Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Валерия Сергеевна Лукина

Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_literaura.odt37.56 КБ

Предварительный просмотр:


Предмет: литературное чтение

2 класс

Тип урока: урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

Учебно-методический комплекс:  «Школа России»

Тема

Ф. Тютчев «Зима недаром злится». «Весенние воды».

Цель

Показать целостность художественного образа его общую природу в разных видах искусства  и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи.

Задачи

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,
  • расширение лексических знаний о слове;
  • при анализе стихотворении Ф.И. Тютчева “Зима недаром злиться” и “Весенние воды” обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения.
  • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Решаемые проблемы

- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;

- учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);

- воспитывать любовь к родной природе.

Понятия

«Лирический герой», «образ», настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при  вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируе-мый результат

Предметные:  учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;  формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:

- основные

- дополни-тельные

Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Бойкина М.В. Виноградская Л.А.);

проектор, мультимедийная доска, ноутбуки для учителя , презентация.

Этапы урока

Цели

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (универсальные учебные действия)

  1. Организационный момент
  • Проверить готовность к восприятию нового знания

Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка.

  • Организует создание рабочей атмосферы
  • Входят в рабочее состояние

  1. Введение в тему урока( мотивационный момент)
  • Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;
  • Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;
  • Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания .
  • Поставить цель урока.

Звучит музыка из цикла ”Времена года”  (“Весна”) П.И. Чайковского. На её фоне читаю четверостишие:

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко – красном

Шагает по земле:

Дети хором: “Весна!’ (слайд)

-Что помогло определить тему нового раздела?

(музыка, стихи)

Появляются иллюстрации на доске. (слайд)

-Чьи это картины?

-У меня к сожалению рассыпались и перепутались карточки с буквами. Попробуйте прочитать.

Ответ: Саврасов, Левитан.

- Как догадались? (читали через букву)

Какие произведения мы будем читать в этом разделе?

Есть ли знакомые авторы? В каком жанре они работают? Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? ( рифма, ритм, образные слова).

  • Организует анализ визуальной информации;
  • Организует выделение главного в информации;
  • Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств.
  • Воспринимают визуальную информацию;
  • Анализируют и выделяют главное;
  • Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.
  • Определяют тему урока
  • Отвечают на вопросы.

Личностные:

мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности.

Регулятивные:

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

Коммуникативные:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные:

Анализ визуальной информации, выделение главного в информации.

  1. Изучение нового материала.
  • Сформулировать затруднение;
  • Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;
  • Организовать плавное вхождение в тему урока;
  • Организовать дальнейшие учебные действия..

1. Актуализация знаний.

-Как вы узнаёте весну? ( дети говорят о приметах)

А только ли видно весну? Её ещё и слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечуь. Откройте учебники на стр. 110

Со стихами какого автора мы сегодня познакомимся?

Ф.  И. Тютчев (слайд) был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.  

2. Первичное чтение стихотворения “Зима недаром злиться” учителем.

-О чём рассказал автор? О борьбе Зимы с Весной).

-Как названа Зима? (Ведьма злая).

-А весна? (Прекрасное дитя).

Кого они тебе напоминают?

-Что делает Весна? А Зима?

 –На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)

-Как это называется такой прием?  (олицетворение)

-Поэт волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена написаны с заглавной буквы.  У поэта они ведут себя как люди. Докажите это их действиями. (слайд).

  • Организует подачу разноуровневого материала;
  • Организует обсуждение информации;
  • Организует выполнение пробного действия;

  • Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;
  • Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей.
  • Демонстрирует уровень знаний;
  • Высказывает свой взгляд на учебную проблему;
  • Обсуждают качества пробного действия;

  • Дают оценку учебной деятельности.
  • Работают с текстом.

Личностные:

Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.

Регулятивные:

контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.

Коммуникативные:

организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

Познавательные:

смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

  1. Самостоятельная работа.
  • Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;
  • Задать алгоритм самостоятельной работы;
  • Организовать проверку и самопроверку.

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.

- Прочитайте друг другу.

- Понравилось ли чтение? Чем?

  • Организует самостоятельную работу учащихся;
  • Задает алгоритм учебных действий;
  • Ставит проблемный вопрос;
  • Подводит к применению нового знания во внешней речи;
  • Организует проверку и самопроверку
  • . Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;
  • Работает над аспектами выразительности чтения;
  • Решает проблемную ситуацию;
  • Осуществляет проверку и самопроверку.

Личностные:

личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.

Регулятивные:

саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

Коммуникативные:

Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

Оформление диалогической речи.

Познавательные:

самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.

  1. Физкультминутка.

Дети выполняют движения.

  1. Продолжение работы над новм материалом. Работа по стихотворению “Весенние воды”.
  • Организовать осуществление проекта согласно плану;
  • Ввести новое знание во внешнюю речь;
  • Устранить затруднение;
  • Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта

Чтение стихотворения про себя, затем вслух.

Вопросы после чтения.

-Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении?  (Радость, ликования, ожидания теплых дней)

-Какие слова создают радостное настроение у читателя?

-Какой была природа до появления весенних ручьёв?

-Почему ручьям удалось пробудить природу?

-как называют себя весенние воды?

-Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами?

-Почему поэт называет майские дни хороводом?

-Итак, какая главная тема этого стихотворения?

  • . Организует анализ информации;
  • Организует поиск существенных признаков объекта;
  • Подводит к осознанию главного в информации;
  • Организует выдвижение и доказательство гипотез
  • Осуществляет анализ текста;
  • Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;
  • Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;
  • Отрабатывает алгоритм работы с текстом.

Личностные:

Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.

Регулятивные:

составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.

Познавательные:

поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.

Закрепление нового знания

  • Организовать условия достижения результата;
  • Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;
  • Повысить степень усвоения нового знания;
  • Обеспечить включение нового знания в систему знаний.

- Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).

- Кому лучше удалось передать настроение автора?

- Чье прочтение стало более выразительным и точным?

- Почему вы так считаете?

  • Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;
  • Проводит анализ информации;
  • Подводит к выдвижению аргументов;
  • Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона.
  • Осуществляет многократное прочтение стихотворения;
  • Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;
  • Проводит сравнительный анализ информации;
  • Устраняет ошибки и отклонения от эталона.

Личностные:

смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона,

Коммуникативные:

активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.

Рефлексия учебной деятельности

  • Зафиксировать результата учебной деятельности;
  • Оценить степень успешности овладения новым знанием;
  • Организовать проведение самооценки учащимися.

- Назовите автора, стихотворения которого мы сегодня читали.

- О чем это стихотворения?

- Какое  понравилось и запомнилось стихотворение?

- Какие другие стихи этого автора мы читали?

- Какие стихи о природе вы помните и любите?

- Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему?

  • Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;
  • Встраивает новое знание в систему знаний;
  • Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата.
  • Показывает уровень усвоения нового знания;
  • Дает самооценку своей деятельности;
  • Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности.

Личностные:

установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.

Регулятивные:

Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

Познавательные:

Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

  1. Домашнее задание

Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

Чтение: Ф.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"

Метапредметный урок: чтение + Изо с приложениями. Картины художников и детских рисунков о весне....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Урок литературного чтения 2 класс Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится...", "Весенние воды".

Конструкт   урока   литературного чтения на тему «Стихотворения «Зима недаром злится…», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева. 2 класс...