конспект урока" Н.Носов "На горке""
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Дунаева Галина Сергеевна - учитель начальных классов
Тема урока: Н.Н. Носов «На горке».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить с биографией и творчеством Н. Носова, раскрыть тему и
идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.
Универсальные учебные действия
Предметные:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- пересказывать текст, используя иллюстрации.
Познавательные:
- самостоятельное выделение познавательной цели;
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- сопоставлять характер и поступки героев произведения и обосновывать своё мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;
- рефлексия.
Регулятивные:
- целеполагание;
- прогнозирование;
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Личностные:
- самоопределение;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
Межпредметная связь: окружающий мир, музыка.
Ресурсы:
- аудиозапись песни М. Пляцковского «Настоящий друг» - mp3;
- аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке» - mp3;
- учебник «Литературное чтение», 2 класс, автор Климанова Л.Ф.(система учебников «Перспектива»);
- мультимедийная презентация;
- карточки с отдельными словами (на каждого ученика): дружба, зло, трудолюбие, лень, радость, зависть;
- карточка с пословицами (для работы в группе):
*Друзья познаются в беде
*Умел ошибиться – умей исправиться
*Делу время – потехе час;
- толковые словари русского языка Даля;
- выставка книг Н.Н. Носова.
Образовательные технологии, применяемые на уроке: деятельностный метод, здоровьесберегающая технология, ТРИЗ (игра).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Слайд 2 1.Прослушивание аудиозаписи песни М. Пляцковского «Настоящий друг». -Зачем нужны друзья? - В каких ситуациях может помочь друг? 2.Речевая разминка. | Учащиеся настраиваются на урок Выполняют задание | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учи-телем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя. А вот с кем… попробуйте догадаться сами, и поможет вам в этом, герой одного из произведений этого писателя. Слайд 3 - Вы, его наверно, все узнали? - Догадались: кто о нём написал? - И так, кто мне подскажет тему и цель нашего урока. | Отвечают на вопросы Незнайка Н.Н. Носов Учащиеся формулируют тему и цели урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учи-телем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание. |
Выявление места и причины затруднения. | Слайд 4 - Что вы знаете о Н. Н. Носове? Каким человеком вы его представляете? (источники получения информации о Н.Н. Носове: портрет; биография; выставка книг писателя). | Ученики слушают биографию писателя (рассказывают подготовленные ученики) и обмениваются впечатлениями | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Постановка учебной задачи | - Сейчас ребята вы прослушаете аудиозапись рассказа Н.Н. Носова. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться… Даю подсказку: название состоит из двух слов (Слайд 5 – по щелчку: АН КЕГОР). - Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (по щелчку – иллюстрация к книге, снова щелчок – аудиозапись рассказа) Звучит рассказ - Все ли слова вам были понятны в рассказе? - Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. - Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»? Словарная работа -Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся в тексте. - Читаем по слогам, а затем целыми словами: Слайд 6 СГРЕ-БА-ЛИ - СГРЕБАЛИ Подберите слово, близкое по значению. СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ ТРУ-ДЯТ-СЯ -ТРУДЯТСЯ Подберите слово с противополож-ным значением. СКОЛЬЗ- КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ ВЗО-БРАЛ- СЯ - ВЗОБРАЛСЯ Замените синонимом. ДВОР–НИЦ-КА-Я - ДВОРНИЦКАЯ Найдите толкование этого слова в словаре. ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ - ЧЕТВЕРЕНЬКИ Как вы понимаете это слово? НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ Подберите слово, близкое по значению. ФИЗМИНУТКА | Разгадывают анаграмму. Высказываются предположения. Слушают рассказ. Ответы учеников. Ответы учеников. Читают в словаре: «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь». -А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. - Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. Выполняют задание. Собирали Ленятся Залез Работают со словарём Объясняют Сломал | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели. |
Построение плана выхода из затруднений | - Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала. -Чьё чтение вам понравилось больше всего? Эмоционально-оценочная беседа - Кому понравился рассказ? - Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему? - Кто является главным героем рассказа? - Что делали ребята? - Прочитайте, как они строили горку. - А что делал Котька, когда ребята трудились? - Почему же он не вышел? - Какой он? - Что произошло, когда ребята ушли обедать? - Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. - А зачем он посыпал горку песком? - Что из этого вышло? Прочитайте. - Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? - Котька сразу согласился это сделать? - Понравилось ли Котьке работать? - Подтвердите словами из текста… - Как вы думаете, изменился ли Котька? - Кто помог ему стать лучше? - Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? - Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним. Слайд 7. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ | Чтение «цепочкой». Ответы учеников. Котька и его друзья. Строили горку. Сидел дома да смотрел в окно. Не хотел труди-ться, но хотел кататься. Хитрый. Он быстро нацепил коньки и выскочил во двор. Читают. Он не мог на нее взобраться. Читают. Поругали Котьку и заставили его засы-пать горку снегом. Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег. Да Да, он стал лучше. Его товарищи. Ответы учеников. | Регулятивные: адекватно оценивать результат выполнения учебного задания; прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотруд-ничество в поиске и выбор информации. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Предметные: читать текст осознанно, выразительно и без ошибок. Личностные: проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения. |
Первичное закрепление | 1группа: По рисункам в учебнике, восстановить порядок событий рассказа. Подумайте, каких рисунков не хватает. Слайд 8 2 группа: В какой пословице заключена главная мысль рассказа Н. Носова «На горке». Слайд 9 *Друзья познаются в беде. *Умел ошибиться – умей исправиться. *Делу время – потехе час. 3 группа: Инсценируйте эпизод из рассказа Н. Н. Носова «На горке» на тему: «Ребята вовлекают товарища в работу». | Работают в группах | Коммуникативные: адекватно взаимо- действовать в группе при выполнении учеб-ного задания. Предметные: пересказывать текст, используя иллюстра-ции. Познавательные: подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознан-но и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | - Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 10
- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы: Слайд 11
- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. | Работаю самостоятельно | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
Итоги урока. Рефлексия | Игра «Согласен – не согласен». Если согласны показывайте зеленый кружок, если нет – красный. *Действительно ли, что произведение «На горке» - это рассказ? *Правда ли, что Котька Чижов был ленивым мальчиком? *Верно ли, что рассказ «На горке» написал К. И. Чуковский? - У каждого на парте лежат смайлики. Возьмите их, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку. | Ответы детей. Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Личностные: самоопределение; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"
Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям писателя для детей. К уроку прилагается презентация. Размеры през...
конспект урока чтения, Н.Н.Носов " На горке" ( класс коррекц.)
Конспект урока чтения по теме: Н. Н. Носов " На горке", для класса коррекции....
Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.
Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-262529-1372017023.jpg)
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Н.Н. Носов «На горке». УМК «Гармония»
Познакомить учащихся с произведением Н.Н.Носова «На горке»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-355723-1385816438.jpg)
Конспект урока литературного чтения А.Прокофьев. "Как на горке, на горе"
Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-173363-1387778709.jpg)
Конспект открытого урока по литературному чтнению. Рассказ Н.Н.. Носов "На горке"
Этот конспект поможет Вам провести увлекательный урок по литературному чтению! ...
конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Н.Носов. На горке"
Урок литературного чтения по теме "Н.Носов. На горке" разработан в соответствии с требованиями ФГОС...