Конспект и анализ открытого урока Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Открытый урок внеклассное чтение Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_galina_dunaeva_1.docx | 34.97 КБ |
analiz_uroka.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
Районный конкурс
«Педагогический дебют-2020»
Урок литературного чтения
по произведению
Л. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
2 класс.
Разработчик:
Дунаева Галина Сергеевна,
учитель начальных классов
с. Нижний Саянтуй
Март 2020 года.
Тема: Л.Кассиль «Памятник Советскому солдату».
Цель:создание условий для развития у учащихся интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Л. Кассиля «Памятник Советскому солдату» .
Цели урока:
создание условий для развития у учащихся интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
Задачи:
образовательные:продолжать знакомить учащихся с новыми произведениями о Великой Отечественной Войне, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий. Помочь детям почувствовать атмосферу военных лет, понять, что война – это зло, несущее разрушение, смерть.
развивающие:содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения,создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;развивать умение высказывать свое мнение, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;развивать творческие способности учеников, чтение наизусть, передавать впечатления о прочитанном;развивать память детей, логическое мышление, устную речь.
воспитывающие:содействовать воспитанию в детях чувства гордости за русский народ, прививать интерес к истории нашей Родины, прививать интерес к чтению.Воспитывать нравственные качества: патриотизм, гуманизм, любовь к Родине, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны;
Планируемые результаты.
1. Предметные:
-учащиеся проверяют свои знания по прочитанным произведениям;
- учатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2. Метапредметные:
Познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Коммуникативные УУД
-слушать и выступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;
-формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД
- определять и формировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение
Личностные:
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебой деятельности;
- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация, карта, оформление доски
Материалы на печатной основе: рассказ Л. Кассиля «Памятник Советскому солдату»; толковый словарь, стихотворение Г. Рублёва «Памятник в Берлине», листы самооценки.
Ход урока:
1.Организационный момент (мотивационно - целевая остановка)
- Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы будем говорит и доблести и славе . Именно 2020 год посвящен 75- летию Великой Победе советского народа над фашизмом. Внимание на экран.
-Звучит песня и ролик "Алеша"
2.Водная часть
-"Алёша» — памятник советскому солдату-освободителю , который находится в Болгарии. Памятник представляет собой 11 -метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток.
-На экране 3 фото памятников "Алеша" Болгария, "Памятник солдату-освободителю " г. Берлин и "Памятник воинам павшим в Великой Отечественной войне " с.НижнийСаянтуй
- Какие из этих памятников вы узнали ? (Алеша и Памятник воинам павшим в Великой Отечественной войне)
- А этот памятник посвященный солдату- освободителю находится в Германии в г.Берлин. Не только у нас в России есть памятные места посвященные Великой Отечественной войне, но и на территории Европы очень много таких памятников.
- Памятник солдату- освободителю в Берлине был открыт 8 мая 1949 года ,высота памятника 13 метров, на руках советский солдат держит немецкую девочку.
Прототипом для памятника стал солдат стрелковой дивизии, Николай Масалов , который действительно совершил подвиг , он вынес из под обстрела немецкую девочку во время боев за Берлин.
-Что же такое "прототип" ? Давайте обратимся к дежурному по словарю. (Прототип- реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя.)
-Получается что и памятника есть прототип, реальный человек который послужил образом при его создании .
-Как вы думаете от какого слова произошло слово Памятник ? (Память)
- Как называются такие слова память-памятник ? (однокоренные )
2. Актуализация знаний.
- Великая Отечественная война это страшное событие в истории нашей родины, наших родных и близких. Она занимает важное место в судьбе каждого из нас. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг - помнить об этом всегда.
-Как мы можем сохранить память о наших защитниках и передать ее наследникам ? (помнить о своих прадедах, читать рассказы о войне, посещать памятные места)
-Очень много произведений написано о войне. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом "Памятник Советскому солдату"
- Видео рассказ
- Давайте определим главную тему этого рассказа ( Памятник солдату)
-А главная мысль? (Солдат спас ребенка врага)
3. Работа по теме урока
- Это замечательное произведение написал Лев Абрамович Кассиль
-Давайте послушаем сообщение о биографии писателя
Лев Абрамович Кассиль - биографию , рассказывает ученик .
КАССИЛЬ ЛЕВ АБРАМОВИЧ
Советский писатель, сценарист.
Родился 27 июня 1905 года. В годы Великой Отечественной войны Л.А. Кассиль выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала, работал председателем комиссии по детской литературе , был руководителем семинара детской литературы в литературном институте имени А.М. Горького.
Как детского писателя его первым представил В.В. Маяковский
Писатель жил и Умер в Москве 21 июня 1970 года
-Очень интересным человеком оказался Лев Абрамович . Он посветил свои произведения войне.
-Давайте сейчас вы попробуете прочитать выразительно этот рассказ(чтение по цепочке)
Работа над рассказом Л.Кассиля «Памятник Советскому солдату»
-Понравился ли вам рассказ? Что понравилось?
- Где проходил последний бой с фашистами? На чьей земле? Только ли свою страну освободила Советская Армия?
- Чью девочку он спасает? Почему он делает это? (Чтение авторских слов о девочке: маленькая, одна-одине-шенька, горюха, неладная — и слов о солдате: солдат наш, добрая душа.)
- А давайте дадим характеристику нашему солдату ? ( на доске слова и рисунок памятника , выбираем подходящие ) (Великодушие.)
- Где воздвигнут памятник воину-освободителю? Почему он стоит высоко над холмами?
(рассматривание изображения памятника воину-освободителю скульптора Е. В. Вучетича)
- Как вы думаете, почему советский солдат изображен на памятнике с тяжелым мечом и спасенной девочкой? ("Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет" )
-Чему учит нас это произведение ?
- О каких подвигах солдата нашей армии вы узнали из рассказа ?
- Нужно ли читать произведения о Великой Отечественной войне?
4. Физкультминутка.
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись.
На носочки поднялись.
Раз – рывок (прыжок),
Два – рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
И садись читать нам нужно!
5. Продолжение работы по теме урока.
- Оказывается не только Лев Абрамович Кассиль описал подвиг советского солдата в своем рассказе , но и Георгий Рублев посвятил стихотворение этому подвигу
-Приглашается к доске Некипелов Владимир , он приготовил стихотворение Георгия Рублева
Слушаем произведение "Это было в мае, на рассвете..." Георгий Рублев (читает ученик Некипелов Владимир )
-Очень много произведений написано о войне. Я хочу чтобы вы обратили внимания на выставку книг и прочитали эти произведения.
6. Рефлексия.
-Что вы узнали на уроке?
-Чем запомнился вам этот урок?
7.Подведение итогов урока
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Каждый из нас мечтает, чтобы рядом были настоящие защитники и всегда было мирное небо над головой . У нас сегодня есть замечательная возможность передать свои пожелания героям войны. И в этом нам поможет голубь мира . (песня "Летите голуби")
8. Домашнее задание
Прочитать рассказы о Великой Отечественной Войне других писателей.
Приложение:
1. Рассказ Л. Кассиля « Памятник Советскому солдату»
Долго шла война. Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..»
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы. Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.
И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.
Л. Кассиль.
2. Стихотворение Н. Рублёва «Памятник в Берлине»
Это было в мае, на рассвете. У столба, дрожа, она стояла, Тут он вспомнил, как прощаясь летом Но тогда, в Берлине, под обстрелом И, погладив ласковой ладонью, Скольким детям возвратили детство, И в Берлине, в праздничную дату, Он стоит, как символ нашей славы, |
Использованные источники:
http://staroeradio.ru/audio/15414 - рассказ Л.Кассиля «Памятник Советскому солдату»
http://papinsait.ru/pamyatnik-v-berline-g-rublyov/ -стихотворение Г. Рублёва «Памятник в Берлине»,
http://img11.nnm.me/b/d/6/e/b/34e193d9e36871ea6f6ccbae6f3.jpg -монумент Воин- освободитель
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B8%D0%BD-%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C - информация из Википедии о памятнике
http://www.hrono.ru/proekty/ostu/ww2.html Карта.
Предварительный просмотр:
Самоанализурока внеклассного чтения во 2 классе
тема: Л.А.Кассиль "Памятник Советскому солдату"
20 марта 2020 год.
Заявленная тема урока является актуальной. Разрабатывая конспект урока, учитывались особенности психического развития, возрастные и интеллектуальные особенности детей класса. Исходя из них были намечены:
цель, задачи, содержание урока, формы проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Цели урока:
создание условий для развития у учащихся интереса и мотивации к изучению литературы о Великой Отечественной Войне на основе произведения Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»
Задачи:
образовательные:продолжать знакомить учащихся с новыми произведениями о Великой Отечественной Войне, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий. Помочь детям почувствовать атмосферу военных лет, понять, что война – это зло, несущее разрушение, смерть.
развивающие:содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения,создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;развивать умение высказывать свое мнение, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;развивать творческие способности учеников, чтение наизусть, передавать впечатления о прочитанном;развивать память детей, логическое мышление, устную речь.
воспитывающие:содействовать воспитанию в детях чувства гордости за русский народ, прививать интерес к истории нашей Родины, прививать интерес к чтению.Воспитывать нравственные качества: патриотизм, гуманизм, любовь к Родине, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны;
Планируемые результаты.
1. Предметные:
-учащиеся проверяют свои знания по прочитанным произведениям;
- учатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
2. Метапредметные:
Познавательные УУД
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Коммуникативные УУД
-слушать и выступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;
-формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
- формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД
- определять и формировать с помощью учителя цель деятельности на уроке;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение
Личностные:
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебой деятельности;
- оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Урок планировался в следующей логической последовательности:
- Организационный момент, целью которого являлось снятие волнения ребят и настрой на внимание и активную работу.
- Основной этап, который был насыщен разными видами деятельности. Дети слушали и смотрели видеороликпо рассказу "Памятник Советскому солдату".Было дано индивидуальное опережающее домашнее задание определенным ученикам.
- Итог занятия: на этом этапе мной был задан главный вопрос, для того, чтобы понять, достигнута ли поставленная цель.
Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Смена видов деятельности на протяжении всего занятия и благоприятный психологический климат, созданный мной в классе, позволили предотвратить утомляемость детей, сохранить интерес к теме. Дети динамично переключались от одного вида работы к другому. С желанием отвечали на заданные вопросы. В ходе занятия следила за четкостью, внятностью речи детей.
На урокев основе системно-деятельностного подхода были использованы различные методы: беседа, фронтальная работа; объяснительно-иллюстративный; практический – чтение и работа с текстом. По ходу урока включались музыкальные произведения. Присутствовала метапредметная связь с историей, литературой, музыкой, русским языком.
На всех этапах занятия уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала считаю высоким. Данноезанятиепослужило точкойопоры для дальнейшей познавательной деятельности ученикови дети в дальнейшем сами захотят больше узнать о героях Великой Отечественной войны.
Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельностишкольников как на уроке, так и во внеурочное время.
Для эмоционального восприятия материала использовались слайды, детская литература, демонстрационный материал, проекты учеников -метапредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме войны и о таких нравственных понятиях как «патриотизм», храбрость», «героизм». Дети отнеслись с переживанием к затронутым событиям на уроке.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Каждому ребенку в конце урока была дана возможность отправить послание с голубем. В результате на доске мы увидели мини-проект «Послание Миру».
Активность детей на протяжении всего занятия была высокой. Ребята проявили большую самостоятельность, высокий уровень интеллектуального развития и воспитания, творческие способности. На все ответы отвечали грамотно, полными ответами. После занятия на протяжении еще некоторого времени находились под впечатлением.
Считаю, что урок был результативным. Цель и задачи были достигнуты в полном объеме.
Учитель начальных классов: Дунаева Галина Сергеевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое мероприятие "Аты-баты, шли солдаты!"
Посвящается Дню защитника Отечества....
Литературно-музыкальная композиция " Теперь их называют героями...", посвящённая подвигу советских солдат в Сталинградской битве.
Данный сценарий можно использовать на творческий конкурс в рамках военно-патриотической игры "Зарница" для 4 классов и старше....
Урок памяти ко Дню Неизвестного Солдата по рассказу Льва Кассиля "Памятник советскому солдату".
Патриотическое воспитание младших школьников. Разработка классного часа ко Дню Неизвестного Солдата...
Твои защитники. Чтение рассказа Л.Кассиля «Таран», «Памятник Советскому солдату».
Представлен урок внеклассного чтения, проведенный во 2 классе....
Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...
Конспект занятия по спецкурсу По страницам истории России Л.А. Кассиль «Памятник Советскому солдату»
познакомить с произведением о Великой Отечественной войне Л.А. Кассиля «Памятник Советскому солдату»; познакомить учащихся с подвигом нашего солдата в эти годы....