Конспект урока по литературному чтению. Урок-игра в 1 классе
план-конспект урока по чтению
Фонематическая игра «Угадай животное»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_v_1_klasse.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Класс: 1 «В»
Тема урока: Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: создать условия для развития у учащихся умения слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки, делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим», составлять рассказ по рисунку и опорным словам
Планируемые результаты: совершенствовать устную речь в ходе дискуссии; упражняться в произношении изолированных звуков; составлять небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Ход урока:
I. Организационный момент
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Создание эмоционального настроя детей на тему урока.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны!
II. Актуализация опорных знаний.
Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
- Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?
- Какая бывает речь?
- Что значит устная речь?
- Что значит письменная речь?
- Из чего состоит речь?
- Что такое предложение?
- Как в устной речи одно предложение различить от другого?
- А в письменной?
- Составьте предложение про звонок.
- Повторите моё предложение:
Прозвенел звонок.
Сколько слов в предложении?
- Начертите схему предложения на доске. Что означает вертикальная черта?
Что означает точка в конце схемы? А какие знаки могут стоять в конце предложения?
Итак, предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?
- Вернёмся к слову звонок. Сколько слогов в слове?
- Назовите 1-ый слог. 2-ой слог. Составьте схему этого слова на доске.
- А как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?
- Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?
Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 12)
На доске чертится схема:
– Подберите слова к данной схеме.
– Что вы видите на верхней картинке?
– В какие игры играют мальчики?
– Что вы видите на нижней картинке?
– Что делает мальчик?
– Что делают девочки?
– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу?
– Когда еще так говорят?
– Составьте предложения об играх детей.
Физкультминутка для глаз
III. Постановка учебной задачи.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели
– Сегодня мы с вами послушаем и узнаем, какие звуки есть в окружающем мире. Звуки мы произносим и слышим. Какие звуки вы слышите сейчас?
-Я предлагаю вам побывать на ферме или на сельском дворе.
Фонематическая игра «Угадай животное»
- Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт?
(Учитель включает запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.)
-Как одним словом можно назвать эту группу предметов? (животные, звери)
-Чем отличаются домашние животные от диких?
- Как вы различили животных? (По звукам)
Игра «Кто как подаёт голос?»
- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.
Где-то собаки рычали. – Р-р-ррр.
В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.
В комнате мухи жужжали. – Ж- ж –жж.
Мимо машины бежали. – Др-др-др.
Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.
Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.
Перекликались в ночи поезда. – Чух –чух-чух. Ту-ту-ту.
IV. Изучение нового материала
Формирование понятия «звуки неречевые и речевые»
- Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать.
- Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.
-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?
- Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.
- Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
V. Физкультминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
VI. Продолжение работы по теме урока
Ознакомление с органами речевого аппарата
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? Уши – это важный орган нашего тела.
- Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая
предметы или животных, называются «речевые звуки».
- Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? ( Чтобы произносить звуки, нам нужен рот).
- Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери это что? А что такое белые звери? ( Это губы и зубы)
-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык)
- Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
Наблюдение над произношением разных звуков
-Что помогает произносить речевые звуки?
-Произнесите звуки [б], [п]. Мы их произносили, плотно сжав губы.
- Произнесите звуки [д], [т], [л], [н]. Мы их произносили, прижимая кончик языка к верхним зубам.
- Произнесите звук [р]. При произнесении этого звука язык дрожит.
- Произнесите звуки [х], [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.
Дидактическая игра «Поймай слово из звуков»
- Что я произношу:[C], [М], [О]. (Звуки)
- А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке: [C], [О], [М].
- Что получилось?
- Что значит это слово?
Условное обозначение звуков
- Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Звуки – это кирпичики, из которых можно построить слова.
VII. Закрепление знаний и способов действий.
Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 13)
VIII. Рефлексивно-оценочный.
Из чего же состоят слова? Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)
Какие бывают звуки?
Как мы договорились обозначать звук? Понравился ли вам урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...
Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"
Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих по программе "Школа XXI века"....
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)
Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...