КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» 4 КЛАСС
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, к результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,, авторской примерной программы «Край родной» Бутенко Т.А., Небратенко В.Б.
УМК:
«Хрестоматия для чтения младших школьников. Край родной» Составители Бутенко Т.А. и Небратенко В.Б. – Ростов-на-Дону-Издательство Баро-Пресс, 2011.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение литературного чтения на родном (русском) языке в 4 классе отводится 17 часов – 0,5 часа в неделю
(0.5 часа – федеральный компонент)
Срок реализации программы 1 год (2019-2020 учебный год). Программа составлена без изменений, согласно календарному графику и расписанию уроков МБОУ СОШ №6
По рабочей программе согласно календарному графику и расписанию уроков МБОУ СОШ №6 – 17 ч. Учебный материал изучается в полном объеме.
Планируемые результаты освоения программы
«Литературное чтение на родном (русском) языке» обеспечивает:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Выпускник научится:
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном(прослушанном )произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы(повествование, рассуждение, описание).
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Содержание программы учебного предмета
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.
Типы книг (изданий): справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе русского народа.
Схожесть тем, идей, героев в фольклоре русского народа. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.
Характеристика героя произведения. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Говорение (культура речевого общения)
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., доступные для восприятия младших школьников.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, произведения уроженцев родного края. Малые жанры донского фольклора: пословицы и поговорки жителей Дона, загадки, народные песни Дона, сказки народов Дона, рассказы и стихи; мифы и былины). Произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Стихотворная речь: выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений.
Круг чтения
Малые жанры донского фольклора: пословицы и поговорки жителей Дона, загадки
Народные песни Дона
Сказки народов Дона
И. Ковалевский стихи, Г.Колесников «Родник», «Ловцы солнца», «Лесные великаны»
М. Шолохов «Федотка»
М. Шолохов «Сыновий поклон Тихому Дону»
В. Жак стихи
Г.Шолохов – Синявский «Начало учения»
П. Поляков «Казачья наука»
Н.Иович «Маневры»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
№ урока | Дата | Раздел, тема урока, количество часов | Количество часов | ||
по плану | по факту | ||||
Мотивы донского фольклора . 3 часа | |||||
12.09 | Малые жанры донского фольклора: пословицы и поговорки жителей Дона, загадки. | 1 | |||
26.09 | Народные песни Дона. Тема казачества в песнях казаков. | 1 | |||
10.10 | Сказки народов Дона. Патриотизм в произведениях П.Лебеденко. | 1 | |||
Природа Донского края . 3 часа | |||||
24.10 | И.Ковалевский стихи о Родине. Описание природы. | 1 | |||
14.11 | Г.Колесников «Родник». Выразительные образы. | 1 | |||
28.11 | Г. Колесников « Ловцы солнца», «Лесные великаны». Природа родного края. | 1 | |||
Произведения классической литературы Дона . 4 часа | |||||
12.12 | М. Шолохов «Федотка». Проблема взаимоотношений поколений. | 1 | |||
26.12 | М. Шолохов «Сыновий поклон Тихому Дону». О любви к Родине. | 1 | |||
23.01 | В. Жак «Сегодня, завтра и вчера». Творчество Дагестанского народа. | 1 | |||
06.02 | В. Жак «Пять граней». Юмор в произведениях В. Жака. | 1 | |||
Как казачат в старину учили. 3 часа | |||||
20.02 | Г.Шолохов – Синявский «Начало учения». История казачества. | 1 | |||
05.03 | П. Поляков «Казачья наука». Казаки воины. | 1 | |||
19.03 | Н. Иович «Маневры». Как готовились казачата к воинской службе. | 1 | |||
Творчество наших земляков 3 часа | |||||
09.04 | Белокалитвинцы воспевают свой край. | 1 | |||
23.04 | Белокалитвинцы воспевают свой край. (Экскурсия, музей, творческая встреча) | 1 | |||
07.05 | Проект «Мы сочиняем стихи о Родине». | 1 | |||
Обобщающее занятие 1 час | |||||
21.05 | Обобщающее занятие. Выразительные средства родного языка. | 1 |
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________________/С.В.Захарцева /
подпись
____ «_________________» 2019г.
дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по предмету литературное чтение 4 класс
ктп по предмету литературное чтение , 4 класс...
Календарно- тематическое планирование по предмету "Литературное чтение на родном языке"
Календарно- тематическое планирование по предмету "Литературное чтение на родном языке" для учащихся 3 класса...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке".
КТП 1 - 4 классы по литературному чтению на родном (русском языке) разработано для 5-дневного режима учебы....
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» (обучение чтению 92 часа) для 1 класса
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (чтение) по УМК "Школа России" содержит планируемые результаты и характеристику деятельности учащихся....
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование учебного предмета "Литературное чтение на родном языке (русском)", 2 класс
Данный методический материал поможет учителю начальных классов и особенно молодым специалистам начальной школы в составлении РП....
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 2 класс
Календарно-тематическое планирование по предмету«Литературное чтение на родном (русском) языке»2 класс (17 ч)...
Календарно- тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс
Календарно- тематическое планирование по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс...