Литературное чтение А.Гайдар "Горячий камень".
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гончарова Эльвира Наильевна

Конспект по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_goryachiy_kamen.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

Произведение А. П. Гайдар « Горячий камень»

Тип урока

 Изучение  нового материала

Цель и задачи урока:

1.Познакомить обучающихся с произведением А. П. Гайдара « Горячий камень».

 2.Создать условия для формирования выразительного и осознанного чтения в рамках технологии критического мышления.

3. Содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения

 А. П. Гайдара « Горячий камень».

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

– формировать потребность в систематическом чтении;

- овладевать элементарными приёмами  анализа художественного произведения, используя литературоведческие понятия;

- формировать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в его обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героя, определять главную мысль произведения.

- развивать  эмоционально-нравственную  отзывчивость, понимание и сопереживание героям произведения;

-мотивировать  к творческому труду и бережному отношению к близким.

Регулятивные

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать,  контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учить работать по предложенному плану, высказывать своё предположение;

Познавательные

- овладевать навыками смыслового чтения текста  в соответствии с целями и задачами;

- строить  речевые высказывания в устной форме;

Коммуникативные

- уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событиям;

- уметь сотрудничать в группе, в паре.

- аргументировать собственную позицию, вырабатывать общую позицию

Вид используемых на уроке средств

Презентация, мультимедийный проектор, аудиозапись, карточки на доске, печатные листы с биографией автора, мультфильм, ноутбуки.

Ход  урока

Стадии урока

Содержание этапов. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Стадия вызова

1.Организационный момент.

Слайд 1

1.Организационный момент.

Слайд 1

- Поговорим?

(О чём?)

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чём-то знаю я, а что-то вам известно.

- Поговорим?

(Поговорим?)

- Мне будет интересно.

(Нам будет интересно.)

2. Приём «Корзина идей». 

Слайд 2- портрет писателя.

- А чтобы разговор состоялся, давайте определим, кто сегодня будет нашим собеседником?

- Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите  на портрет этого человека?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- Кем он может быть?

- А что вы хотите узнать об авторе?

- Почему мы знакомимся с этим писателем?

- Все ли знаете об этом человеке? (Нет, не всё.)

3. Приём «Чтение с пометами»

Слайд 3- пометы

Прочитайте сведения об авторе, делая пометы при чтении:

«+» - новое для меня

 «-» - не знал (думал иначе)
«V» - уже знал
«?» - есть вопросы

Эмоциональный настрой.

Предположения детей.

Умный взгляд, добрый, приветливый.

Читают биографию автора

( листы у каждого). При чтении карандашом выставляют пометки на полях

Вывод: будем знакомиться  с его произведением.

Из биографии писателя.

   Аркадий Петрович Гайдар (Голиков), родился  22 января 1904 года. Его родители были учителями. Именно отец и мать пробудили у него любовь к книгам и чтению.

   В 1918 году Аркадий Голиков, прибавив два года к своему возрасту, пошел добровольцем в Красную Армию. В  четырнадцать с половиной лет он уже командовал ротой. А в семнадцать лет был командиром отдельного полка. В армии Гайдар думал остаться на всю жизнь. Но из-за ран и контузии в 1924 году был уволен в запас в должности командира полка.  И тогда Аркадий Петрович взялся за литературную работу. Писал повести, рассказы, очерки, фельетоны, сказки для детей.

     В первые же дни Великой Отечественной войны он уехал на фронт специальным корреспондентом «Комсомольской правды». 26 октября 1941 года Гайдар погиб. Был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

4. Составление кластера.

- Вы прочитали отрывок из биографии А.П. Гайдара. Попробуйте составить кластер о том, произведения каких жанров писал автор.

- А какие его произведения нам уже знакомы?

- Почему мы снова встречаемся с этим писателем сегодня?

- Какое это может быть произведение по жанру? О ком?

5. Приём «Мозговой штурм».

Слайд 4- иллюстрация к сказке.

Посмотрите внимательно на иллюстрацию к произведению. Сделайте предположения и запишите их, работая в паре.

- О ком или о чём будет произведение?

- Где будут происходить события?

- Что могло произойти с этими героями?

- Мы попытались предположить, о чём пойдёт речь в произведении, опираясь только на иллюстрацию. Может кто-то догадался, какое произведение мы будем читать?

Слайд 5-название произведения.

-Теперь проверим наши предположения и прочтём название произведения.

- А как связан портрет А.П. Гайдара и это произведение?

Сформулируйте тему и цель урока, используя опорные фразы.

Слайд 6-опорные слова.

Познакомиться с ….. (литературной сказкой)

Выделять главную… текста (главную мысль)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

6. Приём «Верите ли вы?»

Слайд 7-таблица.

- Предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы?», для  этого заполните

1-ый столбец таблицы. А теперь отложите таблицу до конца урока. Мы ещё к ней вернёмся.

Высказывание

+ или -

+ или -

1

Мальчик Ивашка залез в колхозный сад, чтобы украсть яблоки.

2

Сторож поймал  Ивашку, но наказывать не стал.

3

Мальчик нашёл в лесу волшебный камень.

4

Волшебный камень возвращает молодость.

5

Старый сторож не захотел снова стать молодым.

Дети составляют  из карточек на доске кластер.

Жанры.

Очерки, повести, рассказы, фельетоны, сказки.

Ответы детей.

Называют тему урока.

 

Формулируют цели урока, используя опорные фразы.

Самостоятельное заполнение таблицы.

2. Стадия

осмысления

По ходу сбор синквейна

«Старик»

(Шторка)

(Шторка)

(Шторка)

Прилагательные

(Шторка)

 (Шторка)

Предложение

3.Рефлексия по итогам урока.

- Как можем проверить наши предположения?

- Необходимо познакомиться с литературной сказкой А.П. Гайдара «Горячий камень».

1. Словарная работа 

Слайд 8- таблица.

 Сначала необходимо объяснить значение некоторых слов.

Сельсовет

Название местного органа власти.

Извёстка

Раствор извести для побелки стен, потолка и других поверхностей.

Баррикада

Уличное боевое заграждение из различных подручных предметов, материалов (бревен, камней, деревьев).

Шашка

Рубящее и колющее холодное оружие с длинным, слегка изогнутым клинком.

2. Прослушивание аудиозаписи произведения.

Слайд 9 - аудио.

-1-2-ю части  предлагаю внимательно послушать и ответить на вопрос: «Что узнали о героях сказки?»

После прослушивания.

Ответьте на вопросы:

- Чем занимался старик? 

- Что люди подумали о старике, когда он пришёл в их село?  Почему?

- Хороший ли поступок совершил Ивашка?

- Почему старик отпустил мальчика?

3.Чтение 3-ей части учителем. Дети следят по тексту.

Слайд 10 – шторка.

-Во время чтения придумайте вопросы для своих товарищей. (3 вопроса)

4. Физминутка. (Прогулка по лесу.)

5. Приём «Чтение с остановками». Дети читают 4-ю часть по “цепочке”.

- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное.

- (После 1-го абзаца) О чём мог подумать Ивашка?

- (После 2-го абзаца) Как он мог вернуть молодость старику?

- (После 3-го абзаца) Почему старик отказался?

- (После 5-го абзаца) Смог ли Ивашка отказать старику? Почему?

- Какую черту характера отметим у мальчика?

6. Чтение 5-ой части хорошо читающим учеником.

- Следите по тексту внимательно, обратите внимание на эпитеты, которые автор использует для описания старика.

7.  Чтение 6-й части про себя. 

-Читайте внимательно, потом проверим, кто самый внимательный.

После чтения игра "Голова-хвост".

- Что же ты, дедушка,…

- Я совсем не буду…

- Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, …

- Шашкой в бою мне рассекли лицо,…

- И грозней смерти звучали надо мной слова о том, …

Посмотрите, что делало старика счастливым, почему он не захотел вернуть молодость.

Слайд 11 –мультфильм.

7. Просмотр фрагмента мультфильма « Горячий камень» ( 1965 г.)

- Почему старик отказался начать жизнь свою сначала?

- Как вы думаете, кто бы захотел начать свою жизнь сначала?

1. Решение теста

-Кто готов проверить свои знания содержания текста и выполнить интерактивный тест? (2 ученика)

-А остальным в это время предлагаю поработать в группах.

2. Приём «Шесть шляп мышления». Работа в группах.

Слайд 12-шляпы.

1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни героев.

2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с Ивашкой?

3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение А.П. Гайдара?

4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках мальчика. Какие неприятные события могли произойти с Ивашкой?

5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории.

6. Синяя шляпа - жизненный урок. Дайте свои советы героям произведения. Чему тебя научило это произведение?

Проверка работы групп со шляпками.

-А как справились с тестом знатоки сказки?

3. Итог работы.

- Почему же сказка называется « Горячий камень?»

- Почему долгие годы камень оставался неразбитым?

  1. Самостоятельная работа. Камень « Счастье человека – это…».

Слайд 13- Камень.

- Я раздала вам камни. Они конечно не настоящие, но давайте представим, что у каждого из вас камень из нашей сказки. Напишите на нём  продолжение следующей фразы « Счастье человека – это…».

- Кто хочет зачитать свой ответ.

- Как нужно прожить жизнь, чтобы не пришлось её заново проживать?

- Молодцы, все ребята работали хорошо и помогали мне.

2. Проверка получившегося синквейна.

Старик

Добрый, честный

Трудится, прощает, вразумляет.

Прожил свою жизнь достойно.

Мудрец.

3. Проверка таблицы «Верите ли вы?»

Слайд 14-15-таблица.

- Чьи предположения оказались верными? Молодцы!

- Наш урок подходит к концу.

- А теперь на левую ладонь положите знания, которые вы уже имели. На правую ладонь - полученные сегодня знания. Хлопком соединяем ладони и говорим «Спасибо!»

- Кому и за что мы  сказали спасибо?

- Спасибо за хорошую работу на уроке!

Слушают аудиозапись, отвечают на вопрос.

Дети могут предложить вопросы:

- Куда попал Ивашка? 

- Почему подскочил с камня? 

- Какую надпись прочёл на камне? 

- Почему Ивашка не захотел начинать жизнь сначала? 

Ответы детей.

 Дополнение синквейна.

-Это доброта, совестливость, благодарность.

По ходу составляют синквейн.

Просмотр мультфильма.

Индивидуальная работа за ноутбуком.

Два ученика в это время выполняют интерактивный тест на ноутбуках.

Дети работают в группах.

Ответы детей.

Дети озвучивают свои отметки за тест.

Ответы детей.

Одноклассникам за помощь, себе за хорошую работу, учителю за новые знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»...

Урок литературного чтения. А.П. Гайдар «Горячий камень»

Урок литературного чтения. А.П. Гайдар «Горячий камень»...

Презентация к уроку литературного чтения А.П.Гайдар "Горячий камень"

Презентация к уроку по сказке А.П.Гайдара "Горячий камень" (конспект урока и визитная карточка опубликованы)...

урок литературного чтения в 3 классе "А. П. Гайдар "Горячий камень"

Данный урок помодет учителям, работающим в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" ...

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....