Технологическая карта урока внеклассного чтения. 2 класс "Школа России" В.А. Сухомлинский "Стеклянный человечек"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лахман Елена Георгиевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

учителя начальных классов  ГБОУ СОШ 364 г. Санкт-Петербурга Лахман Елены Георгиевны.

Тема урока: Знакомство с творчеством В. А. Сухомлинского; чтение рассказа «Стеклянный человечек»

Цель урока: создать условия для приобщения детей к нравственным ценностям; 

 развивать эмоциональную чувственность, закладывать основы морали, умение самостоятельно оценивать предлагаемые моральные ситуации;

формировать навыки осознанного чтения, умения читать вслух и про себя, участвовать в диалоге, задавать вопросы, характеризовать героев литературного произведения, делать вывод об его идее.

Планируемые образовательные результаты учащихся:
Личностные:

  • осознание роли чтения в саморазвитии и достижении жизненных целей;
  • опыт ориентации в нравственном содержании и смысле поступков героев;
  • опыт оценки событий с точки зрения выполнения морально-нравственных норм.

Метапредметные:
Познавательные УУД:;

  • с помощью учителя выделять существенную информацию;
  • анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать содержание произведения;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
  • контролировать выполнение плана;
  • оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • задавать вопросы по содержанию литературного произведения;
  • осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, аргументировать свой ответ;
  • учитывать мнение одноклассников, допускать возможность существования различных точек зрения.

Предметные:

  • знание особенностей литературного жанра «рассказ»;
  • осознанное и выразительное чтение художественного текста;
  • опыт интерпретации поступков героев;
  • постановка выводов об идее (главной мысли) текста;

Ход урока

                                          Деятельность учителя

                 Деятельность учащихся

Организация познавательной деятельности

Организационный момент:

Приветствие гостей.

Проверьте готовность к уроку, порядок на парте.

Желаю вам быть на уроке  внимательными, размышляющими людьми.

Включение учащихся в ситуацию знакомства с новым автором

-Мы закончили знакомство с разделом «Я и мои друзья». Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы познакомимся с автором, произведений которого нет в учебнике.
1. Учитель предлагает учащимся определить новое имя среди представленных писателей:

Н. Носов, А. Барто,В Осеева, Э Мошковская, Н. Булгаков, С.Маршак, В.                    Сухомлинский, С. Михалков

-Кому из вас знакомо это имя?

 2.Знакомство с биографией писателя:

   -Василий Александрович Сухомлинский  был учителем, директором  школы. Родился в 1918 году. В семье было четверо детей. Все стали учителями. В родном селе преподавал украинский язык и литературу. Когда началась война, добровольцем ушёл на фронт. Был дважды ранен, второй – очень серьёзно; до конца жизни носил в груди около сердца  осколок, который и оборвал его жизнь. От рук фашистов погибли его жена и ребенок.

    Прожил он сравнительно мало, но много сделал для детей.  Василий Александрович написал  около 1500 сказок, рассказов, притч.

Старался воспитывать детей так, чтобы они росли здоровыми,  весёлыми, трудолюбивыми, честными. Это отразилось в названиях его произведений.  Давайте поучимся у этого мудрого учителя.

 

 Предугадывание содержания рассказа;

  Попытка по опорным словам предвосхитить

 название и содержание  рассказа В. А. Сухомлинского.

-Сейчас перед вами появятся слова. Прочитайте, определите, что их объединяет.

Демонстрирует слайд:

     ХРУПКОСТЬ

     ПРОЗРАЧНОСТЬ

    ЧИСТОЕ

     ГРЯЗНОЕ

     ВДРЕБЕЗГИ

     ОСКОЛКИ

-Что может произойти при небрежном обращении со стеклом?

 -Сегодня мы познакомимся с произведением Василия Сухомлинского.  Он называется «Стеклянный человечек».

-Что вы представили, услышав  название? О чем в нем может идти речь? Не кажется ли оно необычным? Каков жанр произведения?

 Демонстрирует слайд со словами из текста:

-Прочитайте слова и выражения из  произведения, с которым вы познакомитесь. Какие слова кажутся непонятными?

 -Предположите, кто является героями произведения?

Какие слова относятся к Стеклянному человечку, какие к мальчику?

 Давайте пофантазируем, как могут развиваться события в рассказе?

Демонстрация слайда:

    МАЛЬЧИК

 СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК

СВОЙСТВО УГАДЫВАТЬ, ЧТО ДУМАЕТ И ПЕРЕЖИВАЕТ

ПОМУТНЕВШИЙ

СТАНОВИТСЯ ПРОЗРАЧНЫМ

ЗАБОЛЕЛ ТОВАРИЩ

ТЁМНЫЙ,  КАК ТУЧА

СТЫДНО СТАЛО МАЛЬЧИКУ

Принимают предложенную учителем  ситуацию,

 называют В. А.Сухомлинского.

Слушают рассказ о писателе, знакомятся с произведениями по слайдам презентации.

Включаются в беседу. Отвечают на вопросы учителя. Прогнозируют по  названию и опорным словам содержание рассказа.

Сухомлинского.              

                     

                                         

         

Этап первичного восприятия текста

Чтение рассказа учителем, постановка учебной задачи:

1. Чтение рассказа предваряется словами:

-В процессе чтения отметьте, где ваши предположения подтвердились, где не совпали.

Учитель читает рассказ «СТЕКЛЯННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК».

  2. Учитель организует беседу по следующим вопросам:

-Какие из ваших предположений подтвердились? Какие нет?

Кому  произведение понравилось, поднимите руку. Каков жанр? Кто герои рассказа?

Что вы узнали о стеклянном человечке?

 Чем он  необычен?

Вы заметили, что человечек все время меняется?

Давайте внимательно перечитаем рассказ, уточним ваши ответы и понаблюдаем, в какие моменты и почему меняется человечек. Возьмите карандаш и в процессе чтения отмечайте изменения человечка.

                                                                 Этап  вторичного восприятия

                                                 

Учитель организует  чтение рассказа детьми вслух по смысловым частям задает вопросы на понимание содержания.


Слушают рассказ, размышляют над ответом на вопрос.

Читают по цепочке, отвечают на вопросы учителя.

                                                                                Этап анализа текста

Аналитическая беседа по содержанию прочитанного.

Фронтальная беседа:

- Каким необычным свойством обладал человечек? Как об этом узнавал мальчик?

 Возьмите листочек с отрывками из текста. Прочитайте первый.

Найдите его в тексте. Как в ответ на поступок мальчика  изменился Стеклянный человечек? Подчеркните главное слово, говорящее об этом и обведите подходящее изображение человечка.

 Сверьте свой выбор с выбором товарища.

Какое слово вы подчеркнули?

Почему человечек помутнел? Какие его слова это подтверждают?

- Прочитайте второй отрывок. Найдите в тексте описание Стеклянного человечка. Подчеркните главное слово. Обведите подходящее изображение человечка.  Почему он снова стал прозрачным?

 Почему сейчас он молчит?

Почему мальчику захотелось сделать  все дела?

 -Что такое СТЫД?

 Демонстрирует слайд с определением слова стыд.

-Когда человеку становится стыдно?

 - Прочитайте последний отрывок.

  О каком случае из жизни мальчика  идет речь?

Найдите, как теперь выглядит человечек. Подчеркните в тексте главное слово, говорящее об этом, и обведите подходящее изображение человечка.

Почему человечек  стал темным, как туча?

 Прочитайте диалог мальчика с другом. Какое слово говорит, что Мальчик переживает?  Какую интонацию подберете для мальчика? Для человечка? Прочитайте диалог в парах.

Слушает чтение диалога двумя парами учеников:

-Кому точнее удалось передать интонацию?

-Какое чувство снова испытал Мальчик? Почему?

-Изменится ли Стеклянный Человечек после того, как Мальчик навестит друга? Каким он станет?

  ФИЗМИНУТКА

Обучение навыкам выделения главной мысли текста:

-В какие  же моменты жизни мальчика Стеклянный Человечек менялся?

Почему Мальчику становилось стыдно?

 Чему Стеклянный Человечек  учил Мальчика? Прочитайте в заключительной части.

Что значит, УЧИТЬ ЖИТЬ?

-Кем же был Стеклянный Человечек? Что за друг подсказывает нам, что мы поступаем неправильно?

Действительно, ребята, рассказ заканчивается словами: «Это была его совесть».

-Что же такое СОВЕСТЬ?

Демонстрация слайда

 -Выберите слова, которые соответствуют вашему пониманию этого слова.

Демонстрация слайда СОВЕСТЬ

Демонстрация слайда со словами:

ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ
ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ
СОВЕСТЬ СПИТ

-Когда так говорят? В каком значении  использованы слова чистая, спит?

Какое из них вы могли бы отнести к мальчику- герою произведения?

 Обобщение
- Почему автор дал человечку именно такое имя- Стеклянный? О чем он хотел нам сказать?

Какова же главная мысль рассказа?

 -Как еще можно было назвать рассказ?

Учитель задает вопросы:

-У кого из вас в сердце живет такой Стеклянный Человечек? Прислушиваетесь ли вы к своему другу?

-Для чего человек должен слушать свою совесть?

Читают  рассказ, отвечают на вопросы учителя. Аргументируют ответы, осуществляют поиск ответов в тексте, выборочно читают текст для подтверждения своего ответа. Выделяют существенные моменты сюжета, ключевые эпизоды, размышляют над характером героя, анализируют значение слов и выражений. Делают  взаимопроверку выполнения задания.

Объясняют значение слов и выражений, приводят примеры из жизни.

 Работа в парах: учитель предлагает составить пословицы, выбирая те, которые иллюстрируют главную мысль текста.
    Совесть – первый советчик.

     В ком стыд, в том и совесть.

    Совесть без зубов, а загрызет.

-Какие пословицы больше подходят к рассказу?

 


Анализируют смысл пословиц, объясняют их значение, аргументируют ответы. Участвуют в беседе, делают вывод об идее, обобщают полученные сведения и впечатления.

                                                            Рефлексивный этап

- Понравился  ли вам прочитанный на  уроке  рассказ В. А. Сухомлинского? Чем?

-Захотелось ли прочитать другие произведения автора? Почему?

-Что происходит  с человеком, если он не хочет слушать свою совесть? 

Об этом в своем стихотворении поразмышлял поэт Владимир Орлов.      В завершение урока я хочу прочитать вам это стихотворение.

Маленький,
Не больше,
Чем кузнечик,
Не боясь на свете
Ничего,
Жил да был
Стеклянный человечек
В доме у мальчишки
Одного.

За мальчишкой
Бегал он
Вприпрыжку,
От беды
Хранил его, любя.
И представьте,
Знал он про мальчишку
Всё, что знал
Мальчишка про себя.

Был он
При мальчишке,
Как советчик,
Но его мальчишка
Не любил,
Потому что,
Этот человечек,
То, что думал, —
То и говорил.

И за это
Днями и ночами
Тот мальчишка
На него кричал,
Запирал в буфете
И в чулане,
Чтобы человечек
Замолчал.

Но чулан
Без воздуха и света,
С крысами,
Шуршащими в пыли,
И любые сладости
Буфета
Ничего с  ним сделать
Не могли.

Так и жил он,
Никогда не  пряча
Правды
От мальчишки своего,
Потому что,
Если ты прозрачен,
Ты не можешь спрятать
Ничего.

И схватил мальчишка
Человечка
И со злостью
Сбросил со стола,
И разбилось
Хрупкое сердечко
Из простого,
Чистого стекла.

А когда осколки
Отзвенели,
То глаза у мальчика
Тотчас
Потускнели
И остекленели
Холодом повеяло
Из глаз.

Он живёт и ходит
Рядом с нами,
Дома и на улице
Грубя.
Он глядит
Стеклянными глазами,
На меня глядит
И на тебя.

Он глядит на звёзды
И на речку,
На деревья, травы
И цветы.
Только, кто живёт
Без человечка, —
Тот не замечает
Красоты …

В сказке нет
Намёка и подсказки,
Но возьмите сказку
Про запас,
Потому что

В этой самой сказке
Ничего не спрятано
От вас.

Для того,
Советом помогая,
Человечек
Рядышком живёт,
Чтобы жили вы,
Оберегая
Тех, кто любит вас
И бережёт
.

 Чтение учителем стихотворения Владимира Орлова:

-Что бы вы пожелали себе после сегодняшнего урока?

Запишите пожелание своему человечку или нарисуйте ему  то выражение, с которым вы заканчиваете урок  и прикрепите его к доске.

Учитель включает музыку.

Принимают позицию рефлексирующего, высказывают собственные суждения по обсуждаемой проблеме, делают вывод о роли чтения в жизни людей.

Дети прикрепляют листочки с пожеланиями на доску.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : В.А. Сухомлинский «Стеклянный человечек» Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 364 г. Санкт-Петербурга Лахман Елена Георгиевна

Слайд 2

В. Осеева Э. Мошковская Н. Булгаков А. Барто С. Маршак В. Сухомлинский Н. Носов

Слайд 3

Сухомлинский Василий Александрович Родился : 28 сентября 1918 г ., Умер: 2 сентября 1970 г. ( 51 год )

Слайд 6

хрупкость прозрачность чистое грязное осколки вдребезги

Слайд 7

«мальчик» «Стеклянный Человечек» «свойство угадывать, что думает» «помутневший» «становится прозрачным» «заболел товарищ» «темный, как туча» «стыдно стало»

Слайд 8

Стыд – осознание вины за собственный поступок.

Слайд 9

Демонстрация слайда Способность различать добро и зло, делать выбор в пользу добра. Внутренний голос, который указывает нам на неправильные поступки.

Слайд 10

Словарь Ожегова Совесть- внутреннее сознание добра и зла. Словарь Даля Совесть- «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознать качество поступка.

Слайд 11

чистая совесть жить по совести совесть спит

Слайд 12

Совесть – первый советчик. В ком стыд, в том и совесть. Совесть без зубов, а загрызет.

Слайд 13

Интернет-ресурсы http://pikuleva.ru/esse/vasilii-suhomlinskii/page1.print https://otzovik.com/review_1759729.html https://antique.newbookshop.ru/produce/v-a-sukhomlinskij-lenivaja-podushka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 3 классе по теме "А.П.Гайдар. Судьба барабанщика".

       В 2015-2016 учебном году многие основные школы начинают работать по ФГОС. Мы, учителя начальных классов, уже имеем некоторый опыт. Учителя старшего звена чаще всего с...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 4 классе на основе краеведческого материала. Е. В. Амелина «Летний концерт»

Данный материал предназначен для изучения литературного творчества курских писателей с использованием хрестоматии "Соловушка" и набора открыток с иллюстрациями к произведениям курских писателей. Техно...

Технологическая карта урока внекласснного чтения

Технологическая карта урока внекласснного чтения во 2 классе по произведению Николая Носова "Телефон", проведенного в музеи "Старая квартира"...

Технологическая карта урока: Внеклассное чтение. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 2 класс

Лексическая тема: А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»Цель урока учителя: работа с текстом.Задачи: совершенствование понимания прочитанного.Цель урока логопеда: развитие...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...