Технологическая карта урока внеклассного чтения. 2 класс "Школа России" В.А. Сухомлинский "Стеклянный человечек"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Разработка открытого урока внеклассного чтения к разделу "Я и мои друзья" с презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
учителя начальных классов ГБОУ СОШ 364 г. Санкт-Петербурга Лахман Елены Георгиевны.
Тема урока: Знакомство с творчеством В. А. Сухомлинского; чтение рассказа «Стеклянный человечек»
Цель урока: создать условия для приобщения детей к нравственным ценностям;
развивать эмоциональную чувственность, закладывать основы морали, умение самостоятельно оценивать предлагаемые моральные ситуации;
формировать навыки осознанного чтения, умения читать вслух и про себя, участвовать в диалоге, задавать вопросы, характеризовать героев литературного произведения, делать вывод об его идее.
Планируемые образовательные результаты учащихся:
Личностные:
- осознание роли чтения в саморазвитии и достижении жизненных целей;
- опыт ориентации в нравственном содержании и смысле поступков героев;
- опыт оценки событий с точки зрения выполнения морально-нравственных норм.
Метапредметные:
Познавательные УУД:;
- с помощью учителя выделять существенную информацию;
- анализировать, сравнивать, обобщать информацию.
Регулятивные УУД:
- прогнозировать содержание произведения;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
- контролировать выполнение плана;
- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя;
- задавать вопросы по содержанию литературного произведения;
- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, аргументировать свой ответ;
- учитывать мнение одноклассников, допускать возможность существования различных точек зрения.
Предметные:
- знание особенностей литературного жанра «рассказ»;
- осознанное и выразительное чтение художественного текста;
- опыт интерпретации поступков героев;
- постановка выводов об идее (главной мысли) текста;
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация познавательной деятельности | |
Организационный момент: Приветствие гостей. Проверьте готовность к уроку, порядок на парте. Желаю вам быть на уроке внимательными, размышляющими людьми. Включение учащихся в ситуацию знакомства с новым автором -Мы закончили знакомство с разделом «Я и мои друзья». Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы познакомимся с автором, произведений которого нет в учебнике. Н. Носов, А. Барто,В Осеева, Э Мошковская, Н. Булгаков, С.Маршак, В. Сухомлинский, С. Михалков -Кому из вас знакомо это имя? 2.Знакомство с биографией писателя: -Василий Александрович Сухомлинский был учителем, директором школы. Родился в 1918 году. В семье было четверо детей. Все стали учителями. В родном селе преподавал украинский язык и литературу. Когда началась война, добровольцем ушёл на фронт. Был дважды ранен, второй – очень серьёзно; до конца жизни носил в груди около сердца осколок, который и оборвал его жизнь. От рук фашистов погибли его жена и ребенок. Прожил он сравнительно мало, но много сделал для детей. Василий Александрович написал около 1500 сказок, рассказов, притч. Старался воспитывать детей так, чтобы они росли здоровыми, весёлыми, трудолюбивыми, честными. Это отразилось в названиях его произведений. Давайте поучимся у этого мудрого учителя.
Предугадывание содержания рассказа; Попытка по опорным словам предвосхитить название и содержание рассказа В. А. Сухомлинского. -Сейчас перед вами появятся слова. Прочитайте, определите, что их объединяет. Демонстрирует слайд: ХРУПКОСТЬ ПРОЗРАЧНОСТЬ ЧИСТОЕ ГРЯЗНОЕ ВДРЕБЕЗГИ ОСКОЛКИ -Что может произойти при небрежном обращении со стеклом? -Сегодня мы познакомимся с произведением Василия Сухомлинского. Он называется «Стеклянный человечек». -Что вы представили, услышав название? О чем в нем может идти речь? Не кажется ли оно необычным? Каков жанр произведения? Демонстрирует слайд со словами из текста: -Прочитайте слова и выражения из произведения, с которым вы познакомитесь. Какие слова кажутся непонятными? -Предположите, кто является героями произведения? Какие слова относятся к Стеклянному человечку, какие к мальчику? Давайте пофантазируем, как могут развиваться события в рассказе? Демонстрация слайда: МАЛЬЧИК СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК СВОЙСТВО УГАДЫВАТЬ, ЧТО ДУМАЕТ И ПЕРЕЖИВАЕТ ПОМУТНЕВШИЙ СТАНОВИТСЯ ПРОЗРАЧНЫМ ЗАБОЛЕЛ ТОВАРИЩ ТЁМНЫЙ, КАК ТУЧА СТЫДНО СТАЛО МАЛЬЧИКУ | Принимают предложенную учителем ситуацию, называют В. А.Сухомлинского. Слушают рассказ о писателе, знакомятся с произведениями по слайдам презентации. Включаются в беседу. Отвечают на вопросы учителя. Прогнозируют по названию и опорным словам содержание рассказа. Сухомлинского.
|
Этап первичного восприятия текста | |
Чтение рассказа учителем, постановка учебной задачи: 1. Чтение рассказа предваряется словами: -В процессе чтения отметьте, где ваши предположения подтвердились, где не совпали. Учитель читает рассказ «СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК». 2. Учитель организует беседу по следующим вопросам: -Какие из ваших предположений подтвердились? Какие нет? Кому произведение понравилось, поднимите руку. Каков жанр? Кто герои рассказа? Что вы узнали о стеклянном человечке? Чем он необычен? Вы заметили, что человечек все время меняется? Давайте внимательно перечитаем рассказ, уточним ваши ответы и понаблюдаем, в какие моменты и почему меняется человечек. Возьмите карандаш и в процессе чтения отмечайте изменения человечка. Этап вторичного восприятия
Учитель организует чтение рассказа детьми вслух по смысловым частям задает вопросы на понимание содержания. | Слушают рассказ, размышляют над ответом на вопрос. Читают по цепочке, отвечают на вопросы учителя. |
Этап анализа текста Аналитическая беседа по содержанию прочитанного. Фронтальная беседа: - Каким необычным свойством обладал человечек? Как об этом узнавал мальчик? Возьмите листочек с отрывками из текста. Прочитайте первый. Найдите его в тексте. Как в ответ на поступок мальчика изменился Стеклянный человечек? Подчеркните главное слово, говорящее об этом и обведите подходящее изображение человечка. Сверьте свой выбор с выбором товарища. Какое слово вы подчеркнули? Почему человечек помутнел? Какие его слова это подтверждают? - Прочитайте второй отрывок. Найдите в тексте описание Стеклянного человечка. Подчеркните главное слово. Обведите подходящее изображение человечка. Почему он снова стал прозрачным? Почему сейчас он молчит? Почему мальчику захотелось сделать все дела? -Что такое СТЫД? Демонстрирует слайд с определением слова стыд. -Когда человеку становится стыдно? - Прочитайте последний отрывок. О каком случае из жизни мальчика идет речь? Найдите, как теперь выглядит человечек. Подчеркните в тексте главное слово, говорящее об этом, и обведите подходящее изображение человечка. Почему человечек стал темным, как туча? Прочитайте диалог мальчика с другом. Какое слово говорит, что Мальчик переживает? Какую интонацию подберете для мальчика? Для человечка? Прочитайте диалог в парах. Слушает чтение диалога двумя парами учеников: -Кому точнее удалось передать интонацию? -Какое чувство снова испытал Мальчик? Почему? -Изменится ли Стеклянный Человечек после того, как Мальчик навестит друга? Каким он станет? ФИЗМИНУТКА Обучение навыкам выделения главной мысли текста: -В какие же моменты жизни мальчика Стеклянный Человечек менялся? Почему Мальчику становилось стыдно? Чему Стеклянный Человечек учил Мальчика? Прочитайте в заключительной части. Что значит, УЧИТЬ ЖИТЬ? -Кем же был Стеклянный Человечек? Что за друг подсказывает нам, что мы поступаем неправильно? Действительно, ребята, рассказ заканчивается словами: «Это была его совесть». -Что же такое СОВЕСТЬ? Демонстрация слайда -Выберите слова, которые соответствуют вашему пониманию этого слова. Демонстрация слайда СОВЕСТЬ Демонстрация слайда со словами: ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ -Когда так говорят? В каком значении использованы слова чистая, спит? Какое из них вы могли бы отнести к мальчику- герою произведения? Обобщение Какова же главная мысль рассказа? -Как еще можно было назвать рассказ? Учитель задает вопросы: -У кого из вас в сердце живет такой Стеклянный Человечек? Прислушиваетесь ли вы к своему другу? -Для чего человек должен слушать свою совесть? | Читают рассказ, отвечают на вопросы учителя. Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст для подтверждения своего ответа. Выделяют существенные моменты сюжета, ключевые эпизоды, размышляют над характером героя, анализируют значение слов и выражений. Делают взаимопроверку выполнения задания. Объясняют значение слов и выражений, приводят примеры из жизни. |
Работа в парах: учитель предлагает составить пословицы, выбирая те, которые иллюстрируют главную мысль текста. В ком стыд, в том и совесть. Совесть без зубов, а загрызет. -Какие пословицы больше подходят к рассказу?
| Анализируют смысл пословиц, объясняют их значение, аргументируют ответы. Участвуют в беседе, делают вывод об идее, обобщают полученные сведения и впечатления. |
Рефлексивный этап |
- Понравился ли вам прочитанный на уроке рассказ В. А. Сухомлинского? Чем? -Захотелось ли прочитать другие произведения автора? Почему? -Что происходит с человеком, если он не хочет слушать свою совесть? Об этом в своем стихотворении поразмышлял поэт Владимир Орлов. В завершение урока я хочу прочитать вам это стихотворение. Маленький, За мальчишкой Был он И за это Но чулан Так и жил он, И схватил мальчишка А когда осколки Он живёт и ходит Он глядит на звёзды В сказке нет Для того, Чтение учителем стихотворения Владимира Орлова: -Что бы вы пожелали себе после сегодняшнего урока? Запишите пожелание своему человечку или нарисуйте ему то выражение, с которым вы заканчиваете урок и прикрепите его к доске. Учитель включает музыку. | Принимают позицию рефлексирующего, высказывают собственные суждения по обсуждаемой проблеме, делают вывод о роли чтения в жизни людей. Дети прикрепляют листочки с пожеланиями на доску. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Осеева Э. Мошковская Н. Булгаков А. Барто С. Маршак В. Сухомлинский Н. Носов
Сухомлинский Василий Александрович Родился : 28 сентября 1918 г ., Умер: 2 сентября 1970 г. ( 51 год )
хрупкость прозрачность чистое грязное осколки вдребезги
«мальчик» «Стеклянный Человечек» «свойство угадывать, что думает» «помутневший» «становится прозрачным» «заболел товарищ» «темный, как туча» «стыдно стало»
Стыд – осознание вины за собственный поступок.
Демонстрация слайда Способность различать добро и зло, делать выбор в пользу добра. Внутренний голос, который указывает нам на неправильные поступки.
Словарь Ожегова Совесть- внутреннее сознание добра и зла. Словарь Даля Совесть- «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознать качество поступка.
чистая совесть жить по совести совесть спит
Совесть – первый советчик. В ком стыд, в том и совесть. Совесть без зубов, а загрызет.
Интернет-ресурсы http://pikuleva.ru/esse/vasilii-suhomlinskii/page1.print https://otzovik.com/review_1759729.html https://antique.newbookshop.ru/produce/v-a-sukhomlinskij-lenivaja-podushka/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Технологическая карта урока внеклассного чтения в 3 классе по теме "А.П.Гайдар. Судьба барабанщика".
В 2015-2016 учебном году многие основные школы начинают работать по ФГОС. Мы, учителя начальных классов, уже имеем некоторый опыт. Учителя старшего звена чаще всего с...
Технологическая карта урока внеклассного чтения в 4 классе на основе краеведческого материала. Е. В. Амелина «Летний концерт»
Данный материал предназначен для изучения литературного творчества курских писателей с использованием хрестоматии "Соловушка" и набора открыток с иллюстрациями к произведениям курских писателей. Техно...
Технологическая карта урока внекласснного чтения
Технологическая карта урока внекласснного чтения во 2 классе по произведению Николая Носова "Телефон", проведенного в музеи "Старая квартира"...
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России». Класс 1.
Материал к уроку обучения грамоте по изучению буквы Ж....
Технологическая карта урока: Внеклассное чтение. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 2 класс
Лексическая тема: А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»Цель урока учителя: работа с текстом.Задачи: совершенствование понимания прочитанного.Цель урока логопеда: развитие...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...