АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. А. ЖУКОВСКОГО «МОРЕ»
материал по чтению
Предварительный просмотр:
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
МОРЕ
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. А. ЖУКОВСКОГО «МОРЕ»
Стихотворение В. А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году — в зрелый период его творчества. Этот этап его поэтической деятельности можно охарактеризовать как переходный от сентиментализма к романтизму.
История создания: произведение было посвящено двоюродной сестре Жуковского Марии Протасовой, к которой поэт испытывал романтические чувства.
Жанр: произведение относится к элегии, изображающей сокровенные, пронизанные грустью мысли лирического героя.
Темой является изображение нескольких состояний водной стихии.
Идея элегии истинно романтическая — описать состояние моря, которое, как истинный романтический герой, борется с тёмными силами, пытающимися разрушить его счастье.
Основной мотив и образы стихотворения: произведение проникнуто печалью. Хотя тьма отступила, всё равно остаётся некоторое «смятенье».
В элегии можно выделить два образа: лирический герой, очарованный красотой бездны; и морская стихия, обладающая человеческими чертами.
Композиция: «Море» не было поделено на строфы, однако в нём можно выделить 3 смысловые части: Изображение спокойной морской глади. Описание борющегося с тучами моря. Возвращение к умиротворённой картине.
Ритмический строй
Элегия написана трёхсложным размером — амфибрахием. Данный факт позволяет при чтении будто услышать перекаты волн, борьбу и вой моря. Стоит отметить, что строки стихотворения не рифмуются между собой.
Художественные средства
эпитеты: «безмолвное», «лазурное», «тревожною», «необъятное», «светозарной»;
олицетворения: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…»;
антитезу: противопоставляется спокойная гладь и бушующая стихия, а также «ясное небо» и «тёмные тучи»;
риторический вопрос: «Что движет твоё необъятное лоно?»;
градацию: «бьёшься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвёшь и терзаешь».
Таким образом, стихотворение В. А. Жуковского показывает борьбу стихии за собственное счастье. Эта борьба метафорична: под морем подразумевается поэт, под небом, которое скрывают тёмные тучи, подразумевается его возлюбленная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения Ф. Тютчева " Весенние воды"
Анализ лирического стихотворения.Цель: углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое....
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Урок по чтению в 4-м классе по теме «Анализ стихотворения И.С. Никитина "Воспоминание о детстве"
Цели урока:Познакомить детей со стихотворением И.С.Никитина «Воспоминание о детстве».Формировать навык словесного рисования, образного мышления, умения выражать свои чувства.Развивать умение чув...
ПАМЯТКА "Анализ стихотворения"
ПАМЯТКА "Анализ стихотворения"...
Анализ стихотворения С.А.Клычкова "Весна в лесу"
Урок литературного чтения по теме "Анализ стихотворения С.А.Клычкова "Весна в лесу" проводится в 4 классе. Этот урок помогает развитию речи учащихся, высказывать свои мнения о явлен...
Анализ стихотворений: А. Майкова « Колыбельная песня» М. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный» Анализ рассказа В. Осеевой «Сыновья»
: Анализ стихотворений: А. Майкова « Колыбельная песня» ...
Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"
Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...