Открытый урок по литературному чтению на тему "Городок в табакерке" В.Ф. Одоевский.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок по литературному чтению на тему "Городок в табакерке" В.Ф.Одоевский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_liter.chteniyu_gorodok_v_tabakerke.docx | 66.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по литературному чтению
в 4-В классе
В.Ф. Одоевский
«Городок в табакерке». Составление плана
2017 год
Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»
Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию
Задачи:
1) расширять словарный запас учащихся,
2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.
Ход урока
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!
А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.
- Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела
- «Литературные сказки»
- С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?
- Прочитает нам Катя
- Ребята, а какие еще бывают сказки?
- (народные)
- А чем народные сказки отличаются от литературных?
- (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).
- Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….
- Чему будем учиться? Читает……
II Сообщение темы и постановка цели и задач урока
На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).
- Мы с вами разделим сказку на части.
- Составим план к ней.
- Дадим характеристику главному герою.
- Определим главную мысль произведения.
III Работа по теме урока
1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского
- Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском
Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.
(Слайд № 2).
2. Словарная работа
- Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.
-Кто знает, что такое табакерка? (Табакерка- коробочка для табака)
Выслушиваются ответы детей.
- Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»
(Слайд № 3).
- Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?
- Опишите её. (Стр.156)
- Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)
- Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.
- Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).
Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.
3. Работа с текстом, учебником
- С чего начинается сказка? Прочитайте.
- Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).
- Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)
- Кто главный герой произведения? (Миша)
- А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)
- Подтвердите свой выбор примерами из текста.
- Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?
- Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.
- Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)
- Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)
- С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)
- Прочитайте выразительно разговор с Валиком.
- Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).
- А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)
- Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)
4. Физминутка(Ночь- день).
5. Составление плана
Работа в парах:
- Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).
I часть
- Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « - Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)
- Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157
II часть
- Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)
-Предложите название этой части. Стр. 157-158
III часть
- Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. Стр. 158-163
IV часть
- Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
Озаглавить. Стр.163-164
V часть
- Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».
Озаглавьте. Стр.164
VI часть
- Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».
Озаглавьте. Стр.165
VII часть
-Прочитайте до слов « - Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».
Озаглавьте. Стр.166
VIII часть
- Прочитайте от слов « - Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.
Озаглавьте. Стр.167
-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
План
- Удивительная табакерка
- Знакомство с Динь-динь
- Герои на улице города
- Встреча с молоточками
- Господа – дядьки-молоточки
- Знакомство с надзирателем
- Сударыня – царевна
- Миша проснулся
IV Итог урока
- Кто автор произведения.
- Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.
- Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского
- Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).
V Игра «Данетка»
- Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.
Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.
№ вопроса | ДА | НЕТ |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + |
Вопросы для игры
1.Данное произведение сказка? (да)
2. Главный герой мальчик Миша? (да)
3. Табакерка была сделана из золота? (нет)
4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)
5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)
6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)
7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)
8. Валик всё время работал? (нет)
9. Как звали сударыню царевну - царевна-пружинка? (да)
10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)? (нет) (Слайд № 6)
- После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.
VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».
VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».
- А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик и прикрепите его к ……
(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).
Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша.
Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все "поручения". Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".
Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...