УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ.»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Солодова Нелли Витальевна

Предмет: литературное чтение.Тема урока: Сказки о животных. Характер героев. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок - исследование106 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование различных форм проведения уроков для развития творческих потенциалов учащихся»

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Сказки о животных. Характер героев.

Класс: 2

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ПО ТЕМЕ: «СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ.»

(комбинированный, обобщение и систематизация знаний)

ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКА:

1. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона        

   урока.

3. Развитие функции общения на уроке как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

1. Расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках.

2.  Выявить традиционный характер главных героев, дать их  сравнительную характеристику.

3. Раскрыть одну из особенностей этого типа сказок: животные говорят и действуют как  

    люди.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться в прочитанном тексте, пользоваться выборочным

    чтением для подтверждения своих суждений, умение пересказывать прочитанное.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Развивать мыслительную деятельность через решение проблемы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

2. Повышать культуру речи, воспитывать умение слушать друг друга.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Для учителя: тематические картинки, карточки-характеристики, хрестоматия по литературному чтению В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой, мифологический и толковый словари.

Для учеников: карточки с отрывками сказок, карточки читателей, хрестоматия по литературному чтению В.Ю. Свиридовой и Н. А. Чураковой, карточки-характеристики,  пословицы.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Приветствие гостей и настрой на работу.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

1. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

     Цель: разъяснить понятие «исследование», заинтересовать детей, увлечь, настроить на  активную деятельность. 

- Ребята,  каждый урок литературного чтения для вас необычен, т.к. каждый раз вы открываете для себя что-нибудь новое, узнаете какую-либо тайну. Сегодня я хочу предложить вам самим найти решение одной из тайн в устном народном творчестве.

Для этого мы станем  с вами маленькими исследователями.

- Кто знает, что значит исследовать?

(предположения детей)

- Давайте обратимся к толковому словарю:

Исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению.

- Так что же мы будем делать сегодня на уроке?

(изучать, выяснять)

2. СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ.

     Цель: сформулировать проблему исследования.

-У вас на столах лежат отрывки из различных произведений. Прочитайте и определите к какому жанру они относятся.

(чтение про себя)

    

 Наловил дед рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

     Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не шелохнется, лежит себе как мертвая.

     - Вот будет подарок жене, - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.

     А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке и по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама ушла.

(«Лисичка – сестричка и волк»)

  Жили – были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна – у лисицы изба растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

     Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала.

(«Лиса, заяц и петух»)

   

  Сбежались все крысы и мыши к Ваське – Муське и решили, что кот помер. Надо бы схоронить Ваську – Муську, чтобы не ожил, и начали копать яму всей силой.

А Васька – Муська лежит и смотрит: выкопали яму очень глубокую, метра три.

Тут кот зашевелился, как вскочит, да давай их ловить, да в эту яму складывать!

Набил ими Васька – Муська полную яму.

(«Васька – Муська»)

- К какому жанру относятся эти отрывки?

(сказки)

- Давайте прочитаем отрывки еще раз вслух: определим, из какого произведения отрывки; объясним непонятные слова; докажем, что это действительно сказки.

- Так что же такое сказки?

(высказывания детей)

-Давайте проверим по толковому словарю:

Сказки – произведения о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических, вымышленных сил.

Сказки, сказки – ярмарка чудес,

Мир волшебный, разноцветный лес.

Крылья сказок тихо шелестят,

Значит, в гости к нам они летят.

-Какие виды сказок вы знаете?

волшебные

бытовые

о животных

-К какому виду сказок относятся ваши отрывки?

(сказки о животных)

 

волшебные

бытовые

о животных

- Докажите. ( главные герои – животные )

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке,  что будет предметом нашего исследования?

(сказки о животных)

(открыть тему урока на доске)

- Кто главные герои в ваших отрывках?

(кот, лиса)

-Выскажите свое предположение, кто же будет объектом нашего исследования?

(кот и лиса)

(открыть картинки на доске)

картинка лисы

картинка кота

 

ФИЗМИНУТКА

Раз – присядка,

Два – прыжок –

Это котика зарядка.

А  лисята как проснуться,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть.

А  котята – спинку выгнуть

И  легонечко подпрыгнуть.

3. ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     Цель: выдвинуть рабочую версию, сформировав ее так, чтобы увлечь детей и заинтересовать их ходом исследования.

-Какое задание было у вас на каникулах?

(прочитать сказки о животных и заполнить читательские карточки)

-Положите перед собой читательские карточки.

Давайте посмотрим, часто ли встречались в сказках такие герои, как кот и лиса?

(ученики называют количество прочитанных сказок  и  сколько раз встретились наши герои)

- Какой можно сделать вывод?

(лиса и кот встречаются часто)

-А задумывались ли вы почему? Случайно ли это?

(вероятно неслучайно) (дети высказывают предположения)

- Так вот сегодня на уроке мы будем выяснять:

Почему кот и лиса часто являются главными героями русских народных сказок о животных?

              (открыть вопрос на доске)

- Как  вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

( поближе познакомиться; узнать, какие они; узнать характер, привычки)

- Значит, сегодня на уроке мы будем не просто говорить о сказках о животных, но и знакомиться с характерами главных героев.

(открыть 2 часть темы на доске)

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАБОЧЕЙ

   ВЕРСИИ.

     Цель: вывести школьников к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для выдвижения итоговой версии; подтвердить и развить рабочую версию.

А) - Вспомните, с какими сказками о животных мы познакомились на прошлых уроках?

( «Кот, петух  и лиса», «Кот и лиса» )

- Кто главные герои этих сказок?

- А как вы думаете, характеры у них одинаковые?

- Сейчас мы это выясним.

Открываем учебник на с. 3, перечитываем сказку «Кот, петух и лиса» и отвечаем на вопрос.

(чтение вслух по цепочке, ответы на вопрос с приведением примеров и доказательств из текста сказки)

-Как вы думаете, хватит ли изучить одно произведение, чтобы ответить на вопрос нашего исследования? (нет)

- Следующее задание для детей, у которых на столах лежат палетки. С их помощью вы подчеркнете в сказке «Кот и лиса» те места, где ярко представлены характеры наших  героев. Открываем и перечитываем сказку.

Остальные ребята возвращаются к нашим отрывкам и думают, как они характеризуют лису и кота.

(доказывают свою точку зрения) Я считаю…, Я думаю…, Я предполагаю…

-Вспомните и те сказки, что читали дома и приведите примеры поступков наших героев, которые их ярко характеризуют.

( дети приводят примеры из других сказок)

-А теперь, чтобы подвести итог и ответить на вопрос какими чертами наделены эти герои, выполним такое задание:

У вас на столах есть карточки. Девочки выбирают карточки с характеристиками лисы, мальчики – с характеристиками кота.

( 2 человека работают у доски)

- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

(дети проверяют, исправляют, добавляют, объясняют, почему не все характеристики использовали)

ЛИСА

КОТ

ловкость

отзывчивость

плутовство

заботливость

хитрость

рассудительность

лукавство

надежность

изворотливость

Доброта

коварство

ответственность

проворность

справедливость

              любознательность          вежливость

- Можно ли такими качествами наделить людей? Кто подразумевается вместо животных в сказках?

(В сказках животных наделяют человеческими качествами, они действуют и поступают как люди.)

- Как их зовут – величают в сказках?

(По имени: Котофей, по отчеству: Патрикеевна, братец, сестрица)

Б) -Вы все знаете такое высказывание:

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

-Почему так говорят?

(Хотя события вымышлены, но есть намек на реальность, подразумеваются люди.

 Сказки учат людей поступать правильно, благородно; быть добрыми, отзывчивыми…)

В) -Я поручила двум нашим исследователям изучить дополнительную литературу и выяснить точно: с чем же в сознании людей в старину связывались эти животные.

(выступления ребят с опорой на мифологический словарь)

Задание классу: перечислить то новое, что узнали из выступления ребят.

     Многие славяне считали своим предком медведя, волка, лису, зайца. Очень почитаемым был кот. Отсюда в русских сказках кот представляет собой защиту слабым и угрозу сильным животным, помогает в сложных ситуациях.

     Кот по славянским поверьям добрый дух. Он приносит изобилие в дом, радость и счастье. Поэтому до сих пор существует обычай вселяясь в новый дом, первым запускать в жилище кота.

     А так же существовало поверье, что у кошки «девять жизней». Девять (как и три) сказочное, волшебное, магическое число.

     Коты многие тысячелетия живут рядом с людьми. Неудивительно, что люди всегда с интересом наблюдали за своими питомцами и «лепили» с них сказочные персонажи.

     Лиса в древности считалась символом поглотителя мира, символом хитрости и коварства. И эти неприятные качества часто высмеивались людьми в сказках о животных.

     Практически любое добывание лисой пищи происходит с помощью хитрости. Славяне считали лису мировым злом, а кот наказывал это зло смертью или нейтрализовал его, женившись в сказках на лисе.

-Как вы думаете, то, о чем мы говорили на уроке, к каким выводам пришли, совпадает ли  с мнением ученых, составившим словарь?

ФИЗМИНУТКА

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

В) -У вас было задание подобрать пословицы о наших героях. Кто нашел?

(дети читают, объясняют значение)

Лиса семерых волков проведет.

Когда ищешь лису впереди, то она позади.

Лисичка всегда сытнее волка живет.

Он, как кот, на все ноги падает.

У кота коготки в рукавичках.

Гладка шерстка, да ноготок остер.

Какой можно сделать вывод?

- Подтверждают ли пословицы наше характеристики кота и лисы?

(наше предположение подтверждается)

5. ВЫДВИЖЕНИЕ ИТОГОВОЙ ВЕРСИИ.

     Цель: выйти на окончательное решение проблемы; выяснить для себя, почему же кот и лиса так часто являются героями русского народного творчества.

-Давайте вернемся к главному вопросу нашего исследования:

Почему кот и лиса часто являются главными героями русских народных сказок о животных?

-Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?

(дети делают окончательный вывод)

  • С древних времен люди наблюдали жизнь этих животных, считали их своими предками, наделяли их человеческими качествами.
  • Характеры этих героев очень яркие:

Лиса – лживая, изворотливая, плутовка; хитрая, лукавая, коварная обманщица.

Кот – хранитель домашнего очага, приносящий счастье в дом; добрый, ответственный, надежный защитник.

ПОЭТОМУ ЛИСА И КОТ ТАК ЧАСТО СТАНОВИЛИСЬ ГЕРОЯМИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     Цель: оценить результаты исследования; выявить причины затруднений учащихся; показать перспективу полученных знаний.

- Вам понравилось быть маленькими исследователями? (показать кружок: зеленый – ДА,

                                                                                                                              красный – НЕТ.)

- Что было самое трудное в исследовании?

- Хотите еще поучаствовать в исследовании? (показать кружок)

- У нас на доске есть волшебный цветок. Он нам подскажет, что мы будем исследовать на следующих уроках.

(7 человек выходят к доске и отрывают лепестки: на обратной стороне читают имена героев волшебных сказок)

- Что объединяет всё прочитанное? Что будет предметом нового исследования?

(волшебные сказки)

Оценивание:

Домашнее задание:

 

*Кроссворд;

* Рисунок понравившегося героя (на следующем уроке сравнить)

Используемая литература:

1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока. Издательство

    УЧИТЕЛЬ, 2003.

2. Мяэотс В. К. Построение урока литературы по модели « Обучение как исследование»

    ( статья )

3. Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе., ч. 1,2,3. Ростов-на-Дону, ЗАО

    КНИГА, Издательство УЧИТЕЛЬ, 2008.

4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Издательство УЧИТЕЛЬ, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

КРОССВОРД:

7

П

1

З

А

Я

Ц

К

О

Т

Р

Л

И

С

А

9

2

В

О

Л

К

С

Е

М

Е

Е

3

Х

В

О

С

Т

6

Н

А

4

Р

Ы

Ж

А

Я

Н

Ы

8

А

5

И

З

Б

У

Ш

К

А

А

О

Л

О

Б

О

К

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Герой сказки, у которого была лубяная избушка.

2. Битый герой сказки, везший небитую лису.

3. Что сунул волк в прорубь, чтоб поймать рыбу.

4. Окраска  лисы.

5. Что построила лиса изо льда?

ПО ВЕРТИКАЛИ:

6. Что выкинула лиса из воза мужика, прикинувшись

    мертвой?

7. Отчество лисы в сказках.

8. Герой сказки, которого съела лиса, прикинувшись

    глухой.

9. Лакомство для кота.

 

 

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ -------------------------------------------------------------

Название сказки о животных

Главные герои

лиса

кот

Например:

«Лиса и кот»

+

+

«Лиса и журавль»

+

--

ИТОГ:

----- раз

----- раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -исследование по окружающему миру на тему"Размножение животных"

Данный материал содержит конспект урока ,презентацию к уроку,тестовые задания , раздаточный материал .Методическая разработка составлена с учетом ФГОС , позволяет учащимя в игровой форме провести мини...

Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».

Урок литературного чтения в 1 классеТема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка»....

Контрольная работа по литературному чтению на тему "Сказки о животных"

Контрольную работу можно использовать на уроках по литературному чтению во 2 классе...

Урок-исследование по окружающему миру в 1 классе "Как животные готовятся к зиме" ПНШ

На этом уроке учащиеся познакомятся  с особенностями жизни животных осенью и узнают, как они готовятся к зиме....

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....

Урок-исследование по произведению М.В. Гаршина "Сказка о жабе и розе"

Тип урока: ОНЗ, урок-исследование.Цель: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро - бессмертен, что безнравственный эгоизм - обречён.Педагогические задачи: создать условия для знакомства...