Рабочая программа по литературному чтению - 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)
Программа по литературному чтению разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (УМК «Школа России») и предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literaturnoe_chtenie_2_kl.doc | 444.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий (УМК «Школа России») и предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «СОШ № 41» всего на изучение предмета литературное чтение во 2 классе отводится 136 часов – 4 ч.в неделю.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет влияет на решение следующих задач:
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Содержание тем учебного предмета
2 класс (136)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (14ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 14 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».
Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
Ориентировочные показатели по темпу чтения:
2 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия, 40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.
Учебно-тематический план 2 класс
№ | Тема | Всего часов |
Введение Самое великое чудо на свете | 5 | |
Устное народное творчество Сказки | 15 | |
Люблю природу русскую. Осень | 8 | |
Русские писатели | 14 | |
О братьях наших меньших | 12 | |
Из детских журналов | 9 | |
Люблю природу русскую. Зима | 9 | |
Писатели – детям | 16 | |
Я и мои друзья | 10 | |
Люблю природу русскую. Весна | 10 | |
И в шутку и всерьез | 15 | |
Литература зарубежных стран | 13 | |
ИТОГО | 136 |
Наименование раздела | Всего часов | Контрольные работы | Самостоятельные и проверочные работы | |
1 | Введение Самое великое чудо на свете | 5 | ||
2 | Устное народное творчество Сказки | 15 | ||
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8 | ||
4 | Русские писатели | 14 | ||
5 | О братьях наших меньших | 12 | ||
6 | Из детских журналов | 9 | ||
7 | Люблю природу русскую. Зима | 9 | ||
8 | Писатели – детям | 16 | ||
9 | Я и мои друзья | 10 | ||
10 | Люблю природу русскую. Весна | 10 | ||
11 | И в шутку и всерьез | 15 | ||
12 | Литература зарубежных стран | 13 | ||
ИТОГО | 136 |
Коррекция программы
Наименование раздела | Количество часов в программе | Количество часов в рабочей программе | |
Введение Самое великое чудо на свете | 5 | 4 | |
Устное народное творчество Сказки | 15 | 16 | |
Люблю природу русскую. Осень | 8 | 8 | |
Русские писатели | 14 | 14 | |
О братьях наших меньших | 12 | 12 | |
Из детских журналов | 9 | 9 | |
Люблю природу русскую.Зима. | 9 | 9 | |
Писатели – детям | 17 | 16 | |
Я и мои друзья | 10 | 10 | |
Люблю природу русскую. Весна. | 10 | 10 | |
И в шутку и всерьез | 14 | 15 | |
Литература зарубежных стран | 13 | 13 | |
Итого: | 136 | 136 |
Планируемые результаты изучения курса
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Сопоставлять цели, заявленные на с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
- Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
- Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
- Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
- Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
- Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
- Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
- Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
- Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
- Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
- Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
- Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
- Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
- Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
- Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
- Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
- Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (136 ч)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся(УУД) | |||
план. | факт. | ||||||
1.Самое великое чудо на свете 4 ч | |||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | Предметные УУД: владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение». Работать с художествен. текстами, читать целыми словами, понимать прочитанное, владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения; делить текст на части, составлять кар-тинный план, правильно и осознанно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения Познавательные: Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока. Оценивать результаты своей деятельности. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Коммуникативные: умение слушать, говорить, читать, писать и вступать в диалог, договариваться и приходить к общему решению. Участвовать в учебном диалоге. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды. | ||||
2 | Книги, прочитанные летом. Игра «Крестики-нолики» | 1 | |||||
3 | Самое великое чудо на свете. | 1 | |||||
4 | Книги. Библиотеки. Проект. | 1 | |||||
2. Устное народное творчество 16 ч | |||||||
5 | Устное народное творчество. | 1 | Предметные УУД: выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного. анализировать их. понимать образ деревьев в народных песнях; сравнивать произведения раздела, развивать навыки правильного осознанного чтения текста различать виды УНТ; находить различия в потешках и прибаутках; находить созвучные окончания в тексте.Учащиеся научатся характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план. Научатся приводить примеры художественных произведений разной тематики. Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. Познавательные: объяснять смысл пословиц. Находить созвучные окончания слов в песне. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Личностные: исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Развитие доброжелательности и внимательности к тем, кто в этом нуждается. Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение аргументировать свое предположение. | ||||
6 | Русские народные песни. | 1 | |||||
7 | Русские народные потешки и прибаутки. | 1 | |||||
8 | Скороговорки, считалки, небылицы. | 1 | |||||
9 | Загадки, пословицы, поговорки. | 1 | |||||
10 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». | 1 | |||||
11 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | |||||
12 | Сказка «У страха глаза велики». | 1 | |||||
13 | Сказка «Лиса и тетерев». | 1 | |||||
14 | Сказка «Лиса и журавль». | 1 | |||||
15 | Сказка «Каша из топора». | 1 | |||||
16 17 | Сказка «Гуси – лебеди». Определение признака сказки. | 2 | |||||
18 | Викторина по сказкам. | 1 | |||||
19 20 | Обобщающий урок Проверочная работа. КВН | 2 | |||||
3. Люблю природу русскую. Осень. 8 ч | |||||||
21 | Люблю природу русскую. Осень. | 1 | Предметные УУД: прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки. читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени; соотносить стихи и музыкал. произведения; Научатся описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах; читать стихи наизусть; читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художеств. тексте, объяснять выражения в лирическом тексте; Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Познавательные: различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Иллюстрировать стихотворение. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Личностные: оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. Коммуникативные: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова. | ||||
22 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». | 1 | |||||
23 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…». | 1 | |||||
24 | А.Фет «Ласточки пропали…». | 1 | |||||
25 | «Осенние листья» - тема для поэтов. | 1 | |||||
26 | В.Берестов «Хитрые грибы». | 1 | |||||
27 | М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…». | 1 | |||||
28 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». | 1 | |||||
4. Русские писатели 14 ч | |||||||
29 | А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…». | 1 | Предметные УУД: наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; объяснять выражения в лирическом тексте; иллюстрировать стихотворение.прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках; участвовать в обсуждении.отличать басню от стихотворения, видеть структуру басни;понимать нравственный смысл, характер героев. воспринимать на слух художеств. произведения; соотносить смысл пословицы и прозаическ. произведения; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Познавательные: отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Личностные: характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Коммуникативные: участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. | ||||
30 | Стихи А.Пушкина | 1 | |||||
31 32 33 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев по плану. | 3 | |||||
34 | Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина». | 1 | |||||
35 | И.Крылов «Лебедь, рак и щука». | 1 | |||||
36 | И.Крылов «Стрекоза и муравей». | 1 | |||||
37 | Л.Толстой «Старый дед и внучек». | 1 | |||||
38 39 | Л.Толстой «Филипок». Составление плана и пересказ. | 2 | |||||
40 | Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже». | 1 | |||||
41 | Весёлые стихи | 1 | |||||
42 | Обобщение. | 1 | |||||
5. О братьях наших меньших. 12 ч | |||||||
43 | О братьях наших меньших. | 1 | Предметные УУД: выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с переходом на чтение про себя. находить авторские сравнения и подбирать свои; определять главныхгероев произведения; участвов. в обсуждении;научиться сочинять сказкусравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных; пересказывать текст.определять героев и характеризовать их; воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении. видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать; участвовать в обсуждении оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Познавательные: видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Личностные: выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Коммуникативные: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. | ||||
44 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…». | 1 | |||||
45 | В.Берестов «Кошкин щенок». | 1 | |||||
46 | Домашние животные. | 1 | |||||
47 48 | М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана и пересказ по плану. | 2 | |||||
49 50 | Е.Чарушин «Страшный рассказ». Деление текста на смысловые части и озаглавливание их. | 2 | |||||
51 | Б.Житков «Храбрый утёнок». | 1 | |||||
52 | В.Бианки «Музыкант». | 1 | |||||
53 | В.Бианки «Сова». | 1 | |||||
54 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». | 1 | |||||
6. Из детских журналов 9 ч | |||||||
55 | Знакомство с детскими журналами. | 1 | Предметные УУД: подбирать заголовок в соответствии с содержанием, планировать работу на уроке, иллюстрировать журнал, писать рассказы и стихи для журнала. Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное.Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале, по заданной теме. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Личностные: создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. Познавательные: понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку) | ||||
56 | Д.Хармс «Игра». | 1 | |||||
57 | Д.Хармс «Вы знаете?». | 1 | |||||
58 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». | 1 | |||||
59 60 | Д.Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог». | 2 | |||||
61 | Ю.Владимиров «Чудаки». | 1 | |||||
62 | А.Введенский «Лошадка». А.Введенский «Учёный Петя». | 1 | |||||
63 | Д. Хармс «Веселый старичок». Обобщение по разделу | 1 | |||||
| |||||||
64 | Люблю природу русскую. Стихи о зиме. | 1 | Предметные УУД: воспринимать на слух прочитанное; участвовать в обсуждении.понимать особенности сказочного текста; характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики; читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; находить средства художественной выразительности; иллюстрировать стихотворение Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Познавательные: воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Личностные: сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.). | ||||
65 | Стихи о первом снеге. | 1 | |||||
66 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…». | 1 | |||||
67 | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза». | 1 | |||||
68 | Сказка «Два Мороза». | 1 | |||||
69 | С.Михалков «Новогодняя быль». | 1 | |||||
70 | А. Барто «Дело было в январе…». | 1 | |||||
71 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». | 1 | |||||
72 | Обобщение. Игра «Поле чудес». | 1 | |||||
8. Писатели – детям. 16 ч | |||||||
73 | Писатели – детям. | 1 | Предметные УУД: воспринимать на слух художественный текст, передавать настроение стихотворений при помощи интонации; определять смысл произведения; обсуждать заголовок; давать характеристику герою; определять смысл произведения; обсуждать заголовок; чувствовать ритм стихотворения; обобщать прочитанные произведения;правильно называть книги(автор, название); ориентироваться в книге по обложке и содержанию. Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Познавательные: определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Личностные: планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. | ||||
74 | К.Чуковский «Путаница». | 1 | |||||
75 | К.Чуковский «Радость». | 1 | |||||
76 | К.Чуковский «Федорино горе». | 1 | |||||
77 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри». | 1 | |||||
78 | С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». | 1 | |||||
79 | С.В. Михалков «Мой щенок». | 1 | |||||
80 | А.Барто «Верёвочка». | 1 | |||||
81 | А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу». | 1 | |||||
82 | А.Барто «Вовка – добрая душа». | 1 | |||||
83 | Н.Носов «Затейники». | 1 | |||||
84 85 | Н.Носов «Живая шляпа». Пересказ текста с опорой на план. | 2 | |||||
86 87 | Н.Носов «На горке». Составление цитатного плана. | 2 | |||||
88 | Обобщение по разделу «Писатели – детям». | 1 | |||||
9. Я и мои друзья. 10 ч | |||||||
89 | Я и мои друзья. | 1 | Предметные УУД: выбирать книги по заданной учителем теме; прогнозировать содержание раздела; давать характеристику персонажу; выявлять подтекст произведения. анализировать заголовок произведения; определять идею; иллюстрировать; отношение автора и собственное отношение к литературн. персонажу; использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст; читать по ролям; делить на смысловые части; составлять простой план; оценивать события, героев произведения, анализировать взаимоотношения героев произведения; обобщать прочитанные произведен.; ориентироваться в книге;правильно называть книги (автор, название) Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Познавательные: придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Личностные: оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. | ||||
90 | В.Д. Берестов «За игрой». Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». В.Д. Берестов «Гляжу с высоты». В.В. Лунин «Я и Вовка». | 1 | |||||
91 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | |||||
92 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». | 1 | |||||
93 | В.Осеева «Волшебное слово». | 1 | |||||
94 | В.Осеева «Хорошее». | 1 | |||||
95 96 | В.Осеева «Почему?» Составление плана и пересказ по плану. | 2 | |||||
97 98 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Викторина по изученным произведениям | 2 | |||||
10. Люблю природу русскую. Весна. 10 ч | |||||||
99 | Люблю природу русскую. Весна. | 1 | Предметные УУД: отгадывать загадки, моделировать свои загадки, составлять мини-рассказ о весне; определять тему и главную мысль произв-ия; озаглавливать тексты; ставить вопросы; выделять главное и второстепенное; осознанно читать художеств. произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку; анализировать текст; находить авторские сравнения и подбирать свои; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части; Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Познавательные: придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Личностные: оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему | ||||
100 | Стихи Ф.Тютчева о весне. | 1 | |||||
101 | Стихи А.Плещеева о весне. | 1 | |||||
102 | А.Блок «На лугу». | 1 | |||||
103 | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…». | 1 | |||||
104 | И. Бунин «Матери» | 1 | |||||
105 | А.Плещеев «В бурю». | 1 | |||||
106 | Е.Благинина «Посидим в тишине». | 1 | |||||
107 | Э.Мошковская «Я маму мою обидел…». | 1 | |||||
108 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | |||||
11. И в шутку и всерьез. 15ч. | |||||||
109 | И в шутку и всерьёз. | 1 | Предметные УУД: Научатся определять темы произведений; находить логически законченные части;осознанно читать текст; оценивать события, героев произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному; давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст произведений; понимать настроение героя; читать орфоэпически, по ролям;пересказывать текст. Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Познавательные: придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Личностные: оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему | ||||
110 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?». | 1 | |||||
111 112 | Б.Заходер. Песенки Винни – Пуха. | 2 | |||||
113 | Э.Успенский «Чебурашка». | 1 | |||||
114 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» | 1 | |||||
115 | Стихи Э.Успенского. | 1 | |||||
116 | Стихи В.Берестова. | 1 | |||||
117 | Стихи И.Токмаковой. | 1 | |||||
118 119 | Г.Остер «Будем знакомы» | 2 | |||||
120 121 | В.Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана и перессказ по плану. | 2 | |||||
122 123 | Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз». | 2 | |||||
12. Литература зарубежных стран. 13ч | |||||||
124 | Литература зарубежных стран. | 1 | Предметные УУД: понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; анализировать заголовок произведения; определять тему и главную мысль; определять мотивы поведения героев; прогнозироватьсодержание произвед-ия; выбирать книгу для самостоятельного чтения; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок;объяснять значение незнакомых слов; пересказывать сказку по составленному плану;придумывать окончание сказки;делить текст на смысловые части,составлять его план; оценивать события, героев произведения;выступать с сообщениями перед аудиторией; ориентироваться в многообразии художественных произведений. Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Познавательные: придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Личностные: оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему | ||||
125 | Американская и английская народные песенки. | 1 | |||||
126 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…». | 1 | |||||
127 128 | Ш.Перро «Кот в сапогах». Составление плана и перессказ. | 2 | |||||
129 130 | Ш.Перро «Красная Шапочка». | 2 | |||||
131 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине». | 1 | |||||
132 133 | Э.Хогарт «Мафин и паук». | 2 | |||||
134 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». | 1 | |||||
135 | Проверочная работа | 1 | |||||
136 | КВН «Цветик – семицветик». | 1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Канакина В. П., Горецкий В. Г.и др. Литературное чтение рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2010 | Д | |
Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013. | К | |
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: ВАКО, 2013. | Д | |
Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2010. | Д | |
Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Книга для учителя. М, ВАКО, 2009. | Д | |
Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме). | Д | |
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов. | Д | |
Детские книги разных типов из круга детского чтения. | Д | |
Портреты писателей и поэтов. | Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Д | ||
CD «Интерактивный тренажер 1, 2, 3, 4 классы». | Д | |
Аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климанова Литературное чтение | К | |
Авторские презентации по темам литературное чтение в начальных классах | Д | |
Авторские презентации «Физминутка. Зарядка для глаз». | Д | |
МР3 «Игры с пальчиками» «СиДи Мир» 2010 г. | Д | |
DVD «Уроки тетушки Совы» | Д | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. | Д | |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Компьютер. | Д | |
Интерактивная доска | Д | |
Цифровой микроскоп | Д | |
Демонстрационные пособия | ||
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | 15+30 | |
Стол учительский . | Д | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 4 | |
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. | Д | |
Интерактивная доска Проектор | Д |
Список литературы:
I. Для учителя:
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. и др. Литературное чтение рабочие программы. 1-4 класс. – М. Просвещение 2012
2 Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.
3 Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для общеобразоват. Учреждений. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.
4 Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. – М.: ВАКО, 2013.
5 Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2012, (Мастерская учителя)
II. По ФГОС:
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ.
-М.:» Просвещение», 2011.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: «Просвещение» 2011
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: «Просвещение» 2011
- Примерные программы начального общего образования. Ч. 1. Ч. 2. М.: «Просвещение» 2011
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011
- Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: «Просвещение» 2011
- Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы М.: «Просвещение» 2011
III. Для ученика:
1 Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.
2 Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для общеобразоват. Учреждений. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2013.
3.Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.mon.gov.ru;
- Сайт Государственные образовательные стандарты второго поколения: http://www.standart.edu.ru;
- Сайт журнала «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru;
- Сайт « Учительской газеты»: http://www,ug.ru;
- Сайт журнала « Начальная школа»: http://www,n-shkola.ru;
- Сайт журнала «Современный урок: начальная школа: http://www,ppoisk.com;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...