урок Л. Н. Толстой " Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели урока:
продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;
познакомить с краткой биографией писателя;
развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._n._tolstoy_akula.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н.Толстой. Рассказ «Акула».
Цели урока:
- продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого;
- познакомить с краткой биографией писателя;
- развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.
Я рисую море, голубые дали.
Вы такого моря просто не видали
У меня такая краска голубая,
Что волна любая, просто как живая!
Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого
Приём «Сундучок с сюрпризом»
(В коробке на листочках напечатанные цифры и слова, вы должны объяснить, какое отношение имеет данный материал к писателю)
5 – В семье Л.Н. Толстого было 5 детей
22 - в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть
82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года
2- когда Л. Толстому было 2 года, умерла его мама.
90-
IV. Первичное восприятие:
(Сегодня мы познакомимся еще с одним его произведением. Внимание на экран.
Кто это? ( Акула)
Рассказ, который, мы будем читать так и называется «Акула»
- Как вы думаете, кто будет главным героем рассказа? (Дискуссия обучающихся).
- Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
- Какие события могут произойти в рассказе с таким названием? (Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).
- Послушайте внимательно текст об акуле.
- « Акула – страшная хищница моря…Существует около 370 видов акул. Средняя продолжительность жизни акулы не больше 30 лет. Скорость акулы, как правило, не превышает 8 км/ч, хотя почуяв добычу, хищник может ускориться почти до 20 км/ч. Пасть в нижней части головы акулы, похожа на узкую поперечную щель, и вся она усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 20 км в час, наносит серьезные раны. Чаще всего акулу можно встретить в соленом море или океане. А в пресной воде рек и озер акулы не водятся.
- Что нового вы узнали об акулах?
-Как назывался такой текст? (научно- познавательный)
-Почему? (сообщает факты)
- Подумайте, какой жанр у рассказа Акула? Это художественный текст или научно- познавательный?
(художественные вызывает чувства,
научно-познавательные сообщает факты)
- Давайте откроем учебники, прочитаем рассказ и разберемся с этим спорным вопросом.
В рассказе вам встретятся малознакомые слова. Прочитаем их и объясним их значение.
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пулемета (пушки). (Словарь С.И.Ожегова)
Купальня
Полотно
Рассказ будем читать по частям.
Чтение 1 части
«Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День бы прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!».
- где происходит действие рассказа? (У берегов Африки)
- Как Толстой описывает погоду в этот день?
- Какую команду услышали матросы?
- Где матросы устроили купальню
А вот мальчики вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Почему не решили, не стали, а именно вздумали, что это значит?
- Какими пловцами были дети? Прочитайте об этом в тексте.
-Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков? (-Отцом)
-Почему вы так решили?
- Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну?
(Старый артиллерист любуется мальчиком, ему нравится, что его сын такой ловкий, шустрый, подвижный, ему нравится, что он хорошо плавает) Гордился сыном, болел за него, как на соревновании -Что значит «Не выдавай! понатужься!». (Это означит не сдаваться, постараться победить).
Чтение 2части.
«Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула» - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков.
- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! – закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».
- Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы?
- Какими словами автор называет акулу? (Морское чудовище)
Почему? (потому что акула - хищница.)
- Да, автор называет так акулу, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
- А как автор описывает отца мальчика? С чем сравнивает автор артиллериста?
Почему автор использует это сравнение?
(С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.)
- Как отреагировали дети на его слова?
(Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче)
- Какое настроение было в этот момент у ребят? Почему? (хорошее, они ещё не видели акулы)
Физминутка
- Какое морское животное вызывает у людей чувство спокойствия и надёжности? (Дельфин)
-Давайте узнаем, что же произошло дальше?
Чтение 3части.
«Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны».
- Почему когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? ( Его сковал страх и отчаяние за детей, за сына . Мальчики были на волоске от смерти. А акулы как известно безжалостны)
-Иногда бывают такие ситуации - наступает момент, когда никто не знает, что будет дальше и как нужно поступить.
-Что сделали мальчики, когда увидели акулу? (Они пронзительно закричали)
- В каком состоянии человек пронзительно кричит? (Они испытывают страх, панику)
-В чем разница между словами визг и крик?
- ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята… страх, панику
-Как матросы решили помочь мальчикам?
( Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла понеслись что было силы к мальчикам)
- Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
Успеют ли матросы спасти ребят?
- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что можно сделать в этой ситуации?
Чтение 4 части.
«Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза».
- Почему когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? ( Его сковал страх и отчаяние за детей, за сына . Мальчики были на волоске от смерти. А акулы как известно безжалостны)
-Иногда бывают такие ситуации - наступает момент, когда никто не знает, что будет дальше и как нужно поступить.
- Что вывело артиллериста из оцепенения? (визг ребят)
Что сделал артиллерист, после того, как услышал визг? Он сорвался с места и побежал к пушкам, выстрелил в акулу.
- Как по вашему, легко ли было отцу принять такое решение?
( Нет, но когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства придали ему уверенность .)
- Почему все, кто был на палубе, замерли от страха в этот момент?
(Всем было страшно. Ведь снаряд мог попасть в мальчиков.)
- Как повёл себя отец мальчика после того как выстрелил ?
(артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками.)
- Почему он так сделал?
(Ему было страшно. Результат не мог предвидеть никто.)
- Почему артиллерист принял решение стрелять в акулу из пушки, ведь за мальчиками поплыли моряки? Моряки были далеко от мальчиков, этой ситуации это всё, что он мог сделать для них.)
- А теперь что испытывает артиллерист? (Артиллерист находится в шоке, это высшая степень страха и ужаса).
Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение 5 части.
«Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль».
- Что заставило старого артиллериста подняться и посмотреть на море?(Ропот – крик)
-Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?
- сравните слова, которыми автор описывает выход артиллериста из оцепенения в первый и во второй раз. (Визг – испуг, крик – радость)
- Что было бы, если бы артиллерист растерялся и не попал в акулу?
VI. Обобщающая беседа:
-Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”? (акула является причиной всего произошедшего, события происходят из-за появления акулы).
-Итак, к какому литературному жанру относится это произведение? ( художественный рассказ)
Мы переживаем с героями и разделяем все их чувства, страх, тревогу, ужас, волнение, беспокойство, радость, облегчение.
Работа в парах. Характеристика героев.
-Давайте попробуем дать характеристику героям рассказа.
-Работать будем в парах. На партах у вас есть карточка «Характеристика героев». Из предложенных слов выберите те, которые подходят героям и подведите их стрелками.
Мальчики | Активные Беззаботные Решительный Подвижные Озорные Смелый Любящий Ловкие Мужественный Находчивый Подвижный Ловкие Беззащитный |
Артиллерист |
- Чему учит этот рассказ? (надо дорожить близкими, беззаботное поведение и легкомыслие может довести до беды)
Очень важно слушаться родителей, взрослых. Не нарушать запреты и следовать технике безопасности. Ведь если бы дети послушались взрослых и остались бы в купальне, то и не подверглись бы опасности, и акула осталась бы жива.
Домашнее задание: приготовить пересказ
Рефлексия.
-Сегодня я предлагаю самим оценить свою работу.
Зелёный кораблик – активно участвовал на уроке, с заданиями справился успешно, доволен собой!
Жёлтый кораблик – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж лёгкими, было трудно, но справился и вполне доволен собой!
Красный кораблик – задания на уроке оказались слишком трудными, вам нужна помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...
Конспект урока. Л.Н. Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: Л.Н. Толстой "Акула"...
Конспект урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой. Акула."
Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы, урок комплексного развития речи, осознанного выразительного чтения художественного текста. Способствует эмоциональному развитию...