Конспект урока по литературному чтению "Зима недаром злится..." 2 класс, Школа России
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Камилова Алия Рифатовна

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_nedarom_zlitsya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

по литературному чтению

                                                                                                                               Выполнил(а) студент(ка) 44  гр.

                                                                                          Камилова А.Р.

                                                                                                                          Проверила: Сиражева А. А.

                                                                                                                             Отметка: ________________

                                                                                                        Дата: 05.03.2018

Челябинск, 2018

Предмет: литературное чтение

Класс:2

Тема урока: «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева, с его стихотворением «Зима недаром злится…»; вспомнить главные отличительные особенности зимы и весны; развивать речь; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты

Личностные: 

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности; формировать уважительное отношение к мнению других.

Предметные: 

-сделать вывод о постепенном переходе одного времени года в другое;

- читать выразительно лирические стихотворения;

-выбирать средства выразительности при чтении стихотворений .

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки


Этапы урока:

Методы и приемы.

Содержание

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Практический: речевая разминка.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь.

Речевая разминка.

- (Слайд 1) Прочитайте выразительно:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

(Алексей Плещеев).

Приветствовать учителя.

Читать выразительно.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

Проверка домашнего задания.

- А что представлено на слайде (1)? (Стихотворение). Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века.

-Вы хотите знать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения. (Лев Толстой - не писал стихи, Шарль Перро – французский сказочник, Борис Заходер – современный поэт. Остается Фёдор Тютчев). Молодцы! Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока?

Рассказывать стихотворения.

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать.

Предполагать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение

частных задач.

Словесный: слово о поэте.

 

Практический: анализ стихотворения.

Практический: работа над выразительным чтением стихотворения, работа над содержанием стихотворения.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: чтение стихотворения.

- Прежде чем начать узнавать стихи поэта, познакомимся с его биографией

Фёдор Иванович родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Отец Тютчева, Иван Николаевич, был помещиком среднего достатка. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. С четырёх лет Тютчева воспитывает его дядя, бывший крепостной. Мать Тютчева – Екатерина Львовна оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. С 1819 года Фёдор Иванович поступает в Московский университет на словесное отделение, где изучает литературу, историю, искусства, археологию.

Физминутка.

- Немного отдохнем!

- А теперь познакомимся с замечательным стихотворением «Зима недаром злится…».

(Первичное чтение учителем).

Анализ стихотворения.

- О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны).

-Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить).

- Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа).

Поэт – волшебник, совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение про себя и докажите это их действиями.

- Что автор, таким образом, делает? (одушевляет, делает их живыми)

- Как называется этот прием? (олицетворение).

Работа над выразительным чтением стихотворения и над содержанием.

- Сколько строф в стихотворении? (пять)

-Сколько продолжительных пауз? (четыре)

-Почему Зима злится? Подберите синонимы к слову «недаром» (Не зря, не напрасно).

-Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко).

-Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).

- Назовите признаки весны, описанные автором. Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит".

-Что подразумевает автор под словом «все»? (Солнце, ручьи, с крыш капель, птицы)

-Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки).

-Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц.

- Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит).

-Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?

-А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком). --Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)

-Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая).

-Как поэт называет Зиму? Весну?

- Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

-Синоним к слову "наперекор"? (Назло).

-Какие слова надо выделять голосом?

-Каким тоном читать стихотворение? (Бодро).

-Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?

Чтение всего стихотворения «цепочкой», а затем отдельными учениками.

Знакомиться с поэтом.

Выполнять физические упражнения.

Анализировать, отвечать на вопросы, делать выводы.

Искать паузы, ставить логическое ударение, определять темп чтения, тон.

Размышлять, отвечать на вопросы.

Выразительно читать.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

- С каким произведением познакомились сегодня? («Зима недаром злится…»

- Кто автор этого стихотворения? (Ф. И. Тютчев).

-Ваше домашнее задание – подготовить выразительное чтение этого стихотворения.

- Поднимите руку, если у вас появилось хорошее, весеннее настроение, после нашего урока. Хорошо, спасибо!

Вспоминать, отвечать на вопросы.

Оценивать свое настроение.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России

Конспект урока "Задачи на движение" Математика 4 класс Школа России...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России

Технологическая карта урокаТема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе из...

конспект урока по литературному чтению в 3 класс " Школа России" по теме " Малька провинилась"

Конспект представлен по рассказу В. Белова " Малька провинилась"....

Конспект урока по литературному чтению "Ю. Ермолаев "Проговорился""(Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выражен...