Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению, 2 класс, УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)

Зуева Светлана Вячеславовна

Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению, учебник "Литературное чтение" Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_._ktp-2019.docx79.78 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков

литературного чтения во 2 классе

по учебнику «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, УМК «Перспектива»

136 часов (4 часа в неделю)

п/п

Дата

Тема и тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Требования к результатам

Контрольно-оценочная деятельность

предметным

метапредметным и личностным

Раздел «Любите книгу» (10 ч)

1

Введение. Знакомство с учебником.

(Урок повторения)

1

Определение значения книги для человека

Знать:

структуру учебника

Уметь:

- находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;

-  распределять книги по разным основаниям;

- отвечать на поставленные вопросы к тексту

Познавательные:

- определять значение и смысл новых слов и понятий;

- осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;

- определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение;

- составлять пословицу о книге и объяснять её смысл;

- использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные:

- целеполагание;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять задание по плану; 

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания: адекватно оценивать результат выполнения задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- взаимодействовать с партнером в рамках ведения диалога;

- согласовывать позиции с партнером

Презента

ция любимой книги

Вырази

тельное чтение

2

Рассказы о любимых книгах

(Урок повторения)

1

3

Знакомство с названием раздела. Ю. Энтин «Слово про слово». В. Боков. «Книга – учитель…»

(Урок изучения нового)

1

Работа в паре: ответы на вопросы

4

Г. Ладонщиков "Лучший друг". Пословицы о книге.

(Урок закрепления)

1

5

Книги из далёкого прошлого и современные книги

(Урок изучения нового)

1

Знакомство с историей создания книги и её первыми образцами: книга в форме свитка, складная книга Древнего Востока, книги из пергамента и берёсты. Первые рукописные книги Древней Руси

Уметь:

- планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя);

- осмысленно воспринимать текст на слух;

- самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова;

- самостоятельно составлять высказывание по теме произведения.

Определение ключе

вых слов в тексте учебника

6

Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская «В монастырской келье»

(Урок изучения нового)

1

Ответы на вопросы

7

Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопедическая литература

(Урок закрепления)

1

Определение значения иллюстрации в книге, детские художники иллюстраторы.

Уметь:

 - группировать книги по разным основаниям;

- подбирать книгу для выставки, презентовать книгу;

 - работать с библиотечным каталогом

Подго

товка выступле

ния на тему: «Это интересно знать»

8

Мои любимые художники-иллюстраторы: В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин

(Урок изучения нового)

1

Знать: профессиональные особенности художников-иллюстраторов.

Уметь: 

- соотносить иллюстрацию с текстом;

- использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста;

- участвовать в коллективной беседе;

- испытывать потребность  в самостоятельном чтении

Выпол

нять иллюстра

цию

к люби

мому произве

дению

9

С/чтение. Ю. Мориц

«Трудолюбивая старушка»

(Урок изучения нового)

1

10

Семейное чтение. Сокровища духовной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

(Урок изучения нового)

1

Раздел «Краски осени» (13 ч)

11

Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

(Урок изучения нового)

Изучение стихотворных и прозаических произведений о красоте родной природы осенью. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых осени.

Освоение средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в литературных произведениях об осени

Уметь:

- эмоционально воспринимать стихотворный и прозаический текст на слух;

- участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному;

- создавать свой текст( под руководством учителя)

- сравнивать произведения живописи и литературы

Познавательные:

- определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

- сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;

- определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение;

- определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение;

- использовать разные источники информации для выполнения учебного задания;

- анализировать ситуацию и определять порядок действий при под_

готовке к школьному празднику.

Регулятивные:

- выполнять учебное действие по плану;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм; 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; 

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога

Вырази-тельное чтение

12

А. С. Пушкин «Унылая пора...»

А. Аксаков

«Осень».

(Урок изучения нового)

13

Осень в произведениях живописи. В. Поленов «Осень в Абрамцево». А. Куинджи «Осень».

(Урок закрепления)

Продол

жить ряд слов-ассоциа

ций

14

А. Майков «Кроет уж лист золотой…», С. Есенин "Закружилась листва",

(Урок изучения нового)

Работа в паре: создание стихотворения «Осенний день»;

создание «палитры настрое

ний» с помощью красок

15

И. Токмакова «Опустел скворечник».

А. Плещеев «Осень наступила»

(Урок изучения нового)

Изучение стихотворных и прозаических произведений о красоте родной природы осенью. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых осени.

Освоение средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в литературных произведениях об осени. Изучение народных примет, пословиц и поговорок, посвящённых осенней природе

Уметь:

- сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;

- различать и использовать в речи средства художественной выразительности;

- находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение

Подпи

сывание фотогра

фии с исполь

зова

нием

фраз из «Народ

ных примет»

16

Произведения устного народного творчества об осени. Народные приметы. Осенние загадки

(Урок изучения нового)

Работа в паре: подбор слов из стихотворения

17

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и загадок о природе.

(Урок изучения нового)

Уметь:

- классифицировать книги по разным основаниям;

- презентовать понравившуюся книгу;

- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию

Работа в паре: определе

ние ключе

вых слов в стихотворении

18

С/чтение.  Цвета осени.    С. Маршак «Октябрь»,

Л. Яхнин «Осень в лесу». Н. Сладков «Сентябрь»

(Урок изучения нового)

Подбор слов-ассоциа

ций к слову осень

19

Семейное чтение. С.Образцов "Стеклянный пруд". Создание текста по аналогии.

(Урок изучения нового)

Изучение стихотворных и прозаических произведений о красоте родной природы осенью. Анализ произведений живописи и литературы, посвящённых осени

Уметь:

 - правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- читать текст по ролям

Инсцени

рование произве

дения

Н.Сладко

ва «Осень»

20-21

Наш театр. Н.Сладков «Осень»

(Урок изучения нового)

2

Освоение средств художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в литературных произведениях об осени

Уметь:

- осмысленно читать учебный текст;

- обобщать пройденный материал;

- находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени

Передать красками настроение осени.

22

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

(Урок повторения)

Определение в тексте эпитетов и сравне

ний

23

Контрольная работа.

(Урок применения новых знаний)

Работа в паре

Раздел «Мир народной сказки» (17 ч)

24

Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

(Урок повторения)

1

Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки

Уметь:

- классифицировать книги по различным основаниям;

- рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций

Познавательные:

- определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

- определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

- определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

- определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

- использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки. 

Регулятивные:

- выполнять учебное действие по плану;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм; 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; 

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

- использовать речевые средства для представления результата деятельности

Сравне

ние сказки «Заюшки

на избушка» с другими русскими народными сказками

25

Русская народная сказка "Заячья избушка"

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;

- находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку;

- выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста

Создание иллюстра

ций к сказке.

26

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

(Урок изучения нового)

1

Выразите

льное чтение по ролям.

27

Корякская сказка «Хитрая лиса»

(Урок изучения нового)

1

Сравне

ние главных героев русской народной сказки и коряк

ской сказки

28

Сравнение героев сказок

(Урок закрепления)

1

29

Русская народная сказка «Зимовье». Чтение по ролям

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- выделять главную мысль в тексте;

- характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;

- составлять план текста и подробно пересказывать по плану;

- сравнивать и обобщать;

-работать в группе

Определе

ние авторских помет

30

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

(Урок изучения нового)

1

Выразите

льное чтение по ролям

31

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок

(Урок изучения нового)

1

Пересказ по плану

32

Мы идём в библиотеку.

Русские народные сказки. Работа с тематическим каталогом

(Урок обобщения)

1

Уметь:

- работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям;

- самостоятельно находить ответы на заданные вопросы

Рассказ о выбран

ной в библиоте

ке книге

33

Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки.

(Урок изучения нового)

1

Выделе

ние основныхэпизодов сказки, составле

ние плана своего рассказа

34

Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

-находить в сказках отражение быта, традиций народов;

- самостоятельно определять мотивы действий героев;

- строить собственные суждения;

- выбирать подходящую интонацию;

- составлять собственные тексты

Обдумы

вание поучи

тельного смысла сказки

35

Нанайская сказка «Айога»

(Урок изучения нового)

1

Вырази

тельное чтение по ролям

36

Ненецкая сказка «Кукушка»

(Урок изучения нового)

1

Создание иллюстраций

37

Наш театр.

Сказка «Лиса и журавль»

(Урок закрепления)

1

Изучение сказок народов России: о животных, бытовых и волшебных. Знакомство с известными собирателями народных 1сказок. Анализ текста народной сказки. Освоение особенностей жанра народной сказки

Уметь:

- делить текст на диалоги и текст автора;

- выразительно читать диалоги персонажей  сказки;

- голосом передавать характеристику героя.

Инсценирование сказки

38

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками

(Урок повторения)

1

Уметь:

- классифицировать по разным основа-ниям (различие

сказок по видам);

- работать с различ-ными видами текста;

-самостоятельно составлять текст

Создание своей сказки

39

Лиса – сказочный герой и животное

(Урок обобщения)

1

Рисова

ние лисы – сказоч

ного героя и живот

ного

40

КВН по сказкам

(Урок обобщения)

1

Раздел «Весёлый хоровод» (9 ч)

41

Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

(Урок изучения нового)

1

Изучение малых жанров фольклора и его особенностей. Изучение элементов народного творчества и прикладного искусства. Знакомство с традициями русского народа посредством освоения малых жанров фольклора

Уметь:

- распознавать особенности фольклорных форм;

- осмысленно

воспринимать произведения живописи;

- участвовать в коллективном обсуждении

Уметь:

- слушать и слышать читаемый текст;

- находить общее и отличия;

- классифицировать книги по разным основаниям

Познавательные:

- определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

- сравнивать произведения фольклора разных жанров;

- отвечать на поставленные вопросы;

- создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;

- использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание по плану; 

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; 

- использовать речевые средства для представления результата деятельности

Подгото

вить рассказ о тради

циях своей семьи.

42

Музей народного творчества

(Урок изучения нового)

1

Викто

рина

43

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши

(Урок изучения нового)

1

Сочине

ние пригово

рок и потешек

44

Переводная литература.

Э. Успенский «Память».

Ю. Мориц «Хохотальная путаница»

(Урок изучения нового)

1

Сравне

ние авторских произведений с произве

дениями фольк

лора

45

Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.

(Урок обобщения)

1

Озаглав

ливание выставки книг

46

Д. Хармс «Весёлый старичок». «Небываль-щина»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- осмысленно и выразительно читать произведения;

- сравнивать авторские и народные тексты

Выразите

льное чтение стихотворения

47

К. Чуковский "Путаница". Небылица

(Урок изучения нового)

1

48-49

Маленькие и большие секреты страны Литературия

(Урок обобщения)

2

Уметь:

- подбирать тексты в соответствии с заданием;

- работать в группе;

- выразительно рассказывать произведения устного народного творчества

.

Конкурс «Кто больше приду

мает загадок о живот

ных»

Раздел «Мы – друзья» (11 ч)

50

Основные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.

(Урок повторения)

1

Изучение художественных произведений о дружбе. Знакомство с пословицами и поговорками разных народов о дружбе. Формулирование правил дружеских отношений

Уметь:

- работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал;

- позитивно общаться друг с другом

Познавательные:

- определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение;

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

- сопоставлять героев разных произведений;

- использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений. 

Регулятивные:

- планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

- работать с текстом произведения, используя алгоритм; 

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

- излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрации или план;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания

Игра «Доскажи послови

цу»

51

Михаил Пляцковский «Настоящий друг».

В. Орлов. «Я и мы»

(Урок изучения нового)

1

Написа

ние записки для заболев

шего друга

52

Сочинение на основе рисунков

(Урок изучения нового)

1

53

Н.Носов

«На горке»

(Урок изучения нового)

1

Работа в паре

54

Н.Носов

«На горке». Подробный пересказ от имени героя.

(Урок закрепления)

1

Уметь:

- осмысливать прозаический текст;

- делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации;

- создавать свой текст на основе авторского текста;

- находить в тексте ключевые слова, характеризующие главного героя

Рассказ о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа

55

Мы идём в библиотеку.

Рассказы о детях.

(Урок обобщения)

1

Картин

ный план к рассказу Т.Коти «Замок на песке»

56

С .Михалков

«Как друзья познаются».

Главная мысль произведения

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- делить текст на смысловые части, определять главный момент в развитии действия;

- давать характеристику героя произведения с опорой на текст

Выделе

ние специфи

ческих особен

ностей басни

57

Э. Успенский

«Крокодил Гена и его друзья»

(Урок изучения нового)

1

Создание каталож

ной карточки на книгу

58

А. Гайдар "Чук и Гек"

(Урок изучения нового)

1

59

Наш театр. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- определять особенности басни;

- выделять главную мысль басни;

- голосом передавать характеристику героя;

- делить текст на диалоги и текст автора;

- выбирать интонацию, подходящую к каждой роли

Рассуж

дение, почему басня «Стреко

за и Муравей» включена в данный раздел

60

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Басня. Мораль басни

(Урок обобщения)

1

Знать:

специфические особенности басни.

Уметь:

- осмысленно принимают ценность дружбы;

- сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров

Ответы на вопросы

Раздел «Здравствуй, матушка Зима!» (10 ч)

61

Основное понятие раздела: выразительное чтение.

(Урок обобщения)

1

Изучение лирических произведений русских поэтов, посвящённых зимней природе. Знакомство с особенностями лирических произведений

Уметь:

- работать с различными источниками информации;

-  находить средства художественной выразительности;

- читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста

Познавательные:

- определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение;

- определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение;

- сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение;

- определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание по плану; 

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- представлять собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; 

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности

Выполнение задания по группам

Организа

ция и проведе

ние праздни

ка

62

Готовимся к празднику

(Урок изучения нового)

1

63

Лирические стихотворения о зиме.А. С. Пушкин

«Вот ветер, тучи нагоняя…». Ф. Тютчев

«Чародейкою Зимою…»

(Урок изучения нового)

1

Изучение лирических произведений русских поэтов, посвящённых зимней природе. Знакомство с особенностями лирических произведений. Анализ художественных произведений о зиме. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение

Уметь:

- находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте;

- выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;

- коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре.

Выразите

льное чтение стихотворения

Работа в паре: созда

ние своего стихот

ворения о зиме (синквей

на)

64

С. Есенин

«Поёт зима, аукает…»;

«Берёза» (Урок изучения нового)

1

65

С. Чёрный

«Рождественское»

Ф. Фофанов

«Ещё те звёзды не погасли...»

(Урок изучения нового)

1

Изучение лирических произведений русских поэтов, посвящённых зимней природе. Знакомство с особенностями лирических произведений. Анализ художественных произведений о зиме. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение

Уметь:

- находить средства художественной выразительности;

- выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;

- сравнивать произведения живописи и литературы

Выразительное чтение

66

К. Бальмонт

«К зиме».

(Урок изучения нового)

1

Поиск в стихот

ворении олицет

ворения

67

С. Маршак

«Декабрь»

(Урок изучения нового)

1

68

А. Барто

 «Дело было в январе...»

С. Дрожжин

«Улицей гуляет…»

(Урок изучения нового)

1

Рисова

ние своего настрое

ния

69

Загадки зимы

(Урок повторения)

1

Уметь:

- видеть средства художественной выразительности;

- сочинять загадки.

Работа в паре: составле

ние загадок о зиме

70

Праздник начинается, конкурс предлагается

(Урок обобщения)

1

Раздел «Чудеса случаются» (16 ч)

71

Основные понятия раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. Сказки А. Пушкина.

(Урок повторения)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Изучение литературных сказок разных авторов

Уметь:

- видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря;

- участвовать в коллективной беседе;

- находить средства художественной выразительности;

- выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста

Познавательные:

- определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

- описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

- сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;

- определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

- анализировать содержание иллюстраций к сказке;

- использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму; 

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; 

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Выделение отличий народ

ной сказки от литературной

72

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Урок изучения нового)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками А. С. Пушкина

Выразительное чтение

73

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

(Урок закрепления)

1

Почему рыбка не выполнила послед

нюю просьбу старухи?

74

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

(Урок изучения нового)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками Д. Н. Мамина-Сибиряка

Уметь:

- сравнивать сказки;

- создавать собственные тексты на основе художественных;

- классифицировать книги по различным основаниям

Описание сказительницы

75-76

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

(Урок изучения нового)

2

Создание иллюстра

ции к сказке

77

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

(Урок изучения нового)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками Дж. Харриса

Выразите

льное чтение

78

Д. Мамин-Сибиряк ,

Дж. Харрис Сравнение литературных сказок.

(Урок закрепления)

1

Игра «Собери сказки о зайцах»

79

Э. Распе

«Чудесный олень»,

«Оттаявшие звуки»

(Урок изучения нового)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками Э. Распе

Уметь:

- создавать собственный текст на основе художественного

по аналогии;

- выбирать и классифицировать книги по различным основаниям

Составление каталож

ной карточки

80

Мы идём в библиотеку. Сказки Г. Х. Андерсена

(Урок обобщения)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена

Рисова

ние иллюстра

ции к сочинён

ному фантастическому рассказу

81

К. Чуковский

«Я начинаю любить Бибигона»

(Урок изучения нового)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Знакомство со сказками К. И. Чуковского

Уметь:

- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;

- определять главную мысль произведения;

-сравнивать героев и их поступки в разных произведениях

Вырази

тельное чтение

82

К. Чуковский

«Бибигон и пчела»

(Урок изучения нового)

1

Рассказ о приключе

ниях Бибигона

83

Л. Толстой "Два брата"

(Урок изучения нового)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок

Сравне

ние приключе

ния Бибигона с приключе

ниями барона Мюнхау

зена

84

Наш театр. Инсценирование сказки К. Чуковского

«Краденое солнце»

(Урок изучения нового)

1

Изучение литературных сказок разных авторов. Изучение литературных сказок разных авторов, с особенностями героев разных сказок. Сравнение фольклорных и авторских (литературных) сказок

Рефлек

сия на сыгран

ную роль

85-86

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца»

(Урок обобщения)

2

Уметь:

- находить специфические особенности литературной сказки;

- сравнивать народную и литературную сказку;

- пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности

Рисова

ние иллюстра

ции к сказке «Курица, несущая золотые яйца»

Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!» (10 ч)

87

Основные понятия раздела: олицетворение, воображение.

(Урок изучения нового)

1

Изучение художественных произведений русских писателей и поэтов о красоте родной природы весной. Анализ произведений литературы, посвящённых весне. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение

Уметь:

- находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;

- высказывать своё суждение;

- передавать свои чувства при чтении

Познавательные:

- определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение;

- определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

- определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение;

- определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

- анализировать содержание репродукции, иллюстрации;

- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне. 

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм; 

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности

Создание цветопи

си слов-ассоциа

ций

88

Ф. Тютчев

«Зима недаром злиться…»

(Урок изучения нового)

1

89

И. Никитин «Весна».

А. Плещеев «Весна».

Т. Белозёров «Подснежники»

(Урок изучения нового)

1

Выразите

льное чтение

90

Картины весны в произведениях А. Чехова «Весной».

А. Фета «Уж верба вся пушистая…».

А. Барто «Апрель»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

-осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны, созданные автором;

- высказывать своё суждение;

- эмоционально воспринимать произведение

Рисова

ние иллюстра

ции к понравив

шемуся произве

дению

91

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

(Урок обобщения)

1

Чтение любимо

го стихотворения наизусть

92

Стихи о весне.

С. Маршак «Март».

 И. Токмакова

«Весна».Саша Чёрный

«Зелёные стихи»

(Урок изучения нового)

1

Изучение художественных произведений русских писателей и поэтов о красоте родной природы весной. Анализ произведений литературы, посвящённых весне. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение

Знакомство с пьесой-сказкой

Уметь:

- выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать выбранную книгу;

- соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать свой выбор

Работа в паре: почему художник изобразил именно этот период весны?

93

А. Майков "Христос воскрес"

(Урок изучения нового)

1

Рассказ о стихотворении, которое понрави

лось больше всего

94

Наш театр. С. Маршак

«Двенадцать месяцев»

(Урок изучения нового)

1

Знать:

 особенности пьесы.

Уметь:

- определять главную мысль произведения;

- при  помощи голоса передавать характер героев;

- осмысливать характеров героев и их поступков под руководством учителя

Работа в группе: подготовка театраль

ных программ

мок и театраль

ных билетов

95

Наш театр: инсценирование сказки «Двенадцать месяцев»

(Урок закрепления)

1

Изучение художественных произведений русских писателей и поэтов о красоте родной природы весной. Анализ произведений литературы, посвящённых весне. Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение. Знакомство с пьесой-сказкой

Опрос: как автор относится к своим героям

96

Маленькие и большие секреты страны Литературии

(Урок обобщения)

1

Уметь:

- создавать различные тексты под руководством учителя по заданному алгоритму;

- ументь находить средства художественной выразительности (олицетворение)

Работа в паре: сочине

ние четверос

тишия о весне

Раздел «Мои самые близкие и дорогие» (8 ч)

97

Основные понятия раздела: семья, согласие, ответственность.

(Урок изучения нового)

1

Изучение произведений разных писателей о близких и родных людях. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме

Использование библиотечного каталога для выбора необходимой книги. Презентация выбранной книги

Уметь:

- осознавать значимость в жизни человека  близких и дорогих людей – родителей

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

- определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение;

- описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мне_ние;

- соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, используя термины;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога 

Выразительное чтение

98

Р. Рождественский

«На земле хороших людей немало»

Ю. Энтин «Песня о маме».

Б. Заходер

«С папой мы давно решили»

(Урок изучения нового)

1

Иллюстрирование создано

го произве

дения

99

А. Барто "Перед сном", Р. Сеф "Если ты ужасно гордый...", Дж. Родари "Кто командует?"

(Урок закрепления)

1

Уметь:

- осмысленно читать произведения;

- определять главную мысль произведения;

- подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста

Вырази

тельное чтение стихотворения

100

Мы идём в библиотеку. Книги о маме.

(Урок закрепления)

1

Уметь:

- определять главную мысль рассказа;

- создавать текст с опорой на художественный текст;

- работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке

Рисова

ние  иллюстра

ции к произве

дению «Кто коман

дует?»

101

Если был бы девчонкой…

Э. Успенский «Разгром».

Б. Заходер«Никто»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- осмысливать главную мысль произведения под руководством учителя и самостоятельно;

- читать с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста

Вырази

тельное чтение

102

Л. Толстой "Отец и сыновья", "Старый дед и внучек"

(Урок изучения нового)

1

Опрос: почему эти произве

дения оказались в одном разделе?

103

Наш театр.

Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- определять главную мысль произведения;

- самостоятельно определять интонацию слов героев;

- разыгрывать выбранную роль с опорой на выразительные средства

Рефлек

сия на сыгран

ную роль

104

Маленькие и большие секреты страны Литературии

(Урок обобщения)

1

Уметь:

- работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг

Создание поздравительной открытки для мамы и текста поздрави

тельной открытки; представ

ление своих работ

Раздел «Люблю всё живое» (15 ч)

105

Основные понятия раздела: сочувствие, сопереживание.

Саша Чёрный

«Жеребёнок»

(Урок изучения нового)

1

Изучение произведений поэтов и писателей о взаимоотношениях человека с природой и животным миром. Анализ произведений литературы и живописи о представителях животного мира

Изучение особенностей научно-познавательного и художественного текстов. Освоение алгоритма сравнения научно-познавательного и художественного текстов.

Анализ произведений литературы и живописи о представителях животного мира

Уметь:

- осмысленно читать произведения под руководством учителя;

- находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину;

- участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы

Познавательные:

- определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

- определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

- определять особенности научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

- сравнивать содержание научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

- анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

- определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-
познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»
.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание по алгоритму; 

- осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывания, используя новые термины;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; 

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности

Работа в паре: определение в стихотворении слов, которые помогают предста

вить жеребён

ка

106

С. Михалков

«Мой щенок»

(Урок изучения нового)

1

Вырази

тельное чтение стихотворения

107

С. Снегирёв

«Отважный пингвинёнок»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст;

- определять главную мысль произведения;

- составлять план прочитанного произведения

Создание своего текста «Как я победил страх»

108

М. Пришвин

«Ребята и утята»

(Урок изучения нового)

1

Вырази

тельное чтение

109

Е. Чарушин

«Страшный рассказ»

(Урок изучения нового)

1

Пересказ по плану

110

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Н. Рубцов

«Про зайца».

Из энциклопедии «Заяц»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- сравнивать различные виды текстов;

- выбирать книгу по различным основаниям, представлять выбранную книгу;

- участвовать в коллективной беседе;

-  создавать собственные произведения, альбомы о животных

Описание встречи писателя с зайцем

111

Проект "Создание фотоальбома о природе. В Берестов "С фотоаппаратом"

(Урок изучения нового)

1

Вырази

тельное чтение

112

Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных

(Урок обобщения)

1

Уметь:

- выбирать книги по различным основаниям;

- находить главную мысль, опорные слова, составлять план и пересказывать текст

Составление каталож

ной карточки

113

В. Бианки

«Хитрый лис и умная уточка»

(Урок изучения нового)

1

Работа в группе: поиск опорных слов и составление плана рассказа

114

Н. Сладков

«Сосулькина вода»,

«Весенний звон»,

«Лисица и ёж»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- находить в тексте слова, характеризующие героев;

- самостоятельно составлять  рассказ по рисункам

Работа в паре: составле

ние рассказа по рисункам

115

В. Сухомлинский

«Почему плачет синичка?» (Урок изучения нового)                         

1

Рисова

ние иллюстрации

116

Г. Снегирёв "Куда улетают птицы на зиму?" (Урок изучения нового)

1

117

Наш театр. Знакомство со сказкой В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- осмысливать произведение с помощью интерпретации текста;

- выразительно читать произведение

Сравне

ние данного произве

дения  с русской народной сказкой «Колобок»

118

В. Берестов "Заяц-барабанщик", "Коза"

(Урок изучения нового)

1

Рефлек

сия на сыгран

ную роль

119

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Как написать отзыв о прочитанном произведении

(Урок обобщения)

1

Уметь:

- оставлять отзыв о прочитанном произведении;

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- самостоятельно составлять рассказ

Создание иллюстра

ции к отзыву

«Жизнь дана на добрые дела» (17 ч)

120

Основные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность.

С. Баруздин

«Стихи о человеке и его добрых делах»

(Урок изучения нового)

1

Изучение произведений писателей и поэтов о взаимоотношениях в семье, со сверстниками и взрослыми. Сравнение литературных произведений разных авторов, посвящённых одной теме. Сопоставление характеров и поступков героев разных произведений

Уметь:

- определять главную мысль произведения; - создавать интерпретации на основе художественного текста

Познавательные:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;

- определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

- сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

- сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение;

- определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

- соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять учебное задание, используя правило мудрости;

- осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, используя термины;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

- адекватно

сотрудничать в рамках учебного диалога

Работа в паре: чем различа

ются слова добрый и добрень

кий

121

Л. Яхнин

«Пятое время года», "Силачи"

(Урок изучения нового)

1

Заверше

ние предложения: «Герой рассказа очень хотел совер

шить добрые дела, но только…»

122

В. Осеева

«Просто старушка»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- определять главную мысль произведения;

- находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения

Рассказ о мальчике из произведения

В. Осеевой «Просто старушка»

123

Э. Шим «Не смей!»

(Урок изучения нового)

1

Объяс

нение заголовок рассказа

124

А. Гайдар«Совесть».

Е. Григорьева "Во мне сидят два голоса..."

(Урок изучения нового)

1

Формулирование своего отноше

ния к Нине

125

В. Осеева «Три товарища»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- самостоятельно определять главную мысль произведения;

- находить слова, характеризующие героя, высказывать своё отношение к герою;

- участвовать в коллективной беседе;

- самостоятельно создавать текст, писать сочинение

Написа

ние своего текста на тему «Товарищ –это тот, кто..»

126

И. Пивоваров «Сочинение»

(Урок изучения нового)

1

Пересказ текста

127

Составление рассказа на тему "Как я помогаю маме"

(Урок изучения нового)

1

Представ

ление своих работ

128

Мы идём в библиотеку

Мои любимые писатели. Н. Носов

(Урок закрепления)

1

Уметь:

- работать с книгой, распределять книги по группам;

- определять основную мысль произведения;

- находить опорные слова в тексте

Опрос: как найти произведе

ния

Н. Носова в библиоте

ке?

129

Н. Носов

«Затейники»

(Урок изучения нового)

1

Работа в паре: чтение рассказа в лицах

130

Н. Носов

«Фантазёры»

(Урок изучения нового)

1

Составление плана рассказа

131

Н. Носов

«Фантазёры». Чтение по ролям.

(Урок закрепления)

1

Работа в паре: чтение рассказа в лицах

132

И. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

(Урок изучения нового)

1

Работа в паре: чтение басни  в лицах

133

Наш театр.

С. Михалков

«Не стоит благодарности»

(Урок изучения нового)

1

Уметь:

- определять этапность подготовки к инсценированию произведения;

- выразительно читать произведение;

- самостоятельно определять главную мысль произведения

- сравнивать различные произведения;

- создавать свой текст на основе художественного текста

Рефлек

сия на сыгран

ную роль

134

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

(Урок обобщения)

1

Уметь:

- создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов

Работа в паре: обсужде

ние смысла послови

цы: «Красив тот, кто красиво поступает»

135

Контрольная работа

(Урок обобщения)

1

136

Литературный КВН "Цветик-семицветик"

(Урок обобщения)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков по литературному чтению 3 класс

Календарно-тематическое планирование по программе "Планета знаний" 3 класс автор Э. Э. Кац...

Тематическое планирование уроков по литературному чтению 4 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ".

1.Пояснительная записка УМК «Школа России»Литературное чтение 4 класс2.Тематическое планирование уроков по литературному чтению 4 класс УМК "ШКОЛА РОССИИ"....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению 4 класс.

Календарно-тематическое планирование разработано на основе УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению

Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению...