Из опыта работы "Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения"
статья по теме
Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_utomleniya.rar | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Москвитина Т.В.
Профилактика утомления учащихся на уроке – одно из условий успешного обучения
Здоровье - это не все, что надо
человеку, но если его нет, то
человеку уже ничего не надо.
Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.
Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.
Утомление имеет двойное биологическое действие: с одной стороны, это защитная, охранительная реакция, оберегающая организм от чрезмерного истощения; с другой — оно стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей; и при тренировке одна и та же нагрузка будет постепенно все менее утомительной.
*** Количественно оценить утомление довольно сложно. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности. И, наконец, вопрос: можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!
Опасность переутомления в том, что при нем изменения, происходящие в организме, не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. А когда переутомление хроническое, длительно действующее — это, как правило, сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
*** Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:
- трудности учебного материала
- эмоционального состояния учащихся
- насыщенности видов учебной деятельности
***Начальные признаки утомления:
1) снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
2) ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
3) ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
4) ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
***Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления.
1. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.
Динамика работоспособности
1. Недельная динамика работоспособности: понедельник – врабатывание, вторник, среда – наиболее высокая и устойчивая работоспособность; с четверга – спад работоспособности;
2. Дневная динамика работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с восьми до одиннадцати); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от шестнадцати до восемнадцати часов (при правильном отдыхе) и вновь ее значительное падение;
3. Фазы работоспособности детей на уроке: врабатывание, оптимальная работоспособность, снижения работоспособности.
При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
- 3—5 минут — врабатывание;
- 5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
- 2—3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
-5—10 минут — период средней работоспособности;
-оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
| Время | Нагрузка | Деятельность |
1-й этап. Врабатывание | 5 мин. | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
2-й этап. | 20-25 | Максимальное снижение на 15-й мин. | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
3-й этап. Конечный порыв | 10-15 мин. | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%
***2. Стараюсь уделять большое внимание на гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски. Отмечено, что утомляемость учащихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
***3. Урок должен носить деятельностный характер
Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.
В первую очередь стараюсь вызвать у детей эмоциональный настрой на работу.
Например:
Поделись улыбкою своей.
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
Мешок настроений.
Я принесла волшебный мешок. Давайте положим туда все плохое и выбросим его.
Аутотренинг.
Я готов к работе.
Мои глазки внимательно смотрят.
Мои ушки внимательно слушают.
Мои ручки старательно пишут.
Моя голова думает.
Мой язык не болтает без дела.
* Также стараюсь поддерживать интерес детей на протяжении всего урока. В этом помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, гномик – задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры – диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).
Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки, обязательно учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные дезорганизующим.
* Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). Нормой считается 4-7 видов учебной деятельности за урок, используемых учителем. На разных этапах урока можно использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).
Важно число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за урок.
Необходимо помнить, что оптимальная продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 минут, в 7—8 лет — 10 минут; непрерывного письма — до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока.
Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1—2 минуты, во I I полугодии — 5—8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.
***4. Стараюсь включать в урок методы, способствующих активизации творческого самовыражения учащихся. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь.
Для этого я использую методы свободного выбора (Наример, на доске записаны слова (Какое задание вы можете предложить?); либо детям предлагаю выполнить на выбор то или иное задание.);
активные методы (ученики в роли учителя, работа в парах, группах; ролевая игра, ученик как исследователь и др.);
методы проблемное обучение.
***5. Психофизический комфорт ребенка на уроке
Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.
Снятие эмоционального напряжения
Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.
Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод "цветописи Лутошкина", основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( «Цветок настроений» детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).
Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый - спокойствие, уравновешенность, синий - неудовлетворенность, грусть, фиолетовый - напряженность, тревожность, черный - упадок, уныние, белый - равнодушие (трудно сказать). Также наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. отдаляют момент наступления утомления.
Особое внимание обращаю на позу ребенка на уроке. Так как степень естественности позы школьников на уроке служить хорошим показателем психологического воздействия учителя, степень его авторитаризма. Механизм здоровьеразрущающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
***6.Включение в урок физминуток.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.
В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, снятию утомления глаз и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому в содержание физкультминуток нужно вводить упражнение для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Виды физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика для слуха;
- Упражнения, корректирующие осанку;
- Дыхательная гимнастика.
Естественно, основная цель таких пауз – повышение работоспособности, а отсюда и эффективности обучения. Но в зависимости от ситуации могут быть разные «отдыхи». Иногда детей нужно «встряхнуть», зарядить бодростью; или, наоборот, успокоить когда надо размять затекшее от долгого сидения тело; а когда снять утомление с мышц; есть психогимнастика, снижающая умственное утомление.
Советы по преодолению трудностей, мешающих провести физкультурные паузы
1. Приучите себя к мысли, что, потратив на уроке 2–5 минут, вы сторицей восполните это время за счет эффективности процесса усвоения на уроке.
Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.
2. Постепенно школьники привыкнут и будут выполнять как должное, особенно если вы подберете комплекс, соответствующий их возрасту и нагрузкам.
3. Применяйте комплекс, не включающий махи, прыжки, т.е. такие упражнения, для которых нужно много пространства (это могут быть, например, изометрические упражнения).
4. Не включайте упражнения, требующие слишком активных движений, смешных поз, двусмысленных выражений (хотя и не мешало бы иногда хорошо расслабиться).
5. Возможно, слишком вялые движения или очень короткая пауза просто не позволили снять усталость. Подберите более интенсивный комплекс. А может быть, лучше провести упражнения на релаксацию?
Относитесь бережно к здоровью своих учеников и к своему собственному, и оно не останется в долгу, даст возможность плодотворно трудиться и всегда быть в хорошем настроении!
Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.
Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук.
Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:
- гимнастику для глаз.
Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую:
- гимнастику для слуха.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:
- дыхательную гимнастику.
Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций.
Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.
Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.
Упражнения для профилактики утомления
I. В начале урока
1.Растирание ушных раковин и пальцев рук – активизирует все системы организма.
2.Перекрестные движения – активизирует оба полушария головного мозга. С правой рукой движется левая нога, и наоборот.
3.Качания головой – улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
4.Ленивый восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
5.Симметричные рисунки – улучшает зрительно-моторную координацию. Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки.
II. Во время урока
1.Лобно-затылочная коррекция – улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. 1 минута.
2.Медвежьи покачивания – расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
3.Поза дерева – снимает статическое напряжение позвоночника. Руки плавно поднять вверх, потянуться всем телом. Удерживать позу 15-20 сек. Можно выполнять стоя и сидя.
4.Поза скручивания – улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
5.Гимнастика для глаз – снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
III. В конце урока
1.Медуза – сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
3.1. Релаксация
Цель – снятие мышечного напряжения.
Звучит спокойная музыка.
Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря… Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.
Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся.Я используется методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Данная методика включает в себя валеологическое обоснование необходимости проведения тепинг-теста на общеобразовательных уроках в школе. Методика исследования утомления полезна для всех учителей, заинтересованных в организации своего урока на здоровьесберегающих технологиях и организаторов оздоровительной работы в школе.
Методика оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся
по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест» (tap – стучать, англ.)
Тест позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Эти дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.
Для проведения теста раздаются заранее приготовленные бланки с нанесенными на них квадратами или ребят просят самих начертить на листе бумаги квадрат. Сторона квадрата 14 см. Этот большой квадрат делится на 4 малых со сторонами 7 см. Квадраты нумеруются следующим образом: рядом с квадратом 1 справа квадрат 2, под 2 квадратом – 3, под 1 – 4.
Даются инструкции: «По команде «НАЧАЛИ» вы должны в первом квадрате ставить точки, по команде «ПЕРЕХОД» - ставить точки в каждом последующем квадрате, по команде «СТОП» - закончить работу». Время работы в одном квадрате 5 секунд. Общее время – 20 секунд.
При этом карандаш или ручка располагаются в руке вертикально бланку. Предплечье должно полностью располагаться на поверхности стола. Движения совершаются только кистью руки. Максимальное удаление кончика ручки от листа при размахе кисти руки не должно быть больше 3-5 см.
После завершения работы собрать бланки.
Обработка и оценка результатов.
1.Подсчитывается количество точек в каждом квадрате.
2.Подсчитывается коэффициент моторной частоты для каждого квадрата по формуле: КМЧ1=
Где КМЧ1 – коэффициент моторной частоты для первого квадрата; N1 – количество точек в первом квадрате; t – время проведения теста (5 секунд). Так же рассчитываются КМЧ2, КМЧ3, КМЧ4. Отмечается изменение КМЧ в ходе пробы. В условиях утомления сумма КМЧ двух последних квадратов всегда меньше, чем таковая для двух первых квадратов, или к концу пробы величина КМЧ уменьшается от первого к четвертому квадрату.
3.Для упрощения расчетов при проведении массовых исследований ограничиваются подсчетом КМЧ для первого и четвертого квадратов (КМЧ1 и КМЧ4). Составляют пропорцию:
4.Оценка результатов. Если отношение разности между показателями первого и четвертого квадратов к показателю первого квадрата будет больше 10% (х больше 10%), то считается, что объективно утомление уже наступило; если в пределах 10% - утомления еще нет, хотя субъективно человек и может ощущать усталость. Такой ученик будет иметь более устойчивую работоспособность, так как он меньше склонен к развитию утомления. Может случиться и так, что КМЧ4 будет больше КМЧ1. В таком случае мы будем иметь дело с учащимся, который отличается высокой устойчивостью к развитию утомления. Важно выявить детей, у которых будет значительное превышение этого критерия, т.е. много больше 10%.
К обработке результатов тестирования можно привлечь и самих обследуемых.
Таким образом, тепинг-тест является простым и эффективным приемом индивидуальной или групповой диагностики утомления детей в ходе их учебной деятельности, позволяет дать валеологическую оценку уроку, организации учебно-воспитательного процесса в динамике.
Результаты анкетирования детей по школе, в классе.
Если сравнить результаты анкетирования детей в в классе с результатами анкетирования детей в целом по школе, видно, что процент детей, которые устают ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса и внимания на уроках математики - основное условие успешного обучения.
сообщение из опыта работы, тема по самообразованию...
“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.
Презентация на тему “Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”....
“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.
“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”....
“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.
«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память – аккумулятор человеческого гения». Рассел Д.При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правиль...
Проведение педагогической диагностики стартовой готовности как одно из условий успешного обучения
Статья описывает проведение педагогической диагностики стартовой готовности, которая проводится в начале школьного обучения. Для диагностики использован комплект Битяновой М. Р. "Школьный старт"....
Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.
Cовременная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности д...
Проект «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Развитие интереса к чтению у учащихся начальных классов....