Рабочая программа
рабочая программа по чтению (1 класс)

Орлова Светлана Анатольевна

Рабочая программа УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение72.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Пояснительная  записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. N 345. « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС (ред. от 24.04.2015) «Об образовании в Ростовской области»;
  • Устав МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 г. Сальска на 2019-2020 учебный год
  • Учебный план МБОУ СОШ №10 г. Сальска (утвержден приказом директора от 02.09.2019 №202)
  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №10 г. Сальска (утвержден приказом директора от 02.09.2019 №202)
  • Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №10 г. Сальска.

Программы по предмету программы  Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» УМК «Школа России», утвержденной Министерством образования и науки РФ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Москва «Проосвещение»  2014 г)

Место учебного предмета в учебном плане

Программа по литературному чтению рассчитана на 132 ч.4 часа в неделю-33 недели. В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2019 – 2020  учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа рассчитана на 132 часа.

Учебно-методический комплект

Аппаратные средства:

  Компьютер, проектор, принтер.

Учебно-методические пособия для учителя

УМК, применяемый на занятиях для учащихся первого класса состоит из следующих составных частей:

  • рабочая программа
  • 1        А.А.Плешаков         Сборник рабочих программ «Школа России»
  • 1-4 классы        2014        Москва «Просвещение»
  • 2        Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина        Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.        2014        Москва «Просвещение»
  • 3        Э.Н.Золотухина, А.В.Коровина, Л.Ф.Костюнина, Л.В.Котова, В.А.Попова        Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России»        2014        Москва «Просвещение»
  • В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина        Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.        2014        Москва «Просвещение»
  • В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина        Электронное приложение к учебнику «Русская азбука»        2014        Москва «Просвещение»
  • В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова        Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др.        2014        Москва «Просвещение»

Дополнительная литература

Журнал «Начальная школа»

газета «1 сентября».

Электронные учебные пособия:

Сайт издательства «Просвещение» .

http://drug12.ucoz.ru -  «Друг» Методические и дидактические материалы

Активные ссылки на порталы и сервисы для учителя:

http://www.uchportal.ru- Учительский портал

http://www.openclass.ru- Открытый класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения технологии

Подготовительный период 

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
  • выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи
  • выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
  • разделять слово на слоги с использованием графических схем;
  • делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
  • определять главную мысль предложения;
  • отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном.

Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

  • осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
  • выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
  • определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
  • артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
  • понимать смысловое значение интонации;
  • обозначать гласные звуки буквами;
  • рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;
  • наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: 

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу,  адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;

-вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);

- понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.

- пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках,

КоммуникативныеУУД:

- вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

проявлять интерес к новому учебному материалу

-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Букварный период (основной).

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- давать характеристику согласным звукам,

- узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

- читать слова с изученными буквами,

- узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,

- группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;

- обозначать йотированные звуки вначале слова и  после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;

- определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст;

- называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;

- правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;

- наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;

- выделять в однокоренных словах корень;

- объяснять значение многозначных слов,

- отгадывать буквенные ребусы;

-находить отрывки, которые могут ответить на вопрос;

- выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу;

-правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- находить рифму;

- придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы;

- различать значения многозначных слов

Обучающийся познакомится  с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,

опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

6. Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

7. Правильно сидеть при письме,  держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации,

Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Послебукварный период

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;

- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);

- определять тему, главную мысль произведения;

- правильно строить ответы на поставленные вопросы;

- ставить вопросы по содержанию прочитанного;

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;

- различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,  иллюстрация, аннотация);

- сравнивать различные по жанру произведения;

- кратко характеризовать героев произведений,

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему.

- вырабатывать навыки грамотного письма.

- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.

- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.

- формировать навыки правописания гласных в корне слова.

- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:

С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-игра, урок фантазирования, урок-выставка. Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы. Для контроля за освоением программного материала используются самостоятельные практические работы.

Структура курса

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи  (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

  • Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
  • Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
  • Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
  • Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

  • Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
  • Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
  • Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
  • Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением  гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

  • Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

  • Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
  • Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

  Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
  • выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • читать небольшой текст плавно, целыми словами с элементами послогового чтения;
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • понимать содержание прочитанного;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • читать со скоростью не менее 30-40 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
  • отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  • пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • находить заглавие текста, называть автора произведения;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  • высказать свое отношение к прочитанному;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам.

Содержание учебного предмета

Тема

Содержание программного материала

Добукварный период   (20  ч.):

Обучение чтению (9ч.)

Письмо (11 ч.)

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период 157(ч):

Обучение чтению  72ч.

Письмо  85 ч.

I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.

Знакомство с правилами гигиены письма.

III. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. 32 ч.:

Обучение чтению-12 ч.

Письмо -20 ч.

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака,  С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)    

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).

Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.

Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.

Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.

Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.

Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.

Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.

Календарно -  тематическое планирование- 1 класс 

Календарно-тематическое планирование «Обучение чтению»

№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

план

фактически

1

 Здравствуй, школа!

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль.

02.09

2

Речь устная и письменная. Предложение.

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

03.09

3

 Слово и предложение

1

Урок закрепления новых знаний и выработка умений

Самоконтроль. Внешний контроль

05.09

4

  Слово и слог.

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

06.09

5

Слог и ударение.

1

Урок закрепления новых знаний и выработка умений

Самоконтроль. Внешний контроль

09.09

6

Звуки в окружающем мире

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

10.09

7

Гласные и согласные звуки

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

12.09

8

Как образуется слог?

1

Урок закрепления новых знаний и выработка умений

Самоконтроль. Внешний контроль

13.09

9

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

16.09

10

Гласный звук [а], буквы А, а.

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

17.09

11

Гласный звук [о], буквыО, о.

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

19.09

12

Гласный звук [и], буквы И, и.

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

20.09

13

14

Гласный звук [ы], буква ы.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

23.09

24.09

15

16

Гласный звук [у], буквыУ, у.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

26.09

27.09

17

18

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

30.09

01.10

19

20

Согласные звуки [с], [с’], буквыС, с.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

03.10

04.10

21

22

Согласные звуки [к], [к’], буквыК, к.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

07.10. 08.10

23

24

Согласные звуки [т], [т], буквыТ, т.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

10.10

11.10

25

26

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

14.10

15.10

27

28

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

17.10

18.10

29

30

Согласные звуки [в], [в’], буквыВ, в.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

21.10

22.10

31

32

33

Гласные буквыЕ, е.

3

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

24.10

25.10

05.11

34

35

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

07.11

08.11

36

37

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

11.11

12.11

38

39

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

14.11

15.11

40

41

42

Согласные звуки [б], [б’], буквыБ, б.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

3

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

18.11

19.11

21.11

43

44

Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

22.11

25.11

45

Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

26.11

46

47

48

Гласные буквы Я, я.

3

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

28.11

29.11

02.12

49

50

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

03.12

05.12

51

52

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

06.12

09.12

53

54

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

10.12

12.12

55

56

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

13.12

16.12

57

58

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж,ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

17.12

19.12

59

60

Гласные буквы

Ё, ё.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

20.12

23.12

61

62

Звук [j’], буквы Й, й.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

24.12

26.12

63

64

6566

Согласные звуки

[х], [х’], буквы Х, х.

3

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

27.12

09.01

10.01

67

68

Гласные буквы Ю, ю.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

13.01

14.01

69

70

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

16.01

17.01

71

72

Гласный звук [э], буквыЭ, э.

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

20.01

21.01

73

74

75

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.

3

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

23.01

24.01

27.01

77

76

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

2

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

28.01

30.01

78

79

80

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

3

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

31.01

03.02

04.02

81

Русский алфавит

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

06.02

82

Как хорошо уметь читать.

«Ты эти буквы заучи» С.Маршак;

«Читалочка» В.Берестов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

07.02

83

«Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Е. Чарушин

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

17.02

84

«Наше Отечество»

К.Ушинский

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

18.02

85

«Первоучители словенские»  В.Куприн

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

20.02

86

«Первый букварь»

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

21.02

87

А.С. Пушкин.

«Сказки»

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

25.02

88

Л.Н. Толстой и К.Д Ушинский

«Рассказы для детей»

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

27.02

89

К.И.Чуковский

«Телефон», «Путаница»

В.В. Бианки «Первая охота»

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

28.02

90

С.Я. Маршак.

Угомон. Дважды два.

М.М. Пришвин «Рассказы для детей»

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

02.03

91

А.Л. Барто «Стихи»;

С.В. Михалков «Стихи»

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

03.03

92

«Стихи»

Б.В. Заходер;

В.Д. Берестов

1

Урок изучения и первичного  закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

05.03

93

Проект: «Живая Азбука»

1

Урок проверки, оценки и контроля знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

06.03

Календарно-тематическое планирование «Обучение чтению»

№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Дата проведения

план

фактически

1

Знакомство
с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

11.03

2

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

13.03

3

Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся,
а «Б» нет»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

14.03

4

Г. Сапгир
«Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

И. Гамазкова
«Кто как кричит?»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

15.03

5

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

Комбинированный урок

Самоконтроль. Внешний контроль

18.03

6

Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были бук-вы»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

20.03

7.

Е. Чарушин «Теремок»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

21.03

8.

Русская народная сказка
«Рукавичка»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

22.03

9.

Загадки, песенки, потешки

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

01.04

10.

Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки

Гусыни»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

03.04

11.

А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

04.04

12.

Урок-обобщение «Сказки, загадки, небылицы»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

05.04

13.

А. Плещеев «Сельская песенка».

А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

08.04

14.

Т. Белозёров «Подснежник».

С. Маршак «Апрель»

(с. 66–67)

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

10.04

15.

И. Токмакова «Ручей».

Е.Трутнева «Когда это бывает?»

1

Комбинированный урок

Самоконтроль. Внешний контроль

11.04

16.

Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!».

Урок-обобщение «Апрель, апрель!

Звенит

капель…»

1

Комбинированный урок

Самоконтроль. Внешний контроль

12.04

17.

И. Токмакова «Мы играли
в хохотушки».

Я. Тайц «Волк».

Г. Кружков «Ррры!»

1

Комбинированный урок

Самоконтроль. Внешний контроль

15.04

18.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
(с. 9–11)

1

Комбинированный урок

Самоконтроль. Внешний контроль

17.04

19.

К. Чуковский «Федотка».

О. Дриз«Привет»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

18.04

20.

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»

О. Григорьев
«Стук»,

И. Токмакова

«Разговор Лютика и Жучка»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

19.04

21.

К. И. Чуковский

«Телефон»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

22.04

22.

М. Пляцковский «Помощник».
«И в шутку и всерьёз»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

24.04

23.

Ю. Ермолаев «Лучший друг».

Е. Благинина

«Подарок»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

25.04

24.

В. Орлов «Кто первый?».

С. Михалков «Бараны»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

26.04

25.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек». В. Орлов «Если дружбой дорожить…»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

29.04.

26.

И. Пивоварова «Вежливый ослик»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

02.05

27.

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

03.05

28.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».Ю. Энтин
«Про дружбу»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

06.05

29.

Из старинных книг. Урок-обобщение
«Я и мои друзья»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

08.05

30.

С. Михалков «Трезор».

Р. Сеф
«Кто любит собак…»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

10.05

31.

В. Осеева «Собака яростно
лаяла»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

13.05

32

И. Токмакова «Купите собаку»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

15.05

33.

М. Пляцковский «Цап
Царапыч».

Г. Сапгир «Кошка»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

16.05

34.

Итоговая контрольная работа

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

17.05

35.

В. Берестов «Лягушата».

В. Лунин
«Никого
не обижай»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

20.05

36-38.

С. Михалков
«Важный
совет».

Д. Хармс «Храбрый  ёж».

Н. Сладков «Лисица и ёж»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

22.05

23.05

39.

Из старинных книг. Обобщение по теме
«О братьях

наших меньших»

1

Урок изучения  и первичного закрепления знаний

Самоконтроль. Внешний контроль

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...