Конспект и анализ открытого урока Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Открытый урок внеклассное чтение Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.97 КБ |
![]() | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Районный конкурс
«Педагогический дебют-2020»
Урок литературного чтения
по произведению
Л. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
2 класс.
Разработчик:
Дунаева Галина Сергеевна,
учитель начальных классов
с. Нижний Саянтуй
Март 2020 года.
Тема: Л.Кассиль «Памятник Советскому солдату».
Цель:создание условий для развития у учащихся интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Л. Кассиля «Памятник Советскому солдату» .
Цели урока:
создание условий для развития у учащихся интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
Задачи:
образовательные:продолжать знакомить учащихся с новыми произведениями о Великой Отечественной Войне, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий. Помочь детям почувствовать атмосферу военных лет, понять, что война – это зло, несущее разрушение, смерть.
развивающие:содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения,создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;развивать умение высказывать свое мнение, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;развивать творческие способности учеников, чтение наизусть, передавать впечатления о прочитанном;развивать память детей, логическое мышление, устную речь.
воспитывающие:содействовать воспитанию в детях чувства гордости за русский народ, прививать интерес к истории нашей Родины, прививать интерес к чтению.Воспитывать нравственные качества: патриотизм, гуманизм, любовь к Родине, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны;
Планируемые результаты.
1. Предметные:
-учащиеся проверяют свои знания по прочитанным произведениям;
- учатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2. Метапредметные:
Познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Коммуникативные УУД
-слушать и выступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;
-формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД
- определять и формировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение
Личностные:
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебой деятельности;
- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация, карта, оформление доски
Материалы на печатной основе: рассказ Л. Кассиля «Памятник Советскому солдату»; толковый словарь, стихотворение Г. Рублёва «Памятник в Берлине», листы самооценки.
Ход урока:
1.Организационный момент (мотивационно - целевая остановка)
- Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы будем говорит и доблести и славе . Именно 2020 год посвящен 75- летию Великой Победе советского народа над фашизмом. Внимание на экран.
-Звучит песня и ролик "Алеша"
2.Водная часть
-"Алёша» — памятник советскому солдату-освободителю , который находится в Болгарии. Памятник представляет собой 11 -метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток.
-На экране 3 фото памятников "Алеша" Болгария, "Памятник солдату-освободителю " г. Берлин и "Памятник воинам павшим в Великой Отечественной войне " с.НижнийСаянтуй
- Какие из этих памятников вы узнали ? (Алеша и Памятник воинам павшим в Великой Отечественной войне)
- А этот памятник посвященный солдату- освободителю находится в Германии в г.Берлин. Не только у нас в России есть памятные места посвященные Великой Отечественной войне, но и на территории Европы очень много таких памятников.
- Памятник солдату- освободителю в Берлине был открыт 8 мая 1949 года ,высота памятника 13 метров, на руках советский солдат держит немецкую девочку.
Прототипом для памятника стал солдат стрелковой дивизии, Николай Масалов , который действительно совершил подвиг , он вынес из под обстрела немецкую девочку во время боев за Берлин.
-Что же такое "прототип" ? Давайте обратимся к дежурному по словарю. (Прототип- реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя.)
-Получается что и памятника есть прототип, реальный человек который послужил образом при его создании .
-Как вы думаете от какого слова произошло слово Памятник ? (Память)
- Как называются такие слова память-памятник ? (однокоренные )
2. Актуализация знаний.
- Великая Отечественная война это страшное событие в истории нашей родины, наших родных и близких. Она занимает важное место в судьбе каждого из нас. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг - помнить об этом всегда.
-Как мы можем сохранить память о наших защитниках и передать ее наследникам ? (помнить о своих прадедах, читать рассказы о войне, посещать памятные места)
-Очень много произведений написано о войне. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом "Памятник Советскому солдату"
- Видео рассказ
- Давайте определим главную тему этого рассказа ( Памятник солдату)
-А главная мысль? (Солдат спас ребенка врага)
3. Работа по теме урока
- Это замечательное произведение написал Лев Абрамович Кассиль
-Давайте послушаем сообщение о биографии писателя
Лев Абрамович Кассиль - биографию , рассказывает ученик .
КАССИЛЬ ЛЕВ АБРАМОВИЧ
Советский писатель, сценарист.
Родился 27 июня 1905 года. В годы Великой Отечественной войны Л.А. Кассиль выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала, работал председателем комиссии по детской литературе , был руководителем семинара детской литературы в литературном институте имени А.М. Горького.
Как детского писателя его первым представил В.В. Маяковский
Писатель жил и Умер в Москве 21 июня 1970 года
-Очень интересным человеком оказался Лев Абрамович . Он посветил свои произведения войне.
-Давайте сейчас вы попробуете прочитать выразительно этот рассказ(чтение по цепочке)
Работа над рассказом Л.Кассиля «Памятник Советскому солдату»
-Понравился ли вам рассказ? Что понравилось?
- Где проходил последний бой с фашистами? На чьей земле? Только ли свою страну освободила Советская Армия?
- Чью девочку он спасает? Почему он делает это? (Чтение авторских слов о девочке: маленькая, одна-одине-шенька, горюха, неладная — и слов о солдате: солдат наш, добрая душа.)
- А давайте дадим характеристику нашему солдату ? ( на доске слова и рисунок памятника , выбираем подходящие ) (Великодушие.)
- Где воздвигнут памятник воину-освободителю? Почему он стоит высоко над холмами?
(рассматривание изображения памятника воину-освободителю скульптора Е. В. Вучетича)
- Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и спасенной девочкой? ("Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет" )
-Чему учит нас это произведение ?
- О каких подвигах солдата нашей армии вы узнали из рассказа ?
- Нужно ли читать произведения о Великой Отечественной войне?
4. Физкультминутка.
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись.
На носочки поднялись.
Раз – рывок (прыжок),
Два – рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
И садись читать нам нужно!
5. Продолжение работы по теме урока.
- Оказывается не только Лев Абрамович Кассиль описал подвиг советского солдата в своем рассказе , но и Георгий Рублев посвятил стихотворение этому подвигу
-Приглашается к доске Некипелов Владимир , он приготовил стихотворение Георгия Рублева
Слушаем произведение "Это было в мае, на рассвете..." Георгий Рублев (читает ученик Некипелов Владимир )
-Очень много произведений написано о войне. Я хочу чтобы вы обратили внимания на выставку книг и прочитали эти произведения.
6. Рефлексия.
-Что вы узнали на уроке?
-Чем запомнился вам этот урок?
7.Подведение итогов урока
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Каждый из нас мечтает, чтобы рядом были настоящие защитники и всегда было мирное небо над головой . У нас сегодня есть замечательная возможность передать свои пожелания героям войны. И в этом нам поможет голубь мира . (песня "Летите голуби")
8. Домашнее задание
Прочитать рассказы о Великой Отечественной Войне других писателей.
Приложение:
1. Рассказ Л. Кассиля « Памятник Советскому солдату»
Долго шла война. Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..»
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы. Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.
И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.
Л. Кассиль.
2. Стихотворение Н. Рублёва «Памятник в Берлине»
Это было в мае, на рассвете. У столба, дрожа, она стояла, Тут он вспомнил, как прощаясь летом Но тогда, в Берлине, под обстрелом И, погладив ласковой ладонью, Скольким детям возвратили детство, И в Берлине, в праздничную дату, Он стоит, как символ нашей славы, |
Использованные источники:
http://staroeradio.ru/audio/15414 - рассказ Л.Кассиля «Памятник Советскому солдату»
http://papinsait.ru/pamyatnik-v-berline-g-rublyov/ -стихотворение Г. Рублёва «Памятник в Берлине»,
http://img11.nnm.me/b/d/6/e/b/34e193d9e36871ea6f6ccbae6f3.jpg -монумент Воин- освободитель
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B8%D0%BD-%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C - информация из Википедии о памятнике
http://www.hrono.ru/proekty/ostu/ww2.html Карта.
Предварительный просмотр:
Самоанализурока внеклассного чтения во 2 классе
тема: Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"
20 марта 2020 год.
Заявленная тема урока является актуальной. Разрабатывая конспект урока, учитывались особенности психического развития, возрастные и интеллектуальные особенности детей класса. Исходя из них были намечены:
цель, задачи, содержание урока, формы проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Цели урока:
создание условий для развития у учащихся интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
Задачи:
образовательные:продолжать знакомить учащихся с новыми произведениями о Великой Отечественной Войне, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий. Помочь детям почувствовать атмосферу военных лет, понять, что война – это зло, несущее разрушение, смерть.
развивающие:содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения,создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;развивать умение высказывать свое мнение, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;развивать творческие способности учеников, чтение наизусть, передавать впечатления о прочитанном;развивать память детей, логическое мышление, устную речь.
воспитывающие:содействовать воспитанию в детях чувства гордости за русский народ, прививать интерес к истории нашей Родины, прививать интерес к чтению.Воспитывать нравственные качества: патриотизм, гуманизм, любовь к Родине, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны;
Планируемые результаты.
1. Предметные:
-учащиеся проверяют свои знания по прочитанным произведениям;
- учатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2. Метапредметные:
Познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Коммуникативные УУД
-слушать и выступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;
-формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД
- определять и формировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение
Личностные:
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебой деятельности;
- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Урок планировался в следующей логической последовательности:
- Организационный момент, целью которого являлось снятие волнения ребят и настрой на внимание и активную работу.
- Основной этап, который был насыщен разными видами деятельности. Дети слушали и смотрели видеороликпо рассказу "Памятник Советскому солдату".Было дано индивидуальное опережающее домашнее задание определенным ученикам.
- Итог занятия: на этом этапе мной был задан главный вопрос, для того, чтобы понять, достигнута ли поставленная цель.
Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Смена видов деятельности на протяжении всего занятия и благоприятный психологический климат, созданный мной в классе, позволили предотвратить утомляемость детей, сохранить интерес к теме. Дети динамично переключались от одного вида работы к другому. С желанием отвечали на заданные вопросы. В ходе занятия следила за четкостью, внятностью речи детей.
На урокев основе системно-деятельностного подхода были использованы различные методы: беседа, фронтальная работа; объяснительно-иллюстративный; практический – чтение и работа с текстом. По ходу урока включались музыкальные произведения. Присутствовала метапредметная связь с историей, литературой, музыкой, русским языком.
На всех этапах занятия уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала считаю высоким. Данноезанятиепослужило точкойопоры для дальнейшей познавательной деятельности ученикови дети в дальнейшем сами захотят больше узнать о героях Великой Отечественной войны.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельностишкольников как на уроке, так и во внеурочное время.
Для эмоционального восприятия материала использовались слайды, детская литература, демонстрационный материал, проекты учеников -метапредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме войны и о таких нравственных понятиях как «патриотизм», храбрость», «героизм». Дети отнеслись с переживанием к затронутым событиям на уроке.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Каждому ребенку в конце урока была дана возможность отправить послание с голубем. В результате на доске мы увидели мини-проект «Послание Миру».
Активность детей на протяжении всего занятия была высокой. Ребята проявили большую самостоятельность, высокий уровень интеллектуального развития и воспитания, творческие способности. На все ответы отвечали грамотно, полными ответами. После занятия на протяжении еще некоторого времени находились под впечатлением.
Считаю, что урок был результативным. Цель и задачи были достигнуты в полном объеме.
Учитель начальных классов: Дунаева Галина Сергеевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-557641-1419964340.jpg)
Литературно-музыкальная композиция " Теперь их называют героями...", посвящённая подвигу советских солдат в Сталинградской битве.
Данный сценарий можно использовать на творческий конкурс в рамках военно-патриотической игры "Зарница" для 4 классов и старше....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-614456-1585851557.jpg)
Урок памяти ко Дню Неизвестного Солдата по рассказу Льва Кассиля "Памятник советскому солдату".
Патриотическое воспитание младших школьников. Разработка классного часа ко Дню Неизвестного Солдата...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/11/picture-801821-1468222529.jpg)
Твои защитники. Чтение рассказа Л.Кассиля «Таран», «Памятник Советскому солдату».
Представлен урок внеклассного чтения, проведенный во 2 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/08/picture-854295-1615160211.jpg)
Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/12/picture-1061179-1678616325.jpg)
Конспект занятия по спецкурсу По страницам истории России Л.А. Кассиль «Памятник Советскому солдату»
познакомить с произведением о Великой Отечественной войне Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»; познакомить учащихся с подвигом нашего солдата в эти годы....