Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: рассказ Юрия Яковлева «Мама» и картина Анри Матис «Семейный портрет». Главная идея урока: Искусство-это мир чувств, впечатлений, переживаний....
Планируемые результаты:
Предметные: знать ФИО автора и название рассказа, ФИО авторов и название репродукций, как проанализировать художественное произведение, как анализировать репродукции картин, особенности творчества данного автора, как определить главную идею произведения.
Личностные: грамотно формулировать ответы на вопросы учителя, проявлять мотивацию к учебно-познавательной деятельности, уметь оценивать свою деятельность, проявлять интерес к предложенным опытам.
Метапредметные: сформулировать тему и цель занятия, рассказать все особенности творчества автора по пройденному материалу, опираясь на иллюстрации и основные слова, делать выводы, исходя из услышанного материала, оказывать помощь товарищу при ответе на сложный вопрос.
Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть. Свиридова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnoe_chtenie_4_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: рассказ Юрия Яковлева «Мама» и картина Анри Матис «Семейный портрет». Главная идея урока: Искусство-это мир чувств, впечатлений, переживаний....
Планируемые результаты:
Предметные: знать ФИО автора и название рассказа, ФИО авторов и название репродукций, как проанализировать художественное произведение, как анализировать репродукции картин, особенности творчества данного автора, как определить главную идею произведения.
Личностные: грамотно формулировать ответы на вопросы учителя, проявлять мотивацию к учебно-познавательной деятельности, уметь оценивать свою деятельность, проявлять интерес к предложенным опытам.
Метапредметные: сформулировать тему и цель занятия, рассказать все особенности творчества автора по пройденному материалу, опираясь на иллюстрации и основные слова, делать выводы, исходя из услышанного материала, оказывать помощь товарищу при ответе на сложный вопрос.
Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение 4 класс» 2 часть. Свиридова.
Организационная структура урока
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Этап 1: Включение в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята. Подготовьтесь, пожалуйста, к уроку – на парте лежат учебники, пеналы. | Готовятся к уроку. |
Этап 2: Актуализация знаний | Ребята, прежде чем мы начнем с вами урок, ответьте мне на один вопрос: кто готовит вам завтраки? Кто собирает вас в школу? Кто сидит с вами ночами, когда вы болеете? Кто читал вам сказку на ночь, когда вы были маленькими? Какое первое слово вы произнесли? | Отвечают на вопросы учителя. Мама. |
Этап 3: Формулировка темы урока | Правильно, ребята, а предположите, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о маме, и тема нашего с вами урока: рассказ Юрия Яковлева «Мама» и репродукция картины Анри Матисса «Семейный портрет». | Формулируют тему урока самостоятельно, отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку. |
Этап 4: Новое знание- рассказ Ю. Яковлева «Мама» | 1. Слово о писателе. Юрий Яковлевич Яковлев - писатель и создатель сценариев для кинофильмов. Он писал книги для подростков. В 1940 году его мама проводила его на военную службу. Тогда Юрий Яковлевич в последний раз увиделся со своей мамой. Началась война. А что произошло с нашим городом в годы войны? Во время блокады Ленинграда его мама погибла. Но память о ней писатель хранил всю жизнь. 2. Первичное чтение рассказа учителем и проверка читательского восприятия. Послушайте рассказ Юрия Яковлева «Мама». Какое впечатление произвел на вас рассказ? От чьего имени написан рассказ? К кому обращается автор? Почему вы так решили? 3. Повторное чтение и анализ. Перечитайте текст еще раз про себя и разделите его на части. Сколько частей в тексте? (4) Прочитайте первую часть. О чем вы прочитали? А с каким чувством вспоминает автор о своей маме? В каких словах выражаются эти чувства? А теперь поработаем в группах. Напишите на листочке слово План. Поставьте на следующей строке цифру 1. Обсудите с товарищами в группе название первой части и запишите на листочке. Как озаглавили часть? Очень хорошо, что вы использовали цитаты – дословные выражения из текста. Их нужно заключить в кавычки. Молодцы, у всех получилось. А теперь прочитайте вторую часть. Какова главная мысль этой части? Озаглавьте эту часть и запишите название второй части на лист. Что у вас получилось? Прочитайте третью часть. Какие чудеса открыла мама? А что такое багульник? (Нужна картинка). А кто видел багульник в природе? Озаглавьте третью часть рассказа. Кто готов? Как озаглавили эту часть? Ребята, а с какого слова начинаются первые три части? А почему автор так пишет? Ребята, запомните такую особенность построения текста, она вам пригодится в работе над сочинением. Почитайте последнюю часть. Какие мысли об отношении к маме хочет донести до нас автор? В каких словах звучит боль потери матери? Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? С каким еще важным и дорогим понятием связано понятие «мама»? Неслучайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим словом «Родина». «Родина – мать» - говорят люди и этим определяют са-мое священное, что есть на земле. Озаглавьте эту часть. Ребята, о чьей маме рассказал автор: о своей или о вашей? А почему автор, вспоминая о маме, говорил и о вас: «ты услышишь мамин голос», «ты, маленький, ещё не умел говорить»? Молодцы, все хорошо поняли авторскую мысль. Действительно, автор, обращаясь к нам, к читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас задуматься об отношении к своей маме, чтобы дети любили и берегли, жалели своих мам, чтобы, когда они станут взрослыми, им не пришлось сожалеть о том, что в их отношении к маме что-то было не так: когда-то её огорчили или были недостаточно к ней внимательны. А теперь ответьте мне на вопрос: этот рассказ о маме или о чувствах к ней? Ребята, вот мы с вами и познакомились с рассказом Юрия Яковлевича Яковлева «Мама», мы узнали о его отношении к маме, о чувствах к ней. | Активно случают учителя, отвечают на вопросы, с помощью вопросов учителя, практических примеров ,иллюстраций сами познают материал. Читают рассказ. Запоминают особенности творчества Юрия Яковлева. Закрепляют знания посредствам контрольных вопросов. (Оказался в кольце блокады). (о том, как автор вспоминает свою маму, ее образ: мамин голос, мамины руки, глаза.) (От имени сына). (К каждому человеку, ведь у всех есть мама). (Закрой, ты услышишь, ты еще не умел говорить…) (С чувством нежности, лаской, с любовью, с волнением.) (автор говорит о мамином голосе и что его можно услышать, мамин голос живет в каждом человеке, он «такой знакомый и родной». Голос мамы живет в каждом человеке: его не спутаешь ни с одним другим). (Здесь повторы нужны, автор в каждое слово вложил свои чувства: нежность, любовь. Он усиливает эти чувства многократным повтором. Это такой авторский секрет, когда необходимо на это особо обратить внимание.) (Получилось просто перечисление слов «голос», «руки», «глаза». Потерялись авторские чувства и отношение к маме.) («Дорогой образ матери», «Родные мамины черты», «Мамин голос».) Ученики делят текст на части и озаглавливают каждую часть, отвечают на вопросы учителя. ( во второй части говорится о том, что мама- это человек, который больше, чем другой, понимает детей и заботится о них.) ( «Мама всегда рядом», «Мама научит и поможет», , «С мамой по жизни».) ( Она показала, как цветет багульник и о снежинке. О том, как мама помогла увидеть первую снежинку, мама научила увидеть в обычной снежинке красивую звездочку, то, что снег в тепле превращается в воду.) (Это растение с сиренево-розовыми цветочками и с сильным запахом. Если его веточку поставить в воду, то она зацветает и приятно пахнет.) («Мама открывает мир», «Мама вводит в жизнь»). (Со слова мама) (Это его авторский замысел, чтобы привлечь внимание к главному слову «мама», к главной мысли, к главным чувствам.) «Мама всегда рядом с тобой». Всё начинается с мамы. «Любовь к матери проходит через всю жизнь». «Нет больше горя, чем потерять родную мать» «Не причиняй ей страданий». «Береги ее». (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим и они любят нас). «Родина для каждого из нас начинается с мамы». (О своей, о воспоминаниях.) (Автор хотел, чтобы его чувство передалось и нам. А рассказывая о своей маме, он имел в виду и нашу маму, потому что все мамы похожи друг на друга в любви к своим детям. Он хотел, чтобы все дети относились к своим мамам так же, как и они к нам.) (О маме и о чувствах к ней). |
Физминутка | «Мама» Маму я свою люблю, (изображают руками сердце и подносят его к груди) Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, (далее движения по тексту) Воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, И ни разу, И ни разу ни словечка Не скажу. С. Агранович Ребята, это стихотворение написал замечательный филолог Софья Залмановна Агранович. | |
Этап 6: Новое знание- анализ картин Павла Филонова «Семья крестьянина». | А теперь откройте учебник на странице ….. . Рассмотрите картину Анри Матисса «Семейный портрет». Кто изображен на картине? Чем занимаются дети? А что делает мама? Ребята, где происходит действие? А кого не хватает на картине? Почему? Как вы думаете? Ребята, правильно, уборка, приготовление еды и уход за детьми всегда занятия мамы. Ребята, что вы можете сказать о квартире? Об остановке в доме? О том, как мама справляется со своими обязанностями? Ребята, что вы можете сказать о состоянии героев картины? А о маме? Правильно, мама что-то вышивает, тем самым выполняя свою домашнюю работу. Ребята, Анри Матисс передал в этой картине обычную, бытовую жизнь каждой семьи. Ребята, как мы уже с вами заметили, что и в рассказе, и в картине, и в стихотворении авторы описывают маму, как милую и заботящую о своих детях женщину, у неё, как ни у кого другого, много обязанностей, но главное для каждой мамы-это её дети, забота о них. Поэтому мы с вами должны заботиться и помогать своим самым близким людям - матерям. | (Мама, дочка, два сына.) (сыновья играют, дочь куда- то продвигается с книгой в руках) (вышивает) (действие происходит в обычной квартире) (На картине нет отца) (Отец как правило всегда на работе, а дом и дети всегда на плечах матери.) (Квартира чистая, ухоженная, дети чистенькие, мама справляется со своими домашними делами.) (Мальчики беззаботно играют в шахматы, дочка чем-то недовольна, чем -то озабочена, может, мальчики мешают ей читать, шумят.) (Мама уставшая, тихо вышивает что-то.) |
Этап 8: Подведение итогов урока, рефлексия | Ну, что ж, ребята, вот и подошло к концу наш урок. Ребята, с каким писателем мы сегодня с вами познакомились? Какой рассказ он написал? А с каким художником мы познакомились? А как называется его картина, которую мы сегодня посмотрели? О ком сегодня был наш урок? Ребята, в своих произведениях авторы выразили своё отношение, эмоции и свои чувства к маме. Ребята, тогда какой вывод мы можем сделать? Что такое искусство? Искусство-это мир.... Правильно, ребята, мы сделаем вывод, что искусство-это мир эмоций, впечатлений и чувств. А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке, на листочках, которые я вам раздала. А пока вы это выполняете, я включу вам прекрасную песню о главном герое нашего урока и нашей жизни - о маме..... Ребята, вашим домашним заданием будет подумать о том, как вы относитесь к своей маме, достаточно ли вы о ней заботитесь и бережете её. Спасибо вам за урок. Хочу отметить работу на уроке … Готовьтесь к следующему уроку, до свидания! | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке, прощаются с учителем. (С Юрием Яковлевичем Яковлевым) («Мама») (Анри Матисс) («Семейный портрет») (эмоций и чувств.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...