Конспект к уроку литературного чтения (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок-обобщение знаний на тему : "« Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 50.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образование
средняя общеобразовательная школа № 585
Кировского района Санкт-Петербурга
Проект урока по чтению:
« Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»
2 класс
Подготовила:
Полякова Ирина Борисовна,
учитель начальных классов,
г. Санкт-Петербург
2019
Учебный предмет - литературное чтение, 2 класс
УМК – «Школа России».
Тема урока « Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока: создать условия для ознакомления учащихся с произведением Д. Хармса и С. Маршака, совершенствования навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.
Ожидаемые результаты
Предметные: выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответствующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении.
Метапредметные:
Регулятивные: учащиеся должны понимать и принимать, сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Логические: выделять существенную информацию из стихотворения, характеризуют героев.
Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличной от собственной, уважение иной точки зрения, умение слушать и понимать речь других, вступать в диалог, сотрудничать в парах и группах.
Личностные: понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.
Оборудование
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова "Литературное чтение" (I часть), 2 класс,
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, оценочные листы.
Этапы урока и хронометраж
№п/п | Название этапа | Хронометраж |
Этап мотивации. | 2 минуты | |
Речевая разминка. | 3 минуты | |
Проверка домашнего задания. | 5 минут | |
Физкультминутка. | 1 минута | |
Актуализация знаний. | 4 минуты | |
Сообщение темы и цели урока. | 1 минута | |
Первичное целостное восприятие произведения | 10 минут | |
Работа по теме урока. | 15 минут | |
Рефлексия. | 2 минуты | |
Подведение итогов урока. | 2 минуты |
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности). | I.Организационный момент. Прозвенел уже звонок И мы с радостью начнём урок Я желаю всем удачи, За работу, в добрый час! - С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. Слайд 1. - Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет. - Чтобы урок у нас был полезным, плодотворным, достиг цели, мы должны всегда помнить правила школьника. На уроке будь старательным Будь спокойным и …………….( внимательным) Работай не отставая , Слушай ….( не перебивая) Говори всё чётко , внятно , Чтобы было всё ……..( понятно) Если хочешь отвечать Надо руку ……( поднимать), Если друг стал отвечать , Не спеши …………( перебивать), А помочь захочешь другу, Подними спокойно ……( руку ). | Знакомство и приветствие учителя. (Дети занимают свои рабочие места.) (Ответы детей) |
II. Речевая разминка. | Слайд 2. 1. Ваня, Ваня – простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород. 1. Самостоятельная работа. - Прочтите самостоятельно этот текст. | |
2. Чтение небылицы. -Давайте прочитаем этот текст. | ||
3. Определение жанра произведения. -Определите жанр этого произведения. | Небылица – это шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобных историях. | |
4. Чтение небылицы с разной интонацией. - Давайте прочитаем небылицу с разной интонацией. С ворчащей интонацией. С удивлением. Весело. – Какую работу мы выполнили? – Оцените себя за эту деятельность. У вас на столах лежат оценочные листы. За каждую выполненную работу на уроке вы цветными карандашами в соответствующей клеточке рисуете овал желтый (красный цвет – высокий уровень, зелёный– средний уровень, красный– низкий уровень). | Дети читают отрывок с разной интонацией – Речевую разминку. (Оценивают себя) | |
5. Работа над рифмой. - Найдите в небылице рифмы. -Что такое рифма? | Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончание двух или нескольких строк. | |
III. Проверка домашнего задания. | – Какое стихотворение мы изучили на прошлом уроке? Кто автор? Слайд 3. – Что вы можете рассказать о Д. Хармсе? – Какой раздел литературного чтения мы начали изучать? – Какие издавались первые детские журналы? Как звучит полное название журналов. Слайд 4. | – Д.Хармс “Вы знаете?” (Дети рассказывают, что запомнили из жизни и творчества поэта) – Из детских журналов – “Чиж” (Чрезвычайно интересный журнал издавался в Ленинграде ныне Санкт-Петербург в 1930-1940 г). “Еж” (Ежемесячный журнал для детей издавался с 1928 г). |
– Кто читал эти журналы? – Какие детские журналы читаете вы? – Какое домашнее задание у вас было? | – Наши прабабушки и прадедушки. (Ответы детей) – Найти стихи Д. Хармса и выучить их. (Дети рассказывают наизусть или выразительно читают приготовленные дома стихи) | |
– Ребята, оцените свою работу в подготовке домашнего задания. | Работа в оценочном листе (Дети оценивают себя) | |
IV. Физкультминутка. | Мы сейчас все дружно встанем. Слайд 5. Мы сейчас все дружно встанем. | (Дети встают) |
V. Актуализация знаний. | – Послушайте и определите чей это звук? Слайд 6. – Разгадайте загадку. Я – и пташечка лесная, | (Если дети затрудняются, учитель предлагают загадку) |
– Сейчас послушаем небольшое сообщение о чиже. Слайд 7. | – Чиж (Выступает подготовленный ученик). | |
– Откройте учебники на странице 170. Прочитайте название стихотворения. – Кто авторы стихотворения? Слайд 8. – Что объединяет этих авторов? (Работали в соавторстве) | (Дети открывают учебники, читают название стихотворения) – Д. Хармс, С. Маршак – Писали стихи для детей, вместе работали в детских журналах. | |
VI. Сообщение темы и цели урока. | – Какая тема нашего урока? Слайд 9. | – Д. Хармс, С. Маршак “Веселые чижи” |
– Попробуем определить цели урока. | – Познакомимся со стихотворением Д. Хармса, С. Маршака “Веселые чижи”; будем развивать навыки осознанного, выразительного чтения; обогащать свою речь; пополнять свой багаж знаний стихами для детей. | |
– Кому посвящено это стихотворение? Слайд 10. – Который находился по адресу: Набережная реки Фонтанки, 36. | – 6-му Ленинградскому детдому. | |
– Что такое детдом? – После ВОВ во время блокады Ленинграда много было погибших, поэтому дети, оставшиеся без родителей и старших братьев и сестер, были вынуждены жить и воспитываться в детдомах. | Детдом – детский дом; воспитательное учреждение для детей, не имеющих родителей. | |
VII. Первичное целостное восприятие произведения | Слайд 11-40.
| Слушают. |
VIII. Работа по теме урока. | Самостоятельная работа | Читают стихотворение. |
Словарная работа. Слайд 11-40. – Все ли слова вам понятны? – Как вы понимаете… Судомойка – женщина, которая моет посуду. Кухарка – от слова “кухня”, повар. На посылках – тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник – Прочитаем содержание следующей части. – Какие слова необходимо объяснить? Кочережка – кочерга. Коромысло – деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки. Тетерка – тетерев. – Прочитываем следующий отрывок. Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком. – Читаем дальше Таратайка – двухколесная повозка. Запятки – место для слуги позади экипажа, кареты. Мотор – автомобиль Оглобля – длинная деревянная жердь (брус), которая крепится одним концом к оси колеса, а другим – к дуге и хомуту лошади. – Читаем последний отрывок | ||
Работа с текстом. – Кто главные герои в стихотворении? - Сколько было чижей? - В какой квартире они жили? - Кому посвятили это стихотворение поэты? - Почему они сравнивали детей и чижей? | ||
Знаете, это стихотворение написано было 72 года назад. Маршак работал консультантом в известном нам журнале «Чиж» и попросил Хармса к первому номеру этого журнала написать стих. о чиже. Получилось в результате 44 чижа вместо одного.
| Внимательно слушают учителя 44 чижа | |
| труд детей | |
| Что дети “чижи” трудолюбивые, дружные | |
| Легко, ритмично, интересно | |
| Занятия (действия) чижей в течение целого дня | |
Ответим на вопросы учебника.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Работа в группах: 2 группа – характеристика чижей (запись на листах). Отчёт у доски. Выборочное чтение. Работа в парах. - Найдите в стихотворении, какие чижи жили в квартире? - Подтвердите словами из стихотворения, кончив работу, чижи шли на охоту? - После охоты чижи дружно играли на чём? - Когда захотели спать, на чём чижи спали? - Найдите и прочитайте слова, которые помогают услышать чижей?
| Отвечают на вопросы учителя. Разбирают стихотворение. (Оценивают себя) | |
Слайд 41-42.
| Отвечают на вопросы учителя. Исполнение стихотворения под музыкальное сопровождение (Оценивают себя) | |
IX. Рефлексия. |
| Думают над вопросом учителя. На листах оценивания дети выставляют себе общую отметку за работу на уроке. Рисуют смайлик. Дети показывают свои оценочные листы. |
X. Подведение итогов урока. |
| Ответы детей |
XI. Домашнее задание. | – Откройте дневники, запишите домашнее задание. Стр. 170-173 выразительное чтение, по желанию выучить наизусть. Вместе с родителями спеть стихотворение – песню, приготовить сообщение о зяблике. Слайд 43-44. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках. |
Источники
Шаблон для презентации "Детвора» http://pedsovet.su/load/424-1-0-37785
Ученики за партами http://borisovna.rusedu.net/gallery/4998/ucheniki_za_partoi.jpg
Фото Хармса http://stories-of-success.ru/files/d-harms-4.jpg
Фото Маршака http://www.xurma.ru/wp-content/uploads/2013/06/Foto_marshaka-228x300.jpg
Физминутка http://m.10-bal.ru/pars_docs/refs/7/6993/6993_html_m448d4eb6.png
Обложка – Весёлые чижи http://cv02.twirpx.net/1603/1603611.jpg
Фото детского дома http://opentextnn.ru/data/529.11_miloserdie_6.jpg
https://i.mycdn.me/image?id=815033183072&t=0&plc=WEB&tkn=*cpsSXWda4ORASFypHfIfGGNHyfQ
https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0301/00029b10-09805702/hello_html_579a48a3.jpg
Диафильм - http://diafilmy.su/1301-veselye-chizhi.html
Песня «Весёлые чижи» - https://muzofond.com/search/%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B8%D0%B6%D0%B8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...
Конспект к уроку литературного чтения 4 класс ПНШ Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»
Тема урока: Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»Учебник: Н. А. Чуракова «Литературное чтение», 4 класс, 1 часть (УМК «Перспективная начальная школа»)...
Конспект к уроку литературного чтения 2 класс "Что такое хорошо и что такое плохо"
Литературное чтение 2 классТема: "Что такое хорошо, и что такое плохо"Цель урока: -формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; Предполагае...
Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.
Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"
Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...
Конспект с урока литературного чтения 1 класс
Конспект урока Литературного чтения по теме: "К. Чуковский "Федотка" О. Дриз "Привет"" УМК "Школа России" 1 класс...