Открытый урок по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок по литературному чтению тема: "Волшебное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.pptx | 2.71 МБ |
urok_otkrytyy.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Гриша, Гриша, дай мне нож. - Ты обратно не вернешь - Дай-ка, Гриша, карандаш, - Ты обратно не отдашь, - Гриша, Гриша, дай резинку, - Ты откусишь половинку, - Гриша, Гриша, дай чернил, - Ты бы сбегал и купил.
Разговор с бабушкой. Возвращение в сквер. Разговор с Леной. Встреча со стариком. Беседа за обедом .
- сердитое лицо; - сердито буркнул; - сжал кулаки; - крикнул; - стукнул кулаком по скамейке.
Человек, умеющий себя вести, называется вежливым. Древнее слово веже , значит знаток, знающий как себя вести с людьми.
Физминутка
Добрый человек, добру и учит. Сначала думай, а потом говори. Вырасти вырос, а ума не вынес. Век живи, век учись. За добро, добром и платят.
Доброе слово путь к сердцу открывает.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
по теме: «Волшебное слово» В.А. Осеевой
2-й класс
Общая тема: «Я и мои друзья»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: обучить детей проводить анализ художественного произведения.
Задачи урока:
обучающие:
- Обеспечить полноценное восприятие текста детьми посредством анализа предлагаемого литературного произведения.
- Продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения.
развивающие:
- Развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас.
- Развивать творческие умения для передачи настроения и характера героев, своего отношения к ним.
- Формировать коммуникативные компетенции.
воспитательные:
- Воспитывать у учащихся чуткость, побуждать добрые чувства, вежливое отношение.
Оборудование:
☑ плакат со стихотворением «Жадина» С.Маршака
☑ набор красок
☑ учебник - «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2012
☑ белый лист бумаги с предварительно сделанной на нем записью слова «пожалуйста»
☑ кисточка
☑ вырезанные из бумаги лепестки
☑ звездочки для оценивания
☑ карточки для составления пословиц
☑ презентация
Структура и ход урока:
I. Приветствие.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите.
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели. (Слайд 1)
Учитель: Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Сегодня у нас будет не просто урок, а урок- соревнование. Вы должны быть активными и внимательными, за правильные ответы на мои вопросы я буду вручать вам звездочки.
(Приложение 1) Победителям я поставлю отличную оценку!
II. Мотивационный компонент.
Создание эмоциональной атмосферы.
Игра «Гимнастика настроения» (Работа над стихотворением С. Маршака «Жадина»).
На доске плакат с записью текста
- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь
- Дай-ка, Гриша, карандаш,
- Ты обратно не отдашь,
- Гриша, Гриша, дай резинку,
- Ты откусишь половинку,
- Гриша, Гриша, дай чернил,
- Ты бы сбегал и купил. (Приложение2)
Учитель: Прочитайте стихотворение. Кто участвует в разговоре?
(Два мальчика, одного зовут Гриша)
Учитель: Этот разговор является монологом или диалогом?
(Диалогом)
Учитель: Дети, как вы считаете надо читать слова Гриши, с какой интонацией?
(со злостью, ведь Гриша жадный мальчик)
а) чтение диалога по группам
б) чтение в паре
Актуализация знаний, умений и навыков обучающихся.
Учитель: Скажите, дети, вы бы обратились с просьбой к Грише еще раз?
Какое слово вы бы использовали, чтобы Гриша изменил свой ответ?
(пожалуйста)
Определение темы и постановка учебных задач.
Учитель: Ребята, вчера мы познакомились с новым произведением, благодаря которому узнали про слово «пожалуйста»? Давайте вспомним, как она называется? Я вам немного подскажу, посмотрите на доску и выберите правильный ответ. (Слайд 2)
( «Волшебное слово»)
III. Операционно-исполнительский этап.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работу над произведением «Волшебное слово». Дети, а как вы думаете, зачем мы ещё и сегодня будем говорить об этом рассказе? Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о главных героях, размышлять об их поступках. И главная наша задача – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа. Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?)
Учитель: Вместе с нами на уроке будет один волшебный персонаж. Посмотрите на доску, вы узнали его? Кто это? (Гномик). Но пока наш гномик грустный, не улыбается, потому что он растерял лепестки- волшебные слова своего цветика- семицветика. (Слайд 3)
Учитель: Давайте постараемся на сегодняшнем уроке быть внимательными, чтобы найти все потерявшиеся лепестки этого цветочка, чтобы наш гном снова заулыбался.
Учитель: Дети, дома все вы читали это произведение. Давайте попробуем вспомнить ход событий. Посмотрите на доску, прочитайте внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом. (Слайд 4)
Учитель: А теперь давайте прочитаем написанное все вместе. Что у нас получилось?
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Эта картинка является иллюстрацией к нашему рассказу. (Слайд 5)
Учитель: Кто изображён? Как зовут мальчика? Что делают? Можно ли назвать Павлика и старика главными героями этого рассказа?
Проверка домашнего задания.
Учитель: Сейчас мы с вами перечитаем разговор Павлика со стариком, потом обсудим. А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…». Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение. Это домашнее чтение, поэтому должны читать правильно, выразительно.
Анализ первой части текста
Учитель: Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение. (Слайд 6)
Учитель: Можно ли Павлика назвать вежливым человеком? (Нет)
Учитель: Кого, по-вашему, можно назвать вежливым человеком?
Учитель: Убедиться в правильности рассуждений нам поможет толковый словарь, взгляните на доску (Слайд 7).
Работа над значением слова.
Учитель: В чем заключалась помощь со стороны старика?
( Он подсказал Павлику волшебное слово)
Учитель: А что это за слово? Волшебная кисть творит чудеса.
Происходят превращения на белом листе, учитель раскрашивает и появляется слово «пожалуйста» за счет предварительной парафиновой записи.
Учитель: Вслушайтесь в это слово. От него исходит добро. Может ли это слово обидеть? Что оно может сделать? (приласкать, ободрить, приблизить)
- Найдите в тексте и прочитайте, как советовал старичок говорить это слово.
Выборочное чтение.
Чтение по цепочке.
Физкультминутка.
Учитель: Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было.
Работа со второй частью текста
Учитель: К какому отрывку относится этот предмет?
(учитель в руках держит набор красок)
Комментированное выполнение задания.
Учитель: Посмотрите на доску. (Слайд 8) С кем разговаривает Павлик? Как Павлик обращается к Лене?
-Подчеркнем эти слова карандашом.
(Глядя ей в глаза, тихим голосом сказал)
Учитель: А теперь назовите слова, определяющие настроение Лены, когда к ней обратился Павлик.
(Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала)
Перечитывание отрывка в лицах.
Подбор отрывка к рисунку.
Работа над третьей частью текста
Учитель: Дети, посмотрите на доску. (Слайд 9) Какой отрывок подходит к рисунку? (Бабушка на кухне)
- Был ли уверен Павлик, что слово поможет? (сомневался)
- Подтверди ответ.
-Чтобы прогнать сомнение, он перед тем, как произнести просьбу подготовил бабушку. Как он это сделал? Выбери слова.
(Повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал)
Хоровое чтение.
Учитель: Хором попробуем прошептать слова Павлика.
- Как на бабушку подействовали слова Павлика? Прочитайте.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в улыбке)
Работа над четвёртой частью
Учитель: Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?
Выборочное чтение
Учитель: Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вёл себя за столом. Как он обратился к брату? (Он обратился к брату со словом «пожалуйста»)
Учитель: Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы? В чём секрет волшебного слова?
Игра «Пожалуйста». Ребята, вы должны будете повторять за мной движения только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста».
Работа над пословицами в группах.
а) составление пословицы из отдельных частей. (Приложение3)
Добрый человек ... ... потом - говори.
Сначала думай... ...добром и платят.
Вырасти вырос... ...добру и учит.
Век живи… …а ума не вынес
За добро... ...век учись.
Учитель: Какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?
б) работа над значением пословицы
- К кому из рассказа она относится?
(Старичок был добрым человеком и знал много вежливых слов. Он и научил Павлика доброму слову.)
Ребята, а может быть кто-нибудь из вас знает ещё пословицы на эту тему?
Хоровое чтение
Тогда все вместе прочитайте ещё одну пословицу, которая очень подходит к нашему уроку. (Слайд 10)
IV. Регулирующий этап.
Итог урока.
Учитель: Так может ли слово быть волшебным?
Учитель: Ребята, а вы верите в волшебство слова? Были ли в вашей жизни ситуации, когда слово вам помогло, выручило. Как вы думаете, зачем В.А.Осеева написала этот рассказ?
Рефлексия учебной деятельности.
Игра «Цветик-семицветик».
Учитель: Ребята, каким еще добрым словам научили бы мы Павлика? У вас на партах лежат лепестки. (Приложение 4)Пока это обычные листочки, но если вы запишите на них добрые волшебные слова, которые вы знаете и положите в нашу волшебную корзиночку, то эти листочки станут лепесточками волшебного цветика-семицветика. Те из вас, которые запишут слова, которые мы сегодня не говорили на уроке, получат от меня звездочку.
Дети поочередно принимают корзинку и кладут в нее свой лепесток.
Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Учитель зачитывает ответы детей. Раздает звездочки)
Учитель: Молодцы, ребята! Я думаю, наш гномик будет очень рад тому, как вы так старательно поработали, чтобы найти потерявшиеся лепесточки его цветочка. Посмотрите на доску. (Слайд 11)
- А теперь подсчитаем ваши заработанные звездочки и выясним, кто работал лучше всех.
Домашнее задание.
Рассказать, какие волшебные слова ты знаешь и как их используешь в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»
Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....
открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России
конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....