АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. А. ЖУКОВСКОГО «МОРЕ»
материал по чтению

Калугина Эвелина Евгеньевна

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. А. ЖУКОВСКОГО «МОРЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazh.more_.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В. А. ЖУКОВСКОГО «МОРЕ»

Стихотворение В. А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году — в зрелый период его творчества. Этот этап его поэтической деятельности можно охарактеризовать как переходный от сентиментализма к романтизму.

История создания: произведение было посвящено двоюродной сестре Жуковского Марии Протасовой, к которой поэт испытывал романтические чувства.

Жанр: произведение относится к элегии, изображающей сокровенные, пронизанные грустью мысли лирического героя.

Темой является изображение нескольких состояний водной стихии.

Идея элегии истинно романтическая — описать состояние моря, которое, как истинный романтический герой, борется с тёмными силами, пытающимися разрушить его счастье.

Основной мотив и образы стихотворения: произведение проникнуто печалью. Хотя тьма отступила, всё равно остаётся некоторое «смятенье».

В элегии можно выделить два образа: лирический герой, очарованный красотой бездны; и морская стихия, обладающая человеческими чертами.

Композиция: «Море» не было поделено на строфы, однако в нём можно выделить 3 смысловые части: Изображение спокойной морской глади.  Описание борющегося с тучами моря. Возвращение к умиротворённой картине.

Ритмический строй

Элегия написана трёхсложным размером — амфибрахием. Данный факт позволяет при чтении будто услышать перекаты волн, борьбу и вой моря. Стоит отметить, что строки стихотворения не рифмуются между собой.

Художественные средства

эпитеты: «безмолвное», «лазурное», «тревожною», «необъятное», «светозарной»;

олицетворения: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…»;

антитезу: противопоставляется спокойная гладь и бушующая стихия, а также «ясное небо» и «тёмные тучи»;

риторический вопрос: «Что движет твоё необъятное лоно?»;

градацию: «бьёшься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвёшь и терзаешь».

Таким образом, стихотворение В. А. Жуковского показывает борьбу стихии за собственное счастье. Эта борьба метафорична: под морем подразумевается поэт, под небом, которое скрывают тёмные тучи, подразумевается его возлюбленная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Ф. Тютчева " Весенние воды"

Анализ лирического стихотворения.Цель: углубленное, осмысленное прочтение стихотворения, объяснение неясного, раскрыть скрытое....

Урок по чтению в 4-м классе по теме «Анализ стихотворения И.С. Никитина "Воспоминание о детстве"

Цели урока:Познакомить детей со стихотворением И.С.Никитина «Воспоминание о детстве».Формировать навык словесного рисования, образного мышления, умения выражать свои чувства.Развивать умение чув...

ПАМЯТКА "Анализ стихотворения"

ПАМЯТКА "Анализ стихотворения"...

Анализ стихотворения С.А.Клычкова "Весна в лесу"

 Урок литературного чтения по теме "Анализ стихотворения С.А.Клычкова "Весна в лесу" проводится в 4 классе.  Этот урок помогает развитию речи учащихся, высказывать свои мнения о явлен...

Алгоритм анализа стихотворения на примере стихотворения И. Сурикова "Зима"

Данный алгоритм позволяет познакомить учащихся 3-4 классов с некоторыми литертуроведческими понятиями (строфа, рифме. парная рифма, кольцевая рифма, перекрёстная рифма, эпитеты, сравнения) без "з...