Хитрый шакал
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока чтения по индийской сказке
"Хитрый шакал"
Выполнила студентка 24 группы:
Чуркина Екатерина Михайловна
МАОУ «Лицей №62» г. Саратов
Класс: 3В
Учитель Юзвишина Н.М.________________
Методист Серкова Н.А._______________
Дата проведения: 25.10.19.
Оценка:______________________
«Саратов 2019»
Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал»
Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр –
сказка).
Задачи:
1) образовательная:
- продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного,
осмысленного, беглого);
- выявить особенности сказок как литературного жанра;
- учить понимать эмоциональный настрой произведения;
- учить умению оценивать поступки героев;
2) развивающая:
- развивать умение самостоятельно работать с текстом;
- развивать читательское умение предопределять содержание;
- развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
- формировать представление об Индии;
- развивать эмоциональность, артистичность;
3) воспитательная:
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
- воспитывать интерес к чтению;
- уважать другие народы;
- создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Основные понятия, формируемые на уроке: лента времени, просто древняя, менее древняя и
бродячая сказки, справедливость
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (авторы : Н.А. Чуракова, О.В.
Малаховская), компьютер, презентация.
Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По классу ходят…(сказки)
Видоклип «Сказки гуляют по свету»
- Итак, какова наша главная цель урока, ребята?
- А что такое сказка? (вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.)
Построение дома сказок на слайде
- Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый
автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня будем
строителями и попробуем построить дом сказок(фундамент, дом, крыша)
- Вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).
- Действия, которые происходят в сказке, называем... (Развитием событий)
- Ну и чтобы дом был завершён, осталось поставить только крышу. Как в сказках
называем последнюю часть? (Концовка).
Классификация сказок.
– Вспомните, на какие группы делятся сказки по способу их создания, по содержанию, по времени
написания.
– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)
Признаки древних сказок
самые древние- сказки объясняли все самое важное:
почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все
в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
просто древние- сказки учат ценить не столько
силу, сколько ум и хитрость.
менее древние -сказки учат человека быть добрым и справедливым.
бродячие сказки - Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
На уроке мы продолжим разговор о сказках и познакомимся с индийской сказкой - «Хитрый шакал».
- Прочитаем сказку. Следите по тексту и карандашом отмечайте незнакомые вам слова.
- Значение каких слов вам было непонятно? (Смиренно. Джунгли.)
- Назовите всех героев сказки.
(Тигр, Человек, Шакал, Попугай, Пальма.)
- Между кем возник спор?
(Между тигром и Человеком.)
- Из-за чего возник спор между героями?
(Тигр хотел съесть Человека.)
- К кому обратились герои за разрешением спора?
(К Попугаю, к Пальме, к Шакалу.)
- Кто помог разрешить этот спор?
(Шакал.)
- Найдите самые главные слова сказки. Зачитайте.
(«Нет, справедливость есть!»; «На земле есть справедливость!».)
- В какой части сказки вы их нашли: ближе к ее началу или в конце?
(Ближе к началу и в конце.)
- Кто произносит эти слова?
(Человек.)
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
- Что для вас «справедливость»? (Справедливость – это правильное и честное отношение (действие, решение). Справедливый человек умеет поступать в согласии с истиной и правдой даже тогда, когда это ему невыгодно и не в его интересах. Справедливый человек, принимает справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно.)
- Посмотрим толкование из словаря. Сходно ли это толкование с тем, что удалось сформулировать нам?
- На какую сказку похожа сказка «Хитрый шакал»? («Черепаха, кролик и удав-маха».)
Черепаха, кролик и удав-маха
Кубинская сказка
Однажды удав-маха охотился за птицами. Надо сказать, что удавы отлично лазают по деревьям и очень редко падают с них. Но на этот раз случилось так, что когда маха подкрадывался к желтокрылому попугаю, он зазевался и свалился с дерева прямо в яму. А яма была не простой - это была ловушка, которую вырыли индейцы-гуама.
Стенки ямы были вымазаны глиной, и удав никак не мог выбраться. Напрасно он становился на хвост, вытягивал шею и пытался зацепитьсй головой за край ямы - все было бесполезно, каждый раз он срывался и падал.
А в это время мимо бежал братец кролик. Он остановился, посмотрел в яму и присвистнул от удивления.
- Вот так штука! - сказал он. - Никак сам господин удав попал в беду?
- Послушай, кролик, - сказал удав. - Что тебе стоит помочь мне выбраться? Вон сколько веток лежит кругом. Столкни их в яму.
Кролик был добрым, хотя и боялся змей, он стал сбрасывать в яму одну ветку за другой. Когда веток набралось много, удав без труда вылез из ловушки.
- Уф, - сказал он. - До чего же я проголодался, пока сидел в этой проклятой яме. А ну-ка, длинноухий, полезай ко мне в пасть! - И он распахнул свои челюсти так широко, что кролику показалось, будто сама земля разверзлась и готова поглотить его.
- Погоди! - вскрикнул кролик. -Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом. Не веришь? Спроси у любого.
- Ладно, - согласился удав. - Спросим, но если другие животные думают иначе, я проглочу тебя тут же на месте.
Не успели они выйти на берег озера, как увидели мула, который щипал траву.
- Послушай, приятель, - обратился к нему удав, - у нас спор вышел. Кролик говорит, что за добро нельзя платить злом. Я решительно с ним не согласен. А что думаешь ты?
Мул пожевал губами, изуродованными железной уздечкой, почесал о дерево спину, покрытую струпьями от побоев, и сказал:
- Много лет возил я из деревни в деревню поклажу моего хозяина, работал безотказно и аккуратно. Бывали случаи, когда он, усталый, засыпал у меня на спине и я привозил его прямо к дому. Его дети играли со мной. А теперь, когда хозяину понадобились деньги, он решил продать меня торговцу. У того поклажи будет в три раза больше, а бьет он своих мулов в три раза сильнее. Нет, сколько ни делай добрых дел, справедливости не найдешь, в награду тебе достанутся одни тумаки!
- Ага! - сказал удав. - Чья правда? Ты готов?
- Погоди, - взмолился кролик, - давай спросим еще кого-нибудь.
И они пошли дальше. Не успели пройти и ста шагов, как увидели вола, лежащего в воде.
- Как думаешь, приятель, - спросил его удав, - можно ли за добро платить злом?
Вол печально покачал головой.
- Я лежу в теплой, мягкой, приятной грязи, - сказал он. - Действительно, что может быть лучше? Но все это в последний раз. Много лет работал я на человека, служил ему верой и правдой, но теперь состарился, и хозяин сказал, что завтра он отведет меня на живодерню. Разве это справедливо?
- Так, так, - пробормотал удав. - Это я и говорю. Бросай свои фокусы, длинноухий, и полезай ко мне в пасть!
- Еще один, последний раз! - взмолился кролик, и они пошли вдоль берега.
Они шли до тех пор, пока не увидели черепаху, которая грелась на солнышке.
- Добрая черепаха! - взмолился кролик, - помоги. Вот какая у нас с удавом произошла размолвка...
И он рассказал всю историю.
Черепаха сразу смекнула, что просто так кролика не спасти, тут нужна хитрость.
- Увы! - вздохнула она. - Мудрый коричневый удав прав, тут и спорить не о чем. Где это видано, чтобы за добро платили добром? Но меня интересует другое. Как могло случиться, что такая великолепная, сильная, умная змея не смогла сама из ямы выбраться? Этого не может быть, вы оба обманываете меня!
А надо сказать, что коричневые удавы-маха очень самолюбивы и не терпят, когда их называют лжецами.
- Я обманываю тебя?! - воскликнул маха. - Ах ты, жалкая сковородка, немедленно иди с нами, я покажу тебе, как было дело.
И он повел черепаху и кролика на то место, где была яма.
- Да, действительно, края у нее скользкие, - согласилась черепаха. - Но ведь яма мелка, и тебе ничего не стоило стать на хвост и выбраться из нее.
- Ничтожная родственница улитки, я покажу тебе, что ты еще раз не права! - воскликнул удав и, не долго думая, соскользнул на дно ловушки.
- Да, ты прав, я всего лишь жалкая костяная сковородка и ничтожная родственница улитки, - сказала черепаха. - Счастливо оставаться! Идем, братец кролик!
И черепаха с кроликом скрылись в лесной чаще.
- Чем? Докажите. (Сюжетом.)
- К какой группе отнесем сказку «Хитрый шакал»? (К менее древним )
-Почему? (Сказка учит быть справедливым.)
- Как вы считаете, какой эпизод самый важный? Почему?
(Тут уж тигр потерял всякое терпение. - Смотри, если не веришь! – рявкнул он и с размаху сел в клетку. – Понял, как было дело?
- Понял! – закричал шакал и захлопнул клетку на засов.
- Вот видишь, - сказал тогда человек тигру. – А ты говоришь, что на свете нет справедливости. А по-моему, раз тигр сидит в клетке, значит, на земле есть справедливость!)
-Какой вывод можно сделать по этой сказке? ( «Добро побеждает зло»).
Ребята, а в нашей жизни какие черты характера героев вы могли
бы для себя взять? (честность, справедливость, рассудительность).
Как нужно с людьми поступать? ( честно, всегда говорить правду).
А как нельзя поступать? (нельзя обманывать людей)
Рефлексия:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.Д.Берестов "Хитрые грибы"
Разработка урока с презентацией для 2 класса УМК "Школа России"...
Хитрые вороны. В.Чаплина
урок построен в форме педагогических мастерских...
Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал
Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же в...
Животные Саратовской области. Шакал
В презентации рассказывается о том, какие животные представлены в Саратовской области....
Урок по литературному чтению «Хитрый шакал» (УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…») Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр – сказка). Задачи: 1) образо...
Презентация у уроку литературного чтения "Хитрый шакал"
Презентация у уроку литературного чтения "Хитрый шакал"...
Памятка "Первые шаки в науку. С чего начать?"
Памятка «Первые шаги в науку. С чего начать»(по материалам журнала «Учебный год» № 1, 2010 год) Путь в науку начинается по-разно...