Этапы, методы и приёмы. | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент
Метод – словесный Приём – подводящий диалог. | 1 мин | Здравствуйте, ребята! В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок! Сядьте вы за парты тихо, Руки- палочкой красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь! Меня зовут Марина Данировна. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Посмотрите все ли готово у вас к уроку? Садитесь, пожалуйста. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Регулятивные: осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
Речевая разминка Метод – словесный. Приём- чтение чистоговорок.
Мотивационный этап
Метод – словесный; Приём – беседа.
Метод- практический, Приём- прослушивание музыки.
| 3 мин | Давайте немного разомнем наши язычки и прочитаем чистоговорку. На-на-на- наконец пришла весна. Ло-ло-ло- на улице тепло. Ель-ель-ель- с крыши капает капель. Чьи-чьи-чьи- на улице ручьи Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь. Скажите, о чем эта чистоговорка? А сейчас я бы хотела, чтобы Вы прослушали музыкальный фрагмент. (Звучит музыка А.Вивальди- Времена года. Весна.) Ребята, скажите, что вы почувствовали? Какое настроение у вас было, когда вы слушали это музыкальное произведение? (Веселое, радостное, весеннее, светлое.) Может, кто-то знает что за мелодия играла? Ребята, это звучала музыка А.Вивальди- Весна из цикла «Времена года». Как Вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?(о веснею). | Читать хором чистоговорку.
Слушать музыкальный фрагмент. Отвечать на вопросы. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. Познавательные: построение речевых высказываний. |
Проверка домашнего задания.
Метод – словесный. Приём – беседа.
Приём - монологические высказывания.
| 10мин | А для начала, я бы хотела послушать Ваши сочинения-размышления на тему «О чем говорят деревья?». Хорошо! Спасибо, ребята! Мне было очень приятно Вас послушать, у Вас очень интересные рассуждения на эту тему. Природа весной переживает обновление, поэтому деревья не могут молчать, они общаются между собой. Они как и люди чувствуют прилив сил, приподнятое настроение, ожидают чего-то хорошего. (+небольшое обобщение, исходя из сочинений деток). Остальные ребятки, те, кто не смог сейчас поведать нам о своих рассуждения, расскажут чуть позже Елене Васильевне. Давайте теперь немного вспомним произведение Михаила Пришвина «Разговор деревьев», которое и вдохновило Вас на Ваши рассуждения. Скажите, о каком времени года рассказывает писатель?(писатель рассказывает о ранней весне, когда только начинают распускаться почки). Что выражает название рассказа- тему или основную мысль? (осн. мысль о том, что деревья общаются, разговаривают друг с другом, как люди). Скажите, а разговор деревьев, с точки зрения писателя, - это шелест их листьев или что-то другое? (с точки зрения писателя, деревья разговаривают, перекликаются своим ароматом: они подают друг другу веточки с раскрывшимися ароматными почками, машут ими друг другу). Спасибо, ребята! Я вижу, что Вы не просто прочитали рассказ Михаила Пришвина, Вы пропустили его через себя. Мне очень приятно! Ведь человек внимательный к природе не может быть плохим. | Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание.
Показать свою готовность по домашнему заданию.
Оценивать своих одноклассни-ков. Отвечать на вопросы, показать свою готовность по домашнему заданию.
| Коммуникативные: слушать и понимать речь других Познавательные: построение речевых высказываний.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции. |
Постановка учебной задачи и её решение.
Метод- словесно-наглядный. Приём- рассказ, просмотр портрета.
| 7мин | Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного знаменитого русского поэта. Вы хотите знать, как зовут поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся? А вы сами назовете его. Посмотрите на эти имена, убирая по одному лишнему, вы и узнаете его.
Антуан де Сент-Экзюпери Шарль Перро Фёдор Тютчев Астрид Линдгрен
Правильно! Это Ф.И.Тютчев. (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: « кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы. | Отвечать на вопросы учителя.
Находить имя нужного автора .
Слушать и воспринимать рассказ учителя. | Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.
Познавательные: выделять существенную информацию из текста.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Решение частных задач.
Метод- практический, словесно-наглядный. Приём- работа со словарём, выборочное чтение.
Метод- словесный Приём- беседа.
|
| По школьной программе, вы еще ни один раз встретитесь с произведениями Ф. Тютчева, а сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Зима недаром злится…». Можете ли вы предположить, о чём оно? Хорошо! Спасибо. Скажите, какие цели мы перед собой поставим на этот урок? Ребята, в этом стихотворении нам встретятся некоторые интересные слова, значение которых вам может быть неизвестно. И для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, нужно выяснить значение этих слов. О значении первых 2-х слов мы можем узнать из словаря. Скажите какого? (толковый словарь). Давайте найдем. Кто прочитает? Спасибо! Прекрасно! А вот о том, как Вы понимаете остальные слова, Вы должны сказать самостоятельно, опираясь на собственный опыт. Для этого я бы хотела, чтобы Вы вначале обсудили эти слова в парах. Спасибо! Нудит | Хлопочет | Трезвон | Ворчит | Хохочет | Пуще | Взбесилась | Засуетилась | Недаром | Румяная Горя мало | Наперекор |
Физминутка.
Сейчас я прочитаю Вам стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…». А вам нужно внимательно слушать. | Предполагать о чем произведение. Формулиро-вать цель и задачи урока.
Отвечать на вопросы.
Повторять движения.
Слушать чтение учителя. | Познавательные: анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи. Регулятивные: определять цель урока. Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |
Рефлексивный этап.
Метод – словесный. Приём- слово учителя.
Метод- практический. Приём- выборочное чтение.
| 10мин | О чем это стихотворение? Что мы в нем видим? ( В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.) А в природе как встречаются зима с весной? Замечали вы эту встречу? (Это по-разному происходит. Бывает, мирно, бывает, весна зиму прогоняет, а та сопротивляется.)Скажите, почему слова «Весна» и «Зима» написаны с большой буквы? Получается, что это главные герои стихотворения? Скажите, а кто старше? У кого скверный характер? Докажите это строчками из текста. Не ошибиться Вам поможет Ваш сосед по парте, с которым Вы можете обсудить свой выбор. Кто прочитает выразительно? А теперь найдите строчки из которых видно, что Весна еще ребенок и что ведет она себя как дитя. Не ошибиться Вам также поможет Ваш сосед по парте, с которым Вы можете обсудить свой выбор. Кто прочитает выразительно? Как будем читать строки о весне ? (весело, радостно, жизнерадостно). А о зиме? (сердито, недовольно, гневно). Скажите, а что Вам показалось необычным в этом стихотворении? Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа). Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года изобразил словно людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями. И Зима и Весна ведут себя как люди. Может кто-то знает, какой художественный приём использовал автор? Он одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Узнать его название Вам помогут ласточкины подсказки. Поскорее открываем конверты, лежащие на Ваших партах. Ваша задача: собрать название определения из разбежавшихся букв. (олицитворение). Правильно! Такой прием называется олицетворение. Кто прочитает его определение? Почему этот прием так называется?
Посмотрите на экран. Как вы думаете, где изображена Весна, где Зима? Почему Вы так решили? Ребята, Вы знаете, что поэты вдохновляют художников на создание картин. Посмотрите, что получается. Скажите, что общего между картинами художников и стихотворением автора? В чем различия? | Отвечать на вопросы.
Работать в парах.
Работать в парах.
Работать в парах.
Отвечать на вопросы. | Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Итог урока. Рефлексия.
Метод- словесный. Приём- слово учителя, беседа.
| 5мин | Ребята, вспомните, какие цели мы ставили перед собой. Как вы считаете, мы их достигли? Скажите, с каким стихотворением мы познакомились? Кто автор этого произведения? О чём он писал в этом стихотворении?
Ребята, а теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. В анкетах, вы должны подчеркнуть подходящий вам вариант
Кто хочет прочитать что у него получилось? Ребята, урок окончен. До свидания! | Отвечать на вопросы. Подводить итоги. | Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности. |