Методическая разработка урока с применением ИКТ, видеозапись урока
методическая разработка по чтению (4 класс)
Данная разработка применялась на уроке Литературного чтения в 4 классе коррекционной школы ГБОУ ТРОЦ "Солнышко". На уроке использованы авторские разработки Библиотеки МЭШ.
Видеозапись урока доступна по ссылке: https://nsportal.ru/node/4183047
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок с применением ИКТ | 46.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Использование интерактивно-коммуникационных технологий обучения
Методическая разработка урока
Тема:
«Былины. На пользу и славу Отечества»
Разработчик:
Черняева Т.В., учитель
Москва, г.Троицк
2018
Тема урока:
Былина «Как Илья Муромец богатырем стал»
Аннотация: методичекая разработка урока посвящена теме применения ИКТ технологий в обучении. Разработка раскрывает вопросы практического использования электронных ресурсов, таких как библиотека МЭШ, электронные образовательные приложения. Демонстрирует практическое применение оборудования: интерактивной доски, планшетов на уроке. Показывает, каких обучающих целей можно достичь с помощью педагогической ИК технологии.
Содержание
- Введение
- Основная часть.
- Характеристика урока;
- Планирование урока;
- Рекомендации по применению методики ИКТ.
- Заключение.
- Список использованных источников.
- Приложения.
Введение
Отношение учащихся к компьютерным технологиям зачастую однобокое – компьютер и интернет воспринимается как развлечение, игрушка. Применение ИКТ в школе на уроке поможет учащимся по-другому взглянуть на современные электронные средства - планшеты, компьютеры, интернет. Это универсальные ресурсы, и только от самого человека зависит, как и для чего он их использует.
Применение ИКТ в образовании позволяет разнообразить обучение и воспитание, подобрать интересные материалы. Кроме того, у учащихся проявляется более высокая мотивация к обучению через ИКТ. Развивается внимательность, память, компетенции.
Данная технология – ИКТ – особенно актуальна сейчас, когда образование реформируется, все больше компьютеризируется, развиваются электронные ресурсы. Детям необходимы соответствующие компетенции и навыки поиска и восприятия информации из интернет - ресурсов.
Характеристика урока
Учебная дисциплина: Литературное чтение
Раздел программы: Древнерусская литература
Тема программы: Былины
Цель урока:
формирование общих компетенций по теме «Былины»
Вид урока: комбинированный с применением информационно-коммуникационных технологий
Цели (задачи):
— практические:
развитие компетенций в области IT: умение работать с образовательными электронными приложениями, управлять с планшета интерактивной доской, искать информацию в Википедии. Соотносить визуальную информацию (слайды) с литературным текстом
— образовательные:
Знакомство с легендами о богатырях,
Знакомство с древнерусской лексикой и бытом,
Изучение былины " Как Илья из Мурома богатырём стал",
Выполнение тестовых заданий
— воспитательные:
научить быть внимательным, использовать интернет в образовательных целях
— развивающие:
расширение кругозора учащихся; развитие интереса к литературе и мотивации к чтению; социокультурное развитие
Оснащение урока:
- Интерактивная доска, планшет
- Учебник Ильина С.Ю, Матвеева Л.В, Чтение, 4 класс (8 вид)
- Авторские материалы – Библиотека МЭШ. Сценарий электронного урока «Былины. На пользу и славу Отечества» https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/259399
Форма урока: урок теоретического обучения.
Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (слайды, видеозапись), интерактивные упражнения; методы контроля: устный опрос, выполнение электронных тестов.
Планирование урока
Этапы урока | Время | Дидактические средства, наглядность | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1.Организационная часть урока. | 2 мин. | Тема на экране интерактивной доски | Приветствие. Объявление темы урока. | Приветствие. |
2.Актуализация знаний. | 5мин. | Демонстрация слайда о жизни Древней Руси | Беседа о реалиях жизни древнерусской деревни. Вопросы. | Ответы учащихся. |
3. Демонстрация нового материала | 5мин. | Работа с видеофрагментом былины "Как Илья из Мурома богатырём стал". | Демонстрация видео на интерактивной доске, комментарии. | Слуховое и зрительное восприятие и осмысление видео. Ответы на вопросы. |
4. Повторное объяснение новой темы | 5 мин. | Краткое содержания былины "Как Илья из Мурома богатырём стал". | Показ слайдов иллюстраций к былине, комментарии. | Соотнесение визуального материала с литературным текстом, ответы на вопросы преподавателя. |
5.Тестовое задание по сюжету былины | 5 мин | Электронное приложение «Расположи иллюстрации по порядку». | Запуск приложения на интерактивной доске. Контроль выполнения. | Выполнение теста, Составление пересказа былины по иллюстрациям |
6.Расширение темы былинных богатырей. Новый материал. | 5мин | Знакомство с картиной Васнецова «Три богатыря» | Демонстрация слайда на доске, беседа с учениками | Ответы на вопросы учителя |
7.Контроль усвоения материала, тестовое задание | 3 мин | Интерактивное тестовое задание с выбором вариантов. | Запуск тестового задания, контроль выполнения | Выполнение на интерактивной доске теста в электронном приложении |
8.Домашнее задание. | 4 мин. | Выписать из Википедии (интернет-энциклопедии) характеристики других известных былинных богатырей. | Объяснение задания и назначение учащимся конкретных персонажей для изучения | Запись задания. Вопросы преподавателю. |
Ход урока.
1.Приветствие, тема урока
Здравствуйте!
Сегодня мы будем изучать очень интересную тему - жизнь нашей страны в древние времена. Откуда мы узнаем о том, как жили люди раньше?
Из легенд, преданий и былин. Итак, тема сегодняшнего урока: «Былинные богатыри».
2. Актуализация знаний.
Давайте посмотрим картину «Деревня. Древняя Русь». (показ слайда1 на интерактивной доске)
Ответьте на вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Чем заняты крестьяне?
- Чем изображенная деревня отличается от современности?
- Какие старинные орудия труда вы видите на картине?
Действительно, на картине изображена мирная жизнь, труд крестьян. Но не всегда времена были мирными. На страну нападали захватчики, и ее нужно было защищать. Героев в древности называли «богатырями». Их имена и подвиги сохранились в былинах и легендах.
3. Изучение нового материала.
Откроем учебник на странице. Прочитаем название былины:
«Как Илья Муромец Богатырем стал».
Предлагаю посмотреть видеофрагмент - чтение отрывка из этой былины.
(Демонстрация видеофрагмента 1 на интерактивной доске, источник материала: МЭШ)
─ О чем эта былина? Кто ее главный герой?
Ответы учащихся.
4. Повторное объяснение новой темы.
Демонстрация слайдов иллюстраций к былине на электронной доске.
Давайте посмотрим, как развивается сюжет былины.
- На 1 слайде мы видим, что в городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами.
- На 2 слайде изображены странники, зашедшие в дом к Илье. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу.
- Далее, на 3 слайде, Илья пошел помогать родителям. Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу.
- 4 слайд. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле. Так Илья становится богатырем и впоследствии совершает много подвигов.
Тестовое задание по сюжету былины
Запуск игрового приложения «Расположи иллюстрации по порядку», https://uchebnik.mos.ru/material/app/4376 источник приложения: библиотека МЭШ.
Ученики по очереди выполняют задание на электронной доске, отвечая на вопросы по ходу сюжета былины.
- Расширение темы былинных богатырей. Новый материал.
На Руси были и другие богатыри. Перед вами картина художника Васнецова «Три богатыря» (слайд).
Кто знает, как зовут этих богатырей? Чем они знамениты?
Каких еще богатырей вы знаете? Какие фильмы, книги про богатырей вы знаете?
Ученики отвечают.
- Контроль усвоения материала, тестовое задание
Запуск тестового задания, интерактивной доской управляет ученик с планшета.
Выполнение тестового задания с выбором вариантов «Кто из богатырей пролежал на печи 33 года?»
- Домашнее задание.
Ребята, дома нужно будет найти в Википедии информацию о разных богатырях. Все знают, что такое Википедия? Интернет-энциклопедия. Давайте распределим, кто о каком богатыре найдет информацию?
Нужно распечатать на принтере или выписать на лист А4 черты характера богатыря, его подвиги. Можно нарисовать иллюстрацию.
Распределение заданий.
Большое спасибо всем за урок.
Методические рекомендации по применению ИКТ на уроке
Ресурсы Библиотеки МЭШ предоставляют педагогам возможность использовать игровые приложения, тесты, видеоматериалы, слайды, ннфографику в дополнение к учебникам.
Учащиеся осваивают информационные технологии на примере учителя, видят примеры применения наглядных материалов, учатся усваивать многостороннюю информацию- визуальную, звуковую, сопровождающую текстовую информацию из учебника.
Для презентаций и создания инфографики рекомендуется использовать программу Powerpoint. Иллюстрации для слайдов можно найти в фотобанках и поисковых системах интернета, в Википедии.
Вся информация из интернета для дидактических материалов должна быть тщательно проверена учителем на соответствие возрастной категории учащихся.
Видеофрагменты учитель может вырезать из роликов youtube.com или других сайтов интернета с помощью редактора видео AVS video editor или вcтроенного видеоредактора Windows. Скачать видео из интернета поможет дополнение к браузеру, в данном случае использовалось Loady для Chrome.
Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес учащихся, повышается уровень познавательных возможностей. Презентации помогают объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий.
Заключение
Применение ИКТ имеет следующие преимущества для учеников:
- повышение мотивации, интереса к обучению
- более точное представление сложных для понимания явлений через зрительные и слуховые образы
- формировать компьютерные навыки и умения
- работать в индивидуальном темпе;
- выполнять самостоятельную исследовательскую деятельность при создании презентаций-докладов
Применение ИКТ позволяет учителю:
- применять интерактивные задания в обучении
- использовать библиотеку МЭШ и авторские аудио, видео материалы и постоянно пополнять библиотеку заданий своими собственными разработками;
- создавать проверочные работы и тесты, учитывая индивидуальные потребности учащихся;
- адаптировать материалы для индивидуального и группового подхода в обучении;
- разнообразить формы проведения урока
Литература и источники:
- Учебник Ильина С.Ю, Матвеева Л.В, Чтение, 4 класс (8 вид)
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Ред.: Мишина Т. Н.: Школьные технологии, 2019 г.
- Библиотека МЭШ. Сценарий электронного урока «Былины. На пользу и славу Отечества» https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/259399
- Википедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...
Методическая разработка урока по английскому языку.Тема урока «The three Billy goats»
Урок домашнего чтения для 3го класса...
Методическая разработка урока по обучению грамоте - интегрированный урок "Согласные звуки[б],[б\']и буквы Б,б.
Методическая разработка содержит иллюстрации и схемы к уроку. В урок включено написание букв и слогов....
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...
Методическая разработка урока по предмету МАТЕМАТИКА Тема урока «Деление многозначных чисел на двузначное»
Деление многозначных чисел на двузначное...
Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...