конспект урока" Н.Носов "На горке""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Галина Сергеевна Дунаева

Конспект урока" Н.Носов "На горке""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.nosov_na_gorke.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Дунаева Галина Сергеевна - учитель начальных классов

Тема урока: Н.Н. Носов «На горке».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить с биографией и творчеством Н. Носова, раскрыть тему и

идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.

Универсальные  учебные действия

Предметные:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- пересказывать текст, используя иллюстрации.

Познавательные: 

- самостоятельное выделение познавательной цели;

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- сопоставлять характер и поступки героев произведения и обосновывать своё мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

- рефлексия.

Регулятивные:

- целеполагание;

- прогнозирование;

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Личностные:

- самоопределение;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

Межпредметная связь: окружающий мир, музыка.

Ресурсы:  

- аудиозапись песни М. Пляцковского «Настоящий друг» - mp3;

- аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке» - mp3;

- учебник «Литературное чтение», 2 класс, автор Климанова Л.Ф.(система учебников «Перспектива»);

- мультимедийная презентация;

- карточки с отдельными словами (на каждого ученика): дружба, зло, трудолюбие, лень, радость, зависть;

- карточка с пословицами (для работы в группе):

*Друзья познаются в беде

*Умел ошибиться – умей исправиться

*Делу время – потехе час;

- толковые словари русского языка Даля;

- выставка книг Н.Н. Носова.

Образовательные технологии, применяемые на уроке: деятельностный метод, здоровьесберегающая технология, ТРИЗ (игра).

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

 учащегося

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2

1.Прослушивание аудиозаписи песни М. Пляцковского «Настоящий друг».

-Зачем нужны друзья?

- В каких ситуациях может помочь друг?

2.Речевая разминка.

Учащиеся настраиваются на урок

Выполняют задание

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учи-телем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя. А вот с кем… попробуйте догадаться сами, и поможет вам

в этом, герой одного из произведений этого писателя.

Слайд 3 

- Вы, его наверно, все узнали?

- Догадались: кто о нём написал?

- И так, кто мне подскажет тему и цель нашего урока.

Отвечают на вопросы

Незнайка

Н.Н. Носов

Учащиеся формулируют тему и цели урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учи-телем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание.

Выявление места и причины затруднения.

Слайд 4

- Что вы знаете о Н. Н. Носове? Каким человеком вы его представляете? (источники получения информации о Н.Н. Носове: портрет; биография; выставка книг писателя).

Ученики слушают биографию писателя (рассказывают подготовленные ученики) и

обмениваются впечатлениями

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи

- Сейчас ребята вы прослушаете аудиозапись рассказа Н.Н. Носова.

А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться… Даю подсказку: название состоит из двух слов (Слайд 5 – по щелчку: АН   КЕГОР).            

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (по щелчку – иллюстрация к книге, снова щелчок – аудиозапись рассказа)

Звучит рассказ

- Все ли слова вам были понятны в рассказе?

 - Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях:

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.         

- Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

Словарная работа

-Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

- Читаем по слогам, а затем целыми словами:            Слайд 6 

СГРЕ-БА-ЛИ - СГРЕБАЛИ Подберите слово, близкое по значению.

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  - СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ -ТРУДЯТСЯ  Подберите слово с противополож-ным  значением.

СКОЛЬЗ- КА-Я - СКОЛЬЗКАЯ

ВЗО-БРАЛ- СЯ -  ВЗОБРАЛСЯ Замените синонимом.

ДВОР–НИЦ-КА-Я  -  ДВОРНИЦКАЯ

Найдите толкование этого слова

в словаре.

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ - ЧЕТВЕРЕНЬКИ

Как вы понимаете это слово?

НА-ПОР-ТИЛ - НАПОРТИЛ Подберите слово, близкое по значению.

ФИЗМИНУТКА

Разгадывают

анаграмму.

Высказываются предположения.

Слушают рассказ.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Читают в словаре:

«Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

-А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

- Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

Выполняют задание.

Собирали

Ленятся

Залез

Работают со словарём

Объясняют

Сломал

 Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели.

Построение плана выхода из затруднений

- Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.

-Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Эмоционально-оценочная беседа

- Кому понравился рассказ?

- Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

- Кто является главным героем рассказа?

- Что делали ребята?

- Прочитайте, как они строили горку.

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

- Почему же он не вышел?

- Какой он?

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком?

- Что из этого вышло? Прочитайте.

- Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

- Котька сразу согласился это сделать?

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька?

- Кто помог ему стать лучше?

- Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Слайд 7.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Чтение «цепочкой».

Ответы учеников.

Котька и его друзья.

Строили горку.

Сидел дома да смотрел в окно.

Не хотел труди-ться, но хотел кататься.

Хитрый.

Он быстро нацепил коньки и выскочил во двор.

Читают.

Он не мог на нее взобраться.

Читают.

Поругали Котьку и заставили его засы-пать горку снегом.

Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег.

Да

Да, он стал лучше.

Его товарищи.

Ответы учеников.

Регулятивные: адекватно оценивать результат выполнения учебного задания; прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотруд-ничество в поиске и выбор информации.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Предметные: читать текст осознанно, выразительно и без ошибок.

Личностные: проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения.

Первичное закрепление

1группа: По рисункам в учебнике, восстановить порядок событий рассказа. Подумайте, каких рисунков не хватает. Слайд 8

2 группа: В какой пословице заключена главная мысль рассказа Н. Носова «На горке». Слайд 9

*Друзья познаются в беде.

*Умел ошибиться – умей исправиться.

*Делу время – потехе час.

3 группа: Инсценируйте эпизод из рассказа Н. Н. Носова «На горке» на тему: «Ребята вовлекают товарища в работу».

Работают в группах

Коммуникативные: адекватно взаимо-

действовать в группе при выполнении учеб-ного задания.

Предметные: пересказывать текст, используя иллюстра-ции.

Познавательные:

подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознан-но и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия.

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 10

  • дружба                        
  • зло
  • трудолюбие
  • радость
  • лень
  • зависть

- С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

Чтобы:                                                                                         Слайд 11

  1. Развеселить читателя.
  2. Подшутить над кем - ни будь.
  3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  4. Разбудить фантазию.
  5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Работаю самостоятельно

Регулятивные:  выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Итоги урока. Рефлексия

Игра «Согласен – не согласен».

Если согласны показывайте зеленый кружок, если нет – красный.

*Действительно ли, что произведение «На горке» - это рассказ?

*Правда ли, что Котька Чижов был ленивым мальчиком?

*Верно ли, что рассказ «На горке» написал К. И. Чуковский?

-  У каждого на парте лежат смайлики. Возьмите их, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

Ответы детей.

Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

конспект урока чтения, Н.Н.Носов " На горке" ( класс коррекц.)

Конспект урока чтения по теме: Н. Н. Носов " На горке", для класса коррекции....

Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...

Конспект урока литературного чтения А.Прокофьев. "Как на горке, на горе"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

Конспект открытого урока по литературному чтнению. Рассказ Н.Н.. Носов "На горке"

Этот конспект поможет Вам провести увлекательный урок по литературному чтению! ...

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Н.Носов. На горке"

Урок литературного чтения по теме "Н.Носов. На горке" разработан в соответствии с требованиями ФГОС...