Урок по литературному чтению в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок по литературному чтению в 3 классе.
ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 143.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению в 3 классе.
ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
•Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
•Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
•Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
•Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
•Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
•Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.
Воспитательные:
•Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
•Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
•Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Формируемые УУД
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок.
Рот закрыли на замок.
Тихо сели,
Ноги вместе,
Книги, ручки – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать –
И учиться лучше всех!
2.Актуализация знаний.
1. Речевая разминка. Хором повторяют
Ваня - Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
2. Игра-повторение; деление на группы; проблемная ситуация. (Приложение 1)
-Распределить карточки с отрывками из произведений по жанрам.
-Какой отрывок остался?
-Как называется этот жанр?
- Какие басни вы знаете?
3. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И. А. Крылова
- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза
- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И. А. Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.
На доске опорная запись: Приложение 2
1) Узнать, …
2) Учиться понимать …
Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?
3. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией И. А. Крылова
- Ребята, А. С. Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
- Посмотрите на портрет И. А. Крылова. Приложение 3
- Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т. д.)
- Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
- Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?
- Родился И. А. Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И. А. Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!), вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И. А. Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.
Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися, выборочное чтение по вопросам:
-Что узнали о детстве баснописца?
-Чем он занимался?
-В чём его успех?
-Как Крылов читал свои басни?
2. Решение первой задачи урока
Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня?
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?
-Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
- Так кто главные герои басен?
- Чьи поступки высмеивает автор?
-Значит, все недостатки людей автор переносит на…
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки.
Физминутка.
Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки?
3. Осознание и осмысление учебного материала. Работа над басней.
- Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?
- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
а) Словарно-лексическая работа
- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:
Работа в группах (пользуются словарями): Приложение 4
Дюжина- 12;
Полдюжины- 6;
Темя - верхняя часть головы;
Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;
Нет проку - нет толку;
Невежда - необразованный, несведущий человек;
К худу клонит - к плохому клонит;
Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
Невежа -грубый, невоспитанный человек.
б) Прослушивание записи. Приложение 5
- Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?
- Какие действия совершала мартышка с очками?
- Почему мартышка решила, что люди ее обманули?
- Что вам показалось в басне смешным?
- Ребята, как вы думаете, в реальной жизни такое может случиться, чтоб мартышка приобрела себе очки.
- Кто подразумевался под нашей героиней?
- Прочитайте еще раз мораль.
- Попробуйте пересказать мораль своими словами (люди, не умея пользоваться вещью, считают, что она не исправна).
4. Закрепление изученного.
1.Чтение басни учениками.
- Смогли ли мы предугадать её содержание?
- Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.
- Почему именно этот эпизод изображён?
- Чем он важен?
- Похоже ли её поведение на поступки людей?
2.Выборочное чтение.
- Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки».
- Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.
-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.
- Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки?
- Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?
- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?
- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?
- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?
- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
- В чём комичность ситуации описанной в басне?
3. Выразительное чтение басни по ролям.
- Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?
- Какой совет можно им дать?
- Встречали ли вы в жизни таких людей?
Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.
4.Словесное рисование, анализ иллюстрации.
-Ребята, скажите, вы любите рисовать?
-А знаете ли вы как ещё можно рисовать, если не карандашами или кисточками?
Рисовать можно словами, совершенно верно. Давайте мы с вами нарисуем нашу главную героиню.
-Какой она будет? Умной или глуповатой?
-Что наша мартышка может держать в руках?
-Что она может делать с этими очками?
-Давайте у нас мартышка будет надевать на себя очки.
-Какое у неё будет выражение лица? Теперь закройте глаза. Открывайте
-Ребята, чего не хватает в нашем рисунке? Почему он кажется неполным?
-Давайте раскрасим его. Какими цветами мы раскрасим мартышку? А какой у нас будет комната?
-Давайте поглядим что у нас получится. Закройте глаза.
-Вот такой у нас получился рисунок. Посмотрите на него внимательно. Какую часть басни он описывает?
5. Тест.
Ребята, а сейчас мы с вами напишем тест по прочитанной басне и биографии автора.
Ваша задача правильно выделить буквы. Начинайте работать. Приложение 6
1. Кто главные герои басни?
А) Мартышка и очки
б)Слон и Моська
в) Лиса и Виноград
2. От кого Мартышка узнала об очках?
А) от подруги
б) от людей
в) из книги
3. Сколько очков достала себе Мартышка?
А) Полдюжины
б) дюжину
в) очень много
4. Почему очки не смогли помочь Мартышке?
А) потому что были сломаны
б) потому что они разбились
в) потому что Мартышка не правильно ими пользовалась
5. Какой порок высмеивает Крылов в этой басне?
А) невежество
б) жадность
в) хитрость
6. Кто изображён на памятнике в Санкт Петербурге помимо самого Ивана Андреевича Крылова?
А) другие писатели
б) герои его басен
в) сказочные персонажи
7. Каким изображён Крылов на памятнике?
А) Читающим книгу
б) Гордо смотрящим вдаль
в) Танцующим
8. Сколько басен написал Крылов за свою жизнь?
А) 2
б) 20
в) 200
9.Где стоит памятник Крылову?
А) В Москве
б) В Санкт Петербурге
в) В Твери
10.Что такое басня?
1) Небольшое произведение, написанное прозой о жизни автора.
2) Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей
3) Небольшое произведение, написанное в стихах, которое рассказывает о древних временах.
(Проверка теста)
5. Подведение итогов
Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать?
- Для чего люди читают басни И. А. Крылова?
- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.
- Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?
6. Рефлексия.
У вас на партах лежат очки. На доске вы видите фразу:
Урок был для меня:
интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный
Приклейте очки рядом с той фразой, которая вам ближе на данный момент. Приложение 7
7. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть с134-135
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."
Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"
Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...