирования у учащихся представлений о подвиге ради себя, ради других, ради Бога, формировать умения работать с текстом по заданной теме Создавать условия для  р...

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Части речи»"

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Части речи»" 2 класс...