ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цели: Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина. Научить читать поэтические произведения, увидеть позицию автора и его лирического героя. Помочь увидеть переход одного вида искусства в другой, связь различных видов искусств. Формирование высокой познавательной мотивации учения, культуры общения, создание условий для воспитания у детей уважения к традициям, истории и культуре русского народа, равно как и к культурному наследию всего человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_gostinaya.doc | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ,
ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.
Для детей 8-10 лет.
Материал подготовили: учитель начальных классов МОУ гимназии «Школа искусств им. Цветкова А.А. Субботина Елена Владимировна, воспитатель МОУ гимназии «Школа искусств им. Цветкова А.А. Куликова Светлана Вячеславовна.
Цели: Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина. Научить читать поэтические произведения, увидеть позицию автора и его лирического героя. Помочь увидеть переход одного вида искусства в другой, связь различных видов искусств. Формирование высокой познавательной мотивации учения, культуры общения, создание условий для воспитания у детей уважения к традициям, истории и культуре русского народа, равно как и к культурному наследию всего человечества.
Предварительная работа:
Литература: Знакомство с произведениями С Есенина, их чтение наизусть. Подготовка презентации о жизни писателя. Прослушивание поэтических произведений С. Есенина в исполнении автора и профессиональных чтецов.
Музыка: Прослушивание музыкальных произведений к стихотворениям С. Есенина. Подготовка вокальных, хоровых и музыкальных произведений учащимися. Учащиеся с большим вниманием подошли к выбору музыкальных произведений для урока. Подбор репертуара, попытки сочинить свои музыкальные тексты помогло детям более глубоко осознать изучаемый материал. Фортепиано, скрипка, свирель, гармонь – звучание всех этих инструментов сопровождало каждое действие урока.
Изобразительное искусство: Была подготовлена выставка детских работ, выполненная акварелью, пастелью, карандашом. В своих работах при помощи художественных средств дети пытались показать красоту русской природы. Ребята представляли работы, на которых изображали картины природы раскрытые в произведениях С. Есенина после знакомства с ними через художественные произведения.
Внеклассная работа: Ребята побывали на родине поэта в Рязанской области селе Константиново.
Ведущий: Мы хотим пригласить вас в литературно-музыкальную гостиную.
(хореографический танец на выход детей. Стихотворение сопровождает музыкальное произведение "Маленькая пьеса", музыка Р. Фюш, в исполнении учащегося.)
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!
Ведущий: Это красивое поэтическое произведение написал великий русский поэт Сергей Есенин. В этом году исполняется 120-лет со дня его рождения. На сегодняшнем вечере мы расскажем о его жизни и творчестве.
(на экране портрет С. Есенина)
3 октября 1895 года родился Сергей Есенин.
(фото рязанской земли)
Ведущий: Рязань, рязанская земля… места эти – исконно русские, изначальные. Немало старинных сел разбросано среди полей и лесов этого раздольного края. Одно из них – Константиново.
(фото села Константиново)
Ведущий: Константиново… Многим достойным людям было оно колыбелью, но только один из них сделал рязанское село известным во всем мире. Этот человек – Сергей Есенин.
(фото родителей Есенина)
Ведущий: Родители Есенина поженились очень рано. Отец поэта, Александр Никитич, с детства был известен по всей округе голосом и тем, что очень любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в и лучшую в селе песенницу Татьяну Федоровну.
(фото дома деда Есенина)
Ведущий: Детские годы Сергей Есенин провел в доме деда. У деда было трое взрослых сыновей, с которыми протекло почти все детство поэта. Дядья были ребята озорные, отчаянные. В три года они посадили Сергея на лошадь без седла и сразу пустили в галоп.
(фото озер села)
Ведущий: Потом они учили его плавать, и после восьми лет Есенин заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленной дичью. Среди мальчишек был заводилой, драчуном и всегда ходил в царапинах. Часто ездил на Оку поить лошадей.
(фото дома Есениных)
Ведущий: В душе поэта его детство оставило теплоту, ощущение счастья и нежности. (Стихотворение сопровождается музыкальным произведением в исполнении педагога музыкального отделения, художественными работами учащихся к данному произведению.)
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
(фото деда и бабушки Есенина)
Ведущий: А когда Сергей был маленький, ему рассказывали сказки и пели песни дед и бабушка. Бабушка Наталья Евтихиевна – человек добрый, ласковый. Это вокруг нее в долгие зимние вечера собирались соседские ребятишки.
(«Бабушкины сказки» хоровая песня. Стихи С. Есенина, музыка Г. Струве, демонстрируются художественные работы к данному произведению.)
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
(фото Есенин с матерью)
Ведущий: С раннего детства Сергей Есенин и от матери слышал прекрасные сказки, рассказывать которые, она была большая мастерица. Часто Татьяна Федоровна пела, переложенные на музыку, стихи Пушкина, Лермонтова. Никитина. От матери Есенин унаследовал независимость, добросердечие, хорошую память, умение читать стихи. С особой теплотой и любовью поэт относился к матери. В самые трудные времена Сергей обращался к ней, как к верному другу. Много стихов от посвятил ей. Читал он их в доме, куда стремился всей душой.
(Стихотворение сопровождается рисунками учащихся к данному произведению и музыкальным произведением «Письмо матери», музыка В. Липатова, в исполнении педагогов музыкального отделения)
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
(фото Константиновского училища)
Ведущий: Пятилетнего Сергея научили грамоте. Есенин поступил в Константиновское земское училище в девять лет и закончил его через четыре года с похвальным листом. (фото)
После этого Сергея отдали в церковно-учительскую школу. (фото). Именно этот период он относит к началу своего сознательного поэтического творчества. По окончании училища Есенин получил свидетельство о присвоении «звания учителя школы грамоты». И тогда ясно осознал свое творческое призвание. Он уехал в Москву на постоянное место жительства и занялся поэзией.
(фото к стихотворению С. Есенина «Я покинул родимый дом», стихотворение сопровождается художественными работами детей и музыкальным произведением в исполнении учащегося.)
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Ведущий: Есенинские стихи удивительно мелодичны. В каждом из них звучит песня. (каждое стихотворение сопровождается художественными работами детей)
(фото к стихотворению «Сыплет черемуха снегом», вокальное произведение. Стихи С. Есенина, музыка В. Будашкина.)
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Ведущий: Есенинские стихи будто созданы для того, чтобы их пели. Очень многие положены на музыку. Многие стали подлинно народными. Они очень популярны и музыкальны. Вся его композиция звучит, как лирическая, грустно-щемящая музыка. Известно около трехсот вокальных произведений на стихи поэта.
(Вокальное произведение «Отговорила роща золотая». Стихи С. Есенина, музыка Пономаренко.)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Ведущий: Много в Есенине было энергии. Любил он веселую, русскую песню, особенно под тальянку (гармонику). (Стихотворение сопровождается показом художественных работ по стихотворению)
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несется песня к милой до порога.
Пусть она услышит, пусть она поплачет.
Ей чужая юность ничего не значит.
Ну, а если значит - проживет не мучась.
Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?
Лейся, песня, пуще, лейся, песня звяньше.
Все равно не будет то, что было раньше.
За былую силу, гордость и осанку
Только и осталась песня под тальянку.
(Выступление фольклорного ансамбля «Вересень», «Вот дали» - шуточная Московской области)
Ведущий: Стихи Сергей начал писать в восемь лет. Это были строки о природе. Есенин был удивительным человеком. Его стихи обладают редкой способностью создавать атмосферу красоты и грусти, красоты и любви.
Читая стихи Есенина. Невольно рисуешь себе удивительные картины природы. Есенин и природа неотделимы друг от друга. В своих стихах он воспевал березку, клен, цветы, которые он любил.
(фото и детские работы к стихотворению С. Есенина «Весенний вечер»)
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
(Вокальное произведение «С добрым утром», стихи С. Есенина, музыка Г. Струве. )
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
(фото и детские работы к стихотворению С. Есенина «Поет зима, аукает»)
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Ведущий: На высоком берегу Оки привольно раскрылась Есенину неповторимая красота родной земли. Ее душистые ромашковые поля, белоствольные березы, тихая прелесть малиновых зорь! И в радости и в печали, куда бы не забрасывала поэта судьба. Его сердце неизменно тянулось к отчему порогу. К родным полям и пущам.
(Стихотворение сопровождается показом художественных работ по стихотворению и музыкальным произведением в исполнении педагогов музыкального отделения.)
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ведущий: Есенин любил необыкновенные приключения и путешествия. И там поэт творил. Например, прибывая на Кавказе, написано 33 произведения. Стихи отличают нежное, изящное чувство к женщине. Яркие краски юга и постоянные воспоминания о далекой северной родине.
(фото и художественные работы учащихся к стихотворению С. Есенина «Шагане, ты моя, Шагане»)
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Ведущий: Сергей Есенин относится к тем редким поэтам. К творчеству которого прикасается, чуть ли не каждый человек. Есенин входит в наше сердце просто и спокойно, как музыка. И музыка его стиха звучит в душах людей, отзываясь добром. Любовью, красотой.
(Фото и детские работы к стихотворению С. Есенина «Над окошком месяц». Чтение стихотворения сопровождается музыкальным произведением в исполнении учащегося, музыка Я. Френкеля.)
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
Ведущий: Поэзия Есенина трепетная, живая. Она обладает удивительной способностью рождать новую красоту. Немало произведений литературы, изобразительного и музыкального искусства появилось благодаря существованию такого чуда, как Сергей Есенин.
Иногда, кажется, что стихи Есенин писал только для себя и для меня, только для меня одной!
В них любовь и тоска, радость и разлука, отчаяние и надежда. Лирика Есенина будет жить всегда. В шуме берез, в свете солнца, в пении птиц мы будем слушать ее мелодию. Есенин научил нас чувствовать.
(фото и художественные работы к стихотворению «Береза», хоровая песня «Береза». Стихи С. Есенина. Музыка Г. Струве.)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий: Наш урок закончен. Мы рассказали вам о жизни и творчестве великого русского писателя Сергея Есенина. Любите наше русское искусство, нашу природу, наши края и наш народ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «И победила жизнь в боях под Сталинградом».
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии, и миллионы людей вступили в смертельную схватку с коварным, жестоким врагом. Началась Великая Отеч...
Сценарий школьного праздника, посвященного 100 летию со дня рождения Сергея Михалкова
Сценарий школьного праздника, посвященного 100 летию со дня рождения Сергея Михалкова...
К 120-летию со дня рождения Сергея Есенина
В данном материале содержится устный журнал с презентацией и викторина по биографии и произведениям Сергея Есенина для 4 класса....
Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина
Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева
Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...
Конспект урока " Литературная гостинная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого" 3 класс
Конспект урока " Литературная гостинная, посвященная 195-летию со дня рождения Л.Н. Толстого" 3 класс...