Развитие воображения у младших школьников через систему творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности.
статья на тему
Материал содержит формы и приёмы работы, организованной на уроках и внеклассной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_voobrazheniya_mladshikh_shkolnikov.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Ванчугова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
муниципального
общеобразовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа с углублённым
изучением отдельных предметов №1
г. Советска Советского район
Кировской области
Развитие воображения у младших школьников через систему творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности.
Аннотация
Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих отношений, знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать нестандартные, оригинальные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью и является творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Каждый ребенок должен иметь возможность эмоциональной разрядки, возможность выражения чувств, эмоций и возможность выразить собственные фантазии.
Для развития воображения учащихся использую следующие виды творческой деятельности: уроки творчества, проектную деятельность на уроках технологии, минутки творчества и поэзии, творческие задания, сюжетно- ролевые игры, сочинение сказок, работа с загадками, игры на развитие воображения. Считаю необходимым дать возможность «самореализоваться» каждому ребенку, «почувствовать себя творцом».
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, игры, фантазии и творчества. Без этого он засушенный цветок.
Сухомлинский В.А.
Данная тема является актуальной на протяжении многих лет, так как в школу приходят «недоигравшие» дети с плохо развитым воображением, небольшим объемом активного словаря, испытывающие трудности в общении.
Моя задача – помочь каждому ребенку адаптироваться в новой среде, быть интересным для окружающих, чтобы каждый ощутил себя личностью. А для этого я должна вовлечь каждого ребенка в творческую деятельность, создать условия для развития творческой личности, а значит, создать условия для развития воображения и фантазии каждого учащегося.
В своей работе я руководствуюсь идеями:
- обучение с учетом психологических особенностей и возможностей ученика, его индивидуальностей и способностей;
- учить без принуждения;
- дифференцированного и индивидуального подхода.
Решая эту проблему, я доказала, что систематическая целенаправленная работа по организации творческой деятельности способствует развитию творческого воображения учащихся.
По данной проблеме я изучила труды психологов Петровского А.В., Брушлинского А.В., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Сухомлинского В.А.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов для развития творческого воображения:
1. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.
2. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
3. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
4. Следует ребенка учить искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
5. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
6. Учёт интересов ребенка.
Считаю, что только систематическая, целенаправленная работа по развитию воображения способствует формированию творческой личности учащихся.
Для развития воображения учащихся использую следующие виды творческой деятельности:
- уроки творчества
- проектная деятельность на уроках технологии
- минутки поэзии и творчества
- творческие задания на уроках окружающего мира
- сюжетно-ролевые игры
- сочинение сказок
- работа с загадками
- игры на развитие воображения
Считаю необходимым дать возможность «самореализоваться» каждому ребенку, «почувствовать себя творцом».
Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих отношений, знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать нестандартные, оригинальные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью и является творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Каждый ребенок должен иметь возможность эмоциональной разрядки, возможность выражения чувств, эмоций и возможность выразить собственные фантазии.
В 1 классе провожу уроки творчества, которые строятся на следующих принципах:
- отсутствие заданного образа;
- эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процессе совместной деятельности;
- развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.
Данные уроки творчества ценны тем, что на них нет способных и неспособных детей, все задания доступны всем учащимся, а не только художественно одаренным детям. Для меня как педагога ценна и важна не столько эстетическая сторона конечного совместного продукта детей, а то, как общаются и самовыражаются во время деятельности учащиеся. Именно на этих уроках происходят «зачатки» творческой деятельности учащихся, развитие их фантазии.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если творческую деятельность «не начать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с раннего возраста, и этому можно научиться» (В.А.Моляко)
Широко применяю творческую деятельность на уроках технологии. Для развития творческого воображения предлагаю детям «усовершенствовать» образец, придумать свою поделку из данного материала .
Ведущим методом обучения младших школьников технологии является метод творческих проектов. Этот метод обучения подразумевает выполнение учеником под руководством учителя творческого проекта.
Включаю учащихся в проектную деятельность постепенно с 1 класса. В начале – это доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Работу по проектной деятельности осуществляю в «подвижных» группах.
В 1 классе организую проекты «В мире сказок» (изготовление декораций, героев, сочинение сказки, защита проекта), «Отправляемся в путешествие по временам года» (группа выбирает время года, конструирует средство передвижения, окружающий пейзаж, составляет рассказ о путешествии).
Во 2 классе работаем над проектами «Кухня моей мечты », «Мы идем на день рожденья», в 3 классе – «Отправляемся в путешествие по природным зонам», «Неопознанный летающий объект» (объект, пилоты, рассказы о пришельцах), в 4 классе – « Наш парк юрского периода» (создание неизвестных животных, окружающего пейзажа, составление сказки или рассказа о своих изделиях), «На улицах города будущего» (создание строений, транспорта, сферы услуг и развлечений, жителей, элементов окружающей природы).
В зависимости от сложности проектов, они занимают различное количество времени по выполнению. Могут быть краткосрочные (2-4 часа), среднесрочные (6-12 часов), долгосрочные (более 12 часов). В ходе реализации проекта группа разрабатывает тему, планирует трудовую и организационную деятельность, оформляет и защищает работу. Проектная деятельность имеет большое значение для развития творчества, воображения и фантазии.
Развитию творческого воображения способствуют минутки поэзии и творчества. С самых первых дней обучения я начала учить детей писать стихи. Сначала это были робкие, не совсем красивые пары строчек в рифму, а затем стихи на заданную тему, которые составили содержание рукописных сборников. Конечно, стихи были очень разные по уровню, и по нормам стихосложения, но я считаю, что главная задача «рукописных книг» в начальном звене – это поощрение детского творчества, развития творческого воображения.
Уроки окружающего мира дают большое поле деятельности для реализации каждым учащимся своих творческих сил. Я учу детей не простому воспроизведению текста учебника или объяснения учителя, а творческому рассказыванию. Это очень важно, т.к. творческий пересказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира; содержание выходит за рамки изучаемого материала: тема рассказа требует от рассказчика размышления, сочинения, творческого раздумья. На каждом уроке окружающего мира стараюсь давать учащимся творческое задание: «представьте…», «что было бы, если…», «нарисуй, как ты представляешь…», «какую бы музыку ты написал, слушая шум дождя, шелест листьев…», «какую картину ты представляешь, слушая музыку» (использую музыкальные произведения Чайковского «Времена года», Гайдна).
Для развития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения особенно велика игровая деятельность.
В своей работе я руководствуюсь словами Л.С.Выготского «Воображение – это игра без действия, и наоборот, воображение в действии и есть игра». Нельзя требовать от ученика творческой деятельности, если не развивать его воображение. Формировать умение фантазировать, сочинять, заниматься творчеством целесообразно в ролевой игре. Особенность ее в том, что ребенок сам строит игру, а руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть отвергнуто, если оно навязывается.
По своему опыту знаю, что отдельно взятые игры, творческие задания не ведут к желаемому результату. Стараюсь систематически, целенаправленно развивать у детей воображение, учу детей принимать на себя роль и разыгрывать с другими участниками игры, строить сюжет. Игра выступает, как ценная деятельность только тогда, когда дети сами взаимодействуют с персонажами, сами выполняют их действия, говорят их слова, передвигаются по классу, изменяют мимику, оттенки голоса, т.е. играют роль. Сюжетно-ролевые игры развивают детские взаимоотношения, снижают застенчивость, скованность, помогают ребенку раскрыть свои творческие возможности, развивают его фантазию и воображение.
Сказка является одной из сфер творчества, где ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает. По мнению великого педагога В.А. Сухомлинского: «Сказка – это радость мышления, и создавая ее, ребенок утверждает свою способность к творчеству». Сказки, сочиненные детьми, являются одним из прекрасных средств развития фантазии, воображения. Непременным условием успешного сочинения сказок являются вариативность и разнообразие форм и видов работы, что способствует развитию творческих возможностей, поскольку ставит школьника в позицию активного участника. Учащиеся сочиняют сказки на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка и даже математике. ( «Приключение чисел», «О квадрате и прямоугольнике», «В мире математических знаков», «Экспедиция в страну сказочного языка», «Жил-был глагол, «Эти необычные правила» и др.) Сочинение сказок продолжаем и в «Школе фантазеров», занятия которой провожу во внеклассной работе.
Особую роль для формирования творческого воображения учащихся играют загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками это процесс творческий, а загадка – это творческая задача. Загадки учат говорить детей ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно, не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Изучив труды по технологии ТРИЗ, я составила программу кружка «Удивительный мир загадок». На занятиях кружка учащиеся сами создают загадки. В конце 1 класса провожу неделю под девизом «Поэтический мир загадки». Это значит, что загадка всю неделю проходит через все предметные области: технологию, изо, математику, русский язык, естествознание, литературное чтение. В конце недели заканчиваем тему коллективным проектом «Поэтический мир загадок».
В литературе по психологии описано многообразие игр на развитие воображения. Изучив рекомендации психологов, я составила несколько своих игр. Провожу эти игры на уроках во время «минуток фантазии». Например: «Сочиняйка» (придумайте 10 новых применений пустому стержню, фантику от конфеты, пустой консервной банке и т.д.), «Волшебная кисточка» (один из учеников делает несколько взмахов «волшебной кисточкой». Дети останавливают кисточку словами: «Раз, два, три, замри!» После этого класс «разгадывает» .что нарисовала кисточка), «Узнай меня» (каждый учащийся загадывает предмет, описывает его, остальные должны догадаться, о чем идет речь.) Равнодушных к таким упражнениям не бывает, ведь дети играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить.
С целью диагностики результатов работы по теме я применяла тесты, упражнения, анкеты для родителей, отслеживала результаты обученности и качество знаний учащихся. В начале обучения в 1 классе я провела анкету «Как развита фантазия у вашего ребенка?» Повторное анкетирование проводилось в 4 классе.
По данным этой анкеты имею следующий результат:
Начало эксперимента | Конец эксперимента | |
Дети с развитой фантазией | 20% | 72% |
Дети с недостаточно развитой фантазией | 33% | 10% |
Дети-реалисты | 47% | 18% |
Работа над развитием воображения тесно связано с развитием речи учащихся. В начале обучения отмечался недостаточный уровень развития монологической речи у 25% учащихся, у многих учащихся был мал активный словарный запас. Игры и упражнения по развитию воображения, проводимые для учащихся, содержали богатый языковой материал. В процессе работы отмечаю, что речь учащихся обогащалась, приобретала эмоциональную окраску. Учащиеся в совершенстве научились владеть различными видами творческого пересказа в устной и письменной форме. Учащиеся активно участвовали во всех проводимых конкурсах, викторинах, предметных неделях, проявляя свое творчество и фантазию.
Таким образом, считаю: организованная мною работа по развитию воображения учащихся через организацию творческой деятельности была эффективной и дала положительный результат.
Перспективу развития работы по теме опыта вижу в том, что проведенная мною работа дала положительный толчок в дальнейшем развитии учащихся, перешедших в среднее звено. В 5 классе свои знания подтвердили все учащиеся. Учителя истории, естествознания, литературы отмечают, что работы учащихся отличаются творчеством, яркостью, оригинальностью. Также свой опыт работы по этой теме я использую при организации учебной деятельности с вновь набранными первоклассниками.
Список литературы:
- Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2004. -142 стр.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991.- 265 с.
- Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е.Кравцова. – М.: Просвещение, 1996.- 148 с., ил.
- Кравцова, Е.Е. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении / Е.Е.Кравцова //Школьный психолог :приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - № 38,39.
- Кузнецова, А.Г. Ситуация успеха на уроке / А.Г.Кузнецов // Начальная школа. – 2003. -№ 4. – с. 40-41.
- Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. – М.: Просвещение, 1998 – 164 с.
- Маняш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Маняш. – М.: Вентана-Граф, 2002- 126 с., ил.
- Общая психология: учебное пособие / под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1997- 248 с., ил.
- Родари, Д. Искусство придумывания историй / Джанни Родари . – М.: Прогресс, 1978- 152 с., ил.
- Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997- 128 с., ил.
- Тихомирова, Л.Ф. Познавательные способности детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001- 185 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»
Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"
Инновационный педагогический опыт Уваровой В. Н. "Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"...
Формирование орфографического самоконтроля младших школьников через систему тренировочных упражнений на уроках русского языка
Научный руководитель: Р.Л. Рождественскаяг. Белгород...
Выступление для заседания ШМО: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий».
Представленный материал содержит текст выступления для заседания ШМО по теме: «Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий». Цель данного выс...
Презентация к выступлению по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"
Представленный материал содержит презентацию, разработанную для сопровождения выступления на заседании ШМО по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних з...
Выступление по теме "Формирование учебной мотивации младших школьников через систему домашних заданий"
В статье раскрыты формы и приёмы развития учебной мотивации детей....