Урок литературного чтения во 2 классе "И.А.Крылов и его басня "Лебедь, Щука и Рак". УМК "Школа России".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Тип урока: ОНЗ (технология критическоо мышления). Урок построен в соответствии со всеми этапами данной технолоии. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_chteniya_lebed_shchuka_i_rak.docx | 25.48 КБ |
urok_krylov_lebed_shchuka_i_rak.pptx | 551.61 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2 класс
УМК «Школа России»
Тема: И.А.Крылов и его басня «Лебедь, Щука и Рак».
Тип урока: ОНЗ (технология развитие критического мышления)
Цели:
Развивающий аспект
-развитие речи учащихся
-развитие умений анализировать произведение в жанре басни, находить способы изображения событий и характеров героев, составлять модель басни
Познавательный аспект
-формирование умения осознанного, правильного, выразительного чтения басни
-формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц
Воспитательный аспект
-воспитание внимательного отношения к мнению другого человека
-воспитание совместной работы в группе, радости сопереживания успехам собеседника
Оборудование урока:
-концептуальное колесо и карточки – предположения, кроссворд ( в каждой группе), листы с текстом об авторе, карточки с действиями героев, листы с изображением героев для написания синквейнов.
Ход урока:
1.Фаза вызова.
а) Вступление.
Ребята, наверное, вы согласитесь, что литература-это необыкновенная волшебная страна. Авторы - это волшебники. А у каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора-это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово - не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен разгадать его. А вы внимательные читатели?
СЛАЙД №2
б) Решение кроссворда.
Предлагаю вам решить небольшой кроссворд, вспомнить разные жанры устного народного творчества, чтобы самим определить тему нашего сегодняшнего урока. Во время вашей работы я буду «хранителем времени», буду предупреждать вас о приближении окончания работы. А чтобы работа ладилась, скажите друг другу доброе слово – комплимент.
Разгадывание кроссворда (работа в группах).
П | Р | И | Б | А | У | Т | К | А |
З | А | Г | А | Д | К | А | ||
С | Ч | И | Т | А | Л | К | А | |
Н | Е | Б | Ы | Л | И | Ц | А | |
П | Е | С | Н | Я |
1.Этот жанр содержит шутку, вопрос – ответ, является небольшой сказкой.
2.Вы очень любите их отгадывать.
3.С нее начинают игру.
4.В этом стихотворном жанре происходит то, чего не может быть на самом деле.
5.Мама с ней укладывает малыша спать.
Группа, готовая к презентации, сначала говорит ответ тихо только учителю.
Какое слово у вас получилось? С каким новым литературным жанром мы сегодня познакомимся?
в) Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром –басней и с известным автором басен. Автор басен по-другому называется… А попробуйте сами мне дать определение. Это человек, который басни пишет (баснописец).
СЛАЙД №3 ( Коротко перечислить авторов басен.)
А кто из вас знает, что такое басня? (высказывания детей). У вас были разные предположения, а кто из вас прав, узнаем по ходу урока.
г) Работа с концептуальным колесом.
Возьмите, пожалуйста, «колесо предсказаний» и разложите на нем карточки, те, которые, как вы думаете, относятся к понятию «басня» . Эксперты групп зачитывают карточки. В группах происходит обсуждение, при выработанном решении группа показывает готовность.
Презентация групп. (выслушивание мнений учащихся, ничего не исправляется).
Я внимательно вас выслушала, а верно у вас или нет, вы определите, прочитав текст.
2.Фаза осмысления.
а) Работа с информационным текстом об авторе.
У вас на столах листы с текстом. Возьмите каждый по листу. Прочитайте текст самостоятельно (индивидуальная работа), очень внимательно, выполняя работу «литературного разведчика», расставляя на полях знаки:
СЛАЙД №4
«V» -я это уже знал
«+» -это для меня новое
«?» -у меня вопрос (я не понял)
После окончания работы обсудите в группах полученные результаты. Постарайтесь помочь друзьям, если у них возникли вопросы. (если остались вопросы без ответов, учитель отвечает)
б) Работа с концептуальным колесом.
А теперь снова вернемся к колесу предсказаний. Посмотрите, может быть вы хотите заменить какие-нибудь карточки на другие, которые больше подходят к понятию «басня»? (работа в группах). Чья группа готова к презентации - просигнализируйте. (Презентацию начните со слов : « Мы заменили карточку такую-то на …, мы решили, что у нас все верно и не стали ничего менять» )
Подведем итоги вашей работы.
-Как зовут великого русского баснописца? СЛАЙД №5 (краткая биография)
-Названия каких басен И.А.Крылова вы узнали из текста?
СЛАЙД №6
-С какой из них вы хотели бы познакомиться на уроке? (называют разные)
Мы обязательно познакомимся на уроках со многими баснями великого мастера. Начнем же наше знакомство с басни «Лебедь, Рак и Щука». А для того, чтобы представить наших героев, давайте их « покажем».
в) Физкультминутка
г) Первичное восприятие текста.
Откройте учебники на стр.104. Я прочитаю вам басню (или аудиозапись), а вы внимательно ее слушайте и следите за моим чтением.
-Понравилась вам басня?
-Что заставило вас улыбнуться?
-Кто является персонажами басни?
-Чьи еще слова вы услышали в басне? (автора)
-На что похожа басня? (на стихотворение, на сказку в стихах, на рассказ в стихах)
В басне много слов, значение которых вы не знаете. Попробуйте самостоятельно определить, что они обозначают и запишите ваши мнения. В каждой группе по 2 карточки. Презентация.
После выступления каждой группы учитель выводит на СЛАЙД №7 толкование слов из словаря Ожегова.
д) Работа с концептуальным колесом.
Вернемся к колесу предсказаний. Если у вас есть что изменить – измените. Презентация.
е) Повторное чтение (самостоятельно)
Прочитайте текст самостоятельно. Найдите в басне описание действий каждого героя. Поделитесь своими находками с друзьями. Удостоверьтесь, что выполнили задание верно.
Прочитайте строки о лебеде. Обратите внимание на слово « рвется». Лебедь не просто хочет взлететь, он вырывается с силой, ему нужна свобода, простор. Подумайте, какой характер у лебедя? (выберите карточки, подходящие к данному описанию)
- стремительный - свободолюбивый
- быстрый - сильный
Аналогично. Найдите в тексте действия рака, щуки.
А как вы думаете, почему имена нарицательные лебедь, рак, щука, автор превратил, как по волшебству, в имена собственные и записал их в басне с большой буквы? (рассуждения детей) Роль кого играют (исполняют) животные в басне? (людей). Когда животные играют роль людей – это иносказание , т.е. сказано (передано) через образ животных.
ж) Прочитайте вслух ту часть текста, в которой описываются все действия басни.
з) Работа с концептуальным колесом.
Внесите поправки в своем колесе предсказаний, если это требуется. Презентация.
Чьи слова в басне стоят до описания действий героев? (автора)
Прочитайте слова автора.
-Как вы думаете, о чем хотел сказать нам автор, о чем хотел предупредить? Обсуждение в группах. Презентация.
Вывод. Автор поучает читателей , предупреждает их, чтобы они не попали в такую же ситуацию. Поучительный вывод в басне называется -« мораль».
А теперь внесите, если надо , последние поправки в колесе предсказаний.
3. Фаза рефлексии.
Подготовьте в группах ответ на вопрос «Что же такое басня?»
Презентация групп.
СЛАЙД №8 (определение басни)
Молодцы! Вы хорошо поработали, провели большую исследовательскую работу. А сейчас на несколько минут каждый из вас станет тоже автором. Напишите в группах синквейн о персонажах нашей басни. Найдите точные слова, которые будут характеризовать наших героев и их действия. Эксперты подойдите ко мне и выберите героя.
Итог урока. Кресло автора.
Домашнее задание по выбору.
- Научиться выразительно читать басню, с расстановкой пауз и логических ударений на кальке.
- Выучить басню наизусть.
- Нарисовать героев басни, чтобы в рисунке чувствовался характер .
Работа Прямовой Ольги Анатольевны, учителя начальных классов ГБОУ СОШ №692 Калининского района Санкт-Петербурга
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жанры устного народного творчества 1.Этот жанр содержит шутку, вопрос-ответ, является небольшой сказкой. 2.Вы очень любите их отгадывать. 3.С нее начинается игра. 4.В этом стихотворном жанре происходит то, чего не может быть на самом деле. 5.Мама с ней укладывает малыша спать. П Е С Н Я Н Е Б Ы Л И Ц А С Ч И Т А Л К А З А Г А Д К А Р П И Б А У Т К А
Басни пишет баснописец Баснописец-
Кодовые Знаки «литературного разведчика» « V » -я это уже знал «+» –это для меня новое «?» –у меня вопрос (я не понял)
Иван Андреевич Крылов 1768-1844 г. Поэт, баснописец, драматург. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и в Твери. Старательно и упорно учился всему и всегда.
«Ворона и Лисица» «Слон и Моська» Мартышка и очки» «Лев и Лисица» «Свинья под дубом» «Квартет»
Словарная работа Воз - колесная повозка с грузом. Впряглись – запрячься в повозку. Из кожи лезут вон – очень стараются. Мука – сильное страдание. Ныне – теперь, в настоящее время. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз. Согласья нет – не могут сговориться, договориться. Судить не нам – высказывать какое-то мнение, суждение не нам. На лад – успешно.
Что такое басня? БАСНЯ- краткий (небольшой), чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного характера. В основе басни – аллегория* . Цель басни- осмеяние человеческих пороков, дурных поступков, явлений. Главные персонажи басен- чаще всего звери, олицетворяющие ( олицетворение ) недостатки и пороки. Краткий вывод в басне называется «мораль» . *Аллегория- иносказание, раскрытие понятия через образ.
Домашнее задание (по выбору) 1. Научиться выразительно читать басню , с расстановкой пауз и логических ударений на кальке. 2. Выучить басню наизусть. 3. Нарисовать героев басни, чтобы в рисунке чувствовался характер .
Литература и ресурсы 1.М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова- Справочник учителя начальной школы «Литературное чтение».ДРОФА, Москва, 2007г. 2.Марина Уртминцева «Словарь русской литературы». «Три богатыря» и «Братья славяне» из Нижнего Новгорода, 1997г. 3.С.И.Ожегов «Словарь русского языка».Москва «Русский язык», 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»
Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....
Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
Урок литературного чтения во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...
Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"
Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"...
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс И. Крылов "Зеркало и обезьяна"
Материал для открытого урока....
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России". В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...
конспект урока по литературному чтению 3 класс "И. Крылов. "Квартет"
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: И.Крылов «Квартет». Иллюстрация В.Серова.Цели деятельности учителя: знакомство с басней И.А.Крылова «Квартет»; форми...