Внутрипредметный модуль "Литературное слушание" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Внутрипредметный модуль "Литературное слушание" 25 часов, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpm_literaturnoe_slushanie.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Внутрипредметный модуль "Литературное слушание" способствует расширению читательского кругозора, реализации дифференцированного обучения и развитию личных особенностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия способствуют эмоциональному, творческому, литературному, интеллектуальному развитию ученика, а также решению проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – это возможность погрузиться в разнообразный мир, совершить открытия, расширить горизонты своей системы знаний. Эстетическая и эмоциональная сторона направлена на воспитание доброжелательного отношения к людям, окружающему миру.
Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Задачи:
- увеличение литературного кругозора
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Взаимосвязь занятий с основным курсом литературного чтения позволяет отработать вопрос необходимости постоянного развития читательского интереса у учеников. Модуль способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы занятий: библиотечные уроки, литературные игры, конкурсы-кроссворды, литературные викторины, литературные гостиные, путешествия по страницам книг, уроки-инсценировки.
Содержание занятий создаёт условия для расширения читательского пространства и возможности использования этих знаний во всех видах деятельности.
На занятиях подразумевается работа с разными видами периодической литературы, знакомство с отечественными и зарубежными авторами.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 25 часов.
Ценностные ориентиры содержания
Содержание внутрипредметного модуля «Литературное слушание" создаёт возможность для формирования читателя с широким кругозором, умеющего видеть особенности авторов, их произведений, способных к восприятию культур разных стран. Ученик овладевает такой способностью, как читательская деятельность. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
"Литературное слушание” – это способ знакомства с новыми авторами и произведениями, возможность проявить свои интересы и увлечения в инсценировках, составлении ребусов, кроссвордов, поучаствовать в работе по изготовлению собственной книги, познакомиться с биографией поэтов и писателей. Ребенку необходимо участвовать в процессе познания через игру, театральную постановку, чтение наизусть отрывка поэтического или прозаического произведения. Ученик вживается в ту роль, которую выбирает на каждом занятии. изданий. В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Планируемые результаты
В результате освоения модуля "Литературное слушание" входят следующие
Предметные умения:
- понимать необходимость чтения для личного развития;
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, других учеников;
-правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
-пересказывать текст;
-составлять рассказ-характеристику героя;
-высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
-относить произведения к жанрам
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения
-формулировать цели занятия;
-работать по плану, сверяя свои свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями;
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- вести работу в парах, группах;
Познавательные учебные умения
--пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать необходимую информацию из одной формы в другую;
-пользоваться словарем, энциклопедией;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- пробовать спрогнозировать финал книги содержание книги до чтения, используя полученную информацию;
- разбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- писать отзыв к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
-использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;--высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-вести диалогическую и монологическую речь;
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Универсальные учебные действия:
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы
История книги. Библиотека (2ч)
Способы передачи информации в древности. Книги-сборники былин, легенд, сказок. Первые книги. Летописи. Рукописные книги. История появления книги. Первопечатник Иван Федоров.
Взрослые детям и о детях (2 ч)
Дети–герои книг. Типы детских книг.Книги – сборники произведений о детях.Литературная игра "Расскажи о героях детских книг".
Сказки (8 ч)
Волшебный мир сказок. Сказки бытовые, волшебные, о животных. Сборник сказок Мамина-Сибиряка. Сказки народные и литературные. Сказки зарубежных авторов..
Книги о родной природе (7 ч)
Образы природы в творчестве русских писателей. Русские поэты, воспевавшие красоту родной природы. Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А.Майкова, А.Фета, Н.Некрасова. Конкурс чтецов "Звуки поэтического слова»
Книги-сборники произведений о животных. Рассказы о животных М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А. Куприна, А. Чехова, В. Бианки. Зарубежные писатели о животных. Книги Дж.Лондона, Э. Сетон-Томпсона..Отзыв на произведение.Художники-иллюстраторы книг о животных.
Басни и баснописцы (2 ч)
История басни. Басни Эзопа, И.А.Крылова. Басни Л.Н.Толстого
Обобщение. Книга, книга (4 ч)
Книги бывают разные. Делаю книгу сам, использую понятия «форзац»,»заголовок»,»шрифт»,»иллюстрация».
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
История книги.Библиотека (2 ч.) | ||
1 | Летописи. Рукописные книги. История появления книги | 1 |
2 | Каталог.Правила составления библиотечного каталога | 1 |
Взрослые детям и о детях (2 ч.) | ||
3 | Рассказы о детях | 1 |
4 | Писатели для детей.Н.Носов, Н.Драгунский | 1 |
Сказки.Народные и литературные.Сказки зарубежных авторов.(8 ч.) | ||
5 | Русские народные сказки | 1 |
6 | Волшебный мир сказок. | 1 |
7 | Инсценировка понравившегося фрагмента из сказок. | 1 |
8 | Сборники произведений о природе. | 1 |
9 | Творчество Мамина-Сибиряка.Сказки. | 1 |
10 | Иллюстрирование сказки Мамина-Сибиряка. | 1 |
11 | Литературные сказки | 1 |
12 | Сказки зарубежных авторов | 1 |
Книги о природе (7 ч.) | ||
13 | Сборники о природе (В.Бианки,ЮЖитков,Г.Снегирев) | |
14 | Сборники о природе.Иллюстрации к сборникам. | |
15 | Выразительное чтение стихотворений о природе. Конкурс чтецов "Звуки поэтического слова" | 1 |
16 | Образы природы в творчестве русских писателей. | 1 |
17 | Сборники о животных | |
18 | Сборники о животных | |
19 | Художники-иллюстраторы книг о животных. Аннотация к рассказу. Отзыв | |
Басни.(2 ч.) | ||
20 | Басня.Эзоп.И.А.Крылов.Чтение по ролям. | 1 |
21 | Л.Н.Толстой – о чем и о ком писал великий русский творец? | 1 |
Обобщение (4 ч.) | ||
22 | Что такое согласие? | 1 |
23,24 | Книга – делаем ее сами. | 1 |
25 | Моя любимая книга | 1 |
Итого 25 ч. |
Список литературы
- Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник.3 класс в 2-х частях М. Просвещение, 2015
- Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Рабочая программа по математике с внутрипредметным модулем "Занимательная математика" УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебног...
4 класс. Рабочая программа по русскому языку с внутрипредметным модулем "Занимательная грамматика" УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...
Разработка занятия по внутрипредметному модулю "Речь" 1 класс
Методическая разработка занятия по развитию речи ( внутрипредметный модуль"Речь") 1 класс...
Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»
Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».Урок способствует обогащению духовного мира личности, восприятию нравственных ценностей, принятых в обществе,...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...