Развитие воображения у младших школьников
картотека по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Маресева Наталья Михайловна

             Воображение одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков.
Развитие воображения является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прием «Кляксография», разгадывание «друдлов»

  • Знакомство с образом  

Кляксография  ребенок ставит кляксу акварельной краской,  направляя лист бумаги, дать возможность  краске растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы, придумать ему название.

Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, но  авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия.

Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора.

Друдлы-картинки  (Таблетка, мяч, диаметр, нож с круглой ручкой, шарик спортлото, уплывающая рыба вид от хвоста.)

Друдлы( Репка или любой другой похожий овощ, старое радио, странная рыба, голова мультипликационного персонажа)

Друдлы (Кепка, сачок, ковш, компьютерная мышь, головастик, тапок)



Предварительный просмотр:

Метод «Крокирования»

(в переводе с французского: чертёж, схема, набросок)-

                           метод рисуночного письма.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Ценность:

  • Относится к первому этапу запоминания (этап кодирования информации в зрительные образы)

             Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

                     Примеры метода «Крокирования»

 Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.

 Суть мнемосхемы заключается в следующем:

На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

       Главное нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

  • Весь текст зарисовывается схематично;
  •  Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

                             Виды условных заместителей

Мнемотаблицы могут быть представлены в трех вариантах:

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

 Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.

Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

 Главной задачей коллажа – соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.        

Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

  • Для обогащения словарного запаса детей
  • При обучении составления рассказов
  • При пересказах художественной литературы
  • При отгадывании и загадывании загадок
  • При заучивании стихов

             

             ПАМЯТКА «Как  работать с   мнемотаблицами»

  1. Рассмотри таблицы и расскажи, что на них изображено.
  2. Замени символы образами. Подумай, что обозначает данный символ?
  3.  Перескажи сказку (рассказ), стихотворение с опорой на символы и образы.
  4. Сделай графическую зарисовку мнемотаблицы.

     

                                          АЛГОРИТМ

« Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц»

  1. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически.
  2. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит стихотворение целиком.

                                             ПАМЯТКА

 «Как выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы»

  1. Выразительно прочитай стихотворение.
  2.  Ещё раз прочитай стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Ответь на вопросы по содержанию
  4.  Найди не понятные слова. Выясни их значение(спроси у взрослого, найди в словаре)
  5. Прочитай отдельно каждую строчку стихотворения.
  6.  Повтори её с опорой на мнемотаблицу.
  7. Расскажи стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

                   МНЕМОТАБЛИЦЫ помогают в работе :

  • с описательными  рассказами. 

Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память ,мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Это ребёнку очень трудно.

        Важно научить ребёнка сначала выделять признаки предметов и вносить их в мнемотаблицу.

  • С творческими  рассказами

 Рассказы детей становятся   не однообразными, логично построенными.

  • Над пересказом

      В пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения.

 

 С помощью мнемотаблиц ребенок  видит всех действующих лиц  и  внимание  уже концентрирует на правильном построении предложений.

         

                                                             


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                Метод связанных ассоциаций

 Суть метода:

Для того, чтобы запомнить список элементов этим методом нужно поочередно связывать каждое слово запоминаемого списка с соответствующим словом опорного, хорошо известного вам списка (а не друг с другом как в методе последовательных ассоциаций). То есть первое слово нового списка вы должны ассоциативно связать с первым словом опорного списка, второе со вторым... девятое с девятым и т.д. Естественно, что количество слов (крючков, мест) опорного списка должно быть не меньше, чем в запоминаемом.

Разновидности метода связанных ассоциаций зависят от способа построения опорного списка.

Способы запоминания текстов

А.И. Липкина и М.И. Оморокова

Название способа

Алгоритм действий

Суммирование

1 Игнорируйте маловажную информацию (детям необходимо объяснять, какая информация является маловажной).

2. Интерпретируйте текст своими словами.

3. Выбирайте предложение, в котором содержится основная мысль (или составьте его самостоятельно).

4. Объединяйте отдельные части текста в единое целое.

Осмысленное чтение

1. В общих чертах перескажите содержание.

2. Возвращайтесь к неясным местам после прочтения текста и перечитывайте их.

3. Извлекайте из памяти информацию, дополняющую текст (личные ассоциации с другим материалом).

4. Достигайте полного понимания (задавайте вопросы, справляйтесь в словарях, обсуждайте с другими людьми основные мысли произведения с целью прояснить все темные места).

Активное восприятие

1. Читайте текст активно (не бездумно).

2. Пробуйте задавать себе вопросы до, во время и после чтения.

3. Постоянно рисуйте в уме картины, отражающие содержание текста. Задавайте себе вопросы для вовлечения в процесс восприятия эмоций и интеллекта.

4. Подумайте над наиболее интересными местами и сделайте внутренние комментарии к ним, которые потом пригодятся при вспоминании.

Формула ОВОД

Основные мысли

Внимательное чтение

Обзор

навоДка

1. Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей в их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркните основные мысли или выпишите их.

2 Прочитайте текст очень внимательно, но на этот раз в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с вторичными. Повторите по памяти текст как можно подробнее.

3. Бегло просмотрите текст еще раз, но в обратном порядке. Задайте вопросы по существующим пунктам.

4. Вспомните самое существенное, повторив по памяти текст для самого себя или лучше для кого-нибудь другого. Постарайтесь свести до минимума число повторных чтений, а еще лучше – постарайтесь вспомнить текст.

Использование мысленных образов

 !НОВЫЙ подход при чтении

Способ “Кинокамера”

1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они вызывают.

2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин, их сцепление между собой. Зримо воспроизведите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (например, название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.



Предварительный просмотр:

Методика «смысловые единицы» (К. П. Мальцева, 1958)


Эта методика может быть использована учителем в процессе обучения школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная со 2 класса.

Суть методики : Чтобы вычленить главное, ребенок должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?». Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения.

 Описание методики:
Обучающая методика имеет две части:

  • первая часть — выделение смысловых опор,
  •  вторая часть методики — составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

    Часть I. Обучение созданию мнемических опор

    Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста, и что об этом говорится. После того как ответишь на эти вопросы, их снова надо задать: о ком (или о чем) говорится дальше, и что об этом говорится. И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»


Для чтения и последующей работы дается  рассказ

После чтения рассказа задаются вопросы.

     

    Общие правила выделения мнемических опор:


1. Текст предварительно не разбивается на части.
2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.
3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек».
5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.
6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.
7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.

Через 3-4 занятия оба вопроса: «О ком (или о чем) говорится?» и «Что про это говорится?» сливаются в один, и пропадает необходимость задавать их вслух.


Обучающая методика по созданию мнемических опор занимает 5-7 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю по 20-30 мин. Запомнить и пересказать короткий рассказ не составит труда для любого ребенка с нормальным интеллектом.

Но мнемическую деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.

Часть II. Составление плана.

Эта часть методики направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания.

Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ об основном, но могут являться планом текста.

а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа;
б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;
в) пункты плана должны быть четко выражены. Последнее требование означает, что пункты плана должны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль.


После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т. д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, подглядывая в план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                 Н.Н. Носов «На горке».

Цели:

Обучающая: учить детей осознанному чтению вслух и про себя художественного текста; формировать навык чтения; развивать умение выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

Развивающая: развивать творческое воображение.

Воспитывающая: воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: портрет Н.Носова, записи на доске.

Ход урока

Методическое обоснование

1.Подготовка к восприятию.

Задача:  подготовить эмоциональную сферу ребенка к восприятию произведения

У. -Определите название произведения, составив его  из  отдельных букв каждого слова, указанных   номером перед словом .

1 .Нос. 2. Кататься. 3. Догнал. 4. Работать. 5. Взобрался. 6. Песочком. 7. Посыпает.

Д. - Произведение Н. Н. Носова называется "На горке"

Рассматривание  выставки книг Н. Носова

У.- Кто является главными героями этих произведений? (Д.- Дети.)

У.- Какой характер  носят эти произведения? (Д.- Юмористический)

Постановка учебной задачи.

2. Первичное восприятие текста

Задача: вызвать интерес  к содержанию произведения

Выразительное чтение рассказа учителем.

3. Проверка первичного восприятия.

-О ком говорится в  рассказе?

-Что вам запомнилось  о нем?

Словарная работа

-Как вы поняли слово "дворницкая"?

-А сейчас мы более подробно поговорим о главном герое рассказа.

Анализ художественного  текста

У.- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа?

Д.- Хитрый.

У.- Почему?

Д.- Он не хотел трудиться, но хотел кататься.

 -Ещё какие качества присущи Котьке?  Нравится ли вам Котька? Почему?

-Какова настоящая причина  действий  Котьки на горке? ( Он еще маленький, глупый)

У. – Что или кто  помог  Котьке измениться, повзрослеть?

Д. - Котька стал лучше благодаря своим друзьям

Физкультминутка

        Работа с основной мыслью текста.

У. - Какая же пословица подходит  нам?

Был бы друг - будет и досуг.

У. - Почему? Объясните.

Закрепление пройденного

У. – Давайте составим к нашему тексту диафильм.

Сколько картин нарисовал автор в этом произведении?   

-Какая первая? Вторая? Третья? Четвертая? Пятая? Шестая?

Вывод

У.- Что хотел показать автор этим произведением?

Д.- Нужно быть добрым, делать все дела сообща, не портить то, что сделали другие.

У. - Молодцы, ребята! Вы сделали правильные выводы. Думаю, что с вами такого не случится

7. Итог урока.

-Что вам особенно  запомнилось и понравилось в этом произведении?

8. Домашнее задание.

- Подготовьте по вариантам иллюстрацию к  одной из 6 словесных картинок,  которые  мы  выделили в тексте.

Подготовка учащихся к прочтению текста. Актуализация знаний.

Внимание на графический строй языка.

Выявление первичного восприятия.

Создание условия для появления мотива к чтению.

Проводим  работу по объяснению лексического значения слова .

 Беседа поможет понять характер героя , его поступков. Т.о.  понять основную мысль текста. Проследить развитие героя от начала произведения до конца.

Составление диафильма к рассказу с целью развития творческого воображения. Это поможет формировать умение развивать логику, уметь последовательно передавать содержание  текста. Работа проводится для обобщения анализа.  

Творческий пересказ для развития воображения.



Предварительный просмотр:

                        Приём “Фотоаппарат”



Предварительный просмотр:

М. Горький «Случай с Евсейкой»

                                                  Цели урока:

 1) Подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.

. 2)Учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания;

3) Формировать правильное выразительное чтение  через осмысление и эмоциональное восприятие художественного произведения.

Этапы  урока

Методическое обоснование

  1. Актуализация знаний и подготовка восприятия.                                                            

2. Знакомство с текстом сказки

3. Анализ сказки.

Задача: создать условия для полного понимания идеи произведения.

- Думали ли вы перед чтением произведения, что это сказка?

- Каким вам показался Евсейка?  Докажите словами текста.  Какими средствами  художественной выразительности  передать  отношение автора к персонажу?

- Как Евсейка попал в морское царство?

- Каких морских жителей он встретил?

- Есть среди них, которых вы не знаете? Давайте вместе попробуем разобраться, что они из себя представляют.

- Найдите эпизод в тексте, где Евсейка описывает своего отца. Какое у него к нему отношение?

- В каких отношениях между собой морские жители?

- Как они относятся к Евсейке? Что отличает Евсейку от морских жителей?

- Когда Евсейка был в море, он вспоминал о своей жизни на земле? Найдите подтверждение в тексте.

- Когда вы читали сказку, вы заметили, что в тексте встречается пословица? Что она обозначает?  Для чего автор  включил её?  

- Как Евсейке удалось выбраться на берег? Как он обхитрил рыбу?

- Что на самом деле случилось с Евсейкой?

- Что в сказке вымысел, а что могло произойти на самом деле?

          Подготовка к чтению по ролям

  • Выбор эпизода для выразительного чтения

– Сейчас поработаем в группах. (Дети распределились по группам). 

Задания записаны на карточке

                                1 группе

 Прочитать по ролям (стр.6 со слов «И, приосанясь… до слов «Серьезный какой», – подумал Евсейка.)

                                2 группе

Прочитать по ролям (стр.7  со слов «Надо переменить разговор» стр.8  до слов из этой неприятной истории.)

                              3 группе

 Прочитать по ролям (стр. 9 со слов «А вокруг в воде» до слов «а то мне скучно»

                                    4 группе

 Прочитать по ролям (стр.10 со слов «Поплыла рыба» до конца текста)

-Сколько персонажей в этом эпизоде?

- Сколько человек нам понадобится для чтения этого отрывка?

  • Разметка отрывка: расстановка пауз, логического ударения, определение темпа, тона, громкости
  • Упражнение в чтении

3. Итог урока.

- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке?

- Что вам больше всего понравилось?

- О чем заставляет задуматься?

Как Горький описывает морское дно? Какой приём он для этого использует?

 

На этом этапе проводим беседу с учениками для актуализации необходимых знаний.

Работа с названием произведения, особенности жанра научно-познавательной сказки.

Выявление с детьми непонятных слов и объяснение их лексического значения.

Работа с текстом,

выявление роли пословицы.

Работа над отличием реальности от вымысла

Беседа с учащимися

Подготовка к чтению по ролям

ПАМЯТКА « Как прочитать по ролям»

  1. Определи, сколько персонажей в произведении.
  2. Найти границы реплик.
  3. Обозначь, к какому герою принадлежит каждая реплика.
  4. Дай характеристику действующему лицу и подумай над выразительностью его  интонации.
  5. При чтении реплики, покажи, какими были выражения их лиц, как они выглядели.

     

Чтение по ролям

Инсценировка

Рефлексия учащихся.



Предварительный просмотр:

                                       Схемы-модели

Ценность:

  • Способствуют  лучшему запоминанию изучаемого материала.
  • Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц.
  • Можно использовать с 1 класса.
  • Она учит  фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
  • Рисунки (значки-символы) и  их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

                                       

                                         

                                             Пример схемы-модели

hello_html_m5766aac1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения у младших школьников

Выступление на педагогической  конференции...

Развитие творческого воображения у младших школьников.

Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого воображения  на б...

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

Развитие воображения у младших школьников через систему творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности.

Материал содержит формы и приёмы работы, организованной на уроках и внеклассной деятельности...

Изотерапия как фактор развития воображения у младших школьников

Статья посвящена развитию воображения у младших школьников с использованием изотерапии....

Роль игры в обучении и развитии воображения у младших школьников.

В настоящее время общеобразовательные программы подвергаются существенным изменениям, внедряются новые методы и технологии. Все это требует от педагогов перестроения привычной формы работ...

Психологическое занятие на развитие воображения с младшими школьниками

Психологическое занятие на развитие воображения с младшими школьникамиПсихологическое занятие с детьми младшего школьного возраста на развитие воображения«В коробке с карандашами»...