Урок литературного чтения "А.С. Пушкин. Руслан и Людмила" Школа 2100
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского классика А.С Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruslan_i_lyudmila.rar | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения.
Тема: Защитники земли русской в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок из поэмы).
Цель: 1)познакомить с некоторыми страницами биографии А.С. Пушкина и с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».
2) научить чувствовать и понимать красоту поэтического слова, закреплять навык выразительного чтения и анализа стихотворного произведения.
3) проникнуться чувством гордости за защитников земли русской.
Оборудование: мультимедийный проектор, телевизор, DVD – проигрыватель.
Ход урока.
I. Организационный момент.
У:- Добрый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте хорошего настроения. Подарите свои улыбки гостям. Улыбнитесь мне. Спасибо. Улыбка всегда располагает к общению.
1 слайд – обложка учебника литературного чтения.
II. Мотивационный этап (подготовка к изучению нового материала).
У:- С произведением какого автора мы сегодня познакомимся, вы постараетесь догадаться, прослушав отрывки из произведений. (Дети читают отрывки, пять отрывков).
У:- Кто же автор этих строк? (Ответ учеников).
У:- Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину.
III. Изучение нового материала.
1) Постановка цели урока.
У:- Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из поэмы-сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
2 слайд – портрет А.С. Пушкина. Тема урока: Защитники земли Русской в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок из поэмы).
3 слайд – Цель урока: 1)познакомить с некоторыми страницами биографии А.С. Пушкина и с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».
2) научить чувствовать и понимать красоту поэтического слова, закреплять навык выразительного чтения и анализа стихотворного произведения.
3) проникнуться чувством гордости за защитников земли русской.
2) Выступление ученицы (знакомство со страницами биографии А.С.Пушкина)
4 слайд – фотография маленького А.С. Пушкина.
6 июня(26 мая по старому календарю) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображён совсем маленьким ребёнком, 2-3-х лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся волосы, голубые глаза.
5 слайд – родители А.С. Пушкина.
Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Мать поэта, Надежда Осиповна урождённая Ганнибал, была остроумна, хороша собой.
6 слайд – дети семьи Пушкиных.
В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев. Первенцем в семье была дочь Ольга. Также как и брат, она свободно говорила по-французски, училась музыке, рисованию, хорошо знала английский язык.
Младшего брата Александра Сергеевича звали Лев. Он был очень похож на брата, знал наизусть много его стихов, великолепно их декламировал.
Главным источником знаний у А.С. Пушкина были книги, он читал много и жадно, тайком забирался в библиотеку отца и читал книги французских классиков. У него рано пробудился интерес к литературе. «На восьмом году возраста…» - вспоминал позднее его брат Лев, - он сочинял на французском языке маленькие комедии, в девять писал басни, даже большую поэму со сказочным сюжетом.
7 слайд - Арина Родионовна Матвеева – любимая няня А.С. Пушкина.
Это она познакомила его с Кощеем, с добрыми волшебниками и злыми колдунами.
8 слайд – лицей.
Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Царско-сельский лицей. Детство кончилось. Он ехал в лицей. Именно здесь Пушкин стал поэтом.
У:- Здесь, в лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму-сказку «Руслан и Людмила».
3) Речевая гимнастика.
У:- Не забывайте, что урок литературного чтения – особый, где каждое слово – жемчужина, каждый звук должен произноситься чётко, ясно. Для речевой гимнастики я взяла строчки из вступительной части поэмы – сказки, многим из вас она знакома с дошкольного возраста.
9 слайд - Речевая гимнастика.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
У:- Прочитайте эти строчки глазами.
- Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте.
- Прочитайте хором выразительно.
- Кто же у нас выступит в роли артиста? Кто удивит нас своим чтением?
- Поработаем над первой строчкой:
- прочитайте фразу так, чтобы всем было понятно, о каком дереве идёт речь;
- а теперь отметьте голосом, какое это дерево, какой он этот дуб;
- наконец, прочитайте так, чтобы слушателю было понятно, где растёт этот дуб.
4) Актуализирование знаний, полученных на предыдущих уроках
У:- Это была присказка, сказка будет впереди. В основной части поэмы-сказки автор рассказывает об истории русской земли. А какая русская земля без богатырей! Ребята, о подвигах какого русского богатыря вам известно?
- Какой подвиг он совершил?
- Как поступил Илья Муромец с тремя басурманскими царевичами?
(Дети отвечают на поставленные вопросы)
У:- Прежде, чем начать знакомиться с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила», я хочу познакомить вас с ходом событий, которые происходят в начале поэмы. События происходят во времена князя Владимира – Солнце.
У него была дочь Людмила, русский богатырь Руслан берет ее в жены, но прямо со свадьбы Людмилу похищает Черномор, горбатый карлик с длинной бородой. Руслан отправляется на поиски Людмилы, в это время на Киевскую Русь нападают басурмане. Именно этот отрывок включён авторами в наш учебник.
5) Чтение отрывка учителем наизусть.
У:- Ребята, сейчас вы превратитесь не только в слушателей, но и «художников-иллюстраторов». Ваша задача: вслушаясь в строки Пушкина мысленно нарисовать картину происходящего.
- Какую картину вы нарисовали?
- Как вы думаете, чем закончилось сражение?
(ответы детей)
6) Чтение отрывка с комментированием.
У:- А сейчас переходим к чтению отрывка. Ваша задача: быть квалифицированным читателем, т.е. не только читать, но и понять содержание, выделить незнакомые слова, поработать над значением слов.
а) чтение 1-2 строчки
У: - Какое время суток описывает автор?
- Что-нибудь предвещают эти строчки?
б) чтение 3-4 строчки
- Как вы понимаете в «бездейственном покое»?
в) чтение 5-7 строчек
- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
- Какие глаголы использует (прервался, воспрянул, грянул).
10 слайд – Словарь.
Воспрянул – быстро поднялся
Внезапный – неожиданный
У:- Для кого этот крик был внезапным? Прочитаем.
г) чтение 8-9 строчек
- Для кого этот крик был внезапным?
У:- Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.
- Что же случится дальше? (чтение до конца
- Кто пришел на помощь киевлянам?
- Прочитайте сравнения.
- Скажите, кто такой витязь?
- Как понимаете строчку «наш витязь пал на басурмана»?
- Прочитайте хором последние 2 строчки. Как вы их понимаете? Что такое преданье?
7) Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка
Будто богатырь ты стойкий;
Ногу левую к груди,
Да, смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если богатырь ты смелый. (2 раза)
8) Просмотр отрывка из фильма-сказки «Руслан и Людмила»
У: - Ребята, а сейчас у вас будет возможность посмотреть отрывок из фильма о прочитанных событиях. Будьте внимательны, присмотритесь к Руслану, проследите за его действиями.
После просмотра учитель задаёт вопрос: испытывали вы гордость за
русского богатыря?
9) Чтение отрывка (разные виды чтения)
У:- прочитайте отрывок про себя;
-чтение по цепочке;
-чтение по рядам хором.
10) Работа в парах, деление отрывка на 3 части.
Дети делят отрывок на 3 части и озаглавливают строчками из поэмы.
11) Выразительное чтение отрывка (на фоне трёх богатырей)
Читают несколько человек.
Если время останется, то можно досмотреть фильм.
IV. Итог урока.
У:- Ребята, как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?
- Вот они богатыри русские, которые защищали русские земли от иноземцев. - С подвигом какого богатыря мы сегодня познакомились?
- Все люди на Земле хотят мира. Потому что война приносит только беды и слёзы.
Выставление отметок.
V. Домашнее задание.
Выучить отрывок наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева...
Календарно-тематическое планирование уроков Литературного чтения в 3 клаcсе. ОС " Школа 2100"
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным вид...
Урок литературного чтения в 1 классе по программе "2100"
тема: Э.Успенский "Крокодил гена и его друзья"...
Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе (ОС "Школа 2100")
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным вид...
Презентация к уроку литературного чтения. Биография Пушкина.
Данная презентация знакомит учеников начальной школы с биографией Пушкина....
Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс
Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...
Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование умения давать характеристику герою, формирование читательских умений работать с текстом. Планируемые результаты:Предметные:Уметь характеризовать героя сказ...