Урок по литературному чтению «Хитрый шакал» (УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по чтению на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_skazka_hitryy_shakal.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №93»
Урок по литературному чтению «Хитрый шакал»
(УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Составила:
учитель нач. классов,
Гурьянова Н.И.
Новокузнецкий городской округ
Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…»)
Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр – сказка).
Задачи: 1) образовательная:
- продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого);
- выявить особенности сказок как литературного жанра;
- учить понимать эмоциональный настрой произведения;
- учить умению оценивать поступки героев;
2) развивающая:
- развивать умение самостоятельно работать с текстом;
- развивать читательское умение предопределять содержание;
- развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
- формировать представление об Индии;
- развивать эмоциональность, артистичность;
3) воспитательная:
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
- воспитывать интерес к чтению;
- уважать другие народы;
- создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Основные понятия, формируемые на уроке: лента времени, просто древняя, менее древняя и бродячая сказки, справедливость
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (авторы : Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская), компьютер, колонки, медиатека, ватман, фломастеры, маски, ладошки для рефлексии, проект дома.
Ход урока
- Мотивационный этап
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время, ребята, не теряем
И работать начинаем.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
- Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
- Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для лёгких, голоса и языка, чтобы подготовиться к выразительному чтению.
1. Задуйте свечу.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.
- А теперь представьте, что на руке стоят две свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните двумя порциями, задувая каждую свечку.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2. В цветочном магазине.
- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
3. Медвежата.
- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать.
- Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]и [м`]. « Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам».
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!
- Целеполагание
- Нацеливание
Вот вижу я добрые лица,
Меняются звуки, и краски…
Тихонько скрипит половица,
По классу ходят…
Звучит клип «Сказки гуляют по свету»
- Итак, какова наша главная цель урока, ребята?
- Я предлагаю вам сегодня следующие задачи:
- вспомнить (все самое главное)
- научиться (новому)
- применить (свои знания)
- продемонстрировать (себя с самой лучшей стороны).
- Структура сказок
ПЕРВАЯ ЗАДАЧА УРОКА – ВСПОМНИТЬ ВСЁ САМОЕ ГЛАВНОЕ
- А что такое сказка? (вымышленная история со счастливым концом и победой добра над злом)
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.
Построение дома сказок на плакате (выбери нужное)
- Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Сегодня будем строителями и попробуем построить дом сказок(фундамент, дом, крыша)
- Вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (Зачин).
- Действия, которые происходят в сказке, называем... (Развитием событий)
- Ну и чтобы дом был завершён, осталось поставить только крышу. Как в сказках называем последнюю часть? (Концовка).
- Классификация сказок (Составление кластера).
– Вспомните, на какие группы делятся сказки по способу их создания, по содержанию, по времени написания. Результаты оформим в виде кластера.
– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране)
- Признаки древних сказок (работа в группах: 1гр. – самые древние, 2гр. – просто древние, 3 гр. – менее древние).
1гр. - самые древние (задание для первой группы учащихся) сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.
2гр. - просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.
3 гр. - менее древние (задание для третьей пары учащихся) сказки учат человека быть добрым и справедливым.
Проверка – Слайд 4.
Вместе - бродячие сказки (фронтально).
Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к первичному восприятию
ВТОРАЯ ЗАДАЧА УРОКА – НАУЧИТЬСЯ НОВОМУ
1.Нацеливание.
Уже давно идёт урок.
И говорить о сказке
Все в класс приглашены.
– Ребята, какой жанр напомнили вам строки, которые я сейчас произнесла? (Японские стихи хокку.)
- Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара.
- Ребята, сказки каких народов вы уже читали?
2. Биография сказки.
- Откройте учебник на с.89 и прочитайте, откуда пришла сказка сегодня к нам на урок?
- А гостья сейчас расскажет нам немного об этой стране (доклад +географическая карта)
3. Составление обложки произведения
- Составьте, пожалуйста, обложку этого произведения+ рассмотрите иллюстрации (название, кто написал, о чем сказка, тема сказки).
- Применяем те знания, которые повторили: сказка – народная, о животных, просто древняя или менее древняя?
- Строим предположения:
А. Кто герои сказки? (рассмотрите иллюстрации)
Б. Кто из них главнее? Как догадались? (тигр более крупный на иллюстрации).
В. О чём будет сказка?
Г. Значит, сказка просто древняя по времени создания?
- Физминутка «Делай как я!»
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку,
Повернитесь вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И затем вы наклонитесь!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
- Работа с информацией, построение выхода из затруднения.
ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА УРОКА – ПРИМЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
1.Первичное восприятие сказки
- Сейчас первую часть сказки «Хитрый шакал» прочитает вам мастер слова, а вы внимательно следите по учебнику и проверяйте, все ли в сказке моменты совпадают?
- И обязательно помечайте непонятные слова и выражения.
2.Проверка первичного восприятия сказки
- Совпадает ли прочитанная часть сказки с вашей в учебнике? Почему?
- Какие непонятные слова и выражения вам встретились? (красная ладошка).
- Понравилась ли вам первая часть сказки, которую вы сейчас прослушали?
- Какие чувства кипели в ваших сердцах?
3. Составление кластера по данной сказке (с доказательством).
- Аналитический. Самостоятельная работа, самопроверка.
1. Анализ 1 части
- Назовите главных героев прочитанной части сказки?
- Какие герои занимают промежуточное место в сказке? (нейтральные герои)
- Какое магическое число появляется в сказке?
- Что хотят выяснить главные герои в сказке?
- А что такое справедливость?
- Кого встречают герои на своём пути?
- Что они им отвечают? Найдите и зачитайте.
2. Чтение по ролям отрывков
- Ребята, давайте, прочитаем по ролям диалог путника и тигра.
- Что нам поможет правильно прочесть слова каждого героя? (интонация и выразительность)
- А кто нам поможет выразительно прочитать этот диалог? (автор)
- Сколько учащихся понадобится для прочтения этого диалога? Почему?
3.Работа над развитием речи и творческих способностей учащихся (маски)
Игра «Журналисты» (дети задают вопросы главным героям сказки).
4. Игра «Дофантазируй» (работа в группах)
1 группа: Как бы вы изменили сюжет сказки, чтобы путник не оказался в такой ситуации выбора, как сейчас?
2 группа: Ребята, попробуйте дофантазировать оставшуюся часть сказки так, чтобы она стала менее древней.
3 группа: Какие пословицы и поговорки будут подходить к этой части сказки? Почему? (выбирают нужные пословицы о доброте и справедливости)
Труд кормит, а лень портит.
Злая мысль самому навредит.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Сделал добро, а получилось зло.
Кончил дело – гуляй смело.
Порядок бережёт время.
- Включение «открытия» в систему знаний. Рефлексивный
1. Итог урока.
- Сказку какого народа сегодня начали читать?
- Сказка авторская или народная? Почему?
- Назовите главных героев сказки?
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
2.
- «Злой не верит, что есть добрые люди» - это одно из высказываний вами выбранных.
- Доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим!
- И давайте начнём прямо сегодня?!
- Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)
- Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)
- А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.
Под музыку дети дарят друг другу и гостям сердечки
- А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
2.Рефлексия (ладошки)
- Ну, а сейчас, ребята, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.
- Перед вами ладошки красного и зелёного цвета:
А. Кто сегодня слушал и запоминал, ни минуты не терял - покажите ладошку зелёного цвета.
Б. Кто испытывал затруднения при работе, покажите ладошку красного цвета.
-Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!
3.Домашнее задание.
ЧЕТВЁРТАЯ ЗАДАЧА – ПРОЯВИТЬ СЕБЯ С ЛУЧШЕЙ СТОРОНЫ
А. Отметки. (ПРОЯВИЛИ себя с лучшей стороны…)
Б. Домашнее задание. Дочитать сказку до конца.
Спасибо за работу! Урок окончен.
- Тигр, почему ты попал в клетку?
- Тигр, почему ты такой свирепый?
- Путник, зачем вы расставляете капканы для животных?
- Тигр, почему ты не веришь в то, что есть справедливость на земле?
-Тигр, поможет ли мне такое качество, как справедливость, в жизни?
- Попугай, почему удав съел твоих птенцов?
- Пальма, зачем кабан подрыл твои корни?
Приложение
Примерные вопросы к игре «Журналисты»:
- Здравствуйте! Я, … , из журнала « …», хочу обратиться с вопросом к Тигру: «Почему ты попал в клетку?». Заранее благодарен.
- Здравствуйте, меня зовут …., я из программы «…», у меня следующий вопрос к Тигру: скажите, пожалуйста, Тигр, почему Вы такой свирепый?» Спасибо.
- Здравствуйте! Меня зовут …., я из программы «…», у меня созрел вопрос к многоуважаемому Путнику: зачем вы, люди, расставляете капканы в лесах. Спасибо.
- Я из программы « …», зовут меня …. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице: Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.
- А я, Диана Максимовна, из программы «…», хочу обратиться к Вам, богатый мужик. Вот бедный мужик ясно и понятно хотел поправить своё материальное положение , ему хотелось хотя бы хлеба получить, а зачем вы принесли этот гостинец, вам тоже нечего есть?» Спасибо.
- Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала «…» и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).
- Здравствуйте, я, Елизавета Николаевна, из программы «…», хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
- Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы «…», хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Карта урока - проекта литературного чтения 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Творческий проект урока литературного чтения в 1 классе по теме " Как на тоненький ледок". Цель проетка- создание единых образов в литературном, музыкальном и художественном жанре....
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
Презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»...
Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина
Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:- спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...
Презентация к урок у литературного чтения «Снежная королева» (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)
Презентация к урок у литературного чтения «Снежная королева» (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа".Тема урока: Сергей Козлов "Красота". Поход в Музейный Дом А. Дюрер "Травы"....