Урок по чтению в 4-м классе по теме «Анализ стихотворения И.С. Никитина "Воспоминание о детстве"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Цели урока:
- Познакомить детей со стихотворением И.С.Никитина «Воспоминание о детстве».
- Формировать навык словесного рисования, образного мышления, умения выражать свои чувства.
- Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к описываемым событиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- Познакомить детей со стихотворением И.С.Никитина «Воспоминание о детстве».
- Формировать навык словесного рисования, образного мышления, умения выражать свои чувства.
- Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к описываемым событиям.
ХОД УРОКА
1. Исполнение колыбельной песни
2. Рассказ учителя
– Мы продолжаем наш разговор о замечательной, счастливой, невозвратимой поре детства. Вы, наверное, не удивились, что в начале урока прозвучала «Колыбельная». Она нас вернула к тому прекрасному времени, когда вы были совсем маленькими и засыпали под мамину колыбельную. Эта песня пронизана нежностью и любовью, которые хранятся в мамином сердце.
Воспоминание о детства – одна из самых любимых тем писателей и поэтов. Ваше домашнее задание – найти строчки о детстве знакомых нам писателей, доказать текстом.
3. Ответы детей
1. Самым близким и дорогим человеком для Александра Сергеевича Пушкина была няня Арина Родионовна. Именно она открыла поэту мир сказки, пела ему народные песни, объясняла поговорки и пословицы ...»
«Мастерица ведь была,
И откуда что брала!
А куда разумны шутки,
Приговоры, прибаутки».
2. Лев Николаевич Толстой очень любил свою маменьку. В повести «Детство» писал: «Как не любить, не лелеять воспоминания о детстве, которые освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Звуки голоса ее так сладки, так приветливы, так много говорили его сердцу. Когда он повторял молитву, то любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
3. Детство Ивана Алексеевича Бунина прошло в доме, где царил дух Пушкина. Мать читала детям его стихи и сказки. Воспоминания о детстве поэт называл «сладчайшими» Помните строчки стихотворения «Детство»:
«Чем жарче день, тем радостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам»;
4. Г.Тукай очень рано лишился родителей, жил у разных людей. С малых лет испытывал голод и нужду. О детстве он писал так:
«Терзаем стужей и жарой, я в муках жил, я всё видал!
Бродил по миру сиротой, среди могил, я всё видал!»
– Только на прошлом уроке мы читали стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Былое». Зачитайте фрагменты воспоминаний. О чём они? Стр.241. («Родная речь» 4 класс 1-я часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин)
4. Изучение нового материала
– Сегодня мы будем говорить о детстве Никитина Ивана Саввича. Прежде объясним некоторые непонятные слова, использую словарь С. И. Ожегова.
5. Словарная работа
Причудливый – замысловатый, странный.
Оригинальный – своеобразный, необычный.
Курганы – небольшие возвышенности.
Досуг – свободное от работы время.
Лампада – небольшой сосуд с фитилем. Он наполняется маслом, зажигается перед иконой.
Дым свинцовый – синевато-серый цвет воздуха.
6. Чтение стихотворения учителем
Стр. 246. («Родная речь» 4 класс 1-я часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин)
– Поделитесь своими впечатлениями об этом стихотворении.
Ответы детей: Поэт с грустью вспоминает о детстве. Характер стихотворения – печальный, задумчивый.
7. Чтение стихотворения детьми про себя
8. Физкультминутка
Мы осанку исправляем
Спины дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
9. Анализ стихотворения
– Какими словами характеризует свое детство поэт в начале стихотворения? (Однообразно и тоскливо)
– Зачитайте строчки, в которых описывается дом Никитина.
– Что же радовало ребенка? Что вызывало у него восторг? Перечислите. (Летнее утро, облака, небесная лазурь, лес, т.е. язык природы одной был радостью святой.)
– Какое время года поэт не любил? Почему? (Осень. Туман закрывал поля и леса и лил дождь по целым дням. Поэту приходилось сидеть дома и слушать соседей. Никитину не в радость скучная и унылая осень, которую он рисует мрачными красками.)
– Насколько частей можно разделить стихотворение? (На три)
- Описание дома.
- Летняя природа.
- Дождливая осень.
– Вы обратили внимание, что первые строки каждой части уже настраивают нас на определенную интонацию, темп чтения?
– Как будем читать:
– 1-я часть? (Мелодично, задумчиво)
– 2-я часть? (С восторгом, торжественно, радостно, темп быстрее.)
– 3-я часть? (Печально, тоскливо.)
– Читая, помните о тех чувствах автора, которые вы должны передать.
10. Чтение стихотворения детьми вслух по цепочке
– Кому из читающих детей удалось передать настроение поэта? А кому из товарищей вы бы дали советы.
– Встречается ли в стихотворении олицетворение? (Да.)
– Найдите и зачитайте. (Восторг пылал, паров вставали облака, тихо спящие заливы, на поля и на заливы дым свинцовый одевал, деревья обнажались, самовар слушал споры молчаливо или музыкою странной отвечал).
– Почему так много олицетворений именно во 2 части? (Для поэта все в природе живое, так как очень ее любил.)
– Да, ребята, Никитин в своих стихах, создал образ живой природы. Он любил изображать ее в движении: рассвет, наступление вечера, смена времен года. Во многих стихах – любование природой, которая радует и лечит уставшую душу.
– Как он называл себя?
Дитя степей, дитя свободы,
В пустыне рос я сиротой,
И для меня язык природы
Одной был радостью святой...
– Почему поэт пишет, что рос сиротой в пустыне. (Хотя людей было рядом очень много, он был одинок.)
11. Биография поэта
Действительно. Хотя И.Никитин родился в обеспеченной семье, но не получал должного воспитания и любви. Отец его владел свечным заводом и лавкой для продажи свеч. У него был суровый властный характер, часто выпивал. Мать поэта – кроткая, жалостливая, богомольная женщина не имела права голоса.
Летними ночами убегал Никитин к старику-караульщику слушать сказки, любоваться природой. В его стихах часто повторяется о целительном общении с природой. В 6 лет научился читать и уже больше не расставался с книгой. За свою недолгую жизнь (37 лет) написал очень много печальных стихов о тяжёлой доле бедных людей.
12. Домашнее задание
– Уметь выразительно читать стихотворение и нарисовать словесную картину. Какие бы вы использовали краски, чтобы нарисовать картину к этому стихотворению. Что изобразили? Где бы находился мальчик И. Никитин: в центре картины или на заднем плане?
13. Итог
– Оцените работу ваших товарищей. Чьи ответы были наиболее интересны? Что понравилось в уроке больше всего?
14. Заключение
– С каждым годом всё дальше отодвигается человек от детства, но зато всё явственнее становится память об этой поре. Воздух детства, воздух отчего дома во многом определяют нашу жизнь и наше отношение к людям. Я включу музыку композитора Шарля Гуно «Аве Мария», а вы послушайте, вспомните лучшие моменты жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"
Цели урока: 1) продолжить знакомство с творчеством Бунина И.А.; 2) научить детей выразительно читать стихотворение; 3) воспитывать в детях чуткость, внимание к слову; 4) через систему художествен...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «Стихотворение С.Есенина "Лебедушка"»
Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка»....
Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».
Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».Форма проведея: урок – игра.Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.Программа: УМК «Школа России»...