Этап урока | Содержание работы | Задачи |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I Организационный момент 1мин | «Динь-динь-динь»,- звенит звонок. Начинается урок. Урок литературный, а мы народ культурный. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Тихо сели,спинки прямо. К знаниям идём упрямо. Будем мы читать красиво, дружно будем отвечать, хорошо себя вести. | Готовятся к уроку. | Создание рабочей атмосферы в классе, повышение уровня мотивации к изучению нового материала |
II Актуализация знаний
. | Что вы видите у меня в руках? Сейчас мы можем назвать это коробкой, шкатулкой, а раньше такие коробочки назывались табакерками. Что же такое табакерка? Поработайте в группах: используя выданные листочки, составьте небольшой рассказ о табакерке по плану: 1. Что такое табак. .Историческая справка о табаке. 2. Для чего использовался нюхательный табак. 3. Что такое табакерка. 5. Особенности музыкальной табакерки. У вас две минуты. Итак, пожалуйста, первая группа. С чего мы начнем рассказ о табакерке?
2 группа Для чего же использовался нюхательный табак?
А теперь поговорим о табакерке. Что такое табакерка, 3 группа?
- Вот о такой табакерке и рассказывает в своей сказке Владимир Федорович Одоевский. Но прежде чем обратиться к произведению, предлагаю познакомиться с его автором. | В одной руке – шкатулка, в другой – коробка, внутри которой расположен город.
Таба́к — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает вредное привыкание, оказывает отрицательное влияние на здоровье человека. В 18 веке в Петербурге курили, в основном, иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье. Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью. Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом. Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой или танцующей под музыку фигуркой пастушки. | . |
. III. Работа с текстом по биографии писателя.
| - У вас на партах лежат таблицы, в которые вам необходимо вписать ответы на поставленные вопросы, внимательно изучив биографический материал. После заполнения таблиц: - Итак, ребята, пользуясь таблицей, расскажите, что же вы узнали о В.Ф. Одоевском. |
Заполняют таблицу
Проверка (презентация) | Повторить биографию В. Ф. Одоевского.
|
IV. Знакомство с темой урока, актуализация знаний.
| - С автором сказки мы уже знакомы – пора познакомиться поближе с героями. Итак, в путь. Однако в путешествие принято брать багаж. Сегодня это будут знания по теории литературы и ваше домашнее задание. - Кто же является главным героем сказки? - Итак, вместе с главным героем сказки мы отправимся с вами в путешествие, которое назовем «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». - Скажите, к какому виду сказок относится «Городок в табакерке»? - Какие признаки сказки как жанра проявляются в этом произведении? |
Миша
презентация | Проводить анализ произведения: обсуждение главных героев и причин их поступков. Находить взаимосвязь предметов «литературное чтение» и «окружающий мир». Поиск проблемы урока Физическая и эмоциональная разрядка учащихся |
V. Целеполагание.
| - Ребята, а в качестве эпиграфов к нашему разговору я взяла строки из самого произведения. Зачитайте их и давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока. Причем, первая цель должна быть связана с первым эпиграфом, вторая – со вторым.
- Ребята, уроки, извлеченные Мишой, мы будем запоминать. |
Дети высказывают возможные формулировки целей, учитель корректирует их и впечатывает на слайд | Используя свой личный жизненный опыт, дети не только узнают новое, но и определяют тему и цель урока. |
VI. Проверка домашнего задания – лексическая работа.
| - Чтобы не сбиться с пути, давайте дадим объяснение незнакомым словам, встретившимся вам при чтении сказки. Ребята, сказка «Городок в табакерке» была написана В.Одоевским в 1834 году. А это - почти 2 века назад!И, конечно, в тексте много устаревших слов. Какие это слова, и как вы поняли их значение? Работа в парах НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ: на карточках соединить слово с его значением.
1вариант:_______________ АВОСЬ ССИМИСЛОВАМИ ЗАТЕПЛИЛИСЬ ЗВЁЗДОЧКИ СЧЕСТЬНЕЛЬЗЯ УЧТИВО ОДИНАКИЕ |
сосчитать нельзя одинаковые очень вежливо с этими словами может быть начали загораться | 2вариант:_______________ ПЁСТРЕНЬКАЯ ОПАМЯТОВАТЬСЯ ДОСАДНО НАБОЛЬШИЙ СВОД ИНДО |
даже старший обидно опомниться окрашенная в несколько цветов дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры |
На экране поочередно будут появляться изображения. Ваша задача – определить слово, обозначающее изображенный предмет и дать его толкование. |
Ответы: Авось - может быть. С сими словами- с этими словами. Затеплились звёздочки – начали загораться. Счесть нельзя – сосчитать нельзя. Учтиво – очень вежливо. Одинакие – одинаковые.
Пестренькая- окрашенная в несколько цветов. Опамятоваться –опомниться. Досадно –обидно. Набольший –старший. Свод- дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры. Индо- даже.
|
|
VII. Работа по содержанию сказки.
| - Итак, багаж собран, и мы на пороге волшебной страны. Беседа с выборочным чтением - Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)
Минутка активного чтения - А сейчас-жужжащее чтение. Поставьте пальчики на начало этого отрывка и приготовьтесь все его читать с выполнением команд.
- Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием и нашли строки, где описано, как выглядела табакерка. - Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок) - Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе? (Ворота, башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе - солнышко с розовыми лучиками). - Что же это за городок? - Это городок Динь-Динь. - Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное? - Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку? (Восторг и любопытство).
- Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «вдруг, невидимо где, заиграла музыка». - Чтобы вы смогли лучше прочувствовать происходившее, я вам включу звукового помощника. Красивое выразительное чтение профессионального актёра поможет вам также правильно соблюдать интонацию, и произношение. |
(«Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)
(Учитель даёт команду: «день» - дети читают в полголоса в обычном темпе, «ночь» – закрывают глаза, «день» - дети открывают глаза и продолжают чтение в обычном темпе, «скорость»- читают быстро, «мегаскорость» -читают очень быстро, «молния» – разовый бросок глазами вверх и продолжение чтения.)
Составляют городок
(Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)
(Звучит фрагмент из аудиосказки «Вдруг, невидимо где…синеватые лучи». Дети шёпотом проговаривают отрывок, читают за аудиочтецом)
| Анализ произведения. Составление полной цепочки событий, происходящих в сказке. |
VIII. Наблюдение за авторским стилем повествования | - Ребята, действительно, мы оказались в удивительной стране, создать которую автору помогают художественные средства выразительности. Давайте понаблюдаем над языком сказки. - Часть таблицы уже заполнена. Наша задача – восстановить пустые строки таблицы, вписав название терминов или примеры, из прочитанного второго отрывка . - Для вас Солнышко из сказки подготовило вопросы. Кто был внимательным, тот без труда ответит на них. - Что сделало солнце вначале, когда только заиграла музыка?
(Вышло из-за деревьев и поднималось вверх, освещая городок) - Что солнышко сделало, когда дошло до самого верха?
(«…перешло на другую сторону») - Каким был путь солнышка потом?
(Опускалось всё ниже и ниже, потом совсем скрылось.) - Отчего в городке стало светлее после ухода солнца?
(Загорелись звёздочки, вышел месяц, окошки засеребрились). - Как вы думаете, какое привычное для жителей Земли явление описал здесь автор? (Смена дня и ночи)
|
(следует работа с таблицей «Средства художественной выразительности…»)
(Выходит ребёнок, берёт в руки Солнышко. Отрываем лучик и читаем вопрос:
|
|
Чтение по ролям
| Чтение по ролям - О чём стал просить Миша папеньку? (Пустить его вовнутрь шкатулки) - В нашем «театре у микрофона» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши. Роль папы будет читать…Павел. Роль Миши - ….Слова автора - …Галя («-Папенька!......иначе всё изломается») - Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать дорогую вещь. - Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение называется сказка. Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно необычные, сказочные события?
-Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком? Чтение по ролям -Прочитайте этот отрывок, когда он всё-таки пошёл за мальчиком-колокольчиком в город, и о чём они беседовали по пути к городу. («Миша послушался… Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.) Роль Миши будет озвучивать…. Роль Колокольчика - …. Слова автора - …) Работа над фразеологизмами и поговорками - Ребята, какие фразеологизмы вы встретили в тексте и что они значат?
|
С того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал мальчик-колокольчик).
(Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он большой.)
(Закусить губу – смутиться от того, что понял, что сказал не то и резко замолчать; - заставить себя сдержаться и прервать высказывание. Из городка – ни пяди -т.е. никуда нельзя уходить.)
|
|
IX. Физкультминутка.
|
- Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки. Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь, (приседания) Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда. (приседания) Валиком свободно спинку покрути. (повороты корпуса вправо-влево) Теперь, как молоточком, головку наклони (наклоны головы вперед, в стороны) И звонким колокольчиком, всем нам позвени. (движения кистями рук)
|
| Физическая и эмоциональная разрядка учащихся |
X. Работа над системой образов (продолжение).
| Работа в группах по устройству табакерки. Знакомство с устройством табакерки. Работа в группах. - А давайте мы с вами в группах составим порядок работы шкатулки. У вас на партах лежат карточки (Задание: 1)Прочитать содержание и определить, кто это сказал. «) Обсудить роль этой детали в устройстве шкатулки. 2) Проставить последовательность в работе шкатулки. 1-я группа - Динь-динь-динь, - я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь. -Чьи это слова? (Колокольчика) 2-я группа Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! - А это кто сказал? - Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам) 2-я группа А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры… - Кто это сказал? (Валик-надзиратель) - Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок? 3-я группа Зиц-зиц-зиц, - глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц. - А это кто сказал? ( Пружинка.) - Проверяем на доске. (пружинка – валик – молоточки – колокольчики) - Вы запомнили механизм работы? (да) - Как же он работает? (пружинка - валик толкает, валик цепляется за молоточки, молоточки стучат – колокольчики звенят и от того появляется музыка)
|
С опорой на карточки и выборочное чтение.) Группы получают карточки с текстом. 1)Прочитать содержание и определить, кто это сказал. «) Обсудить роль этой детали в устройстве шкатулки. 2) Проставить последовательность в работе шкатулки. Дети выходят к доске по вызову учителя.
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики.
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик.
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка.
| Знакомство с устройством музыкальной табакерки. Принцип и алгоритм ее работы. |
XI. Работа по содержанию сказки | - И захотелось Мише узнать, правду ли говорит царевна. «Он наклонился и прижал ее пальчиком – и что же?» Найдите описание дальнейших событий. При чтении постарайтесь выбрать нужную интонацию. (выразительное чтение наизусть отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…») - Ребята, этот самый напряженный момент в развитии действия сказки называется кульминация. - Так какой же урок извлек Миша из этой истории? - Это, ребята, пожалуй, самый главный урок, который извлек для себя Миша. Но были и другие. Давайте вернемся в самое начало и проследим, чему же еще научился Миша. |
(выразительное чтение наизусть отрывка «В одно мгновение…. – домики изломались…»)
|
|
XII Наблюдение за особенностями стиля автора.
| - Ребята, вместе с Мишей мы проделали большой путь. Скажите, а могла ли на самом деле произойти такая история? Как автору удается заставить читателя поверить в рассказанное? - Сон – одна из распространенных в литературе форм представления вымышленного, нереального, фантастического. |
|
|
XIII Подведение итогов урока.
| - Много уроков извлек для себя Миша, путешествуя по удивительному городку Динь-Динь. Он, как сказал его папенька, «в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет».( Фрагмент мультфильма) - А вы, ребята, поняли, почему музыка в шкатулке играет? - А еще лучше поймете, когда механику изучать будете. Что такое механика? - Вот поэтому, ребята, сказку В.Ф.Одоевского и принято называть научно-познавательной. - Ребята, какой же урок извлекли из сегодняшнего урока вы? - Достигли ли мы целей нашего урока? | 1. Правила рисования. Издали все кажется меньше. 2. От чего музыка бывает разной. У Колокольчика побольше – голос низкий, поменьше – высокий. 3. Без учебы жить неинтересно. 4. Как важно быть послушным и прилежным. 5. И самое главное – Внимательное отношение к окружающему миру, который о многом может рассказать и многому может научить. Будем помнить об этом, ребята!) |
|
Домашнее задание | Разделить текст на части, озаглавить их. Стр. 168, № 8. | Записывают д/з. | Оформление записи домашнего задания в дневнике |
XIII Рефлексия | А закончим мы наш урок заполнением «Табакерки настроения». У вас на партах лежат колокольчики, а на доске Пружинка, мальчик-колокольчик, господин Валик. Каждый герой характеризует определенное отношение к уроку: Пружинка – та, без кого табакерка не могла бы издавать этот прекрасный звук. Если вам понравился урок и произведение, изучаемое на уроке – выбираем Пружинку. Мальчик-колокольчик был проводником Миши в городок в табакерке, но в определенный момент они даже немного повздорили. Если во время урока или прочтения сказки у вас возникли какие-то противоречия – выбирайте Колокольчика. Господин Валик показал себя ленивым участником событий, совершенно не следил за дядьками-молоточками и мальчиками-колокольчиками. Если вам что-то не понравилось во время урока или осталось непонятным – выбираем Валика. Заполняем нашу табакерку этими героями. Посмотрим, кем же будет населён наш Городок в табакерке. Спасибо за урок! |
Выбирают героя и прикрепляют его изображение на доску. | Осознание смысла и способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем, возникших по ходу урока. |