Открытый урок по литературному чтению 2 класс Н.Носов "Затейники"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Балуева Светлана Вячеславовна

Здесь представлен материал для урока- конспект урока, все необходимые карточки, интерактивный кроссворд к проверке домашнего задания, представление урока для конкурса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Балуева Светлана Вячеславовна учитель начальных классов МБОУ «Лицей « Политэк » Конкурсное задание очного этапа первого тура

Слайд 2

Тема урока: Н.Н. Носов «Затейники» Цель урока: создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н.Носова «Затейники». Задачи урока: Обучающая: - отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ; умение высказывать собственное мнение. Развивающая: - продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь учащегося. Воспитывающая : - создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.

Слайд 3

Тип урока: Открытие новых знаний Форма работы: Фронтальная, в паре, групповая, индивидуальная Образовательные технологии: игровые технологии групповая технология здоровьесберегающие информационно-коммуникативные технологии технология дифференцированного обучения технология педагогики сотрудничества

Слайд 4

Организация урока приветствие, психологический настрой на урок 2 . Речевая разминка работа с чистоговоркой 3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений разгадывание кроссворда по изученным произведениям 4. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) беседа о литературном герое, биография автора, выставка книг 5. Открытие нового знания первичное знакомство с текстом 6. Физминутка 7. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль. повторное чтение произведения работа в группах с заданиями проверка выполненного 8 . Рефлексия 9. Домашнее задание

Слайд 5

Технические: рабочее место учителя, оснащенное ПК и проектором; Информационные: карточки для групп с заданием слайды-презентации о писателе Н.Носове выставка книг иллюстрация литературного героя учебник «Литературное чтение» 2 класс закладки карточки с индивидуальным домашним заданием Здоровьесберегающие : музыкальная физминутка .

Слайд 6

словесный (беседа, рассуждения) наглядный (слайды, изобразительная наглядность) исследовательский (изучение справочной литературы по теме) репродуктивный (воспроизведение знаний о героях ранее прочитанных произведений) стимулирование и мотивация интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно значимой работе по использованию литературоведческих знаний) наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств)



Предварительный просмотр:

Открытый урок (конкурсное задание очный тур)

Учитель: Балуева Светлана Вячеславовна

Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».

Цель урока:

создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н.Носова «Затейники».

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые результаты: 

  • учащиеся получат возможность научиться прогнозировать содержание произведения; высказывать свое мнение;
  • рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним;
  • находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.

Личностные результаты:

  • оценка поступков героев рассказа;
  • проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроке и дома;
  • посещать библиотеки в свободное время

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • выполнять последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию)
  • учиться работать по предложенному плану;
  • оценивать результаты своих действий по критериям, предложенным учителем.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике,;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • отвечать на простые и сложные вопросы.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной  форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать  текст вслух и про себя, понимать прочитанное;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в  группе

Средства обучения:

технические:

рабочее место учителя, оснащенное ПК и проектором;

информационные:

карточки для групп,  слайды-презентации о писателе Н.Носове,  выставка книг, учебник «Литературное чтение» 2 класс;

здоровьесберегающие:

 «Музыкальная физминутка».

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

-словесный (беседа, рассуждения),

-наглядный (слайды, клип-слайды, изобразительная наглядность),

-исследовательский (изучение справочной литературы по теме),

-репродуктивный (воспроизведение знаний о героях ранее прочитанных произведений)

-стимулирование и мотивация интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно значимой работе по использованию литературоведческих знаний),

-наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

Ход урока

I этап. Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты)

Ребята, меня зовут Светлана Вячеславовна, сегодня я проведу урок литературного чтения.

Психологическая установка на урок:

 Культурные люди при встрече  приветствуют друг друга. Давайте мы с вами поздороваемся. Я буду называть,   с кем здороваюсь, а вы помашете мне рукой.

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, гости!

Здравствуйте все, кто любит играть!

Здравствуйте все, кто любит читать!

 И все вместе :Здравствуйте!

Займите свои места

Все расселись по местам, никому не тесно

По секрету вам скажу «Будет интересно!»

II.Речевая разминка (1-2 мин)

Ребята, чтобы четко говорить и читать нужно тренировать речевой аппарат.

Чистоговорка ( тихо.громко)

Ла-ла-ла – мама в магазин пошла.

Во-во-во – не боимся ничего.

Сят-сят-сят – сказка про трёх поросят.

Огу-огу-огу – кто схватил меня за ногу?

Олк-олк-олк – злой зубастый серый волк.

Ать-ать-ать – не хотим больше играть.

Ать-ать-ать – лучше будем мы читать.

Отлично, теперь мы готовы к уроку

III этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

(4-5 минут)

 Сегодня мы будем работать по группам. Вы помните, что в группе каждый участник важен, поэтому работайте дружно!

1 задание  - «Разгадай»

Если мы правильно ответим на все вопросы, то увидим имя литературного героя, нам потребуются знания, которые вы получили на прошлых уроках.

  1. Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»? (Путаница)
  2. Продолжите название произведения «Федорино… .  (Горе)
  3. В стихотворении Чуковского, кто был паинькой? (Заинька)
  4. Имя Чуковского? (Корней)
  5. Фамилия автора, который написал стихотворение «Мой секрет»? (Михалков)
  6. СтихотворениеС.В. Михалкова называется: « …щенок»? (Мой)
  7. Кто написал: «Кот и лодыри»? (Маршак)
  8. Кто автор стихотворения про мальчика Вовку? (Барто)

1  п

у

т

а

 н

и

ц

а

о

р

 е

 з

а

и

н

ь

к

а

о

р

 н

е

й

и

х

а

л

к

о

в

о

 й

а

р

ш

а

 к

 а

р

т

о

  • Молодцы, ребята …
  • Перед нами появилось имя литературного героя -НЕЗНАЙКА.

 -   Ребята,а какие книжки про НЕЗНАЙКУ вы читали?

(Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в солнечном городе, Незнайка на Луне, Приключения Незнайки)

-   А друзей НЕЗНАЙКИ вы знаете?   (Знайка, Винтик, Шпунтик, Пилюлькин, Пончик  и другие)

IV этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)

- Кто придумал НЕЗНАЙКУ и его друзей из Цветочного города?(ответы детей)

Это писатель Николай Николаевич Носов.

 - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведением)

- Чтобы пополнить ваши знания, я попросила _____________________________________подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве Н.Н. Носова. Послушайте их.

 слайд

1.ученик: Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актёра. К 30 годам он успел освоить множество профессий – газетного торговца, землекопа, косаря, возчика брёвен. Потом учился в Институте кинематографии в Москве.

слайд

2.ученик: Носов работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.

 слайд

3.ученик:

Все книги Н.Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать не возможно.

Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

Учитель

-Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова. Эти книги вы сможете взять и почитать в школьной библиотеке.

V этап. Открытие нового знания (7-8 минут)

В книге Н.Носова «Тук-тук-тук» есть рассказ , с которым познакомимся сегодня на уроке. А как он называется, вы мне скажете, собрав слово из слогов. Следующее задание

Каждая группа получает набор слогов  и составляет слово

- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)

- Ребята, а кого называют затейниками? (Ответы детей)

- Прочитайте слова на доске:  фантазеры, лодыри, выдумщики,  весельчаки.

-Какие из них являются синонимами к слову затейники, какое слово лишнее?

_  А теперь посмотрим как объясняется это слово  в толковом словаре- Учитель читает слово

Затея- занятие для развлечения, забава

отсюда

Затейник. 1. Весёлый человек , склонный к забавным выдумкам, затеям.

2. Руководитель массовых игр, развлечений.

- Итак, затейник- это организатор веселья.

- О чем может идти речь в рассказе с таким названием?

- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа?(Дети )

 Первоначальное восприятие произведения.

- Чтобы проверить наши предположения, давайте послушаем текст произведения Н.Носова «Затейники»Откройте учебник на странице 50.

аудиозапись(4 минуты)

- Вы прослушали рассказ. Наши предположения о героях рассказа были правильными?

- Грустный или веселый рассказ? (Весёлый)

- Понравилось произведение?

- Могла ли такая история произойти с вами?

Давайте немного отдохнем и продолжим работать по группам

- Незнайка однажды полетел на спутник Земли. Это куда?. Давайте быстро слетаем на ракете, а потом вернемся назад Сделаем физкультурную паузу.

ФИЗМИНУТКА

VI этап.Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль . (минут)

Работа с текстом в группах.

- Вы получаете задания, чтобы их выполнить,нужно прочитать текст рассказа и вспомнить его содержание.

Каждая группа повторно читает рассказ Н.Н. Носова «Затейники» и выполняет своё задание:

От каждой группы к учителю отправьте по 2 человека - мальчик и девочка

Задание для 1-й группы

Подготовьте ответы на вопросы:

Как зовут героев рассказа?  (Петя и Валя)

Как называли себя дети?  (Затейники)

 В какую игру они играли?  (Три поросёнка)

Почему игра прервалась?

Какими ты представляешь героев рассказа?

Задание для 2-й группы

В какой последовательности происходили события в рассказе Н.Носова «Затейники».

Дети сделали домик.

Мама ушла в магазин.

Волка под столом не оказалось.

Дети прочитали сказку.

Валя потрогала Петю за ногу.

Дети испугались и выскочили  из-под стола.

Задание для 3-й группы

Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н. Носова. Объясните свой выбор.

У страха глаза велики.

Волка бояться – так и в лес не ходить.

Трусливому зайке и пенёк – волк.

 Глаза страшатся, а руки делают.

 Осторожного коня и зверь не берёт.

-Вспомните, с каким произведением мы уже знакомы, где страх руководит людьми. (русская народная сказка. « У страха глаза велики »)

-Что бы вы хотели посоветовать ребятам?

– Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 6  минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности.

Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

«Инсценирование рассказа»-найди в тексте этот эпизод

1.Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

2. Вдруг меня кто-то  как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

2. Я подкрался на цыпочках к столу, дернул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.

VII. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)( итог урока)

Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?  (Не будут скучать,умеют организовать свой досуг).

За что можно их поругать?  (Нельзя нагонять на себя страх,играть  в спокойные игры.)

Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?  (Нельзя играть с одеялом,с постелью).

Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?

Достигнута ли наша цель – знакомство с произведением? (Да,мы познакомились с рассказом Н.Носова«Затейники».)

Спасибо за активную работу на уроке.
Оценивание учащихся.
Сегодня хорошо рассуждали : ………
Хорошо читали: ……..
Хорошо слушали: …….

Приглашаю первую группу(потом вторую, третью) к доске, оцените свою работу

Если вы работали отлично, поднимите руки вверх

Если могли работать лучше, опустите руки вниз

Если вы недовольны своей работой, то закройте лицо руками

VIII Домашнее задание (2-3 минуты)

Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Я вручаю вам  нужный предмет на уроке литературного чтения- закладки. А смешные лунатики приготовили для вас домашнее задание (ведь не зря мы летали на Луну)

  1. Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
  2.  Нарисуй иллюстрацию  к произведению  
  3. Продолжи  рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…». 

- Урок окончен, спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ла-ла-ла – мама в магазин пошла. Во-во-во – не боимся ничего. Сят-сят-сят – сказка про трёх поросят. Огу-огу-огу – кто схватил меня за ногу? Олк-олк-олк – злой зубастый серый волк. Ать-ать-ать – не хотим больше играть. Ать-ать-ать – лучше будем мы читать.

Слайд 3

Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»? П Ц А У Н Т И А

Слайд 4

Продолжите название произведения «Федорино… П Ц Е О А Р Г У Н Т И А

Слайд 5

В стихотворении Чуковского, кто был паинькой? П Ц Е О А Р Г Ь З Н У Н А Т И И К А А

Слайд 6

Имя Чуковского? П Ц Е О А Р Г Ь З Н У Н А Т И И К Р Н Й Е А К О А

Слайд 7

Фамилия автора, который написал стихотворение «Мой секрет»? П Ц Е О А Р Г Ь З Н У Н А Т И И К Р Н Й Е А О К О К Л А Х И М А В

Слайд 8

Стихотворение С.В. Михалкова называется: « …щенок»? П Ц Е О А Р Г Ь З Н У Н А Т И И К Р Н Й Е А О К О К Л А Х И М М О Й А В

Слайд 9

Кто написал: «Кот и лодыри»? П Ц Е О А Р Г Ь З Н У Н А Т И И К Р Н Й Е А М О К О К Л А Х И М А Р М О Й Ш А К А В

Слайд 10

Кто автор стихотворения про мальчика Вовку? П Ц Е О А Р Г Ь З Н У Н А Т И И К Р Н Й Е А М О К О К Л А Х И М А Р М О Й Ш А К Б А О Т Р А В



Предварительный просмотр:

Инсценирование рассказа( изобрази прочитанное)

1.Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Инсценирование рассказа( изобрази прочитанное)

2. Вдруг меня кто-то  как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

Инсценирование рассказа( изобрази прочитанное)

3. Я подкрался на цыпочках к столу, дернул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.

Задание для 1-й группы

Подготовьте ответы на вопросы :

1.  Как зовут героев рассказа? 

Задание для 1-й группы

Подготовьте ответы на вопросы:

2.  Как называли себя дети?  

 

Задание для 1-й группы

Подготовьте ответы на вопросы:

3. В какую игру они играли?  

Задание для 1-й группы

Подготовьте ответы на вопросы:

4. Почему игра прервалась?

Задание для 1-й группы

Подготовьте ответы на вопросы:

5. Какими ты представляешь героев рассказа?

Задание для 2-й группы

Расположи  предложения по порядку

Дети сделали домик.

Задание для 2-й группы

Расположи  предложения по порядку

Мама ушла в магазин.

Задание для 2-й группы

Расположи  предложения по порядку

Волка под столом не оказалось.

Задание для 2-й группы

Расположи  предложения по порядку

Дети прочитали сказку.

Задание для 2-й группы

Расположи  предложения по порядку

Валя потрогала Петю за ногу.

Задание для 2-й группы

Расположи  предложения по порядку

Дети испугались и выскочили  из-под стола.

Задание для 3-й группы

Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н. Носова. Объясните свой выбор.

У страха глаза велики.

Задание для 3-й группы

Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н. Носова. Объясните свой выбор.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Задание для 3-й группы

Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н. Носова. Объясните свой выбор.

Терпенье дает уменье.

Задание для 3-й группы

Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н. Носова. Объясните свой выбор.

Глаза страшатся, а руки делают.

Задание для 3-й группы

Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которая подходит к нашему рассказу Н. Носова. Объясните свой выбор.

Осторожного коня и зверь не берёт.

1

2

3

4

5

6

7

8

Разгадай кроссворд

  1. Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»?

  1. Продолжите название произведения «Федорино… .

 

  1. В стихотворении Чуковского, кто был паинькой?

  1. Имя Чуковского?

  1. Фамилия автора, который написал стихотворение «Мой секрет»?

  1. СтихотворениеС.В. Михалкова называется: « …щенок»?

  1. Кто написал: «Кот и лодыри»?

  1. Кто автор стихотворения про мальчика Вовку?

https://kladraz.ru/upload/blogs/5893_a282991bd9efc122a55be2cab3633d40.jpg

Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

Нарисуй иллюстрацию  к произведению  

Продолжи  рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…». 

ЗА

ТЕЙ

НИ

КИ

ЗА

ТЕЙ

НИ

КИ

ЗА

ТЕЙ

НИ

КИ

ЗАТЕЙНИКИ

ФАНТАЗЁРЫ

ЛОДЫРИ

ВЫДУМЩИКИ

ВЕСЕЛЬЧАКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....