Детская литература и МП
материал по чтению
Русская детская литература в первой половине XIX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dets_lit-ra.docx | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская детская литература в первой половине XIX века.
В конце XVIII – начале ХIХ века детская литература выделилась в самостоятельную область культуры с определенными педагогическими задачами. Этот процесс протекал в двух направлениях. Основной фонд детской словесности формировался путем перехода в чтение детей и юношества произведений «взрослой» литературы. К созданию этой базовой части русской детской словесности в первой половине ХIХ века было привлечено внимание многих крупных писателей, педагогов, издателей и художников. Для детей пишут В.А.Жуковский, В.Ф.Одоевский, А.Погорельский (А.А.Перовский). В детских журналах, альманахах и сборниках печатаются И.А.Крылов, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, А.А.Дельвиг, Е.А.Баратынский. В чтение детей и юношества вводится проза русских и зарубежных авторов, изначально предназначавшаяся для взрослых читателей (Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, М.Н.Загоскин, И.И.Лажечников, В.Скотт, Ф.Купер, Э.Т.А.Гофман). Важной отраслью детской литературы становится историческая книга, создававшаяся известными русскими историками С.М.Соловьевым, Н.А.Полевым и др. Вместе с тем происходила профессионализация детской литературы. Появляются первые детские писатели, специально создающие произведения для детей; формировалась художественная система, учитывающая своеобразие детского восприятия жизни и искусства, в частности, выделилось особое направление научно–познавательного и учебно-прикладного характера.
С 1830-х гг. укрепляются позиции «изящной» детской словесности. Продолжают свое существование вошедшие в чтение детей с конца ХУШ века малые эпические жанры: нравоучительный рассказ, басня, аполог, беседа, «разговор». Появляются новые виды детской прозы: историческая повесть (С.Н.Глинка, П.Р.Фурман), повесть из детской жизни (А.О.Ишимова, В.П.Бурнашев, А.П.Зонтаг, Л.А.Ярцова, М.Ф.Ростовская), литературная сказка (А.П.Зонтаг, В.Ф.Одоевский), детская комедия (П.Р.Фурман). Формируется особый род поэзии для детей: так называемые поздравительные стихи, или «стишки на случай» (Б.М.Федоров). Значительно расширяется круг журналистки для детей и юношества. Особенной популярностью пользуются «Новая библиотека для воспитания» Петра Редкина (1843-1845-1848); «Звездочка» (1842-1864) и «Лучи» (1850-1860) последней корреспондентки А.С.Пушкина А.О.Ишимовой – переводчицы и детского прозаика. В них закладываются основы периодики для детей: 1. Вырисовываться адресность издания: на какие именно читательские возрастные группы нужно ориентироваться и как в зависимости от этого определять содержание и состав журналов. В «старшем» разделе изданий (для детей от 7-8 до 14-15 лет) помещаются преимущественно познавательные и воспитательно-дидактические тексты: переводы новинок европейской литературы для детей, повести на исторические темы, очерки по географии различных стран мира, беседы о религиознонравственных вопросах. «Младший» раздел (до 7-8 лет) представляет собой собрание увлекательных рассказов с авантюрноприключенческим сюжетом в духе народных сказок, стихотворений, предназначенных для заучивания наизусть, загадок и т.п. занимательных произведений. 2. Разграничиваются подходы к наглядности: в «старшем» разделе над картинками преобладают тексты произведений, в «младшем» предпочтение отдается иллюстрациям. 3. Дифференциация по половому признаку только начинает формироваться. В «Звездочке», а позднее и в специально основанных для этих целей «Лучах» печатаются материалы, адресованные читательницам-девочкам и девушкам, — модные картинки, схемы выкроек, советы по рукоделию, домашнему хозяйству и прочее. 4. Помимо образовательных задач важное место в программе периодического издания должно быть отведено проблеме духовности: формированию глубоко христианского взгляда на мир и человека, расширению культурного кругозора. 5. В первой половине Х1Х века детская литература еще не успела приобрести статуса особого предмета университетского и гимназического образования. Поэтому роль систематизатора и распространителя знаний о литературе и писателях берет на себя периодика. В «Звездочке» Ишимовой и особенно часто в «Лучах» печатались специальные очерки, обращенные к начинающим читателям. В занимательной форме они знакомили с произведениями классиков русской литературы — баснями Крылова, балладами и поздними детскими учебно-воспитательными стихотворениями Жуковского, сказками Пушкина. Центр русской детской литературы первой половины XIX века составляют действительно выдающиеся, талантливые авторы: А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, П.П.Ершов, А.Погорельский, В.Ф.Одоевский. Их произведения вошли в золотой фонд мировой классики. Но вокруг этого центра существовало окружение — писатели менее одаренные, но внесшие свой посильный вклад в развитии отечественной словесности для детей: В.П.Бурнашев, С.Н.Глинка, А.П.Зонтаг, А.О.Ишимова, Б.М.Федоров, Л.А.Ярцова, П.Р.Фурман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Современная детская литература" по книге И. Уайброу «Книга Безобразий Малютки Волка»
«Книга Безобразий Малютки Волка» И. Уайброу Современная литература в начальной школе Время читать...
Списки детской литературы для домашнего чтения
Списки книг для домашнего чтения в 1,2,3,4 классах....
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...
Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы
В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического созн...
Развитие коммуникативного общения младших школьников с ограниченными возможностями, через приобщение к детской литературе.
Мероприятия по развитию коммуникотивного общения: экскурсии, трудовая деятельность, сюжетно-ролевая игра, развлечения....
Проект ««Дядя Стёпа» детской литературы »
Проект. посвященный творчеству С.В. Михалкова...
Сценарий - проект "Художники - иллюстраторы детской литературы", презентация к проекту.
Этот сценарий является итогом работы над проектом "Художники-иллюстраторы детской литературы". Цель данного проекта - познакомить детей с профессией художник-иллюстратор. Материал сценария будет интер...