Тема урока: Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_u_lukomorya.2_klass.docx99.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения (2 класс).

Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

Задачи:

- познакомить с понятиями «поэма»;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;

- формировать навык  выразительного  чтения  стихов;

- закрепить навык  выделения логического ударения и указания пауз;

- формировать  навык  исследовательской деятельности  со словами ;

- воспитывать интерес к русской поэзии и  народному творчеству ;

- формировать коммуникативные навыки работы в группах;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала. 

Формы  работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая, индивидуальная.


Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись «У лукоморья дуб зеленый…»( исп. А. Фрейндлих), аудиозапись «Шум моря», толковый словарь С. И. Ожегова, изображение дуба.


Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение»(авт. Л. Ф. Климанова) 2 класс, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах и группах.

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

-  планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

-  планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел для нас  звонок, начинается урок.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите на гостей, поприветствуйте  и улыбнитесь им скорее.

-Улыбнитесь друг все другу. Улыбку подарите другу.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

(картинка слона и совы)

- Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.

Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

-Я хочу показать вам 2 картинки ( сова и слон)
- Как вы думаете почему я показала вам эти картинки?
- Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга.

 Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо не найдется.

- Прочитайте  медленно выговаривая каждое слово чётко.

- Прочитайте целыми словами  вслух.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте скороговоркой.

- А теперь устроим конкурс «Кто лучше прочитает скороговорку.

-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские писатели)

- С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (А.С. Пушкин)

- Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)

- А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 215 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 216 лет со дня его рождения, а память о нём живёт.Читая Пушкина, слышишь его голос.  Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.

-  Дома вы читали отрывки из сказок А. С. Пушкина, сейчас я проверю на сколько хорошо вы запомнили названия сказок.-  Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. 
- Кто его автор? Попробуем отгадать.

- Прочти имя, отчество, фамилию автора по согласным.

Лксндр

Сргвч

Пшкн

-Проверяем.

 По мере ответов на доске появляются нужные слова:

Александр Сергеевич Пушкин

.    Изучение нового материала.

1.1. Сообщение темы урока.

- (слайд 4)     А сейчас литературная разминка. Из какой сказки  этот отрывок?

(слайд 5)    «Три девицы под окном

                      Пряли поздно вечерком.

                     «Кабы я была царица,-

                     Говорит одна девица,

                      То на весь крещёный мир

                     Приготовила бы пир.»

(слайд 6)     « В  третий раз закинул он невод,-

                     Пришёл невод с одною рыбкой,

                      С непростою рыбкой, - золотою.»

- Кто  автор этих сказок?

     (А.С.Пушкин)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

2. « В  третий раз закинул он невод,-

   Пришёл невод с одною рыбкой,

   С непростою рыбкой, - золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)

3.Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4.Петушок с высокой спицы

 Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)

 5.Жил – был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой –какого товару.  (Сказка о попе и его работнике Балде)

-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.

- Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль, рассказ, былины)

- Дома я попросила некоторых учеников узнать о творчестве А.С. Пушкина.

Работа с таблицей.

- Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти строки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…..

- Определи жанр (стихотворение)

- Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?

http://festival.1september.ru/articles/562181/1.gif

- Предположите, что за закрытым окошком?

(название жанра)

- А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.

К                    Д                    Я                Ж

П Э                    А

Т             ОМ               Ц

        У                 С                    И

- Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос?

- Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».

3. Построение проекта выхода из затруднения

Давайте сформулируем цели нашего урока.

- Мы познакомимся…

- Мы  узнаем .

- Мы будем учиться…

4. Реализация построенного проекта

- Что нам поможет узнать значение слова «поэма»?

- Правильно, я попросила ….(ученика)к сегодняшнему уроку поработать самостоятельно со словарем и найти значение слова поэма.

Читает ученик

-Поэма – большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или  возвышенную  лирическую  тему.

Физминутка- релакс

 -А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)

- Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)

- Как вы думаете, где оказались?

- И вдруг, на берегу моря мы видим ……

-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)

- Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию

- Как вы думаете, о чём произведение?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.

Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)

- Подтвердились ли наши предположения?

-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?

- С какими героями вы встретились?

Словарная работа.

 - Прежде  чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.

-Где мы найдем значение этих слов?

-Правильно, в словаре.

(Дети,сами читают и отвечают)

-Потренируемся в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.

- Перед вами карточка для индивидуального чтения.

у Лу-ко-морь-я         не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных          из-буш-ка

при-хлы-нут             трид-цать

пре-крас-ных            ми-мо-хо-дом

- Оцените работу своего товарища.(светофор)

Физкультминутка

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

Самостоятельное чтение

 Прочтите произведение  про себя, подчеркните  слова  и выражения, которые обозначают волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.

Словарная работа

-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.

-А подумай те, как бы они звучали сегодня?

-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»

Тужит – горюет,тоскует,печалится

Чахнет – (слабеет, умирает.)

Чтение по цепочке

- Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.

- Посмотрите на наш дуб.

 - Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,

-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых персонажей.)

- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

- Прочитайте описание этой картины.

- А что дальше, впереди? (Леший)

- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

- Прочитайте, кого встречаем  на неведомых дорожках?

- Как понимаете невиданные звери?

- Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

- Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)

- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)

- Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

-  Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»?

- Найдите в строке родственные слова?

- Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.

Выразительное чтение

- Будем учитьсявыразительно читать отрывок из поэмы.

- Что значит читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

- Каким должно быть чтение этого произведения? (напевно, плавно)

- Упражнения в выразительном чтении отрывка(работа в группах)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону        

Групповая работа.

- Давайте составим схему « Чудеса Лукоморья» выберем из строчек то, что относится к нашему отрывку и наклеим в схему.

-белка песенки поёт,

-а перед ней новое корыто,

 -свет мой зеркальце скажи.

7.Включение в систему знаний и повторение

-Вспомните, с каким жанром мы познакомились сегодня на уроке?

- Вступление, к какой поэме мы сегодня читали?

- Как называется это вступление?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы их?

Мы познакомились….

Мы узнали ….

Мы научились….

  - На партах у вас лежат листочки того волшебного дуба из Лукоморья (жёлтый, зелёный, коричневый).

-Возьмите листок, цвет которого выражает ваше настроение и ваше отношение к нашему уроку.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

Жёлтый цвет- радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

Коричневый - грустное, печальное, тоскливое.

- Давайте прикрепим наши листочки к макету дуба и посмотрим какое общее настроение нашего урока у нас складывается.

9. Домашнее задание.

Дифференцированные задания

1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы нарисуйте понравившееся чудо.

2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(отрывок)

Презентация к уроку литературного чтения по теме А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (отрывок)...

Урок литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"

План-конспект урока литературного чтения "Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила (отрывок)"...

Урок литературного чтения "А.С. Пушкин. Руслан и Людмила" Школа 2100

Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского классика А.С Пушкина....

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Конспект урока "Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса."

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Задачи:- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и ...