Басни И.А. Крылова "Лебедь щука и рак", "Две бочки", "Мышь и крыса".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Смирнова Марина Евгеньевна

 И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

:• Познакомить учащихся с новыми баснями И. А. Крылова и вспомнить изученные ранее басни; расширять представления об особенностях жанра.

• Формировать умение определять главную мысль произведения, делать выводы.

• Отрабатывать навыки выразительного чтения, умения пользоваться выразительными средствами языка.

• Развивать устную речь, творческое воображение, образное мышление, способствовать формированию художественного вкуса.

• Воспитывать чувство дружбы, сплочённости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Басни И.А. Крылова. Открытый урок357.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

Цели:

 Познакомить учащихся с новыми баснями И. А. Крылова и вспомнить изученные ранее басни; расширять представления об особенностях жанра.

 Формировать умение определять главную мысль произведения, делать выводы.

 Отрабатывать навыки выразительного чтения, умения пользоваться выразительными средствами языка.

 Развивать устную речь, творческое воображение, образное мышление, способствовать формированию художественного вкуса.

 Воспитывать чувство дружбы, сплочённости.

Номер и тема урока

Деятельность учащихся

Формируемые умения/личностные качества

(Планируемые результаты обучения)

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Урок № 26. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

Читают осмысленно, правильно, бегло.

Читают выразительно, соблюдая логические и психологические паузы.

Читают выборочно.

Совершенствуют контекстный способ чтения.

Пополняют словарный запас.

Выявляют подтекст.

Определяют и формулируют главную мысль произведения.

Соотносят пословицы с баснями (по смыслу).

Наблюдают над использованием художественного приема «аллегория»

Цитируют (устно).

Обосновывают ответ ссылкой на текст.

Читают по ролям.

Создают высказывания на основе личного опыта (повествование).

Заучивают наизусть.

Читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно.

Читать выборочно.

Формировать воссоздающее воображение.

Формировать контекстный способ чтения.

Расширять словарный запас.

Выявлять подтекст.

Понимать аллегорию.

Определять и формулировать главную мысль произведения.

Цитировать.

Обосновывать ответ ссылкой на текст.

Читать по ролям.

Создавать высказывания на основе личного опыта (повествование).

Заучивать наизусть.

– Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

– Вырабатывать способность к нравственной оценке. (Л.)

– Развивать способность к рефлексии. (Л.)

– Формировать эмпатию.(Л.)

– Развивать способность к эмоционально-личностной децентрации. (Л.)

– Развивать художественный вкус. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Определять смысл слов и устойчивых выражений по контексту. (П-1.)

– Определять главное. (П-1.)

– Анализировать содержание произведения с целью выявления подтекста. (П-2.)

– Анализировать произведение с целью определения главной мысли. (П-2.)

– Анализировать произведение с целью выявления образных языковых средств. (П-2.)

– Сравнивать произведения. (П-2.)

– Синтезировать прочитанное. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать своё мнение. (К.)

– Учитывать мнение сверстников. (К.)

– Формировать навыки сотрудничества. (К.)

– Делать высказывания (повествование) на основе личного опыта. (К.)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент. Формирование рабочего настроя на предстоящий        урок. Развитие речи

                                                                                                                                                          2. Проверка домашнего задания.

Поставленные задачи: развивать творческие способности

Ожидаемый результат: умение делать выводы, применять их в жизни.

Метод: слово учителя

Прием: вводное слово учителя

– Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее, –
Начнём скорей урок!

Работаем устно. Возьмите карточки с пословицами. Пословицу нужно продолжить.

Учитель:- На какую тему были пословицы?

Дети: - О дружбе, согласии.

Учитель: - Отложите листочки в сторону, они нам на уроке сегодня пригодятся.

Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке?

- Что же такое басня?

(Это маленький рассказ, стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди.)

- Какие слова басни содержат в себе поучительный вывод? (Мораль)

- Какие мысли выражает мораль?

(Что надо делать и чего не надо.)

- К какой морали вы должны были сочинить свою историю?

(К басне «Лисица и Козел» - прежде, чем что-то сделать, надо подумать.)

- Спасибо, дети! Ваши истории очень точно отражают данную мораль, они очень поучительны. Какой сделаем вывод?

Дети: - Чтобы в жизни не было неприятностей, свои поступки надо обдумывать.

По одному читают свои пословицы, дополняют их и садятся.

Пословицы о дружбе и согласии.

Старый друг лучше новых… (двух).

В согласном стаде волк не… (страшен).

Друг познаётся в … (беде).

  1. Где лад, там и … (клад).
  2. Нет друга, так ищи, а найдёшь… (береги).
  3. Один за всех, все за… (одного).
  4. Дружно – не грузно, а врозь – хоть… (брось).
  5. Ссора до добра не… (доведёт).
  6. Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).
  7. Одна пчела… (немного) мёду натаскает.
  8. С кем поведёшься, от того и… (наберёшься).
  9. Веник не переломишь, а по прутику весь веник…( сломаешь).

Без друга в жизни… (туго).

Дружный табун и волков не… (боится).

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/114f/0004cc3e-963ffd04/1/img1.jpg

Проверка готовности к уроку Карточка №1

3. Объявление темы, целей урока, вводная беседа.

Поставленные задачи: - вспомнить определение басни, жанровую особенность (мораль).

Загадки о лебеде, щуке и раке

Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,

Терпелива и пуглива (Лебедь)

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку,

Не проглотит лишь ерша (Щука)

Все движутся вперёд,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад (Рак)

 Что общего у всех этих животных? Чем они отличаются?

- Что общего у всех этих животных? (Они обитатели водоемов)

- Чем они отличаются? (Входят в разную группу. Лебедь в класс птиц, щука – рыба, рак – класс ракообразных.)

- Как вы думаете, почему на уроке сегодня речь завели об этих животных?

Значит, чем мы на уроке будем заниматься?

Какую цель перед собой поставим?

- Посмотрите в учебнике, кто автор произведения?

- Чем знаменит И.А.Крылов? (Он писал басни.)

-Что такое басня? (Это маленький рассказ, стихотворение, в котором действуют животные и предметы, а подразумеваются под ними люди.)

- Как называют людей, которые пишут басни? (Баснописцы. В своих произведениях они показывают недостатки человека и подсказывают, как от них избавиться.)

Иван Андреевич Крылов

4. Подготовка к первичному восприятию

- Почему названия животных написаны с большой буквы? (Потому что под этими вымышленными персонажами подразумеваются люди с теми же недостатками, которые присущи данным персонажам.)

- В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце. Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…».
Слова, в которых выражается главная мысль басни называется 
моралью.

Итак, наша задача – выяснить мораль данной басни.

Лебедь, Щука и Рак

5. Первичное знакомство с басней

Просмотр мультфильма «Лебедь, Щука и Рак»

Поставленные задачи: - создать яркое впечатление у детей, показать голосом правильные интонации и логические ударения.

Метод: слушание

6. Проверка первичного восприятия

- Почему же на все старания Лебедь, Щука и Рак не смогли везти воз?

Словарь

Согласье- все вместе, едино, как одно целое

Лад – порядок, согласие

Мука – сильное страдание, испытание

Поклажа – уложенные для перевозки вещи

Воз – поклажа с чем-то

Впряглись – упряжью соединились с повозкой

Пятится – двигается назад

Судить – высказывать свое мнение

Метод: беседа

Прием: ответы на вопросы

Потому что каждый тянул в свою сторону…

Создают высказывания на основе личного опыта (повествование).

Пополняют словарный запас.

со|гла|сье лад мука по|кла|жа воз впряг|лись пя|тит|ся су|дить Словарик – все

7. Чтение басни с целью подготовки к её выразитель-ному исполн.

Чтение детьми про себя.

Ожидаемый результат: - совершенствовать навык самостоятельного чтения «про себя».

Метод: чтение

Читают осмысленно, правильно, бегло.

Ответьте на вопросы словами из басни Что однажды задумали сделать Лебедь, Щук

8. Анализ содержания басни

Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев? Какие слова помогают уви

9. Подготовка к выразитель.

чтению

Ответы на вопросы по содержанию:

  1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
  2. Как они старались выполнить работу?
  3. Получилась ли их затея?
  4. Найдите слова, которые помогут увидеть образ каждого героя.
  5. Какие слова в басне подсказывают, что воз можно было бы свезти?

Беседа на логическое мышление:

  1. Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев?
  2. Какие слова помогают увидеть образ каждого героя?

«Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый»

«Рак пятится назад» – неповоротливый,

нерасторопный, идёт назад»

«Щука тянет в воду» – упрямая, только своё

дело знает»

  1. Что главного они не сделали? (Не договорились, как будут действовать.)
  2. Найдите главную часть басни – мораль

Определите, какая пословица соответствует басне Дружно негрузно, а врозь – хо

Определите, какая пословица соответствует басне? (Дружно не грузно, а врозь – хоть брось)

Расстановка логических ударений в словах

Деление басни на части

Читают выборочно.

Выявляют подтекст.

Наблюдают над использованием художественного приема «аллегория»

Цитируют (устно).

Обосновывают ответ ссылкой на текст.

Совершенствуют контекстный способ чтения.

Соотносят пословицы с баснями (по смыслу).

Читают выразительно, соблюдая логические и психологические паузы.

Читают про себя, делят на 3 части.

Читают 3 ребенка, потом еще трое

Игра «Верно – Неверно» Верно ли, что басня о дружбе? Верно ли, что Лебедь, Ра

Эл. прилож.

  1. Игра «Верно – неверно»

Игра «Верно – неверно»

Верно ли, что басня о дружбе?

Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?

Верно ли, что воз стал причиной их разлада?

Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?

Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными?

Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?

Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?

  1. ВыводО чём стоит задуматься после чтения басни Ивана Андреевича Крылова? В любом д

12. Подготовка к восприятию следующей басни

13. Знакомство с текстом

14. Дома

О чём стоит задуматься после чтения басни Ивана Андреевича Крылова? (В любом деле нужно действовать сообща и дружно.)

Кого называют «царём зверей»?

Подготовка к восприятию следующей басни не займёт много времени.

– Кто среди хищных зверей считается самым сильным и грозным (его нередко называют «царём зверей»)? Какого он размера?

– А какого размера кошка?

– Для кого она может оказаться очень опасной, страшной?

– Кто может объяснить значение слова «молва»? (Слухи.)

– Кто объяснит значение слов «весть», «известие»? (Сообщение о чём-нибудь.)

Знакомство с текстом «Мышь и Крыса» через прослушивание

- Определите мораль этой басни.

- Какую пословицу про страх можете вспомнить?

Мышь и Крыса

Дома а) знакомятся с басней И. Крылова «Две Бочки»;

б) отвечают на вопросы и выполняют задания ко второй и третьей басням этого писателя, представленные в учебнике и в тетради;

в) учат наизусть любую из басен И. А. Крылова, необязательно по учебнику.

Определяют и формулируют главную мысль произведения.

Домашняя работа: а) познакомиться с басней И. Крылова «Две Бочки»; б) ответит

Читают по ролям.

Соотносят пословицы с баснями (по смыслу).

Заучивают наизусть.

Эл. прилож.

15 Итог урока

Какова была цель нашего урока? Мы ее достигли?

Чему на уроке вы научились? Чему можете научить других?

.

Описание слайда:

Птица медленно плывёт, Словно белый теплоход. Горделива и красива, Терпелива и пуглива Полосатая злодейка Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша Все движутся вперёд, А он наоборот. Он может два часа подряд Всё время пятиться назад

3 слайдЧто общего у всех этих животных? Чем они отличаются?

Описание слайда:

Что общего у всех этих животных? Чем они отличаются?

4 слайдИван Андреевич Крылов

Описание слайда:

Иван Андреевич Крылов

5 слайдЛебедь, Щука и Рак

Описание слайда:

Лебедь, Щука и Рак

6 слайдсо|гла|сье лад мука по|кла|жа воз впряг|лись пя|тит|ся су|дить Словарик – все

Описание слайда:

со|гла|сье лад мука по|кла|жа воз впряг|лись пя|тит|ся су|дить Словарик – все вместе, едино, как одно целое – порядок, согласие. – сильное страдание, испытание. – уложенные для перевозки вещи – повозка с чем-то – упряжью соединились с повозкой – двигается назад – высказывать своё мнение

7 слайдОтветьте на вопросы словами из басни Что однажды задумали сделать Лебедь, Щук

Описание слайда:

Ответьте на вопросы словами из басни Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? Как они старались выполнить работу? Получилась ли их затея? Найдите слова, которые помогут увидеть образ каждого героя. Какие слова в басне подсказывают, что воз можно было бы свезти?

8 слайдСлучайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев? Какие слова помогают уви

Описание слайда:

Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев? Какие слова помогают увидеть образ каждого героя? «Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад «Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает Что главного они не сделали? не пригласили на помощь кого-то более сильного не спели вместе не договорились, как будут действовать Найдите главную часть басни – мораль

9 слайдОпределите, какая пословица соответствует басне Дружно негрузно, а врозь – хо

Описание слайда:

Определите, какая пословица соответствует басне Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Много захочешь последнее потеряешь.

10 слайдИгра «Верно – Неверно» Верно ли, что басня о дружбе? Верно ли, что Лебедь, Ра

Описание слайда:

Игра «Верно – Неверно» Верно ли, что басня о дружбе? Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись? Верно ли, что воз стал причиной их разлада? Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели? Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными? Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей? Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?

11 слайдО чём стоит задуматься после чтения басни Ивана Андреевича Крылова? В любом д

Описание слайда:

О чём стоит задуматься после чтения басни Ивана Андреевича Крылова? В любом деле нужно действовать сообща и дружно

12 слайдКого называют «царём зверей»?

Описание слайда:

Кого называют «царём зверей»?

13 слайдМышь и Крыса

Описание слайда:

Мышь и Крыса

14 слайдДомашняя работа: а) познакомиться с басней И. Крылова «Две Бочки»; б) ответит

Описание слайда:

Домашняя работа: а) познакомиться с басней И. Крылова «Две Бочки»; б) ответить на вопросы и выполнить задания ко второй и третьей басням этого писателя, представленные в учебнике и в тетради; в) выучить наизусть любую из басен И. А. Крылова, необязательно по учебнику.

Выбранный для просмотра документИ.Крылов Лебедь, рак и щука.docx

 

библиотека
материалов

   

Тема: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

Цели:

 Познакомить учащихся с новыми баснями И. А. Крылова и вспомнить изученные ранее басни; расширять представления об особенностях жанра.

 Формировать умение определять главную мысль произведения, делать выводы.

 Отрабатывать навыки выразительного чтения, умения пользоваться выразительными средствами языка.

 Развивать устную речь, творческое воображение, образное мышление, способствовать формированию художественного вкуса.

 Воспитывать чувство дружбы, сплочённости.

Номер и тема урока

Деятельность учащихся

Формируемые умения/личностные качества

(Планируемые результаты обучения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Урок литературного чтения во 2 классе "И.А.Крылов и его басня "Лебедь, Щука и Рак". УМК "Школа России".

Тип урока: ОНЗ (технология критическоо мышления). Урок построен в соответствии со всеми этапами данной технолоии. К уроку прилагается презентация....

И.А.Крылов. Басня "Лебедь, Рак и Щука"

Программа "Гармония" 4 класс...

Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука» 2 класс

План-конспект урока.Предмет: Литературное чтениеУрок № 34Тема урока: Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».Тип урока: урок «открытия» нового зн...

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".  В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...

Конспект урока по литературе в 4 классе. Характерные особенности жанра басни. (БАСНИ И.А. КРЫЛОВА . «Мышь и крыса»).

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс. Характерные особенности жанра басни. ( На примере басни И.А.Крылова "Мышь и Крыса")...

Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...