Программа кружка "Развитие речи" 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31
с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля»
Рассмотрено на заседании предметного методического объединения протокол №1 от «27» августа 2019 г Руководитель МО: ____________Г.Г.Рудько
| Утверждаю Директор школы: _______________ Е.В.Туренко протокол педагогического совета № 1 от «27» августа 2019 г. Приказ № 454 от 27.08.2019 |
Рабочая программа
курса
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
2класс.
Составитель рабочей программы:
Юркина Светлана Владимировна,
учитель начальных классов.
Год составления: 2019
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу со способными обучающимися 2 класса МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля».
Курс «Развитие речи» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» внеурочной деятельности
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
- коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
- личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
- регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» С УКАЗАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материал курса «Развитие речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст. Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Содержание тематического блока | Всего часов | Виды деятельности |
Слово. | 13 | Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова. |
Текст
| 14 | Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи. |
Предложение и словосочетание | 3
| Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов. |
Культура общения
| 4 | Обучение письменному сочинению. Уметь отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст. |
Формы и виды деятельности
Образовательная область развития | Детская деятельность | Формы организации детской деятельности |
Социально –коммуникативное развитие | Игровая (сюжетно – ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие) | Сюжетные игры Игры с правилами КВН Игры - соревнования |
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Беседы Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами Задачи-шутки Викторины, шифровки, головоломки | |
Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Конкурсы знатоков |
Речевое развитие | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Беседы Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата проведения | ||
Слово 13 ч. | ||||||
1. | Слово. Значение слова. | 1 | Продолжить работу над понятием «слово» | Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. | ||
2. | Многозначные слова. | 1 | Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание. | Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. | ||
3. | Омонимы. | 1 | Продолжить формирование понятия «омонимы» | Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. | ||
4. | Омофоны. Омоформы. | 1 | Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку. | Уметь различать омофоны и омоформы | ||
5. | Синонимы | 1 | Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление. | Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. | ||
6. | Антонимы | 1 | Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти. | Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. | ||
7. 8. 9. | Фразеологизмы | 3 | Познакомить с понятием «фразеологизмы» | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | ||
10. | Пословицы | 1 | Продолжить знакомство с пословицами. | Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи. | ||
11. | Загадки | 1 | Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями. | Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. | ||
12. | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений. | Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. | ||
13. | Изобразительные средства языка. Олицетворение | 1 | Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка. | Уметь составлять словосочетания со словами – олицитворение, делая свою речь выразительной и красивой. | ||
Текст 7 ч. | ||||||
14. | Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её. | Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст. | ||
15. 16. | Опорные слова | 2 | Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам. | Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. | ||
17. | Проверочная работа | 1 | Выполнение проверочной работы | |||
18. | План текста | 1 | .Продолжить работу над выработкой умения составлять план. | Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. | ||
19. 20. | Виды плана | 2 | Познакомить с разными видами плана. | Уметь различать картинный план, цитатный план. | ||
Предложение и словосочетание 3 ч. | ||||||
21. | Связь между предложениями в тексте. | 1 | Работа над деформированным текстом. | Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. | ||
22. | Связь между частями текста | 1 | Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление. | Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом. | ||
23. | Работа с деформированным текстом | 1 | Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст | Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. | ||
Текст 7 ч. | ||||||
24. | Редактирование текста | 1 | Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память. | Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. | ||
25. 26. | Типы текста. Описание. | 2 | Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание. | Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. | ||
27. | Текст – сравнительное описание | 1 | Познакомить с текстом – сравнительным описанием нескольких предметов. | Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. | ||
28. | Типы текста. Повествование | 1 | Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение. | Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. | ||
29. 30. | Типы текста. Рассуждение | 2 | Познакомить с текстом-рассуждением. Развивать логическое мышление. | Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? | ||
Культура общения 4 ч. | ||||||
31. 32. | Сочинение на тему: «Мой выходной день» | 2 | Обучение письменному сочинению | Уметь отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст. | ||
33. | Редактирование текста | 1 | Исправление ошибок, допущенных в тексте. | Уметь находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте. | ||
34. | Повторение пройденного | 1 | Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года. | Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...